Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока( обучения умениям и навыкам) по ОБЖ
для 7 класса
на тему: «Наводнения»
Автор: учитель ОБЖ Мураховская О.А.
с.Рождествено, 2014 год
Цель урока: продолжить формирование знаний учащихся по теме : «Наводнение», усвоить основные понятия и научные факты.
Задачи:
-образовательные: сформировать на уроке новые понятия о поражающих факторах наводнения, его последствиях ; обеспечить усвоение правил оказания первой медицинской помощи при утоплении; научить делать выводы; формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку, научить самостоятельно делать выводы; формировать умение активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве; активизировать познавательную активность.
-развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с картой и схемами; умение работать в коллективе.
-воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, формирование интереса к будущему страны; формирование ответственности; воспитание положительного отношения к знаниям; товарищеской поддержки.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
На доске:
1.Поражающие факторы наводнения
2.Последствия наводнения
3.Правила поведения при наводнении
4.ПМП при утоплении. ПМП при переохлаждении человека.
3.Проверка домашнего задания.
-Дайте определение термина «наводнение».
-Соотнесите определение и понятие
это стремительное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей.
| |
Паводок |
это ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение объёма воды в реке, которое сопровождается выходом её вод из берегов и затоплением поймы реки.
|
Затор |
это явление, сходное с …. льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы. Образуются на реках в период формирования ледяного покрова.
|
Зажор |
это скопление льда в русле реки, ограничивающее её течение. Образуются обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек.
|
-Чем отличается половодье от паводка, затор от зажора?
-Могут ли люди предотвратить наводнение?
4.Введение знаний
*Работа с текстом( в группах)
Задание: в тексте найдите и выпишите причины смерти людей во время наводнения, причины разрушения зданий
Текст 1
Первым смыло Андрея. у него не хватило сил, поток был просто сумасшедший. Дальше держаться не было сил и у нас. Под дождем, в полной темноте мы из последних сил гребли против течения к верхушкам деревьев. Кажется в движение пришло все: деревья, обломки мебели, машины. Все это плыло, вставало на дыбы, ударялось о дама, разрушая их. Мы пробыли в холодной воде около 8 часов, было холодно и страшно.
Текст 2
В 24 00- 1.00 первый сильный выброс воды. Высота воды около 2,5-3 метра. Брус затопило полностью и понесло. Дочь ударилась головой о стойку потеряла сознание. Я ее придержал над водой, через несколько минут она пришла в себя. Когда вылазил в окно, меня чуть не унесло, напоследок успел схватиться за задний верхний габарит- фонарь. Потом с Андреем вытащили всех на крышу , Вода, а скорее бурлящая каша из глины досок, деревьев и веток. Было впечатление что просто где то прорвало плотину. Ну не могла вода дважды за ночь прибавлять за считанные минуты по метру.Стены домов подмывало, они рушились.
Выслушать причины, найденные детьми. Дать понятие поражающих факторов наводнения.
*Работа со схемой
-Как вы думаете, каковы последствия наводнения ? ( выслушать ответы детей)
Предложить заполнить схему:
переохлаждение дорог
Линии электроперед. утопление зданий
разрушение Гибель людей
Травмы, связанные с падением деревьев,…….
Канализации и водопровода
Последствия наводнения
эпидемия
голод Смыв слоя почвы
Гибель раст., животных неурожай
-От чего чаще всего гибнут люди при наводнении?
Дать сравнительную таблицу времени нахождения человека в воде в зависимости от ее температуры:
+24∘ | +10-15∘ | +2-3∘ | -2∘ | |
Время | До 9 часов | Max/ до 4,5 часов | Max до 15 мин. | Max до 8 мин. |
-Утопление бывает трех видов : истинное, сухое и синкопальное( раскрыть особенность каждого)
-Какую помощь необходимо оказать человеку, который тонет?
-Как вы думаете, почему спасатель подплывает к утопающему сзади , а не спереди?
-Расскажите последовательность действий после доставки пострадавшего на берег/сушу?
Дать информацию о технике реанимации
-Избежать гибели можно, если правильно следовать сообщениям ГО ЧС и МЧС.
*Просмотр видеоролика «МЧС. Правила поведения при наводнении»-2,5 минуты
-Каков алгоритм действий?
*Творческая мастерская
-Нарисуйте знаки-подсказки на тему «Алгоритм действий при угрозе наводнения»
Защита проектов.
5.Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.
-Что не рекомендуется делать?
Ситуация: «Наводнение в вашем населенном пункте продолжается вторые сутки. Вы уже находитесь на чердаке своего дома со всем необходимым ( не захотели оставлять дом). Уровень воды поднялся до 70 см, течение сильное. Вам надоело сидеть на чердаке, и вы решили перебраться на соседнюю улицу, где находится пункт эвакуации.»
А) переберетесь самостоятельно
Б) будете ждать спасательную технику
В) воспользуетесь помощью соседей
-Что не относится к последствиям наводнения?
А) обморожение
Б) отключение электричества
В) отключение газа
Г) эпидемии
Д) переломы
-Почему в затопленных районах людям необходимо соблюдать усиленные меры гигиены?
-Из карточек составьте правильную последовательности при оказании ПМП утопающему.
6.Подведение итогов обучения.
-Что узнали?
-Чему научились
7.Определение домашнего задания
Заполнить схему:
Правила поведения Поражающие факторы причины последствия виды наводнения