Конспект урока в 8 классе по ОБЖ «Первая помощь утопающему»
Цели урока:
Формировать знания о правилах поведения на воде и оказания первой медицинской помощи утопающему.
Активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие произвольного внимания.
3. Воспитывать готовность самостоятельно решать поставленные задачи.
Оборудование: презентация «Первая помощь утопающему», компьютер.
Ход урока:
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы будете активны на уроке.
–Ребята! В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи на улице, на работе, во время купания с близкими вам людьми. Вы можете оказаться рядом и ничего не сможете предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что вы не знаете что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время отведенное для сохранения жизни пострадавшего неумолимо уменьшается. Чтобы он не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, мы должны знать о оказании первой помощи при несчастных случаях.
2. Повторение пройденной темы.
Работа по карточкам
1. Определить по указанным симптомам вид несчастного случая (тепловой удар и солнечный удар, ожог и обморожение)
Укажи соответствующие цифры | Причина возникновения | |
1. — Ожог |
| Повреждение тканей в результате воздействия низкой температуры |
2. — Солнечный удар |
| Воздействие на организм прямого солнечного излучения |
3. — Обморожение |
| Болезненное состояние, возникшее в результате воздействия высокой температуры внешней среды |
4. — Тепловой удар |
| Повреждение тканей, возникшее от теплового или химического воздействия |
2. Указать последовательность оказания первой помощи при ожоге и обморожении.
Оказание первой помощи при обморожении. Согреть тело (тёплое помещение, горячее питьё). Не растирать снегом, шерстью. Повязка и тепло. При сильном обморожении доставить в больницу. Обмыть мылом повреждённые части.
|
3. Изучение новой темы.
— Ребята, посмотрите на это изображение.
1. Показ изображения утопающего человека (слад № 1).
— Что же произошло?
Ответы детей.
— Приходилось ли вам спасать утопающего?
— Умеете ли вы это делать?
Сегодня нам необходимо научиться оказывать помощь утопающему. Итак, сегодняшняя тема урока:
Первая помощь утопающему (тема урока на слайде №2)
— Когда чаще всего бывают случаи утопления?
Ответ: «Во время купания».
— Почему, как вы думаете?
Ответ: «Не соблюдают правила купания».
— Давайте вспомним эти правила ( правила записаны на слайде 3)
Во избежание несчастных случаев на воде запрещается:
Прыгать с обрывов и случайных вышек.
Заплывать за буйки и знаки ограждения мест купания.
Устраивать в воде опасные игры.
Долго купаться в холодной воде.
Далеко отплывать от берега на надувных матрацах и кругах, если вы не умеете хорошо плавать.
Резко входить в воду или нырять после длительного пребывания на солнце, сразу после приема пищи, в состоянии утомления.
Купаться в темное время суток.
8. Купаться в состоянии алкогольного опьянения.
| |
|
|
4. Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре.
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз – это брасс.
Один, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
— Итак, как оказать помощь утопающему на воде?
— Как помочь пострадавшему на берегу?
Первая помощь утопающему на берегу: ( слайд 4)
1. Уложить пострадавшего животом на свое бедро так, чтобы его голова свисала вниз, энергично нажимая на грудь и спину, вода вытечет;
2. Положи пострадавшего на спину и быстро очисти ему рот от ила и песка (30 – 40 секунд).
3. Если тонувший не дышит, немедленно начинай выполнять искусственное дыхание методом «изо рта в рот»: (слайд 5)
— запрокинь его голову (рис. 1),
— зажми нос пострадавшего двумя пальцами,
— сделай глубокий вдох,
— плотно прижми свой рот к его открытому рту, вдувай воздух (рис. 2). Можно использовать носовой платок или бинт.
— Вдувать воздух следует резко и до тех пор, пока грудная клетка пострадавшего не расправится, то есть станет заметно подниматься.
— Сделай подряд 3 вдувания.
4. Когда пострадавший начнёт дышать: ( слайд 6)
— переверни его на грудь, голову поверни набок,
— разотри пострадавшего, чтобы согреть его;
— укрой его чем-нибудь тёплым, вызови скорую помощь.
5. Практическая часть.
Учитель показывает порядок оказания помощи на кукле. Не забыть сказать, что такое реанимация.
Реанимация — совокупность мероприятий по оживлению человека, находящегося в состоянии клинической смерти.
Предлагаю разбиться на две группы: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа. Каждая группа на фантомах будет тренироваться в соответствии с алгоритмом, который на экране.
Спасение утопленника на берегу
(на слайде 7)
1. Вызов «03».
2. Искусственное дыхание «изо рта в рот».
3. Продолжить реанимацию до прибытия «скорой помощи».
4. При появлении дыхания стабильное боковое положение.
5. наблюдение до приезда «скорой помощи».
=— Кто желает показать на кукле всю последовательность реанимации?
Остальные будут оценивать каждое действие, а за правильное действие давать в один балл. Максимальное количество баллов – 10.
Один из желающих ребят выходит и выполняет реанимацию.
— Спасибо, садитесь на места.
— Какое максимальное количество баллов набрал (имя ученика)…?
6. Закрепление. Цифровое задание на доске
Учащимся нужно:
Выразить запись времени с помощью именованных чисел.
Отгадать зашифрованное слово.
В соответствии с номерами букв записать определения в тетрадь.
1 ч 30 мин | 20.30 | 12.00 | 19.00 | |
Переверни на спину, сделай искусственное дыхание | Очисти рот, нос от песка, ила | Вызови «скорую помощь» | Положи вниз лицом так, чтоб голова и грудь свисали. Вода вытечет из легких. | Согреть |
П | И | Г | С | У |
Примеры для решения на доске:
Буква № 1 Буква № 4
Половина второго ночи Семь часов вечера
Буква № 2 Буква № 5
Полдень Половина девятого вечера
Буква № 3
Без четверти 4 дня
7. Итог урока.
Давайте подведем итоги урока
Мне приятно было с вами работать. Что нового узнали на уроке? Ребята, помните! Необходимо знать правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях. Многим людям они спасают жизнь.
Список используемой литературы:
1. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. – М., 2002.
2. Журналы: Основы безопасности жизнедеятельности. – 2008, 2009 гг.
3. Это должен знать каждый. – М., 1996.
4. С. А. Львова «Практический материал социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида». – М., 2005