Подготовила: Алтынник Антонина Николаевна,
учитель изобразительного искусства
МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.
Встреча в клубе «Здоровая Семья»
В заседании клуба принимают участие родители.
Ведущий. Спасибо, что пришли,
На праздник в нашем доме.
Позвольте все вам показать,
Со всеми познакомить.
У нас у каждого в семье
Есть золотые руки.
Кто пишет, режет, кто поет,
Тот не умрет со скуки.
Классный руководитель. Здравствуйте! Проблема, которую мы постараемся сегодня решить в нашем клубе – какая семья может считаться здоровой? Прошу принять участие всех в этом разговоре. Ведь ваши знания и опыт могут сослужить другим добрую службу. Может, они кому-то помогут, а кто-то просто задумается над тем, как он живет. Ваша активность сегодня будет оцениваться в баллах. Возьмите, пожалуйста, лист ватмана, фломастеры и напишите те качества, которые, по вашему мнению, присущи здоровой семье, а затем приколите ватман на стену под номером вашей группы (обсуждение продолжается 3 минуты – звучит музыка).
Классный руководитель (обращаясь к родителям). А теперь сравните свои ответы с ответами своих детей. Что вы можете отметить (обсуждение)? Что главное в каждой семье?
Конечно, любовь и взаимопонимание. Но вспомните, как часто мы приходили домой и вместо слов: «Добрый вечер! Как я рада тебя видеть!» – звучит: «Опять посуду не вымыл!». Не отсюда ли берут начало долговременные семейные конфликты и вообще все проблемы «отцов и детей»? Так давайте же вместе подумаем, как сделать так, чтобы дети лучше понимали нас, родителей, а мы понимали детей.
Сейчас вы увидите несколько проблемных сюжетов, которые подготовили дети. Они станут прологом к нашему разговору. (Звучит музыка. На сцене – русская изба, в ней сидит старик-пенсионер.)
Ведущий. За горами, за лесами, за широкими морями
Скажем к слову, например.
Жил да был пенсионер.
У старинушки три сына.
Старший был почти мужчина!
Был подростком средний брат, –
Младший – был акселерат…
(выходят братья).
Братья те учились в школе,
Помогали отцу в поле.
Словом, жизнь сказать не грех,
Не труднее, чем у всех.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе.
Вдруг старик наш заспешил, –
Их воспитывать решил.
Сыновья такой печали отродясь и не видали,
Коль совру: то я – не я!
Жизнь у каждого своя.
Старший бицепсы качает.
Средний ночи коротает,
Оседлав мотоциклет!
Младший с самых малых лет
Грудь цепями обмотал
И давно уж запевал
Изо всей дурацкой мочи
Хеви-метал среди ночи.
Как-то стало лишь смеркаться,
Начал старший собираться
В атлетический кружок.
Вдруг отец: Постой, дружок!
Для чего тебе, Данило,
Эта мускульная сила?
Всюду штанги, всюду гири –
Нету ходу по квартире.
Прекрати свои занятья.
На тебя же смотрят братья.
Ведущий. А пока отец в сенях
Перед старшим распинался.
Средний к двери пробирался.
Да на грех впотьмах запнулся:
Бах с крыльца и растянулся.
И отец ему тогда: Стой, Гаврило, подь сюда!
Кой же черт мне угодил
И я рокера родил?
Жизнь свою закончишь скверно:
На тебе в 15 лет
Уж живого места нет!
Ну-ка шлем клади на полку,
А не то намылю холку.
Ведущий. Рокер голову повесил.
В это время бодр и весел,
Весь в заклепках и цепях.
Младший сын возник в дверях…
Отец. Что я вижу, свет-Ванюша!
Измотал мою ты душу,
Всю я ноченьку не спал
Под грохочущий металл.
Ведущий. А они лишь отвечали:
Данило. Мы один совет слыхали:
«Перестань» да «прекратить».
Что ты можешь предложить:
Чем бы нам другим заняться
И с тобою не ругаться?
Ведущий. Тут старик наморщил лоб.
Долго он в затылке скреб.
Но доселе старый дед
Не собрался дать ответ…
Классный руководитель. Поможем дедушке выйти из трудной ситуации с честью. Что бы вы постарались изменить? Что делать, чтобы в семье не возникало таких ситуаций? (Обсуждение.)
Классный руководитель. Много различных мнений! Но, думаю, что вмешательство родителей в увлечения детей в этом возрасте уже мало что изменит. Надо было думать раньше. Остается только следить за тем, чтобы в своих странных увлечениях дети не нарушали законов и норм человеческого общежития. Давайте же подумаем, почему порой мы сердимся на детей, заставляем их думать, как нам хочется, не уважаем их мнение… Легко сказать: «Мне не нравится твой друг, больше с ним не дружи!» А что в итоге? Посмотрите еще один сюжет! (17-й век, Италия.)
Отец (входит строевым шагом). Здравствуй, сын!
Труффальдино (только что сочинявший стихи, вскакивает). Здравия желаю!
Отец. Вижу, занимаешься самоподготовкой. Чем конкретно?
Труффальдино. Изучал материальную часть аркебузы.
Отец. Молодец!
Труффальдино. Отец, разрешите обратиться.
Отец. Разрешаю.
Труффальдино. Докладываю: сегодня ко мне придут друзья. Все как один боевые ребята.
Отец. Знаю, знаю. Ну что же, очень рад. Только не приглашай Чиполотти, он мне не нравится. В голове ветер и никаких способностей к армейской службе…
Труффальдино. Будет сделано, отец! (Отец уходит, входят девушки.)
Смеральдина. Ну, Труффальдино, в дом к тебе приходишь, как будто в казарму. Кругом знамена, книги по военному искусству. Неужто ты в них прочел хоть пару строк?
Бригелла. Нет, Труффальдино наш далек от военных наук и строгостей казармы. Его душа стремится на Парнас. Ведь ты поэт, не правда ли, приятель?
Труффальдино. Поэзия – предел моих мечтаний. Зачем мне армия? И выносить все прихоти отца. Или грозит нам ныне неприятель? Зачем? К чему?
Бригелла. Вот наш поэт, я вижу, загрустил. Ты не забыл, зачем сюда пришли мы? Сегодня день рожденья Смеральдины!
Труффальдино. О, да, конечно. Смеральдина. И я осмелюсь в день рожденья преподнести ей скромный мадригал (читает стихи).
О, Смеральдина! О тебе все грезы!
И без тебя вся жизнь моя пуста.
Глаза, как звезды, щечки – словно розы,
И как кораллы – нежные уста…
(Входит отец.)
Отец. Что ты сказал? Уста?
Труффальдино. Устав, я говорю, строевой службы…
Отец. Ну что же, я вижу, вы серьезным делом заняты. Продолжайте. (Труффальдино отводит девушек в сторону.)
Труффальдино. И как кораллы – нежные уста!
А твой наряд…
Отец. Наряд? Кому наряд?
Труффальдино. Это Бригелла получила наряд вне очереди.
Отец. Ну хорошо, продолжайте.
Труффальдино. А твой наряд, воздушный и прекрасный
Вселил в меня лирический настрой…
Отец. Настрой?
Труффальдино. Ну да. В нашем строю. Боевое построение, строевая подготовка…
Отец. Прекрасно, прекрасно. Вот и займемся строевой подготовкой. В колонну по одному стройся! Песню запевай! Ать-два!… (Уходят.)
Классный руководитель. Объясните: в чем прав и в чем не прав отец? Как бы вы поступили на его месте, желая добра сыну? Можно ли что-то изменить еще в отношениях сына – отца, отца – друзей? (Обсуждение.)
Классный руководитель. В данном сюжете мы с вами наблюдали «игру масок». Явление, часто встречающееся в жизни. С одним человеком мы одни, с другим – другие… Что же делать? Конечно, необходимо снять с себя маски и определить для себя «кто же я»? И постараться быть самим собою… (Музыка.)
Классный руководитель. Конечно, хорошо если родители знают друзей сына, уважают его выбор. Задумайтесь, знаете ли вы, с кем дружит ваш ребенок, сколько вы можете назвать ребят из класса поименно? Сравните ваши наблюдения с результатами социологического исследования, которые я вам приводила. Вспомните, как ребята отвечали на вопрос: «Кого бы вы хотели пригласить на свой день рождения?» (Идет обсуждение. Музыка.)
Классный руководитель. Давайте теперь вспомним свое детство, когда вы и сами были маленькими. Помните, как вы, члены семьи: вы, родители ваших родителей – собирались за столом? Вы что-то обсуждали, рассказывали друг другу. При этом, как теперь принято говорить, налаживалась тесная связь поколений, рождалась атмосфера любви, взаимопонимания. Давайте представим, о чем мог идти обычный разговор и что, так легко и прочно, могло объединять представителей разных поколений. (Обсуждение.) Подводя некоторый итог этому обсуждению, кто из вас мог бы сказать: какие ценности, какие семейные реликвии сегодня хранятся в вашем доме, в вашей семье? (Выступление родителей.)
Классный руководитель. Мы уже не раз говорили о том, что здоровая семья – это та семья, в которой присутствует взаимопонимание, но не будет взаимопонимания и доверия там, где люди не умеют общаться, не слушают друг друга, быстро переходят на крик. Поэтому, давайте вместе подумаем, как сделать, чтобы ребенок лучше понимал ваши требования и выполнял их сразу. Прежде всего, старайтесь выполнять следующее условие.
Требование к ребенку должно быть:
– доведено до логического конца;
– содержать инструкцию к действию;
– быть эмоционально-сдержанным;
– быть выполнимым.
Классный руководитель. У каждой группы на столе лежит письменный сюжет. Каждая из предложенных вам ситуаций соответствует реальным ситуациям. Ваша задача: инсценировать ситуацию и подумать над тем, какому правилу она подходит.
Ситуация. Мама просит сына вынести мусор. Сын смотрит телевизор. Он не реагирует. Мама в третий раз просит сына, тот отвечает: «Сейчас досмотрю». Но вдруг в дверях появляется папа. Ведро сейчас же оказывается в руках у сына.
Вопрос: Почему так получилось?
Ситуация. Дочь звонит маме на работу, спрашивая, что ей съесть на обед. Мама, занятая в это время отчетом, говорит в трубку: «Найди что-нибудь в холодильнике!». И придя домой с работы, обнаруживает, что нет банки икры, приготовленной к празднику…
Вопрос: Виноват ли ребенок или сама мама, и что надо было делать в таком случае?
Ситуация. Вечером родители пришли с работы. Они устали, а сын включил телевизор. И сразу послышалось резкое: «Не мешай, ты думаешь только о себе, эгоист».
Вопрос. Как объяснить ребенку, что он может делать и что не может? Как сказать так, чтобы было не очень обидно?
Ситуация. Утром мама говорит ребенку: «Придешь домой из школы, не забудь сходить в магазин, погулять с собакой, вынести ведро, забрать сестру из детского сада, помыть посуду, и, главное, сделай уроки». Возвратясь домой, родители обнаруживают, что все сделано, кроме уроков, ребенок спит, его начинают ругать.
Вопрос: В чем ошибка родителей?
(Родители разыгрывают ситуации, каждая обсуждается.)
Классный руководитель. Умение общаться – одна из важных черт культурного человека. Человеческое общение, как считают ученые, начинается еще задолго до рождения. Общаться друг с другом нам приходится постоянно. Но почему-то у нас не всегда получается так, как хочется, как задумано. Значит, не всегда нас понимают, или мы не хотим понять других. Значит, набравшись терпения, надо искать такие слова, такую интонацию, чтобы другие хотели и могли понять нас, тогда и мы научимся понимать других. Легче всего это получается в неформальной обстановке, которую мы попытались создать сегодня для вас. (Музыка, следует приглашение к чаю.)
Классный руководитель. Посмотрите, какие красивые и, наверное, вкусные блюда приготовили наши родители. У вас было и еще одно небольшое домашнее задание: подготовить рецепт (по возможности приготовить) «здоровой пищи». Все рецепты пронумерованы. Общаясь и дегустируя, отметьте наиболее понравившиеся похвалой, а мы в этом случае объявляем имя автора.
Классный руководитель. Продолжая разговор о «здоровой семье», хочется спросить, что еще может и должно быть в семье, что «сглаживает» острые углы семейных споров, разногласий? Конечно же, праздники, когда вся семья собирается вместе, совместные приготовления, общая радость, когда у каждого есть своя задача в подготовке празднования, возможно, готовятся музыкальные номера, розыгрыши.
Давайте и мы не будем скучать. Вспомним три песни, которые любят родители и дети, которые смогут спеть все присутствующие. (Оценивается быстрота нахождения песни, качество исполнения в группе. Подведение итогов конкурса.)
Классный руководитель. Мы уже говорили, что сила семьи в совместных делах и интересах. Правда, как нам хорошо, когда мы вместе занимаемся домашними делами, вместе отдыхаем, отмечаем праздники. Может кто-нибудь захочет рассказать о своих семейных праздниках, традициях. (Выступления родителей.)
Классный руководитель. Хочу напомнить, что не последнее место в семейных мероприятиях играют конкурсы. Вот сейчас и мы предложим вам поучаствовать в полезном и познавательном конкурсе. (Музыка.)
Знаете ли вы, что в буквальном смысле слово «экономика» переводится с греческого как «искусство ведения домашнего хозяйства». Люди давно пришли к выводу: благосостояние семьи зависит не только от доходов, но и от умения ими распоряжаться. Я предлагаю вам сейчас проявить свои экономические способности. Объявляется конкурс: как можно рациональнее распорядиться деньгами при минимуме оставшихся средств до зарплаты. У всех одинаковая «n»-я сумма денег. Но вам необходимо:
1. Приготовить ужин.
2. Приобрести моющее средство.
3. Выполнить обещание: повести сына (дочь) в театр (цирк парк).
Как вы распорядитесь выданной вам суммой?
Классный руководитель. Подведем итоги нашего вечера. Какой же вывод из всего увиденного и услышанного можно сделать?
Больше внимания, любви к своим детям, друг к другу.
Ведущий. Много слов на земле.
Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд.
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова – всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Классный руководитель. На этом можно закончить заседание нашего семейного клуба. Что же такое «здоровая семья»? С чем ее можно сравнить? Это небосвод, на котором всегда светит солнце. Лучи этого солнца – взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела. И давайте будем помнить о том, что все: и взрослые, и дети хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества, а также о том, что какова наша семья – таковы наши дети, таким будет наше будущее, такой будет Россия. (Музыка.)
Мудрые мысли (можно оформить на стендах).
«Всю жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать». (А. М. Горький)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях». (Б. Паскаль)
«Человек подобен дроби, где числитель – это то, что он собой действительно представляет, а знаменатель то, что о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь, если знаменатель – бесконечность, дробь равна нулю». (Л. Н. Толстой)
«О достоинствах человека надо судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется». ( Ларошфуко)
«Человек есть не что иное, как ряд его поступков». (Гегель)
«Грязная мука может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить все дело». (А. П. Чехов)
Литература
Журнал «Воспитание школьников», № 3, 1991.