Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 28 «Ромашка»
Конспект урока ОБЖ для 3 класса
«Сохранить осанку – сберечь здоровье»
подготовила воспитатель
Касьянова Людмила Дмитриевна
г. Юрга
2013 г
«Здоровый вид лучше, чем рекомендательное письмо» — гласит французская пословица. Как правило, прямая, стройная осанка, лёгкая походка украшают человека. Все мы знаем, как на Руси ценилась в женщине красивая, гордая стать. Вот например у А.С. Пушкина «…величава, выступает словно пава…», или у Некрасова «…с красивой силой в движениях, с походкой, со взглядом цариц». Эталоны мужской красоты менялись со временем, однако представления великих ваятелей Древней Эллады об идеале красоты прошли сквозь века. С горечью приходится сознавать, что количество «Аполлонов» и «Афродит» неуклонно сокращается, и это видно уже в дошкольном возрасте. Правильная ли у детей осанка? К сожалению, этот вопрос мы задаём себе порой довольно поздно. По различным статистическим данным нарушение осанки в детском и подростковом возрасте наблюдается у 80% школьников. О чём это говорит? Прежде всего, об неиспользованных резервах формирования осанки в дошкольном возрасте. ХХI, как и XX, век не без оснований называют веком человека сидячего и даже сидячей цивилизации. Наши дети проводят огромное количество времени у телевизора и компьютера. Формирование правильной осанки – одно из условий здоровьетворения и здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Будучи педагогами, мы обладаем возможностью формировать у детей знания и привычки, которые помогут им сформировать хорошую осанку и сохранить её в течение всей жизни, так как правильная осанка это не только красота и изящность движений, но от нее зависит общее состояние здоровья ребенка. Хотелось бы, чтобы и семья в полной мере участвовала в решении этой проблемы.
Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у детей дошкольного возраста правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем, подготавливают организм ребёнка к тем нагрузкам, которые ему предстоят в процессе деятельности в течение дня.
Упражнения для утренней зарядки нужно подбирать так, чтобы в них чередовалась работа разных мышечных групп – плечевого пояса, спины, живота и ног.
Но просто выполнять методические наклоны, занятие довольно унылое. Поэтому лучше всего игра в зарядку или подвижные игры. Так как игра — это всегда ненавязчиво и неназойливо.
Участвовать при этом должны все члены семьи. Вы начните, а дети всегда охотно присоединятся.
Можно с детьми проводить игры, направленные на усвоение правильного положения тела при ходьбе: «Не потеряй!», «Цапля». Ношение тяжестей на голове (книга, мешочки с песком), вызывает у детей напряжение мышц шеи и спины, что способствует воспитанию грациозной, активной осанки и формированию нормальных изгибов позвоночника на различных уровнях (шейном, поясничном).
Предложите детям ходить разными видами шага и прыжков в каждую из комнат вашей квартиры «Весёлые прыжки вместе с мамой». Это всегда будет весело и полезно!
Можно использовать вспомогательные средства: игрушки, мячи, ленты…, это стимулирует выполнение упражнений.
Если ребёнок теряет интерес к каким-то упражнениям, постарайтесь их заменить. Примеры упражнений и игр помогут вам идти в правильном направлении для решения этой задачи.
Не забывайте хвалить ребёнка и разрешайте ему восхищаться вами в выполнении упражнений!
Упражнения и подвижные игры
для формирования правильной осанки
«Лодочка» Цель: укрепление мышц спины, живота; гибкости. Ручейки звенят-поют, То и знай, встречаются. Наши лодочки плывут, На волнах качаются. (Е. Благинина) | |
«Ах, ладошки, вы, ладошки» Цель: формирование осанки. Встаньте прямо, заведя руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Ах, ладошки, вы, ладошки За спиною прячем вас! Это нужно для осанки, это точно Без прикрас! |
«Ходим в шляпах»
Цель. Формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие равновесия, ловкости, координации движений.
Количество игроков. Любое.
Инвентарь «Шляпа» для каждого игрока — книга, дощечка, колесико от пирамидки.
Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз — «шляпу». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала, и кто не нарушил осанку.
Варианты. Детям предлагается: 1) не ходить, а пританцовывать; 2) пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом; 3) пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы, лежащие на полу или площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т.д.).
« Слушай внимательно!»
Цель. Развитие внимания, координации, умения сохранять правильную осанку и равновесие.
Количество игроков. Любое.
Инструкция. Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. На команду «Пень!» становятся на одно колено, опустив голову и руки, затем сразу же встают и продолжают движение по кругу. На команду «Елка!» останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На команду «Сноп!» останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой. Затем указанные команды даются вразбивку. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. Сначала команды подаются через каждые 6-10 секунд, затем темп постепенно ускоряется до 3-5 секунд. Ведущий контролирует правильность осанки.
Список использованной литературы:
1.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Учебное пособие, М., «Гном и Д.», 2008
Используемые источники интернета:
https://www.pozvonochnik.org/?view=carriage
https://deti.ledibashkirii.ru/elena-blaginina/494-lodochki