Конспект урока по теме Обеспечение радиационной безопасности и химической защиты населения. Средства индивидуальной защиты, 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23»














Урок по теме

Обеспечение радиационной безопасности и химической защиты населения. Средства индивидуальной защиты.









Подготовил преподаватель основ

безопасности жизнедеятельности

Казарин Михаил Васильевич



















г. Северодвинск

2013 г.

8 класс

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

«____»_________200_г.

ТЕМА: 6.1. Обеспечение радиационной безопасности и химической защиты населения. Средства индивидуальной защиты.

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: Изучить основные средства индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, порядок подбора и использования при ЧС

Оборудование: плакаты, видеофильм о ГП – 7, обучающий диск по ОБЖ 10 класс, противогазы ГП – 5 на каждого ученика, противогазы ГП – 7, ватно-марлевые повязки, респираторы Р-2, плакаты.

Учащиеся имеют бейджи.

МЕТОД ЗАНЯТИЯ: Практическое занятие.

Расчет

времени

(мин)


Изучаемые вопросы


Примечания


00-03


  1. Вводная часть. Орг. момент.

Проверка наличия обучаемых, готовности к занятию, объявление темы и учебной цели занятия.


Тема урока

и цели урока

на доске


00-07


  1. Проверка усвоения пройденного материала.

Контрольное тестирование по теме 5.9.


Карточки на каждого

(1 и 2 варианты)


00-22

  1. Основная часть. Изложение нового материала.

  1. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования.

  2. Отработка порядка получения и пользования СИЗ.



Определение размера противогаза.

Надевание противогазов по команде


00-03


4 Закрепление материала темы.

Ответы на вопросы к тесту по теме 6.1.




00-02


    1. Подведение итогов урока.

6 Домашнее задание.




Руководитель занятия ___________ М. В. Казарин.










Ход урока.


1. Вводная часть. Орг. момент.

Проверка наличия обучаемых, готовности к занятию, объявление темы и учебной цели занятия.

Учебные вопросы:

  1. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования.

  2. Отработка порядка получения и пользования средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Цели урока: Изучить основные средства индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, порядок подбора и использования при ЧС.

(тема урока и цели урока на доске)


2. Проверка усвоения пройденного на предыдущем уроке материала.


Контрольное тестирование по предыдущей теме.

(карточки на каждого, 1 и 2 варианты)



3. Основная часть.

1.

Изложение нового материала.


  1. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных (РВ), отравляющих веществ (ОВ) и бактериальных средств (БС).


(объяснение по плакату по плакату на доске)

К ним относятся:

  • а) средства защиты органов дыхания

(противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки)

  • б) средства защиты кожи (защитная одежда, подручные средства защиты кожи);

  • в) медицинские средства защиты (аптечка индивидуальная АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-8)


2) Мы рассмотрим СИЗ органов дыхания. (показ образцов простейших СИЗ)

По плакату-схеме: 1. Средства защиты органов дыхания;

  • 2, простейшие средства защиты органов дыхания — противопыльные тканевые маски (изготавливаются самостоятельно);

  • ватно-марлевые повязки.

лепестки; .респиратор; «Феникс»; самоспасатель – СПП – 2, 4

3. выпускаемые промышленностью респираторы (Р-2);

4. фильтрующие противогазы (общевойсковой, ГП-5, ГП-7, ПДФ-2Ш, ПДФ-2Д);


3) Показ фрагмента в/ф о видах СИЗ с диска 10 класса 3 минуты

(до размеров ГП-5)

Даю проблему – зачитываю вопросы перед просмотром для последующего обсуждения)

После просмотра ответить на вопросы:


Беседа по вопросам фильма.

-Что представляют собой средства индивидуальной защиты?

— Что относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания?

Что представляет собой противогаз? Для чего он служит?

— Как делятся средства индивидуальной защиты органов дыхания по принципу защиты?

— Как делятся средства индивидуальной защиты органов дыхания по способу изготовления?

— Кто изобрел противогаз?


Рассказ, показ:

4) Классификация противогазов:

Для защиты органов дыхания используются:

а) изолирующие (предназначены для защиты л/с (пожарных, горноспасателей ) от высоких концентраций ОВ. ( КИП -7, КИП – 8, АСВ)

Изолирующие противогазы предназначены для защиты органов дыхания, глаз, кожи лица человека при выполнении аварийных, газоспасательных и восстановительных работ в непригодной для дыхания атмосфере независимо от состава и концентрации вредных веществ в воздухе, а также при недостатке или отсутствии кислорода.

Принцип действия противогазов основан на поглощении диоксида углерода и влаги, выдыхаемых человеком, регенеративным продуктом и одновременным выделении внутри противогаза кислорода в количестве достаточном для дыхания. Противогазы приводятся в действие с помощью пускового устройства, дыхание в них осуществляется по замкнутой маятниковой схеме.

Состав противогазов: лицевая часть, гофрированная трубка, регенеративный патрон с пусковым устройством, дыхательный мешок с клапаном избыточного давления, сумка для хранения.


б) фильтрующие.

Принцип защитного действия противогазов основан на очищении (фильтрации) вдыхаемого человеком воздуха от вредных примесей.

Защитные свойства фильтрующего противогаза основаны на том, что вдыхаемый воздух, проходя противогазовую коробку, фильтруется в ней и попадает в органы дыхания очищенным.


запись в тетради:

Адсорбция – это поглощение паров и газов поверхностью твердого тела.

Виды фильтрующих противогазов:

Общевойсковые, гражданские и промышленные противогазы, детские


фильтрующий противогаз состоит из:

(показ, под запись)

  • фильтрующе-поглощающей коробки;

  • лицевой части.

В комплект противогаза, кроме того, входит сумка для хранения и переноски противогаза и коробка с незапотевающими пленками.

Фильтрующе-поглощающая коробка противогаза служит для очистки вдыхаемого воздуха от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

В металлическом корпусе коробки помещены специальные поглотители и противодымный фильтр. При вдохе воздух, поступающий в коробку, проходит сначала через фильтр, на котором остаются частицы пыли, дыма, тумана, а затем через поглотители, где задерживаются пары ОВ.

Лицевая часть противогаза состоит из:

  • резиновой шлем-маски (5 ростов) с очковыми узлами и обтекателями;

  • клапанной коробки;

Очковый узел состоит из:

  • смотрового стекла;

  • внутренней и внешних обойм, которыми стекло крепится в корпусе шлем-маски;

  • прижимного кольца для крепления незапотевающей пленки.

Обтекатели предназначены для подвода вдыхаемого воздуха непосредственно к стеклам очкового узла, благодаря чему снижается их запотеваемость.

Клапанная коробка служит для распределения потоков вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Внутри нее имеются клапан вдоха и два клапана (основной и дополнительный) выдоха.

(Принцип работы клапанной коробки разъясняю по плакату)


Для определения роста шлем-маски надо измерить голову по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок:


5. Практический обмер и определение размера противогаза, 15 швейных сантиметров.

Рост

Измерение

До 63 см

1

63,5 – 65,5 см

2

66 – 68 см

3

68,5 – 70,5 см

4

Более 71 см


7.О противогазе ГП-7


(просмотр фрагмента о ГП-7 с диска 10 класса 7 минут)

Даю проблему – зачитываю вопросы перед просмотром для последующего обсуждения)


Вопросы к фильму:

-В каких положениях используется противогаз? (походное ,наготове, боевое)

— Что необходимо сделать по команде «Газы»?

— Как определяется размер маски противогаза ГП-7? (сумма размеров горизонтального и вертикального обхватов головы)

— Для чего служит дополнительный патрон ДПГ-1 и ДПГ-3?



Противогаз ПДФ-2Ш (показать) (противогаз детский фильтрующий, школьный, тип второй) предназначен для детей в возрасте до 17 лет.

2.

8. Практическая тренировка

по использованию противогаза ГП-5.

Противогаз носят в положениях:

1. «походном» (если нет непосредственной угрозы нападения противника);

2. «наготове» (если такая угроза есть и поданы сигнал «Воздушная тревога:. или команда «Противогаз готовь»); «боевом» (по команде «Газы», а также при первых признаках химического или бактериологического (биологического) заражения).

В «походном» положении противогаз носят на левом боку. Верх сумки должен быть на уровне талии, клапан застегнут.

3. При переводе противогаза в положение «наготове» необходимо передвинуть сумку вперед, расстегнуть клапан, закрепить противогаз поясной тесьмой (шнуром).

Для перевода противогаза в «боевое» положение необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять головной убор, вынуть шлем-маску. Взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри. Приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз. Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание. Надеть головной убор и закрепить противогаз на боку, если этого не было сделано ранее.

4. Противогаз снимается по команде «Противогаз снять». для этого нужно взять свободной рукой клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску (маску) вниз и движением руки вперед вверх снять ее.

5. Для надевания противогаза на пораженного необходимо опуститься на колени и положить на них его голову (или посадить пораженного); вынуть из сумки шлем-маску (маску) и, взяв ее обеими руками у нижней части, подвести к подбородку пораженного; слегка растягивая края (тесемки), надеть ее на голову.


  1. При повреждении противогаза в условиях зараженного воздуха придется какое-то время пользоваться им. Если шлем-маска (или одна из тесемок крепления маски) незначительно порвана, надо ладонью плотно прижать ее к лицу. При большом порыве шлем-маски (маски), повреждении стекол очковых узлов, клапанов вдоха или выдоха следует задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску (маску) и отвинтить соединительную трубку от фильтрующе-поглощающей коробки, затем взять горловину коробки в рот, зажать пальцами нос и дышать через коробку (не открывая глаз).


4. Закрепление. Беседа:

— Что называется адсорбцией?

— От чего защищает фильтрующий противогаз?

— Что относится к простейшим средствам защиты органов дыхания?

— Назвать фамилию русского ученого, предложившего простейший противогаз в виде повязки с углем:

— Назвать газ, который не имеет цвета, без запаха, ядовит, практически не растворим в воде


  1. Итог урока. Д/з: Повторить основные положения темы. Произвести горизонтальный и вертикальный обмеры головы для определения размера вашего противогаза ГП-7.


























ТЕМА: Средства индивидуальной защиты.

Цели урока: Изучить основные средства индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, порядок подбора и использования при ЧС.

Учебные вопросы:

  1. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования.

  2. Отработка порядка пользования средствами индивидуальной защиты (СИЗ)


Вопросы к фильму:


— Для чего предназначены собой средства индивидуальной защиты?


— Что относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания?


— Что представляет собой противогаз? Для чего он служит?

— Как делятся средства индивидуальной защиты органов дыхания по принципу защиты?


— Кто изобрел противогаз?








8 класс. Тест 3.2

Тема: Аварии с выбросом АХОВ.


Вариант 1


1. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:


а) заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами;

б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действий ударной волны;

в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории;

г) массовые поражения людей, животных и растений.


2. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, это:


а) очаг химического заражения;

б) область химического заражения;

в)территория заражения;

г) зона химического заражения.






3. Выходить из зоны химического заражения следует с учетом направления ветра:


а) по направлению ветра;

б) перпендикулярно направлению ветра;

в) навстречу потоку ветра.


4. Хлор – это:


а) зеленовато-желтый газ с резким запахом;

б) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);

в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, металлическим привкусом во рту.


5. Аммиак — это:


а) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха;

б) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;

в) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающих запах гнилых плодов.












8 класс. Тест 3.2

Тема: Аварии с выбросом АХОВ.


Вариант 2


1. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, это:


а) очаг химического заражения;

б) область химического заражения;

в) зона химического заражения

г) территория заражения.


2. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:


а) массовые поражения людей, животных и растений;

б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действий ударной волны;

в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории;

г). заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами.









3. Выходить из зоны химического заражения следует с учетом направления ветра:


а) по направлению ветра;

б) перпендикулярно направлению ветра;

в) навстречу потоку ветра.


4. Аммиак — это:


а) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха;

б) ) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающих запах гнилых плодов;

в бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха.


5. Хлор – это:


а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);

б) зеленовато-желтый газ с резким запахом;

в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, металлическим привкусом во рту.












Использованная литература:


1.Смирнов А. Т., Хренников Б. Ю. Основы безопасности жизнедеятельности, М., «Просвещение», 2011г.


2. Судаков А. К. Защита населения от радиоактивных осадков, М., Атомиздат, 1973.



3. Надиров Ю. С., Веленец И. С, Дружинин Л. М., Павлов Е. И. Защита населения от оружия массового поражения, М., Воениздат, 1968.

10


Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Графический способ решения систем уравнений" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: