Конспект урока по ОБЖ в 5 классе по теме: «Закаливание организма»

Конспект урока по ОБЖ

в 5 классе

по теме: «Закаливание организма»

Учитель ОБЖ Ларионова Л.В.


На уроке используется технология диалоговой взаимопомощи (по методике Суртаевой Н.Н. — ДПН).


Тип урока: изучение нового материала.


Цель урока:

  1. Образовательная: сформировать представление о видах закаливающих процедур, освоить знания о профилактике простудных заболеваний.

  2. Воспитательная: привить интерес к здоровому образу жизни, способствовать воспитанию ответственного отношения к укреплению и сохранению здоровья.

  3. Развивающая: развитие умения работать в диалоговом режиме, монологической речи при работе в диалоговом режиме, логического мышления; расширение словарного запаса; развитие познавательного интереса.


Задача учащихся – усвоить содержание шести дидактических карточек по теме занятия. Каждый учащийся готовит одну из шести карточек и помогает остальным учащимся по своей карточке изучить данный вопрос.


Урок содержит 4 этапа:

  1. «Своя карточка» (5 мин)

Цель: изучение материала

  1. Обмен информацией (20 мин)

Цель: «Я знаю и помогу тебе»

  1. Взаимоконтроль (5 мин)

Цель: проверить усвоение материала (пересказ одной из карточек, кроме своей)

  1. Контроль (10 мин)

Цель: проверка знаний (проведение игры «Верю, не верю»)


Ход урока:


  1. Здравствуйте, ребята!

Чтобы настроиться на работу и зарядить свой организм силой, бодростью и здоровьем, проведём оздоровительную минутку.

(Дети выполняют упражнение «Буратино»)

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл

Ключик так и не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё учиться нужно.


  1. Ребята, мы продолжаем изучение темы «Здоровый образ жизни» и, о чём сегодня пойдёт речь на уроке, узнаем, решив кроссворд. Я предлагаю вам отгадать загадки Мойдодыра. (Дети хором отгадывают загадки)






1

д

р

у

З

ь

я




2

м

ы

л

А


3

з

а

р

я

д

К

у




4

м

о

ч

А

л

к

о

й


5

т

е

Л

о




6

л

И

ц

а



7

В

о

д

ы




8

п

А

с

т

о

й


9

с

п

и

Н

у



10

н

о

г

т

И



11

к

о

ж

Е



  1. Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие … (друзья)


  1. Руки тщательно я мыла-

Извела кусок весь … (мыла)


  1. Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным.

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку)


  1. Ей спины моей не жалко-

С мылом трёт её … (мочалкой)


  1. В бане целый час потела-

Лёгким, чистым стало… (тело)


  1. В кране нам журчит водица:

«Мойте чаще ваши….» (лица)


  1. Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

И чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … (воды)


  1. Чтобы долго быть зубастым,

Чистить зубы надо… (пастой)


  1. Даже взрослому уж сыну

Трёт мочалкой мама … (спину)


  1. Превратятся скоро в когти

Неподстриженные … (ногти)


  1. Чтобы выглядеть моложе,

Уход хороший нужен … (коже)





III. Тема урока «Закаливание организма».

Вам сегодня предстоит узнать об основных правилах и способах закаливания и о значении закаливания для здоровья человека.


IV. Во время изучения карточек (Приложение 1), учащиеся заполняют лист ответов (Приложение 2), а после прохождения карточек должны быть готовы дать правильный ответ на утверждения, предложенные в игре «Верю, не верю» (Приложение 3).



    1. В заключение урока учитель говорит о том, что закаливание использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет.

Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 до н. э.) был первым, кто в своих сочинениях описал систему рационального лечения водой и указал на благотворное влияние солнечных ванн.

Знаменитый арабский философ и врач Авиценна в VIII — IX веках создал «Канон врачебной науки» и в одной из глав говорил о купании в холодной воде.

Обряды, поговорки, отражающие вековой опыт русских людей, говорят о применении на Руси издавна холодной воды для укрепления здоровья. Например, «Ледяная вода – для хвори беда».

Великий русский полководец А.В. Суворов создал целую систему физической подготовки с ежедневным обливанием холодной водой.

По данным многих исследователей (Сперанский, Калюжная, Никифоров) закаливание детей снижает их заболеваемость в холодное время в 2-3 раза, повышает работоспособность.



VI. Домашнее задание (Приложение4) .


— Урок окончен. Я желаю всем быть здоровыми и помнить: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!









Приложение 1

КАРТОЧКА №1

Закаливание организма

Повышение устойчивости к простудным заболеваниям получило название закаливание. Закаливание повышает естественную способность организма приспосабливаться к окружающей среде и должно являться неотъемлемой частью режима дня. Закалённые дети менее подвержены бронхитам, ангине, гриппу и другим заболеваниям. Легко переносят болезни. Начинать закаливание можно в любое время года, но наиболее благоприятны для этого весна и лето.


КАРТОЧКА №2

Основные правила закаливания

Основные правила закаливания: систематичность, постепенность, учёт индивидуальных особенностей вашего организма. Только систематическое закаливание приносит пользу. Но закаливание требует осторожности и основано на способности постепенно приспосабливаться к необычным условиям, к переменам окружающей среды. Нельзя сразу подвергать организм холодному воздуху, холодной воде. Во время болезни закаливающие процедуры прекращаются и возобновляются только после выздоровления.

КАРТОЧКА №3

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом (воздушные ванны) – наиболее простая и доступная в течение всего года процедура. Закаливание воздухом должно начинаться с проветривания спальни и других помещений (не меньше трёх раз – утром, днём, вечером). Закаливание воздухом хорошо сочетается с утренней гимнастикой. Это приводит организм в бодрое состояние, подготавливает его к работе в течение дня. Закаливанию воздухом способствует активный отдых: игры, походы, экскурсии. В летнее время полезно хождение босиком.


КАРТОЧКА №4

Закаливание солнечными лучами

Благоприятно влияет на рост и развитие организма закаливание солнечными лучами. Ультрафиолетовые лучи, поглощаясь поверхностными слоями кожи, улучшают обмен веществ и повышают иммунитет к различным заболеваниям. Под влиянием их улучшается самочувствие, спокойнее и крепче становится сон. Но при злоупотреблении солнцем нередко возникают нервные расстройства: пропадает аппетит, появляется вялость, головная боль, бессонница. Можно получить солнечные ожоги.


КАРТОЧКА №5

Закаливание водой

Закаливание водой – это своеобразная гимнастика, которая тренирует кожу, улучшает питание и деятельность клеток, улучшает обмен веществ в организме. Приступать к водному закаливанию легче всего летом. Начинать процедуру следует с обтирания влажным полотенцем, смоченным водой. Привыкнув к этой процедуре, можно перейти к обливанию. После 2-3 месяцев организм будет готов к следующему этапу закаливания – к душу. Самое доступное средство закаливания – купание в море, реке, озере.


КАРТОЧКА №6

Значение закаливания для здоровья человека

Закаливание – самое доступное и недорогое средство укрепления и сохранения здоровья. Закаливание способствует:

  • Укреплению иммунной системы

  • Профилактике простудных заболеваний

  • Хорошему здоровью, бодрости и отличному настроению

  • Повышению работоспособности




















Приложение 2

ФИ уч-ся ___________________________ Тема урока «Закаливание организма»

Карточка № _______


1. Закаливание организма


Закаливание организма – это __________

___ __________________________

______ ______________________________

4. Закаливание солнечными лучами

Злоупотребление солнцем приводит к _____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

2. Основные правила закаливания


________________ _________________ ___________________


5. Закаливание водой


Виды закаливания водой:

  • ____________________________

  • ____________________________

  • ____________________________

  • ____________________________


3. Закаливание воздухом


Закаливание воздухом включает в себя

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

6. Значение закаливания для здоровья человека


  • ____________________________

  • ____________________________

  • ____________________________

  • ____________________________


САМООЦЕНКА: ______

Приложение 3

Закрепление пройденного материала.

Игра “Верю – не верю”

(Поставь «+», если согласен с утверждением; «–», если не согласен с утверждением)

Утверждения

«+» или «–»

1

Закалённые дети менее подвержены бронхитам, ангине, гриппу и другим заболеваниям.


2

Закаливание лучше начинать зимой.


3

Только систематическое закаливание приносит пользу.


4

Наиболее простая и доступная в течение всего года процедура – закаливание воздухом.


5

Активный отдых: игры, походы, экскурсии не способствуют закаливанию.


6

В летнее время полезно хождение босиком.


7

Благоприятно влияет на рост и развитие организма закаливание солнечными лучами.


8

Обтирание влажным полотенцем – один из видов закаливания водой.


9

При злоупотреблении солнцем солнечные ожоги получить нельзя.


10

Закаливание – самое доступное и недорогое средство укрепления и сохранения здоровья.



Приложение 4

Домашнее задание

Разгадай ребус и узнаешь, каким образом можно прервать следующую закономерность?


«Промочил ноги – зачихал,

Замёрз, ожидая автобус, – насморк,

Маленький сквознячок — простуда»



1 о 2 ва




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Рентгеновское излучение"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: