МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»
ДЕТСКИЙ САД №20 «ЗЕМЛЯНИЧКА»
Конспект урока ОБЖ
«В стране дорожных знаков»
подготовили:
заведующий Ногина Светлана Витальевна,
воспитатель Кузнецова Юлия Лазаревна.
Архангельск
2012 год
Программное содержание:
1.Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. Закреплять знания о значении дорожных знаков, учить подбирать дорожные знаки к конкретной ситуации. Продолжать учить классифицировать дорожные знаки по группам: предписывающие, предупреждающие, запрещающие. Закреплять умение ориентироваться на схеме безопасных подходов к детскому саду.
2.Развивать диалогическую речь, учить находить ответы на поисковые вопросы. Развивать умение строить распространенные предложения, комментируя свой выбор и действия.
3.Развивать наглядно-образное мышление, операции анализа и синтеза. Развивать умение делать выводы и умозаключения. Развивать наглядную и слуховую память, операции запоминания и воспроизведения. Развивать устойчивость внимания.
Материал и оборудование: плоскостные дорожные знаки, карта с маршрутом движения, три обруча цвета основных сигналов светофора, схема безопасного подхода к МБДОУ, цветные стрелки, дидактическая игра «Дорожная азбука» (ситуаций), символ «Светофора»- ключ, разделенный на части.
ХОД.
Воспитатель: Ребята, я сегодня собрала вас по очень важному делу и пригласила в гости к нам Шапокляк, чтобы она помогла нам в изучении правил дорожного движения. Но где же она?
( воспитатель обращает внимание на шум, в зал вбегает Шапокляк с чемоданом)
Шапокляк: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Шапокляк!
Шапокляк: Я пришла к вам в гости сказать, что я стала послушной. Услышала, что вы изучаете правила дорожного движения. Я с собой принесла вот этот чемодан с сюрпризом, который вам поможет в изучении этих правил.
Воспитатель: Открывай скорее.
Шапокляк: Чтобы открыть чемодан, нужен специальный ключ. Сейчас я его поищу. Ой, а я когда бежала по стране дорожных знаков, его выронила, он упал, сломался, и все кусочки разлетелись. Надо скорее бежать его искать.
Воспитатель: Подожди Шапокляк, а где находится страна дорожных знаков? Возьми нас с собой, мы тебе поможем. Как нам попасть в эту страну?
Шапокляк: А у меня есть карта, по которой мы можем посмотреть, как туда попасть. Я предлагаю сейчас же отправиться в страну дорожных знаков и найти, выполняя задания, все кусочки ключа. Тогда мы сможем открыть чемодан.
Воспитатель: Ребята, давайте мы все вместе отправимся в страну дорожных знаков и найдем ключ. Шапокляк, а как мы попадем в эту волшебную страну?
Шапокляк: Вы сможете ориентироваться по карте? (достает карту). Помогут вам в этом предписывающие дорожные знаки.
Воспитатель: А что это за знаки такие- предписывающие? Кто подскажет?
Дети: Это знак, который показывает, куда нам двигаться или что нас ожидает впереди.
Воспитатель: Правильно, это знаки синего цвета.
Воспитатель: Вот и первый знак (рассматривают карту). Ребята, смотрите по карте, в каком направлении идти нам указывает этот знак?
Дети: Прямо
Шапокляк: Вот и первое задание.
Нам необходимо отгадать загадки о знаках дорожного движения.
5. У дороги, словно в сказке, На столбе живет трехглазка. | |
2. Эй, водитель, осторожно, Ехать быстро невозможно. Знают люди все на свете- В этом месте ходят….. дети | 6. Ни во двор, ни в переулок, Ни в пустячный закоулок Не проехать тут никак Не позволит этот знак. Помни! Означает он: «Въезд машинам …» запрещающий знак |
3. На машинах здесь, друзья, Ехать никому нельзя, Ехать можно, знайте дети, Только на … велосипеде | 7. Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на тонких курьих ножках, А в резиновых сапожках… автобус |
4. Всё не просто, всё не так — | 8. Что мне делать, Как мне быть? Нужно срочно позвонить. Должен знать и ты, и он, В этом месте… телефон |
Воспитатель: Ребята, вот и потерянная часть ключа от чемодана. Давайте отправляться дальше. Посмотрите на карте, какое направление мы выберем. Прямо или повернем направо?
Дети: Здесь указан поворот направо.
Воспитатель: Вот и второе задание. Нам необходимо собрать дорожные знаки, соединив все половинки.
Дорожные знаки разделены на 4 части и разложены на столе. Дети подбирают части дорожного знака. Воспитатель спрашивает детей, какие знаки получились: «Въезд запрещен», «Место остановки автобуса и ( или) троллейбуса», «Внимание дети», «Пешеходный переход», «Остановка запрещена», «Движение пешеходов запрещено».
Воспитатель: Ребята, скажите, а все здесь знаки похожи или разные?
Дети: Знаки отличаются.
Воспитатель: Да они отличаются по значению (воспитатель предлагает рассмотреть знаки и определить их назначение).
Вот, например, знаки «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено» и знак «Остановка запрещена» — это запрещающие знаки, они обозначают, что движения транспорта и пешеходов запрещены. Эти знаки в красном кружочке.
Вот знак «Дети»- это предупреждающий знак, он говорит о том, что вблизи может быть какая-то преграда для автомобилиста и пешехода. Эти знаки в красном треугольнике.
Вот знак «Пешеходный переход» и знак «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»- это предписывающие знаки. Они обозначают, где нужно переходить проезжую часть, останавливаться, чтобы не нарушить правила дорожного движения. Они в квадрате синего цвета.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот еще потерянная часть ключа от чемодана. Давайте отправляться дальше. Посмотрите, в каком направлении нам нужно двигаться дальше? Прямо или повернем налево?
Дети: Здесь указан поворот налево.
Воспитатель: Третье задание будет сложнее. Вам необходимо быть внимательными и слушать меня. Я буду описывать знак, а вы должны его найти. Готовы?
На столе разложены дорожные знаки, дети встают вокруг стола.
— знак круглый, красный, запрещающий, с кирпичом посередине («Въезд запрещен»)
— знак прямоугольный, синий, с белым квадратом посередине, указательный, с изображением вилки и ножа («Пункт питания»)
— знак треугольный, красный, с белым треугольником, предупреждает, изображены дети («Дети»)
— знак круглый, синий, изображен велосипед («Велосипедная дорожка»)
— знак круглый, красный с синим кругом посередине, красные полоски крест- накрест («Остановка запрещена»)
— знак круглый, синий, с белыми стрелками, предписывающий («Движение прямо и направо»)
Воспитатель просит назвать дорожный знак и что он обозначает.
Воспитатель: И с этим заданием мы справились. Вот еще одна часть ключа.
Шапокляк: Ребята, меня крокодил Гена тоже учит дорожным знакам. Я их с собой их принесла, сейчас покажу.
Имитирует, что споткнулась, рассыпает на ковре все знаки.
Ой, что же я наделала. Как я теперь узнаю, где запрещающие, где предупреждающие, а где предписывающие знаки?
Воспитатель: Не волнуйся Шапокляк, ребята тебе помогут.
Шапокляк: Вам нужно в красный обруч положить все запрещающие знаки, в желтый все предупреждающие, а в зеленый все предписывающие.
На полу лежат три обруча, изображающие светофор. Дети должны разложить в них знаки. Во время игры Шапокляк допускает ошибку.
Воспитатель: Молодцы ребята. Шапокляк давай посмотрим. Ребята, почему вы в красный обруч положили эти знаки? Что говорят нам все эти знаки? Как называются все знаки, находящиеся в красном обруче? Ребята, посмотрите, все ли знаки в обруче предупреждающие? Почему знак «Въезд запрещен» не предупреждающий? В какой обруч необходимо было Шапокляк положить этот знак? Почему? Какие знаки вы положили в зеленый обруч? Что говорят нам эта группа знаков?
Шапокляк: Молодцы. А вот и следующая часть ключа. Осталось немного. Но сначала я предлагаю вам поиграть и немного подвигаться.
Воспитатель: Давай Шапокляк поиграем в игру «Я водитель!»
Еду, еду, на машине (Имитируют движение рулем),
Нажимаю на педаль (Ногу сгибают, вытягивают),
Газ включаю, выключаю (Рука к себе, от себя),
Смотрю пристально я вдаль (Приставляют ладонь ко лбу).
Дворники считают капли (Руки сгибают перед собой в локтях),
Вправо, влево. Чистота! (Наклоняют руки вправо, влево).
Волосы ерошит ветер (Над головой шевелят пальцами),
Я- водители, хоть куда! (Поднимают вверх большой палец рук)
(играем 2 раза)
Воспитатель: Мы немного отдохнули. Давайте посмотрим, куда отправимся дальше. Знак показывает, что необходимо повернуть направо. Вот еще одно задание. В жизни может случиться много разных ситуаций, дорожные знаки помогают нам действовать правильно и не попадать в неприятности. Просто нужно знать, что каждый из знаков обозначает.
На столе разложены картинки — пазлы. В одной части ситуация, к которой необходимо подобрать знак (больница, дети переходят улицу, дорога в лесу и рядом лось, автобус стоит на остановке, полицейский остановил велосипедиста, мальчик едет на велосипеде по велосипедной дорожке), в другой части соответствующий знак.
Шапокляк: Перед вами картинки с ситуациями. Вам нужно подобрать к ним свой знак.
Воспитатель просит объяснить ситуацию и выбранный детьми знак.
Воспитатель: Вот и еще один кусочек ключа. Посмотрите, куда нам отправиться дальше.
Дети: Прямо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину, что вы видите?
Дети: Наш детский сад, дорогу, пешеходный переход, знаки, школу, остановку.
Воспитатель: Правильно. Это схема безопасных подходов к нашему детскому саду. А в кого мы превращаемся, когда идем по улице?
Дети: В пешеходов.
Воспитатель: Вам необходимо довести своего человечка по безопасному пути до садика, используя стрелки.
На мольберте изображена крупно схема безопасных подходов к дошкольному учреждению, на четырех сторонах расположены человечки разного цвета, дети определяют с помощью цветных стрелочек безопасный путь для каждого человечка.
Воспитатель предлагает детям показать указкой путь каждого человечка, комментируя его словами.
Дети: Идет прямо, доходит до светофора, ждет зеленый сигнал, идет по пешеходному переходу и прямо в детский сад и т.д.
Воспитатель: Посмотрите, вот еще одна часть ключа. Давайте попробуем из всех частей его собрать.
Дети составляют из частей ключ, изображающий «светофор». Не хватает одной части.
Воспитатель: А где же еще одна, последняя часть? Не у тебя, Шапокляк?
Шапокляк: У меня, но я так просто вам ее не отдам. Вы должны внимательно меня слушать и говорить «Это я, это я, это все мои друзья», если вы это делаете. Но будьте внимательны, я могу говорить и неправильные действия.
— Кто проезжую часть перейдет в месте, где есть знак «Пешеходный переход»?
— Кто на красный сигнал идет по проезжей части?
— Кто поможет старым людям перейти на светофоре?
— Кто на проезжей части не играет?
— Кто за мячом бежит к проезжей части и ловит прямо у машин?
— Кто ждет зеленый сигнал у края перехода?
— Кто сядет в автобус, там, где стоит знак «Остановка автобуса»?
— Кто построит горку прямо у проезжей части?
Воспитатель: Вот и ключ собрали. Что же он обозначает?
Дети: Светофор.
Шапокляк: Ребята! Чемодан открылся. Посмотрите, что там? Игры, которые вам помогут и дальше так же хорошо изучать правила дорожного движения, а еще медали «Знатокам правил дорожного движения».
Воспитатель: Спасибо тебе, Шапокляк!!! Мы обязательно будем дальше изучать правила дорожного движения и не будем их нарушать. До свиданья.
Шапокляк: До свиданья, ребята!
Список литературы
1«Правила дорожного движения. Для будущих водителей и их родителей», А. Усачев Издательство: Лабиринт Пресс, 2008
2.Правила дорожного движения Российской Федерации. Москва, 2011
Список интернет- ресурсов.
1.https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/didakticheskie-igry-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya» Дидактические игры по правилам дорожного движения