Муниципальное образовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 2
«ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВАХ»
Автор разработки: преподаватель-организатор ОБЖ
Махова Ирина Юрьевна
Ковров, 2009 г.
Урок проводится в 9-ом классе СКК VII вида.
Цель урока:
Освоить основные правила перевозки пассажиров на различных видах транспортных средств.
Задачи урока:
Развитие активной познавательной деятельности.
Формирование общеинтеллектуальных умений (умение сравнивать, анализировать, обобщать).
Развитие общеучебных умений и навыков (работа с правилом, работа со схемами, работа по алгоритму).
Воспитание самоконтроля.
Активизация внимания учащихся.
Основные принципы обучения на уроке:
Увеличение числа тренировочных задач репродуктивного характера.
Материал излагается небольшими частями и сразу закрепляется путем повторения.
Использование дифференцированных заданий и работ с последующей самопроверкой.
Максимальная наглядность.
Включение различных форм помощи ученикам (алгоритмы, опорные сигналы).
Формы работы на уроке:
Коллективная.
Парная.
Индивидуальная.
Технологические приемы и методы, используемые на уроке:
Стимулирование инициативы и самостоятельности.
Создание ситуации свободного выбора учебных заданий.
Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход.
Создание ситуаций взаимопомощи.
Самооценка своей деятельности и коррекция.
Создание проблемных ситуаций.
«Мозговая атака».
Результативность проведенного урока:
Проявление индивидуальности учащихся.
Успешная реализация поставленных задач.
Создание благоприятной атмосферы на уроке.
Качественное овладение учебным материалом.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Учитель: Напомните мне ваше домашнее задание.
Ученики: Поработать самостоятельно над вопросами теста.
Учитель: Вы наверное заметили, что все задания в нем охватывают одну из важнейших тем ПДД. Как вы озаглавили этот тест?
Ученики: Правила перевозки пассажиров на транспортных средствах.
Учитель: — Сложно или легко вам было выполнить это задание?
— К кому за помощью вы обращались?
— Чем пользовались, выполняя тест?
— Какие вопросы вызвали затруднение?
Тест « ___________________________________ »
Почему нельзя перевозить пассажиров на велосипеде?
А) потому что он сломается
Б) потому что он неустойчив
В) так предложила ГИБДД
2. С какого возраста можно ездить на заднем сидении мотоцикла?
А) с 14 лет
Б) с 16 лет
В) с 12 лет
3. Защитный шлем обязаны одевать?
А) водители спортивных мотоциклов
Б) водители всех мотоциклов и их пассажиры
В) водители мотоциклов, за исключением мотоциклов с коляской
4. Можно ли производить посадку и высадку пассажиров со стороны проезжей части?
А) можно, если нет приближающегося транспорта
Б) можно, если посадка и высадка пассажиров со стороны тротуара или обочины невозможна
В) нельзя
5. Можно ли перевозить пассажиров в кузове грузового автомобиля?
А) можно, если дорога ровная
Б) можно, если автомобиль оборудован скамейками (посадочными местами)
В) нельзя
6. С какого возраста можно ездить ребенку на переднем сидении легкового автомобиля?
А) с 12 лет
Б) с 14 лет
В) с 16 лет
7. Можно ли перевозить детей в кузове грузового автомобиля?
А) нельзя
Б) можно, в сопровождении взрослого и при наличии сидений
В) только в исключительных случаях
8. Можно ли ездить в грузовике стоя?
А) можно, если держаться руками за борта
Б) можно, если покрытие дороги без выбоин
В) нельзя
9. Кого можно перевозить на оборудованном дополнительным сидением и подножками велосипеде?
А) взрослого
Б) двоих детей
В) одного ребенка в возрасте до 7 лет
10. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми обязаны:
А) водитель (включая водителей, обучающих вождению и водителей оперативных служб), пассажиры
Б) водитель обязательно, а пассажиры по желанию
В) водитель (за исключением водителей, обучающих вождению и водителей оперативных служб), пассажиры
11. Перевозка детей на мотоцикле на баке для горючего или между водителем и пассажиром:
А) запрещена
Б) допускается, если ребенку более 12 лет
В) допускается, если ребенку менее 7 лет
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся найти верные ответы на поставленные вопросы и узнаем все о правилах безопасной перевозки пассажиров на транспортных средствах.
Запись темы урока на доске и в тетради.
Тема: «Правила перевозки пассажиров на транспортных средствах».
Учитель: Работать мы сегодня будем по следующему плану (на доске).
План:
Требования ПДД к перевозке пассажиров на транспортных средствах.
Правила безопасного поведения пассажиров в ДТП.
Учитель: По ходу урока нам встретится много терминов из ПДД, которыми мы должны владеть. Давайте вспомним некоторые из них. (Учитель работает с мультимедиа, дети с ПДД.)
СЛАЙД № 1 Основные термины.
1. Пассажир рисунок понятие
2. Транспортное средство рисунок понятие
3. Механическое транспортное средство рисунок понятие
4. Велосипед рисунок понятие
5. Мотоцикл рисунок понятие
6. Дорожно-транспортное происшествие рисунок понятие
Понятия:
Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит или выходит из транспортного средства.
Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическое транспортное средство — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
Велосипед – транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека.
Мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него.
ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, а также повреждены сами транспортные средства.
Учитель: Очень многое, в том числе и безопасность в пути, зависит от уровня культуры пассажиров. Так во время движения не следует открывать двери транспортного средства, не высовываться в открытое окно и не вытягивать руки, а также не отвлекать разговорами водителя.
А вот требования ПДД к перевозке пассажиров нужно знать и выполнять.
(На экране рисунок)
Во-первых, садиться в автомобиль и выходить из него можно только со стороны проезжей части или обочины и обязательно после его полной остановки.(Надпись под рисунком.)
Рассмотрим правила перевозки пассажиров на различных транспортных средствах.
ВЕЛОСИПЕД (на экране рисунок).
Учитель: Сколько сидений у велосипеда?
Ученики: Одно.
Учитель: Сколько людей может передвигаться на велосипеде одновременно?
Ученики: Один человек.
Учитель: Разрешено ли перевозить пассажиров на раме или багажнике велосипеда?
Ученики: Запрещено, так как это не предусмотрено правилами из-за неустойчивости данного ТС.
Учитель: Допускается ли исключения из этого правила?
Ученики: Да, нам известно, что в качестве пассажиров на велосипеде можно перевозить ребенка до 7 лет на специальном сидении с подножками.( Надпись под рисунком.)
МОТОЦИКЛ (на экране рисунок).
Учитель: А чем это транспортное средство на ваш взгляд отличается от
предыдущего?
Ученики: — У мотоцикла больший объем двигателя.
— Он может развивать большую максимальную скорость
движения.
— Может иметь боковой прицеп.
Учитель: Какое необходимое мероприятие должны выполнить люди перед посадкой на данные транспортные средства?
Ученики: Перед посадкой необходимо надеть и застегнуть защитный мотошлем.
Учитель: В чем его необходимость?
Ученики: Защитные мотошлемы уменьшают тяжесть травм головы при ДТП.
(На экране рисунок).
На мотоцикле тем, кому еще нет 12 лет разрешено ехать только в коляске, и лишь после 12 лет – на заднем сидении за водителем. Причем пассажиров не должно быть сверх мест, предназначенных для их перевозки.
ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ (на экране рисунок).
Учитель: Сколько взрослых пассажиров может находиться в салоне легкового автомобиля?
Ученики: Согласно предусмотренного числа мест.
Учитель: Лишь с 12 лет можно располагаться рядом с водителем. Водитель и пассажиры легкового автомобиля должны быть пристегнуты ремнями безопасности. (На экране рисунок).
Действительно ли оправдывают себя ремни безопасности?
Давайте послушаем исследовательский отчет учащихся: Шленского Александра и Мельникова Александра.
Мельников Саша, Шленский Саша:
Мы попытаемся дать ответ на следующий вопрос: Что угрожает жизни и здоровью людей, находящихся в кабине автомобиля в момент совершения ДТП. Способны ли ремни безопасности спасти водителя и пассажиров от гибели?
В момент столкновения, жизни и здоровью людей действительно угрожают удары о различные предметы интерьера салона, выбрасывание из автомобиля через лобовое (заднее) стекло и удары пассажиров друг о друга.
Поэтому роль ремней безопасности велика.
Результаты исследований, приведенные в книге К. Жерондо «Безопасность движения: прошлое, настоящее, будущее», проведенные методом скоростной съемки показывают, что при наезде автомобиля, скорость движения которого 80 км/ч, на неподвижное препятствие происходит следующее:
ПОСЛЕДСТВИЯ | |
Спустя 0,026 секунды | — Вдавливается бампер до линии передних сидений — Пассажиры со скоростью 80 км/ч продолжают движение в салоне |
Спустя 0,039 секунды | — Водитель вместе с передним сидением передвигается вперед на 15 см |
Спустя 0,044 секунды | — Он грудной клеткой ломает руль |
Спустя 0,050 секунды | — На всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая их собственный вес |
Спустя 0,068 секунды | — Водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток |
Спустя 0,092 секунды | — Водитель и сидящий рядом пассажир врезаются головами в переднее ветровое стекло и получают смертельные повреждения черепа |
Спустя 0,1 секунды | — Повисший на руле водитель отбрасывается назад, он уже мертв |
Спустя 0,11 секунды | — Автомобиль начинает откатываться назад |
Спустя 0, 113 секунды | — Сидящий за рулем водитель сталкивается с пассажиром сзади, нанося ему смертельные повреждения |
МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА 0,2 СЕКУНДЫ ВСЕ ОКОНЧЕНО! |
ТРАВМЫ, АНАЛОГИЧНЫЕ ПАДЕНИЮ С ВЫСОТЫ | |
30 км/ч | 3,5 м (одноэтажное здание) |
60 км/ч | 14 м |
80 км/ч | 30 м (семиэтажное здание) |
Распределение элементов оборудования автомобиля по частоте причиняемых ими травм, в %
СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ | СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ | |
Рулевое колесо | 33,3 % | — |
Лобовое стекло | 21,1 % | 28,4 % |
Рулевая колонка | 14,3 % | — |
Панель приборов | 13,4 % | 38,4 % |
Двери и передние стойки | 10,4 % | 20,2 % |
Крыша | 5,2 % | 4,0 % |
Спинки сидений | 1,0 % | 3,6 % |
Учитель: Для безопасной перевозки малолетних детей в салоне легкового автомобиля правилами также предусмотрены специальные детские сидения.
Учитель: В некоторых городах России существуют специальные детские такси. Байрамгулова Жанна нам о них сейчас расскажет.
Байрамгулова Жанна:
Да, это верно и действительно вызывает интерес. Подобные такси уже более года существуют в Иркутске и Екатеринбурге. Автомобили оснащены универсальными удерживающими устройствами, которые подходят детям любого возраста. Все водители имеют педагогическое образование – в большинстве случаев это бывшие учителя школ и воспитатели детских садов. В салонах машин установлены мониторы, на которых демонстрируются мультфильмы.
Учитель: С 1 июля 2008 года принято постановление о внесении изменений в Правила дорожного движения по перевозке пассажиров. Каковы новые требования? Доклад Копейкина Алеши.
Копейкин Алеша:
Согласно действующим правилам, применительно к теме нашего урока, перевозка детей в кузове бортового грузового автомобиля допускается только в исключительных случаях. С 1 июля она запрещена при любых обстоятельствах. Вместе с тем любое другое транспортное средство, в котором едут маленькие пассажиры, должно, как сказано в документе, «иметь спереди и сзади» специальный опознавательный знак «Перевозка детей» (ФОТО на экран). Кроме того, уточняется, что все дети в транспортном средстве во время движения должны сидеть (сейчас в ПДД такого указания нет).
Еще одно новшество: согласно новым Правилам, шофер обязан включать аварийную сигнализацию «при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей», и высадке из него.
СЛАЙД: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ».
II. Правила безопасного поведения пассажиров в ДТП.
Учитель: А если авария неизбежна?
Пассажиры и водители могут выжить, если обучены совместным действиям в опасных ситуациях на дороге.
Самостоятельная работа учащихся с текстом:
«ПОВЕДЕНИЕ ПАССАЖИРОВ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ».
Работа в парах по принципу «слабый – сильный»:
1 этап: Самостоятельное ознакомление с текстом по плану.
2 этап: Выполнение задания по заполнению таблицы.
3 этап: Обобщение на экране (слайды-картинки из текста).
4 этап: Самопроверка в парах с выставлением оценок за лучшие результаты.
Заполните пропуски в таблице, используя приведенные ниже способы действий.
Положение пассажира | Способ защиты | |
Лобовое столкновение | Переднее сидение |
|
Заднее сидение |
| |
Боковое столкновение | Переднее сидение |
|
Заднее сидение |
| |
Задний удар | Переднее сидение |
|
Заднее сидение |
| |
Опрокидование | Переднее сидение |
|
Заднее сидение |
|
Способы защиты пассажиров в ДТП:
Руками упереться в переднюю панель.
Крепко обхватить затылок руками.
Один кладет голову на колени другому, а тот накрывает собой первого.
Соскользнуть вниз, уперевшись головой в спинку сидения.
Подбородок прижать к груди, а руками защитить голову.
Упереться плечом в спинку переднего сидения.
Руками схватиться за переднее сидение.
Самопроверка:
Положение пассажира | № | Способ защиты | |
Лобовое столкновение | Переднее сидение | 1 | Руками упереться в переднюю панель. |
Заднее сидение | 6 | Упереться плечом в спинку переднего сидения. | |
Боковое столкновение | Переднее сидение | 5 | Подбородок прижать к груди, а руками защитить голову. |
Заднее сидение | 7 | Руками схватиться за переднее сидение. | |
Задний удар | Переднее сидение | 2
4 | Крепко обхватить затылок руками. ИЛИ Соскользнуть вниз, уперевшись головой в спинку сидения.
|
Заднее сидение | 2
4 | Крепко обхватить затылок руками. ИЛИ Соскользнуть вниз, уперевшись головой в спинку сидения.
| |
Опрокидование | Переднее сидение | 3 | Один кладет голову на колени другому, а тот накрывает собой первого. |
Заднее сидение | 3 | Один кладет голову на колени другому, а тот накрывает собой первого. |
Используемая литература:
Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе.- Волгоград: Учитель, 2006г.
Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- Москва: Просвещение, 1985 г.
Рублях В.Э. Изучение правил дорожного движения в школе.- Москва: Просвещение, 1981 г.
Логинова Л. 365 уроков безопасности.- Москва: Рольф, 2000 г.
Правила и безопасность дорожного движения.- Москва, 1997 г.
Журнал «Клаксон» 2008 г.
Оборудование к уроку:
Презентация на мультимедиа.