Влияние средств закаливания
на укрепление здоровья детей
В системе физического воспитания большое место принадлежит закаливанию.
Закаливание – это тренировка организма воздействиям внешней среды для повышения его устойчивости к колебаниям температуры (жаре и холоду, ветру и физической нагрузке и т.д.). С целью закаливание используются естественные природные факторы: воздух, вода и солнце.
Под влиянием закаливания у детей улучшается общее состояние организма, сон, аппетит, настроение, повышается выносливость к физической и умственной нагрузке, снижается заболеваемость, а также повышается сопротивляемость к детским инфекциям.
Под простудой понимают временное снижение сопротивляемости организма инфекционным возбудителям под влиянием переохлаждения.
Сущность закаливания состоит в его систематичность, постепенность с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребенка. Чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, t0 с воздуха в комнате должна быть около 220 .
Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем и при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребенка ,допуская снижение t0 до 15 – 170 с прекращая его за 20 – 30 минут до возвращения ребенка (время необходимое для восстановления нормальной t). Одежда малыша должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ему состояние теплового комфорта. Очень полезен сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении независимо от времени года.
После того, как ребенок улегся, в спальне открывают форточки или окна; прохладный воздух ускоряет наступление глубокого сна.
За 15 – 20 минут до подъема можно закрыть окно, чтобы воздух в комнате нагрелся.
Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играет прогулка. Здесь важно правильно одеть и обуть ребенка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.
Основные условия прогулки:
систематичность
регулирование одежды детей в зависимости от t воздуха.
чередование характера детской деятельности – надвижной или
спокойной в зависимости от погоды.
При t0 воздуха +6 до -2 дети должны быть одеты в 4-х слойную одежду.
При снижении t до -3-8 демисезонное пальто заменяется зимним, на ноги одевают утепленные сапоги.
В зимнее время важно предупредить переохлаждение организма ребенка. Для этого надо следить, чтобы ноги и руки у него были сухими, промокшие варежки необходимо своевременно заменять.
С наступлением тепла детей постепенно переводят на двухслойную одежду, а затем на однослойную.
Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребенок находится на свежем воздухе 4 – 5 часов.
Летом все режимные моменты должны проводиться на воздухе. В теплую погоду ребенка надо приучать ходить босиком.
Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного раздевания и одевания.
В эти 6 – 8 минут ребенок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, он получает воздушные ванны, находясь в облегченной одежде во время физкультурных занятий.
Тренированный ребенок может оставаться целый день в рубашке с короткими рукавами и в носках.
Под влиянием охлаждения кровеносные сосуды кожи сокращаются, и кровь с её поверхности приливает к внутренним органам. Затем начинается усиленная выработка тепла внутренними органами и прилив крови к коже: она розовеет, согревается. Последовательно проводимые воздушные ванны тренируют организм ребенка, приучают его приспосабливаться к внезапным понижениям t путем изменения кровообращения в коже и внутренних органах. Во время воздушных ванн улучшается кожное дыхание. Воздушные ванны благотворно влияют на нервную систему.
Воздушно – солнечные ванны можно проводить летом в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и ветра. Если ребенок очень раскраснелся или наоборот, побледнел, ведет себя неспокойно, нужно унести его в помещение, напоить водой и в следующий раз уменьшить продолжительность процедуры.
Для закаливания можно применять водные процедуры в виде обтирания, обливания, душа и купания.
Умывание детей тоже своего рода закаливание. Летом можно умывать детей прохладной водой из под крана.
Более сильно действует на закаливание организма общее обтирание, которое производится в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Сразу после обтирания кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением легкого массажа до появления умеренного покраснения.
Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (емкостью 0,5 литра). Воду льют на нижнюю треть голени и стопу. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на теплые ноги. После обливания следует растирание.
Игры с водой тоже могут быть использованы как закаливающие процедуры.
Оздоровительно – закаливающий комплекс включает много факторов –
1. это воздушный и температурный режим в помещениях.
2. рациональная одежда детей в помещении и на прогулке.
3.проведение утренней гимнастики в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении.
4. сон при постоянном доступе свежего воздуха.
5. прогулки детей в любую погоду.
Итак, чтобы получить положительный эффект, необходимо закаливающие процедуры проводить постепенно, менять их виды в зависимости от сезона и погоды, а также постепенно увеличить силу воздействия природного фактора.