Конспект занятия
«Правила безопасного поведения на улице»
Цели:
1) расширить и закрепить у ребят знания знаков и правил дорожного движения;
2) формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам;
3) воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться переходить улицу по правилам дорожного движения; познакомить запрещающими, информационными и предупреждающими дорожными знаками; формировать навыки выполнения правил поведения учащихся на улице и дороге; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;
Метапредметные: использовать различные способы поиска информации; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, уважительного отношения к иному мнению, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование: компьютер, экран, презентация, цветные карандаши у учащихся.
Ход занятия:
1. Мотивация к учебной деятельности
У. – Дети, вам тепло?
Д.- Да!
У. – В классе светло?
Д. – Да!
У. – Хотите учиться?
Д. – Да!
У. – Значит можно всем садиться!
2. Постановка цели занятия:
(Фрагмент из мультфильма «Ну, погоди!»)
— Что произошло с волком на дороге?
— А почему произошла авария? (Волк не знает ПДД)
— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии? (О ПДД)
— А что вы хотите узнать о ПДД? (Как переходить улицу, какие дорожные знаки бывают, что они обозначают и т.д)
-Ребята, мы живем в селе, машин на дорогах встречаем немного, но иногда мы попадаем в большие города, где живет очень много людей, а по дорогам движется много легковых и грузовых автомашин, едут трамваи, автобусы. Но никто никому не мешает.
— Ребята, а почему в городе так происходит? (Это потому, что существуют четкие и строгие правила для водителей и пешеходов)
На дороге — множество правил, кто где едет,
Куда и как идти. Их придумали, чтобы аварий
Не случилось с тобою на пути.
— Девиз нашего занятия: Пешеход! Будь на улице пример!
Ребята, а кого называют пешеходом? (Человек, который находится на дороге).
Кого называют водителем? (Человек, который управляет транспортом).
Если человек ведёт коляску, кто он — пешеход или водитель? (Пешеход).
А человек, который едет на коне? (Водитель).
Что такое тротуар? (Дорожка для пешехода).
Что такое мостовая? (Дорога для транспорта).
По проезжей части движутся что …? (машины), а по тротуарам ходят кто…? (люди, пешеходы)
Нужны ли правила движения по тротуару? Какие? (При движении по тротуару нужно придерживаться правой стороны, чтобы не мешать идущим навстречу пешеходам)
Все будьте правилу верны:
Держитесь правой стороны.
3. Работа в группах
— У пешехода есть помощники, а какие мы сейчас узнаем.
Вам необходимо обсудить в группе и найти нужный знак для пешеходов по описанию, показать и назвать его. (Педагог читает загадки)
А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чём нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам (Пешеходная дорожка).
Этот знак желает вам доброго пути –
Значит, через улицу можно перейти (Пешеходный переход).
Я в кругу с обводом красным,
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движения (Движение пешеходов запрещено)
4. А какие еще есть знаки? (знакомство со знаками ) слайд 5-13
Вот эти знаки в красных кругах – запрещающие. Посмотрите «Проезд запрещен; Движение велосипедов запрещено; Поворот запрещен» Это самые строгие знаки.
Знаки в красных треугольниках – предупреждающие. Они предупреждают водителя о какой-то опасности: «Скользкая дорога; Неровная дорога; Опасный поворот».
— У пешехода есть ещё один помощник. Отгадай, какой? слайд 15
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И, хотя, еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу
Все глаза ему нужны.
Он висит здесь с давних пор
И на всех глядит в упор. (Светофор)
— Ребята, перед вами изображения светофора.
— Посмотрите, чего на этих светофорах не хватает? (Не хватает цветовых сигналов)
— Какие цветовые сигналы имеет светофор? (Зелёный, желтый, красный)
— Посмотрите, у вас на столах находятся цветовые сигналы. Давайте, поможем светофору приобрести их.
Обсудите в группе и прикрепите их. Приступаем к работе.
(Дети выполняют задание)
— А теперь давайте посмотрим, все ли группы правильно распределили цветовые сигналы светофора?
(Проводится анализ выполнения задания, отмечаем неправильно выполненные задания, исправляем ошибки)
— Вспомните, что обозначают сигналы светофора? (Красный цвет – проезда нет, желтый – будь готов к пути, а зеленый цвет – кати)
5. Игра «Да, нет”. слайд 16
Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте «да” или «нет”.
Быстрая в горе езда?- Да.
Правила знаешь движения?- Да.
Вот в светофоре горит красный свет
Можно идти через улицу?- Нет.
Ну, а зелёный горит, вот тогда
Можно идти через улицу?- Да.
Сел в трамвай, но не взял билет.
Так поступать полагается?- Нет.
Старушка, преклонные очень года,
Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.
Лентяю ты подсказал ответ,
Что ж, ты помог ему этим?- Нет.
Молодцы, ребята, запомним,
Что «нет”, а что «да”,
И делать, как нужно, старайтесь всегда!
6.. Физминутка слайд 17
— Предлагаю поиграть в игру «Светофор». Если я покажу красный сигнал, вы приседаете, если желтый сигнал – хлопаете в ладоши, если зеленый – маршируете.
— У пешехода есть ещё один помощник. Отгадай, какой? слайд 18
Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы. (Переход-зебра)
— Эта дорожная разметка – верный помощник пешехода на улице, по ней переходят дорогу пешеходы, там, где очень много машин.
-А какие вы еще знаки знаете?
5. А теперь посмотрите внимательно на картинку и скажите, что дети нарушили? слайд
7. Практическая работа. Игра «Собери знак»
-На столе лежат знаки, разрезанные на несколько частей. Каждой группе нужно собрать один знак, раскрасить его и рассказать о его значении. Например: для пешеходов – «Подземный переход», для велосипедистов – «Велосипедная дорожка», для водителей – «Движение запрещено».
8. Игра «Веселые вопросы» (добавьте нужные слова).
Какие автомобили могут проехать на красный свет?
— папина и мамина;
-такси;
-пожарная, скорая, спецмашины;
-гончая.
На какой дороге транспортные средства лучше тормозят?
-на мокрой;
-на обледенелой;
-с ямками;
-на сухой.
С какого возраста можно ехать на велосипеде по проезжей части?
-когда выйдешь на пенсию;
-с самого рождения;
-с 14 лет.
По какой стороне тротуара рекомендуется двигаться пешеходам?
-по любой;
-по правой стороне;
-по левой стороне.
Как правильно и безопасно перейти улицу после выхода из автобуса?
-подождать, когда транспорт отъедет;
-сесть на капот другой машины и попросить, чтобы перевезли;
-перейти по пешеходному переходу.
Дорогу можно переходить только на…
-красный мигающий свет светофора;
-зелёный свет;
-жёлтый свет.
9. Самооценка
— А сейчас оцените себя. Нарисуйте на этой странице кружок:
красного цвета, если вы считаете, что вы все запомнили отлично;
синего цвета, если вы считаете что, запомнили не все;
желтого цвета, если вы допустили ошибки.
— А сейчас покажите, какого цвета кружок вы нарисовали.
10. Итог занятия
— Какие правила нужно выполнять, чтобы сохранить свое здоровье? (ПДД)
Я сейчас проверю, как вы будете соблюдать правила. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!».
Я буду читать предложения, и если вы согласны со мной, то хором отвечаете: “ Это я, это я, это все мои друзья!”, а если не согласны, то молчите.
Кто из вас, когда спешит,
Перед транспортом бежит?…..
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? ( это я, это я…)
Знает кто, что красный свет-
Это значит- хода нет? ( это я, это я…)
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?…..
Знает кто, что свет зелёный
Это значит — путь открыт? (это я, это я…)
Кто, скажите, из трамвая
На дорогу выбегает?…..
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? ( это я, это я…)
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает взрослым место? ( это я, это я…).