Тема: Наркотики. Употребление и злоупотребление*
Цель уроков:
показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека.
Задача:
выявить прямую зависимость между наркотиками и поступками человека, ответственного за свое поведение и будущую жизнь
Ключевые слова: наркотики, пристрастие, зависимость.
Методический материал:
анкета «Наркотики и подросток»
рабочий лист «Скажи наркотикам — нет!»
сценарий ролевой игры
Ход работы:
1. Классный руководитель представляет классу сотрудника милиции, который будет вести программу «Д.О.М.», расшифровывает ее. Сотрудник милиции (ведущий) записывает свое имя на доске и сообщает школьникам, что он будет руководителем данной программы. Дает краткий обзор: продолжительность, темы, цели и задачи, вопросы, которые будут разбираться на уроках.
Сообщает, почему эта программа проводится, рассказывает о наркоситуации в городе, о правонарушениях подростков. Рассказывает о себе, где он работает, какое получил образование, о своей семье, детях, своих увлечениях. Приводит примеры из своей практики работы с подростками, злоупотребляющими наркотиками, и последствиях этого — нарушениях закона. Предупреждает, что сложившаяся в стране ситуация со злоупотреблением наркотическими веществами и незаконным оборотом наркотиков признана как угроза национальной безопасности России. Объясняет, что надвигающаяся опасность сделала необходимым проведение учебных занятий представителями правоохранительных органов. Предлагает школьникам — в случае, если у них есть вопросы на данную тему или будут возникать в процессе проведения программы — задавать их или записывать, а записки складывать в специально приготовленный ящик.
2. Погружение в проблему. Раздать каждому школьнику заранее приготовленные анкеты (см. Приложение). Необходимо объяснить цель анкетирования, отметить конфиденциальность, важность получения искренних и честных ответов. Рассказать, как нужно заполнять анкету. Проведение анкетирования позволит оценить ситуацию в классе и информированность подростков по данной теме.
3. Попросить учащихся, которые уже слушали беседы такого плана, поднять руку. Спросить, что им больше всего запомнилось. Выслушать 2-3 школьников, прокомментировать их точки зрения. Подвести итог дискуссии, акцентируя внимание на том, что они уже знают, как негативно табак, алкоголь и наркотики могут влиять на их физическое и психическое здоровье и в целом на их будущую жизнь. Дать понятие, что такое легальные и нелегальные (запрещенные) наркотики.
4. Обратить внимание, что учащиеся стали старше, более зрелыми и поэтому должны нести полную ответственность за свои действия и безопасность. Попросить учащихся вспомнить то, что они не могли себе позволить, учась в начальной школе (вечеринки, дискотеки, возвращение домой в позднее время и др.). Выслушать их мнение. Обратить внимание школьников, что они стали более свободны в своих действиях и могут встретить неожиданные ситуации, связанные с употреблением алкоголя, табака и наркотиков, которые угрожают их здоровью, влияют на поведение, за которое порой придется отвечать перед законом.
5. Попросить учащихся, ранее слушавших беседы по профилактике наркомании, вспомнить определение наркотиков, наркомании. Выслушать несколько ответов и дать самое правильное и точное определение этим понятиям. Выяснить, каковы последствия злоупотребления наркотиками, как влияют они на здоровье человека. Спросить, что означает выражение: «он употребляет наркотики». Выслушать ответы нескольких учащихся. Подводя итог, еще раз закрепить в сознании учащихся, что употребление как легальных, так и нелегальных наркотиков приносит человеку психический, физический и социальный вред. Заострять внимание учащихся на том, что у людей, принимающих наркотики и алкогольные напитки, могут возникнуть проблемы с законом. Привести примеры из своей практики. Вызвать к доске одного из учащихся, который будет записывать итоги дискуссии (один из вариантов см. в Приложении). Остальные школьники записывают в тетрадь. Закончить урок подведением итогов.