Конспект урока ОБЖ «Терроризм и безопасность человека» 11 класс

Открытый урок ОБЖ в 11 классе

Тема: Терроризм и безопасность человека.

Цель и задачи: -сформировать у учащихся представление о терроризме;

-ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях террористического акта;

-развивать активную познавательную деятельность учащихся;

-воспитывать ответственное отношение к своей жизни и жизни окружающих



Оборудование: компьютеры с выходом в интернет, мультимедиа с презентационным сопровождением урока.

Время: 90мин.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

-Объявление темы и целей урока.

  1. Актуализация знаний.

Слайд№1

  1. Просмотр видео сюжета. ( «Терроризм», фрагменты телепередачи «Военная тайна»)

— Что такое терроризм?

3. Решение проблемы.

Слово учителя:

Термин «терроризм» вошел в употребление еще в конце 18 в. для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции.

В современной литературе под терроризмом понимают:

а) политику насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны;

б) метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия

В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней.

Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов.

-Какие крупные теракты конца 1990- начала 2000-х гг. вам известны?

Примерные ответы учащихся:

  • газовую атаку нервнопаралитическим газом зарин в токийском метро в марте 1995 (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек),

  • взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 (погибло 168 человек),

  • взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300 человек),

  • атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек),

  • захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников),

  • взрыв дискотеки курортного места на острове Балу в октябре 2002 (погибло 189 человек, ранено 300),

  • взрывы в Грозном (декабрь 2002) (число жертв 60 человек), в Моздоке (август 2003) (погибло 49 человек),

  • захват заложников в школе североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004) (погибло 335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших дети).

Слайд № 2

— Каковы причины роста терроризма?


1. Политическая разобщенность общества, ожесточенная борьба за государственную власть, к которой подключаются криминализированная финансовая олигархия и обыкновенные уголовники.

2. Глубокие противоречия в экономической сфере, социальная дифференциация народа, обусловленные переходом к рынку на основе непонятных и неприемлемых для большинства народа либеральных идей.

3.Рост организованной преступности.

4..Увеличение нелегального «рынка оружия». По самым «скромным» подсчетам, в 1990-1993 гг. в Россию было незаконно ввезено около 1,5 млн. стволов огнестрельного оружия

5.Упадок общественной нравственности, утрата ориентиров в воспитательной работе, отказ от воспитания молодежи, пропаганда в СМИ насилия, наркомании, алкоголизма и прочих извращений.

6. Низкая эффективность работа государственного аппарата, правоохранительных органов и спецслужб, отсутствие надежных механизмов правовой защиты людей.


Слайд № 3


Так что же такое терроризм.?


Терроризм (от латинского terror— «страх», «ужас»)

Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму»(принят в2006г.)

Терроризмэто идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Слайд № 4

  • На сегодняшний момент в мире насчитывается более 500 террористических организаций это: «Хесболла» («Партия Бога»), также известная как «Исламский джихада», «Аль-Кайда», «Аум-Синрике», « Хамас», «Эль-Джихад», « Исламский институт Кавказ»,«Организация Усам Бен Ладен», «Фонд Исламского спасения».







4. Основные типы терроризма.


Слайд № 5-14

Слово учителя:

Террористы-националисты ставят своей целью формирование отдельного государства на базе этнической группы.


Религиозные террористы применяют насилие к иным религиозным конфессиям, заявляя о религиозных мотивах, определенных свыше.


Левые экстремисты заявляют о разрушении капитализма и замене его коммунистическим режимом.


Правые экстремисты, сторонники фашистских режимов.


Транспортный терроризм проявляется в захвате и угоне воздушных и морских судов.


Экономический терроризм инициируется лишь экономическими интересами его заказчиков. Всплеск в нашей стране 1993-1999г. в период активного процесса приватизации


Международный терроризм, как правило осуществляет свою деятельность на территории соседней страны. Может быть направлен не только против граждан или организации, но и против целого государства.( Разрушение в США Всемирного торгового центр а Нью-Йорке и Пентагона 11 сентября2001г.)


Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства.

Цель: завоевания политической власти.


Криминальный, или уголовный, терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определенных уступок от властей, запугать власть и население страны. Именно с этим явлением и столкнулась Россия в 1992-1994 гг.


Виртуальный( компьютерный) терроризм. Используют новейшие технологии связи, поражают программное обеспечение информационной цепи. Разновидностью виртуального терроризма является телефонный.


Слайд № 15


Основным элементом террора является террористическая акция.

Цель: организация взрывов, пожаров, угон самолетов захват заложников; похищение людей; получения выкупа, транспортных средств, оружия или установление власти «сильной личности»


Слайд № 16

— Что могут использовать террористы в качестве орудия преступления?

-взрывчатые вещества и различные взрывные устройства;

-ядовитые АХОВ и отравляющие химические вещества;

-отходы и материалы ядерной промышленности;

— боеприпасы и мины различных типов.






Слайд № 17

Любая террористическая акция имеет три обязательных элемента:

Террориста ( исполнителя), его жертву( объект нападения) и лиц, на поведение и позицию которых должен повлиять террористический акт.


Слайд № 18

Вопросы противодействия терроризму закреплены в Ф.З.РФ « О борьбе с терроризмом». В соответствии с этим законом общее руководство борьбой с терроризмом возложено на Правительство РФ. Непосредственно мероприятия по противодействию террористическим актам осуществляет ФСБ ,МВД ,Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство обороны РФ, Федеральная пограничная служба в пределах своей компетентности.


5. Самостоятельная работа учащихся с использованием выхода в интернет. Учащиеся в группах отвечают на поставленные вопросы.


Слайд № 19


Как защитить себя при угрозе террористического акта.


Поиск ответов в интернете на поставленные вопросы.

В поисковую систему Яндекс вписываем вопрос: Правила поведения при террористических актах? Далее ищем ответ на следующие вопросы:

1.Что делать при обнаружении взрывчатого устройства?

2.Основные правила поведения при захвате в заложники?

3.Действия человека оказавшегося в завале?

4.Правила поведения при захвате самолета террористами и освобождение заложников спец.подразделением?

5.Правила поведения при получении писем содержащих химические, порошкообразные вещества, и при получении угрозы в письменном виде. . Ответственность за участие в террористической деятельности.

6.Порядок приема сообщения по телефону об угрозе террористического акта?

7.Признаки указывающие на возможность установки взрывчатого веществ? Правила поведения при взрыве в метро?


6. Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Слайд № 20




Слайд № 21





Слайд № 22

.




Слайд № 23

Правила поведения при перестрелке в доме и на улице. Действие человека оказавшего в завале?








Слайд № 24





Слайд № 25









Слайд № 26-27






Ответственность за участие в террористической деятельности.

Статья 206. Захват заложников наказывается лишением свободы на срок от 5 до 20 лет.

Статья 207.Заведомо ложные сообщения об акте терроризма наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, либо исправительными работами на срок от одного до двух лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет


7. Контроль знаний.

Проверочный тест

( Ответы на тест слайд №28)







  1. Подведение итогов урока.

Слайд №29-30.

  • Терроризм –это общественное зло.

  • Необходимо учиться правилам поведения при угрозе и проведении террористического акта.

  • Психологически быть готовым к действиям в опасных и экстремальных ситуациях (установка на выживание).

  • В государстве должна быть система борьбы с терроризмом.


9. Объявление оценок, домашнее задание п. 18.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: