Конспект урока по ОБЖ
в 5 классе
по теме: «Закаливание организма»
Учитель ОБЖ Ларионова Л.В.
На уроке используется технология диалоговой взаимопомощи (по методике Суртаевой Н.Н. — ДПН).
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Образовательная: сформировать представление о видах закаливающих процедур, освоить знания о профилактике простудных заболеваний.
Воспитательная: привить интерес к здоровому образу жизни, способствовать воспитанию ответственного отношения к укреплению и сохранению здоровья.
Развивающая: развитие умения работать в диалоговом режиме, монологической речи при работе в диалоговом режиме, логического мышления; расширение словарного запаса; развитие познавательного интереса.
Задача учащихся – усвоить содержание шести дидактических карточек по теме занятия. Каждый учащийся готовит одну из шести карточек и помогает остальным учащимся по своей карточке изучить данный вопрос.
Урок содержит 4 этапа:
«Своя карточка» (5 мин)
Цель: изучение материала
Обмен информацией (20 мин)
Цель: «Я знаю и помогу тебе»
Взаимоконтроль (5 мин)
Цель: проверить усвоение материала (пересказ одной из карточек, кроме своей)
Контроль (10 мин)
Цель: проверка знаний (проведение игры «Верю, не верю»)
Ход урока:
Здравствуйте, ребята!
Чтобы настроиться на работу и зарядить свой организм силой, бодростью и здоровьем, проведём оздоровительную минутку.
(Дети выполняют упражнение «Буратино»)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл
Ключик так и не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё учиться нужно.
Ребята, мы продолжаем изучение темы «Здоровый образ жизни» и, о чём сегодня пойдёт речь на уроке, узнаем, решив кроссворд. Я предлагаю вам отгадать загадки Мойдодыра. (Дети хором отгадывают загадки)
1 | д | р | у | З | ь | я |
|
| ||
| 2 | м | ы | л | А |
| ||||
3 | з | а | р | я | д | К | у |
| ||
|
| 4 | м | о | ч | А | л | к | о | й |
| 5 | т | е | Л | о |
|
| |||
| 6 | л | И | ц | а | |||||
|
| 7 | В | о | д | ы |
| |||
|
| 8 | п | А | с | т | о | й | ||
| 9 | с | п | и | Н | у |
|
| ||
10 | н | о | г | т | И |
| ||||
| 11 | к | о | ж | Е |
|
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие … (друзья)
Руки тщательно я мыла-
Извела кусок весь … (мыла)
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … (зарядку)
Ей спины моей не жалко-
С мылом трёт её … (мочалкой)
В бане целый час потела-
Лёгким, чистым стало… (тело)
В кране нам журчит водица:
«Мойте чаще ваши….» (лица)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
И чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … (воды)
Чтобы долго быть зубастым,
Чистить зубы надо… (пастой)
Даже взрослому уж сыну
Трёт мочалкой мама … (спину)
Превратятся скоро в когти
Неподстриженные … (ногти)
Чтобы выглядеть моложе,
Уход хороший нужен … (коже)
III. Тема урока «Закаливание организма».
Вам сегодня предстоит узнать об основных правилах и способах закаливания и о значении закаливания для здоровья человека.
IV. Во время изучения карточек (Приложение 1), учащиеся заполняют лист ответов (Приложение 2), а после прохождения карточек должны быть готовы дать правильный ответ на утверждения, предложенные в игре «Верю, не верю» (Приложение 3).
В заключение урока учитель говорит о том, что закаливание использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет.
Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 до н. э.) был первым, кто в своих сочинениях описал систему рационального лечения водой и указал на благотворное влияние солнечных ванн.
Знаменитый арабский философ и врач Авиценна в VIII — IX веках создал «Канон врачебной науки» и в одной из глав говорил о купании в холодной воде.
Обряды, поговорки, отражающие вековой опыт русских людей, говорят о применении на Руси издавна холодной воды для укрепления здоровья. Например, «Ледяная вода – для хвори беда».
Великий русский полководец А.В. Суворов создал целую систему физической подготовки с ежедневным обливанием холодной водой.
По данным многих исследователей (Сперанский, Калюжная, Никифоров) закаливание детей снижает их заболеваемость в холодное время в 2-3 раза, повышает работоспособность.
VI. Домашнее задание (Приложение4) .
— Урок окончен. Я желаю всем быть здоровыми и помнить: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Приложение 1
КАРТОЧКА №1
Закаливание организма
Повышение устойчивости к простудным заболеваниям получило название закаливание. Закаливание повышает естественную способность организма приспосабливаться к окружающей среде и должно являться неотъемлемой частью режима дня. Закалённые дети менее подвержены бронхитам, ангине, гриппу и другим заболеваниям. Легко переносят болезни. Начинать закаливание можно в любое время года, но наиболее благоприятны для этого весна и лето.
КАРТОЧКА №2
Основные правила закаливания
Основные правила закаливания: систематичность, постепенность, учёт индивидуальных особенностей вашего организма. Только систематическое закаливание приносит пользу. Но закаливание требует осторожности и основано на способности постепенно приспосабливаться к необычным условиям, к переменам окружающей среды. Нельзя сразу подвергать организм холодному воздуху, холодной воде. Во время болезни закаливающие процедуры прекращаются и возобновляются только после выздоровления.
КАРТОЧКА №3
Закаливание воздухом
Закаливание воздухом (воздушные ванны) – наиболее простая и доступная в течение всего года процедура. Закаливание воздухом должно начинаться с проветривания спальни и других помещений (не меньше трёх раз – утром, днём, вечером). Закаливание воздухом хорошо сочетается с утренней гимнастикой. Это приводит организм в бодрое состояние, подготавливает его к работе в течение дня. Закаливанию воздухом способствует активный отдых: игры, походы, экскурсии. В летнее время полезно хождение босиком.
КАРТОЧКА №4
Закаливание солнечными лучами
Благоприятно влияет на рост и развитие организма закаливание солнечными лучами. Ультрафиолетовые лучи, поглощаясь поверхностными слоями кожи, улучшают обмен веществ и повышают иммунитет к различным заболеваниям. Под влиянием их улучшается самочувствие, спокойнее и крепче становится сон. Но при злоупотреблении солнцем нередко возникают нервные расстройства: пропадает аппетит, появляется вялость, головная боль, бессонница. Можно получить солнечные ожоги.
КАРТОЧКА №5
Закаливание водой
Закаливание водой – это своеобразная гимнастика, которая тренирует кожу, улучшает питание и деятельность клеток, улучшает обмен веществ в организме. Приступать к водному закаливанию легче всего летом. Начинать процедуру следует с обтирания влажным полотенцем, смоченным водой. Привыкнув к этой процедуре, можно перейти к обливанию. После 2-3 месяцев организм будет готов к следующему этапу закаливания – к душу. Самое доступное средство закаливания – купание в море, реке, озере.
КАРТОЧКА №6
Значение закаливания для здоровья человека
Закаливание – самое доступное и недорогое средство укрепления и сохранения здоровья. Закаливание способствует:
Укреплению иммунной системы
Профилактике простудных заболеваний
Хорошему здоровью, бодрости и отличному настроению
Повышению работоспособности
Приложение 2
ФИ уч-ся ___________________________ Тема урока «Закаливание организма»
Карточка № _______
4. Закаливание солнечными лучами Злоупотребление солнцем приводит к _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ | |
2. Основные правила закаливания
________________ _________________ ___________________
| 5. Закаливание водой
Виды закаливания водой:
|
3. Закаливание воздухом Закаливание воздухом включает в себя _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ | 6. Значение закаливания для здоровья человека
|
САМООЦЕНКА: ______
Приложение 3
Закрепление пройденного материала.
Игра “Верю – не верю”
(Поставь «+», если согласен с утверждением; «–», если не согласен с утверждением)
Утверждения | «+» или «–» | |
1 | Закалённые дети менее подвержены бронхитам, ангине, гриппу и другим заболеваниям. |
|
2 | Закаливание лучше начинать зимой. |
|
3 | Только систематическое закаливание приносит пользу. |
|
4 | Наиболее простая и доступная в течение всего года процедура – закаливание воздухом. |
|
5 | Активный отдых: игры, походы, экскурсии не способствуют закаливанию. |
|
6 | В летнее время полезно хождение босиком. |
|
7 | Благоприятно влияет на рост и развитие организма закаливание солнечными лучами. |
|
8 | Обтирание влажным полотенцем – один из видов закаливания водой. |
|
9 | При злоупотреблении солнцем солнечные ожоги получить нельзя. |
|
10 | Закаливание – самое доступное и недорогое средство укрепления и сохранения здоровья. |
|
Приложение 4
Домашнее задание
Разгадай ребус и узнаешь, каким образом можно прервать следующую закономерность?
«Промочил ноги – зачихал,
Замёрз, ожидая автобус, – насморк,
Маленький сквознячок — простуда»
1 о 2 ва