Конспект урока и презентация по ОБЖ в 6 классе на тему: «Клещи. Клещевой энцефалит»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17»

Ефремовского района Тульской области






Конспект урока по ОБЖ
в 6 классе

«Клещи. Клещевой энцефалит»



подготовил

преподаватель-организатор ОБЖ

Ходырев Роман Геннадьевич


















г. Ефремов

2013











Тема: «Клещи. Клещевой энцефалит».


Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации с применением информационных технологий.


Тип урока: комбинированный.


Цели по содержанию:

  1. Образовательная: дать представление о клещах, их видах и опасной болезни – клещевом энцефалите, переносчиком которой они являются.

  2. Развивающая: продолжить формирование умений усваивать информацию с помощью ТСО, давать точные краткие и развёрнутые ответы на вопросы, конструировать определения понятий, работать в группе.

  3. Воспитательная: содействовать воспитанию учащихся.


Задачи:

1. Познакомить учащихся с особенностями поведения клещей весной, летом и осенью.

2. Ознакомить обучающихся с основными видами клещей и опасностью, которую они представляют.

3. Рассказать об основных правилах безопасного поведения на природе и оказания первой медицинской помощи при укусе клеща.


Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.


Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Средства обучения: презентация PowerPoint: «Клещи и клещевой энцефалит».


Оборудование: 1) компьютер; 2) мультимедийный проектор; 3)учебник.


План урока:

Этапы урока

Цели и задачи каждого этапа

Время

(мин)

1.

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

1

2.

Проверка домашнего задания

Проверить знания учащихся по безопасному поведению в жилище

5

3.

Фронтальная беседа

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о безопасном поведении

5

4.


Сообщение нового материала

Сообщить учащимся информацию об обеспечении личной безопасности на улице

15

4.

Практическая работа

Научить применять теоретические знания на практике

5

5.

Самостоятельная работа с учебником

Прививать навыки самостоятельной работы

7

6.

Подведение итогов урока

Обобщить теоретически сведения, полученные на уроке

5

7.

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2


Общее время урока:


45


На мультимедийной доске:

Число, месяц, год

Классная работа

Тема урока

Цели урока

Домашнее задание


Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

  1. Проверка домашнего задания

  1. Как себя вести при встрече с опасными животными?

  2. Каковы признаки готовящегося нападения у кошачьих?

  3. Почему крайне опасно подходить к животному с детёнышами?

  4. Почему крайне опасно подходить к животному во время гона и охоты?

Решение «весёлого теста» из учебника (стр. 121)

Вопросы для обсуждения: вопросы № 1,2 (стр.121)


  1. Изложение нового материала

Учитель объявляет тему урока «Клещи и клещевой энцефалит».(слайд №1)

Целеполагание и мотивация:

Не каждый из нас в повседневной жизни сможет сразу распознать в проползающей мимо безобидной букашке опасного клеща, знает о местах их наибольшего скопления и особенностях поведения, сможет оперативно его найти на своей одежде, правильно вытащить присосавшегося клеща. Многие из нас даже не знают о болезни энцефалит, о способах её передачи, предупреждения и лечения.

Учитель предлагает учащимся сформулировать цели урока.

(Обсуждение)

Учитель сообщает учащимся цели и задачи урока.

Первичное усвоение материала, осознание и осмысление учебной информации:

— Ребята, как вы думаете, в природе везде одинаковое количество клещей или в определённых местах клещей больше, чем обычно?

— Ребята, подумайте и скажите, где и в каких местах возрастает риск встретится с клещами?

(Обсуждение)

Записываем (слайд №2):

Места обитания клещей:

1. Клещи влаголюбивы и поэтому их численность больше в хорошо увлажнённых местах.

2. Клещи предпочитают умеренно затенённые лиственные и смешанные леса с густой травой и подлеском.

3. Много их на лугах, лесных оврагах и опушках, по берегам лесных водоёмов, так же их много на лесных дорожках, поросших по обочинам травой.


— Как вы думаете или может кто-то знает, слышал и нам расскажет о особенностях поведения клещей.

(Обсуждение)

Записываем (слайд №3):

Особенности поведения клещей:

  1. Время наибольшей концентрации клещей – с апреля по сентябрь, наиболее опасным является май.

  2. Наименьшее количество активных клещей наблюдается в ранние и предутренние часы.

  3. Наименьшее количество активных клещей наблюдается в ранние и предутренние часы.

  4. Если в непосредственной близости от клеща пройдёт человек или животное, то растопырив передние ноги, он пытается ухватить своего будущего хозяина.

  5. Если в непосредственной близости от клеща пройдёт человек или животное, то растопырив передние ноги, он пытается ухватить своего будущего хозяина.

— А теперь давайте с вами обратим внимание на мультемидийную доску, где показаны основные виды клещей: личинка, нимфа, мужская и женская особи.

Предлагаю зарисовать в тетради мужскую и женскую особь, внимательно изучить особенности строения и научиться отличать клеща от других насекомых и паукообразных в природе.

(Выполнение работы)

— Ребята, а переносчиком какого опасного заболевания является клещ?

— Энцефалит (Слайд №6).

— А что вы знаете об этой опасной для человека вирусной болезни, её переносчиках и способах передачи?

— Энцефалит – это опасное вирусное заболевание, при котором происходит воспаление мозга и поражение центральной нервной системы.(Записать)

Переносчиком вируса энцефалита являются клещи, которые питаются кровью заражённых этим заболеванием диких животных и птиц.

— Как передаётся вирус клещевого энцефалита?

(Обсуждение)


Записываем (Слайд №7)

Способы передачи вируса:

1. Присасывание заражённого вирусом клеща.

2. Употребление сырого молока животных у которых вирус находится в молоке.

3. При втирании вируса при раздавливании клеща или расчёсывании места укуса.


Записываем (Слайд № 8)

Симптомы заболевания

  1. Заболевание может начаться как на следующий день после укуса, так и через месяц, но в среднем через 1-2 недели после укуса клеща.

  2. Резко поднимается температура до 38-39 °С, начинаются судороги, параличи отдельных мышц.

  3. Позже, когда воспаление охватывает мозг, отмечаются головные боли, постоянную рвоту, потеря сознания, возбуждение с утратой ориентации во времени и пространстве.



— Ребята, как по вашему мнению можно защитится от клещей и клещевого энцефалита? Как можно обезопасить себя и близких от опасных последствий?

(Обсуждение)

Записываем (Слайд № 9)

Меры предосторожности:

1. Надо стараться удалить клеща раньше, чем он успеет присосаться. После прогулок по лесу следует осмотреть свою одежду и тело.

2. Ползёт клещ по человеку снизу вверх, поэтому следует куртку заправлять в брюки, штаны – в носки и сапоги, голову и шею закрывают капюшоном.

3. Самый надёжный способ защиты от клещевого энцефалита – это сделанная заранее прививка.


Практическая работа:

Учащимся сделать из своей одежды защиту от клещей (кроме головы).


Первичное закрепление учебного материала:

Работа с учебником:

Прочитайте текст учебника на стр. 137 и составьте памятку о мерах предосторожности от укуса клещей.

(Выполнение задания)

(Выборочная проверка работ)


  1. Подведение итогов урока

Вопросы для закрепления знаний:

Рефлексия:

Учитель предлагает высказаться классу о достижении целей урока.

(Ученики высказывают о достижении целей уроков)

— Ребята, давайте теперь с вами подведём итоги сегодняшнего урока и ещё раз повторим и обобщим то, что было пройдено:

1. Назовите основные места обитания клещей.

2. Каковы особенности поведения клещей?

3. А что вы знаете об этой опасной для человека вирусной болезни энцефалит, её переносчиках и способах передачи?

4. Каковы основные способы передачи вируса?

5. Каковы основные симптомы заболевания?

6. Как, по вашему мнению, можно защититься от клещей и клещевого энцефалита? Как можно обезопасить себя и близких от опасных последствий?


  1. Информация о домашнем задании

П.6.2, стр. 139, записи в тетради


Дополнительный материал

Учитель может зачитать фрагмент рассказа у костра про «паукообразную тварь» авторов Сергея Филенка и Юлии Маклаковой.

«И горели в небе звезды, как глаза волков голодных!» — пугающий лютый образ, Но в Карелии волк в последние годы не нападал на человека ни разу. Их, волков, не более 400 во всей республике.

Вероятно, «глаза клещей голодных» не повергнут вас в трепет? Нет
глаз у свирепого паразита… Каждый год только в окрестностях Пётрозаводска клещи запускают свои гарпунообразные хоботки — «жала» в кожу
более двух тысяч человек. Кровь пьют и самцы, и самки.

Человечье; невежество мнит их насекомыми. Нет, клещ — существо из
класса паукообразных. Не выше полуметра от земли взбирается слепой и
глухой вампир по ветке или травинке. Он чувствует свет кожей. Терпели­
во и безмолвно ждёт кровосос на былинке, пока обоняние не уловит запах
сальных желез млекопитающего. Источник запаха близко — и клещ па­дает. Он различает мельчайшие нюансы температуры: когда удается при­землиться на, нечто теплое, кровопийца на ощупь ищет на шкуре кор­мильца местечко без волос. Через час-другой он уже на теле: ползет по шее, спине, руке, животу; пробирается через пах или по
ключице, залезает в подмышечную впадину.

Клёщ буравит кожу зазубренным хоботком неощутимо, незамеченный жертвой. Постепенно за хоботком упырь проталкивает в кожу и голову, начиная сосать кровь. Теперь он присосался… А кровь уже неотврати­мо разносит по телу человека беспощадную болёзнь: вирус клещевого энцефалита.

В отличие от торопыги-комара, кровавый пир клеща может продол­жаться несколько дней.

Если прыжок с травинки приводит лишь к удару о холодную землю, клещ полезет наверх опять. Он снова и снова будет взбираться по ветке или травинке и там ждать. Терпеливо, безмолвно, неотвратимо».

МЧС Предупреждает!

Клещевой энцефалит относится к группе природно-очаговых инфекций, при котором поражаются различные органы и системы, в первую очередь центральная нервная система. Исходом его при тяжелом течении могут быть стойкие параличи, приводящие к инвалидности. Заражение человека происходит при присасывании клеща или расчесывании места укуса, иногда при употреблении в пищу инфицированного сырого козьего или коровьего молока. Заразиться клещевым энцефалитом можно в лесу, дачах, садово-огородных участках, при переползании клеща с одежды другого человека, кошек, собак, букетов цветов привезенных с дач, транспорте и даже в жилых помещениях. Эпидсезон длится с апреля по сентябрь с максимальной активностью по первую половину июня. Около 9% клещей заражены. Ежедневно за медицинской помощью в травмпункт обращаются более 2 тыс. человек.

 Профилактические мероприятия включают в себя:

  • Правильный подбор одежды с целью недопущения присасывания клещей. Для этого необходимо плотно застегивать воротник и манжеты рукавов, заправлять рубашку в брюки, брюки в сапоги, чтобы одежда плотно прилегала к телу, в манжеты рукавов, воротник можно вшить резинки.

  • Обязательно необходимо использовать так называемые реппеленты, вещества отпугивающие клещей. Необходимо оросить одежду до легкого увлажнения. Действие препарата сохраняется в течение 2х недель.

  • Само — и взаимоосмотр каждый час пребывания в лесу необходимо осматривать одежду и открытые участки тела, после возвращения обязательно осмотреть все тело, одежду, не забывать проверить букеты, сумки, корзины, а также кошек и собак, если их брали с собой.

Правильный выбор места отдыха в лесу. 
Следует избегать оврагов, захламленных мест, полян с высокой травой. Лучше отдыхать на пляжах без заходов в лес и заросли кустарника. Употреблять только кипяченое молоко. Если клещ был случайно раздавлен необходимо вымыть руки с мылом. Не сжигать клеща в пламени зажигалок, спичек, так как клещ может лопнуть и содержимое его может попасть в глаза.

Если клещ впился необходимо осторожно его удалить петлей из тонкой нити, накинутой на его головку, сначала его раскачать из стороны в сторону, а затем, легко потягивая, место укуса смазать йодом.

Лучше удалять клещей в медицинском учреждении: травмпункте — круглосуточно, в территориальных поликлиниках — в часы работы. После удаления клеща необходимо сделать инъекцию противоклещевого иммуноглобулина или использовать один из противовирусных препаратов: йодантипирин, амиксин, циклоферон. Лекарственные препараты имеются в аптечной сети города.

Эффективным средством профилактики является активная иммунизация при помощи вакцин против клещевого энцефалита. Вакцина повышает устойчивость к вирусу, привитые болеют реже и заболевание протекает значительно легче без осложнений. Полный курс состоит из 3х прививок. Начинать вакцинацию необходимо осенью (в октябре — ноябре), чтобы последнюю прививку сделать весной (в марте — апреле). В дальнейшем для поддержания иммунитета необходимо в течение 3х лет подряд делать ревакцинацию.

Любая последняя прививка должна быть сделана не менее чем за две недели до выхода в лес. Если прививка не сделана вовремя есть возможность экстренной иммунизации, но уже более дорогими импортными вакцинами, однако в течение четырех недель в период вакцинации выход в лес недопустим.

Болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Профилактика клещевого энцефалита должна быть комплексной, дополняющей друг друга, в этом случае она даст наилучший эффект.




Список использованной литературы


1. М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс. – 2-е изд.,- М.: Астрель, 2007



Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. Фрагмент рассказа «У костра» про «паукообразную тварь» авторов Сергея Филенка и Юлии Маклаковой.

  2. https://www.mchs.gov.ru












8


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: