План-конспект урока по ОБЖ «Средства индивидуальной защиты населения» 4 класс


Средства индивидуальной защиты населения

10 класс

План-конспект урока



Цели урока:

1. Актуализировать и расширить знания уча­щихся о средствах индивидуальной защиты.

2. Рассмотреть возможности применения раз­личных средств защиты органов дыхания.

3. Научить изготавливать и применять простей­шие СИЗ органов дыхания.

4. Сформировать умения и навыки в использо­вании СИЗ органов дыхания.

5. Показать эффективность мероприятий по за­щите населения от ЧС мирного и военного време­ни и убедить в необходимости принимать в них участие.

Учебные вопросы:

1. Назначение и классификация средств инди­видуальной защиты (СИЗ).

2. Фильтрующие средства защиты органов ды­хания (СИЗОД) (противогазы).

3. Респираторы.

4. Простейшие и подручные СИЗ органов ды­хания.

5. Изолирующие СИЗОД. Учебно-материальное обеспечение:

— компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, звуковых колонок;

— электронная презентация, созданная средства­ми программы-редактора презентаций;

— образцы различных моделей противогазов, фильтрующих коробок, ватно-марлевая повязка (ВМП), вата и марля для изготовления ВМП;

— бланки опорных конспектов на каждого уче­ника

Подготовка к уроку

Для проведения урока подготовлена электрон­ная презентация. В слайды презентации включе­ны основные определения, таблицы и схемы, фо­тографии и рисунки для иллюстрации рассказа преподавателя по всем изучаемым вопросам. При отсутствии мультимедийного обеспечения препо­даватель может использовать плакаты «Граждан­ские противогазы ГП-5 и ГП-7», «Детские проти­вогазы и защитные камеры», «Простейшие сред­ства защиты органов дыхания и кожи».

Для организации работы обучающихся состав­лены и распечатаны бланки рабочих конспектов, которые заполняются учениками в ходе изложения нового материала преподавателем.

Для контроля подготовлены вопросы тестовой проверочной работы в двух вариантах: первый — текстовый, второй — электронный с помощью про­граммы Excel (используется при проведении уро­ка в компьютерном классе).




План урока



1. Организационный момент (1,5-2 мин).

2. Объяснение нового материала. Заполнение учениками бланков рабочего конспекта (35 мин).

3. Тестовая проверочная работа (3-4 мин).

4. Подведение итогов урока и доведение домаш­него задания (3 мин).

Ход урока


Проверка готовности к уроку: Преподаватель ОБЖ принимает доклад дежурного о готовности к занятию, объявляет тему, цель урока и учебные вопросы, доводит порядок его проведения.

На экране демонстрируется слайд «Тема раздела: средства индивидуальной защиты населения. Урок 1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания». Ученикам раздаются бланки опорных кон­спектов, преподаватель объясняет, как их заполнять.

Назначение и классификация СИЗ

Средства индивидуальной защиты предназна­чены для защиты организма человека от вредного воздействия АХОВ, OB, PB и БС, а также для сни­жения нежелательных эффектов светового, теплового и ионизирующего излучений (демонстриру­ется слайд «Назначение и классификация СИЗ»),

По назначению СИЗ подразделяются на:

— средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД);

— средства защиты кожи (СЗК);

— медицинские средства индивидуальной защи­ты (МСИЗ).

По способу изготовления СИЗ разделяются на: выпускаемые промышленностью (табельные) и изготавливаемые населением из подручных ма­териалов.

По принципу защитного действия все СИЗ делятся на: фильтрующие и изолирующие.

К средствам индивидуальной защиты орга­нов дыхания относятся: противогазы, респира­торы, изолирующие дыхательные аппараты, ка­меры детские и простейшие средства.

Противогаз является наиболее надежным сред­ством защиты органов дыхания.

Его появление связано с появлением нового вида оружия массового поражения — химического ору­жия. Отравляющие вещества впервые применили в Первую мировую войну войска кайзеровской Гер­мании против позиций англо-французских войск. Необходимо было в короткие сроки создать надеж­ные средства защиты от отравляющих веществ. Химики, медики и другие специалисты многих стран трудились над этой задачей. Лучше других работа удалась русскому ученому-химику Николаю Дмитриевичу Зелинскому (1861-1953 гг.), который предложил использовать в защитном приборе в качестве поглощающего вещества древесный уголь. Предложенная конструкция оказалась на­столько удачной, что стала прообразом современ­ных фильтрующих противогазов. Противогаз Зе­линского состоял из резиновой маски с очками и коробки, заполненной адсорбирующим веще­ством — активированным углем, в которой очищал­ся зараженный воздух. Он надежно защищал лицо, глаза и органы дыхания человека от ядовитых га­зов. Постоянно совершенствуясь, противогаз до­шел до наших дней и остается наиболее распрост­раненным средством защиты органов дыхания.

Все СИЗОД по принципу действия подразде­ляются на фильтрующие и изолирующие.

Фильтрующие СИЗОД

По своему назначению фильтрующие СИЗОД можно разделить на три группы:

1) противогазы и респираторы для личного состава Вооруженных сил, предназначенные в основном для защиты от радиоактивной пыли (РП), отравляющих веществ (ОВ) и биологичес­ких (бактериальных) аэрозолей (БА). Они обла­дают также защитными свойствами от ряда АХОВ;

2) гражданские противогазы и респираторы, предназначенные для формирований гражданской обороны и населения. Все они, как правило, исклю­чая детские СИЗОД, представляют собой несколь­ко упрощенные по конструкции средства защиты для личного состава Вооруженных сил;

3) промышленные противогазы и респирато­ры, предназначенные для защиты работающего персонала промышленного объекта от воздействия конкретного АХОВ их устройство весьма разно­образно и определяется особенностями производ­ственной деятельности предприятия и характером возможной на нем аварийной ситуации {демон­стрируется слайд «Назначение, принцип дей­ствия и классификация фильтрующих противо­газов»).

Защита органов дыхания с помощью фильтру­ющих СИЗОД основана на очистке наружного за­раженного воздуха от находящихся в нем вредных примесей. При пользовании фильтрующим сред­ством защиты человек дышит кислородом, содер­жащимся в окружающей атмосфере. При всем мно­гообразии вредных примесей очистка воздуха сво­дится к его очистке от аэрозолей и молекул (пар, газ).

Фильтрующие противогазы Фильтрующие противогазы представляют собой наиболее универсальное средство защиты органов дыхания, так как они обеспечивают вы­сокую степень очистки воздуха от вредных при­месей как в виде аэрозолей, так и паров (газов). По возрастному назначению противогазы подразделяются на противогазы, предназначенные для взрослых, для детей дошкольного возраста и детей школьного возраста, для защиты детей в возрасте до 1,5 лет предназначены детские за­щитные камеры.

Принцип действия противогазов состоит в следующем. Для дыхания используется на­ружный зараженный воздух, который очищает­ся от вредных примесей, проходя через фильтрующе-поглощающую коробку. В шлем-маску противогаза поступает уже очищенный воздух. Выдыхаемый воздух выводится из шлема-мас­ки наружу через специальный клапан.

Гражданские фильтрующие противогазы

Более доступными для населения являются гражданские противогазы, которых в стране имеется в количестве, вполне достаточном, чтобы обеспечить все население, проживаю­щее на территориях, подвергаемых риску воз­никновения ЧС в результате крупномасштаб­ных выбросов АХОВ в окружающую среду, а также в случае применения ОМП. Име­ются следующие виды гражданских противо­газов.

Свежие документы:  Урок ОБЖ на тему «Безопасное колесо»

Все гражданские противогазы комплектуются типовой противогазовой коробкой малого габари­та, имеющей некоторые отличительные особенно­сти по составу наполнителя. Главное же их отли­чие заключается в конструктивных особенностях и размерах лицевых частей.

Для взрослого населения применяются проти­вогазы типа ГГТ-5 (ГП-5М) и ГП-7 (его модифика­ции ГП-7В, ГП-7ВМ). Более подробно они будут нами рассмотрены на следующем уроке.

Для защиты детей младшего (начиная с 1,5 лет) и старшего возраста получил распространение противогаз ПДФ-7 (демонстрируется слайд «Детские противогазы»). Наиболее совершен­ными моделями являются детские противога­зы ГТДФ-2Д для дошкольного возраста и ПДФ-2Ш для школьного возраста. Провер­ка, сборка и подготовка детских противога­зов практически не отличаются от аналогич­ных действий с противогазами для взрослых. Проведенные испытания показали, что время защитного действия детских гражданских про­тивогазов примерно в два раза больше, чем у противогазов для взрослых.

Для защиты младенцев до полутора лет от ОВ, радиоактивных йода и пыли, бактериальных средств предназначены камеры защитные детс­кие КЗД-4 и КЗД-6 (демонстрируется слайд «Детские защитные камеры»). Они состоят из оболочки, натянутой на металлический каркас, поддона, зажима и плечевой тесьмы. В оболоч­ку с двух сторон вмонтированы два диффузион­ных сорбирующих элемента и прозрачная плас­тмассовая пластина (окно), через которую следят за поведением ребенка. В верхней части оболоч­ки предусмотрена рукавица из прорезиненной ткани для ухода за ребенком. Ребенка укладыва­ют в камеру головой к окошку, туда же кладут бутылочку с детским питанием, запасные пелен­ки. После этого тщательно герметизируют вход­ное отверстие, складывая кромку оболочки вдвое, затем каждую из половинок складывают еще раз и зажимают планками зажима. Камеру можно но­сить в руках, на тесьме через плечо, устанавли­вать на шасси детской коляски или на санки.

Несмотря на то, что гражданские противога­зы комплектуются малогабаритными коробкам имеющими небольшой слой шихты (активиро­ванного угля), их защитная способность от кон­центраций ОВ, создаваемых в полевых усло­виях, практически не ограничена. Испытания

показали, что гражданские противогазы наря­ду с защитой от ОВ защищают от хлора, серо­водорода, фосгена и некоторых других АХОВ (табл. 1).

(ГРАЖДАНСКИЕ ПРОТИВОГАЗЫ )


Для взрослого населения

ГП-5, (ГП-5М)

ГП-7, (ГП-7В, ГП-7ВМ)

Для детей с 1,5 до 17 лет

ПДФ-7

Для детей с 1,5 до 7 лет

ПДФ-2Д

Для детей с 1,5 до 7 лет

ПДФ-2Ш

Для детей до 1,5 лет

камера защитная детская

КЗД-4

КЗД-6


Таблица 1

Защитные свойства фильтрующих гражданских противогазов от АХОВ


Наименование АХОВ

Концентрация мг/л

Время защитного действия

противогаз

противогаз + ДПГ-1

противогаз + ДПГ-3

Аммиак

5,0

30

60

Диметиламин

5,0

60

80

Диоксид азота

1,0

30

Метил хлористый

0,5

35

Оксид углерода

3,0

40

Оксид этолена

1,0

25

Сероводород

10,0

25

50

50

Соляная кислота

5,0

20

30

30

Хлор

5,0

40

60

100

Этилмеркаптан

5,0

40

120

120


Однако в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными выбросами АХОВ, когда в атмосфере могут создаваться кон­центрации на несколько порядков выше, чем от ОВ в полевых условиях, время защитного дей­ствия противогазов весьма ограничено. А в ряде случаев оно равно нулю. Это обуславливается, во-первых, тем, что гражданские противогазы не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, таких как аммиак, диметиламин, метил хлористый, окислы азота, окись этилена, окись углерода. Во-вторых, на небольших расстояниях от постоянно действу­ющего источника заражения в условиях высоких концентраций может произойти мгновенный про­скок шихты противогазовой коробки.

В целях расширения возможностей противогаза по защите от различных АХОВ и повышения защит­ных свойств в настоящее время промышленностью

изготавливаются специальные дополнительные гопкалитовые патроны ДП-1, ДП-2, ДПГ-1, ДПГ-3 и ПЗУ-ПК (демонстрируется слайд «Назначение и защитные свойства дополнительных патронов»), (рис. 4).

Дополнительный (гопкалитовый) патрон ис­пользуется вместе с противогазовой коробкой (де­монстрируется слайд «ДПГ-1, ДПГ-3»). Внутри патрона один (ДПГ-3) или два (ДПГ-1) слоя: спе­циальный поглотитель и гопкалит. Наружный воз­дух, попадая в фильтрующе-поглощающую короб­ку (ФПК), предварительно очищается от аэрозолей и паров АХОВ. Поступая затем в дополнительный патрон, окончательно очищается от вредных при­месей. Патрон имеет цилиндрическую форму и внешне похож на ФПК противогазов ГП-5, ГП-7. На дне его нарезана внутренняя резьба для присо­единения к ФПК ГП-5 или ГП-7.

Защитные свойства коробок промышленных противогазов от АХОВ существенно выше, чем у коробок гражданских противогазов (без допол­нительного патрона). Поэтому промышленные противогазы могут использоваться в более широ­ком диапазоне концентраций, т.е. возможно их ис­пользование на меньших удалениях от источника заражения по сравнению с гражданскими проти­вогазами. Использование гражданских противога­зов без дополнительного патрона возможно толь­ко на больших удалениях (сотни и более метров) от источника опасности.

Респираторы

Для защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли применяют респираторы (демонстрируется слайд «Назначение, примене­ние, классификация респираторов»). Респиратор по своей сути есть индивидуальное средство за­щиты органов дыхания от вредных веществ, со­держащихся в воздухе. Они широко применяются

на рудниках, в шахтах, на химических и металлур­гических предприятиях, атомных электростанци­ях, при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве. Респираторы классифициру­ются по предназначению, устройству и сроку службы.

По назначению респираторы подразделяются на противопылевые, противогазовые и газопыле­защитные.

По устройству респираторы делятся на два типа:

— респираторы, у которых полумаска и фильт­рующий элемент одновременно служат лицевой частью;

— респираторы, очищающие вдыхаемый воздух в фильтрующих патронах, присоединяемых к по­лумаске.

В зависимости от срока службы респираторы бывают одноразового применения и многоразово­го использования (в них предусмотрена замена фильтров).

По предназначению: противопылевые противогазовые газопылезащитные

По устройству: полумаска и фильтрующий элемент служат лицевой частью

очищающие воздух в патронах фильтрующих, присоединяемых к полумаске. Классификация респираторов по сроку службы:

одноразового применения

многоразового использования

(предусмотрена замена фильтров)

Тип респиратора выбирают в зависимости от характеристики вредных веществ и их предельно допустимой концентрации в воздухе.

Наиболее широкое применение находят проти­вопылевые респираторы типа Р-2, У-2К, «Кама», ШБ-1 «Лепесток» и другие (демонстрируется слайд «Противопылевые респираторы»). В усло­виях чрезвычайных ситуаций эти респираторы могут быть использованы для защиты органов дыхания от радиоактивной пыли и биологических средств поражения. Следует учитывать, что про­тивопылевые респираторы не обеспечивают защи­ту от паров и газов вредных веществ.

Свежие документы:  Урок для 11 класса по теме «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»

В системе гражданской обороны наибольшее использование имеют респираторы Р-2 и Р-2Д

(демонстрируется слайд «Респираторы Р-2, Р-2Д»). Респиратор Р-2 предназначен для оснаще­ния личного состава формирований и сил ликви­дации ЧС, Р-2Д — для защиты органов дыхания детей от 7 до 17 лет, отличается от взрослого раз­мером. Респиратор Р-2 производится трех разме­ров (ростов) (1,2, 3), Р-2Д — четырех (0, 1, 2, 3).

Для подбора респиратора Р-2 по размеру нуж­но знать высоту лица, то есть расстояние между точкой наибольшего углубления на переносье и самой нижней точкой подбородка. В соответ­ствии с измеренной высотой лица выбирается рост респиратора.

Плотность прилегания респиратора к лицу про­веряют так: ладонью плотно закрыть отверстие предохранительного экрана выдоха и сделать лег­кий выдох. Если воздух из полумаски не выходит, а лишь слегка раздувает ее, респиратор обеспечи­вает герметичность. В условиях промышленных предприятий при сравнительно невысоких концентрациях (10-15 ПДК) для защиты органов дыхания от паров, газов, аэрозолей АХОВ могут использоваться газопылезащитные респираторы: РУ-60М, РПГ-67 и «Снежок-ГП-Е» (демонстрируется слайд «Газопылезащитные респираторы»). Ис­пользуются они для защиты органов дыхания не только от вредных веществ, но и от механи­ческих примесей, находящихся во взвешенном состоянии в воздухе производственного поме­щения

Респираторы РУ-60М и РПГ-67 изготавливают­ся в виде резиновой полумаски ПР-7 с трикотаж­ным обтюратором. РУ-6ОМ используется с двумя поглощающими патронами, в которых размещает­ся шихта и фильтр. РПГ-67 используется с патро­ном КД без фильтра и защищает только от паров и газов АХОВ.



Таблица 2

Соответствие высоты лица и роста респиратора Р-2

Высота лица, мм

99-109

109-119

119 и более

Соответствующий высоте лица рост (размер) респиратора Р-2

1

2

3

Соответствие высоты лица ребенка и роста респиратора Р-2Д

Таблица 3

Высота лица, мм

80-100

100-1115

115-125

125 и более

Соответствующий высоте лица рост (размер) респиратора Р-2Д

1

2

3


Газопылезащитный респиратор «Снежок-ГП-Е» имеет пылеаэрозольный и поглощающий фильтры, которые обеспечивают защиту как от аэрозолей и паров, так и от газов АХОВ (фтористого водоро­да, хлористого водорода, хлора и сернистого ан­гидрида).

Во всех случаях газопылезащитные респирато­ры имеют ограниченное использование. Их нельзя применять, если АХОВ оказывают воздействие на глаза и кожу.

Простейшие СИЗ органов дыхания

Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простейшими средства-

ми защиты (демонстрируется слайд «Простейшие СИЗ органов дыхания»). К простейшим СИЗ орга­нов дыхания относят противопыльную тканевую маску ПТМ-1 и ватно-марлевую повязку. Эти сред­ства могут использоваться населением так же, как и противопылевые респираторы. Они вполне надежно защищают органы дыхания от радиоак­тивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств. Изготавливаются они либо по заказу ор­ганов управления по делам ГОЧС в швейных мас­терских, либо самим населением по рекомендуе­мым органами ГОЧС образцам.

Маска ПТМ-1 состоит из двух основных час­тей — корпуса и крепления (демонстрируется слайд «ПТМ-1»). В корпусе прорезаны смотро­вые отверстия, в которые вставляются стекла или пластины из прозрачного материала (плексигласа, целлулоида). Корпус маски изготавливается из четырех-пяти слоев ткани: два-три внутренних слоя — из плотных тканей (фланель, байка), верх­ний — из неплотной — (штапель, трикотаж). Креп­ление делается из одного слоя любой ткани.

Ватно-марлевая повязка изготавливается следу­ющим образом (демонстрируется слайд «Изго­товление ВМП»):

— берут кусок марли размером 100 на 50 см;

— на его середину кладут ровный слой ваты раз­мером 30 на 20 см и толщиной примерно 2 см;

— марлю с обеих сторон загибают, закрывая ею вату;

— свободные от ваты концы марли надрезают посредине ножницами так, чтобы образовались две пары завязок;

— завязки закрепляют стежками ниток (обши­вают).

Если есть марля, но нет ваты, можно изгото­вить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска укладывают пять-шесть слоев марли.

Ватно-марлевая повязка при использовании накладывается так, чтобы нижний край ее зак­рывал низ подбородка, а верхний доходил до глазных впадин (демонстрируется слайд. При этом должны хорошо закрываться рот и нос. Разрезанные концы по­вязки завязываются: сначала верхние — на затыл­ке за ушами, затем нижние — на темени. Для за­щиты глаз используют специальные противопыльные очки различного устройства. Очки можно сделать и самим.

В экстренных случаях при отсутствии противопыльной маски и повязки можно использовать под­ручные средства: любую ткань, сложенную в несколь­ко слоев, одежду, полотенце, шарф, платок и т.п.

Защитные свойства ПТМ, ВМП и подручных средств можно повысить, смочив их водой или специальным раствором.

Для защиты органов дыхания в условиях хи­мического заражения противопылевые респира­торы и простейшие средства индивидуальной защиты используются лишь в исключительных случаях. Например, при эвакуации из зоны хи­мического заражения после предварительной их пропитки 5-10-процентным раствором питьевой соды или 2-процентным раствором лимонной (уксусной) кислоты.

Изолирующие СИЗ органов дыхания

Использование фильтрующих противогазов при выполнении аварийно-спасательных и дру­гих не-отложных работ непосредственно у места пролива АХОВ небезопасно. В этих случаях ре­комендуется применять средства индивидуальной защиты органов дыхания изолирующего типа.

Изолирующие противогазы

Изолирующие противогазы предназначены для выполнения аварийно-спасательных работ в условиях больших концентраций паров вредных примесей в воздухе, при недостатке или отсутствии кислорода в воздухе, а также при работе под во­дой (демонстрируется слайд «Назначение, прин­цип действия, модели изолирующих противогазов).

К ним относятся противогазы ИП-4, ИП-4М, ИП-4МК для работы на суше и противогаз ИП-5 для работы под водой.

Принцип их действия состоит в том, что на­ружный воздух для дыхания не используется. Че­ловек, надевший противогаз, дышит смесью кис­лорода, находящегося в специальной емкости, и выдыхаемого воздуха после его очистки от влаги и углекислого газа. Недостатком изолирующего противогаза является ограниченное время пребы­вания в нем.

Данные средства защиты работают на основе химически связанного кислорода. Кислород вы­свобождается в результате химической реакции, которая происходит в регенеративном патроне при взведении пускового механизма. В качестве реге­нерирующих препаратов наибольшее применение имеют соединения надперекиси натрия и калия. Все надперекисные соединения характеризуют­ся наличием активного кислорода, который вы­деляется в молекулярном виде при реакции взаи­модействия надперекиси с водой или углекислым газом.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Повторение"

Все изолирующие противогазы на основе хи­мически связанного кислорода состоят из реге­неративного патрона с пусковым приспособлени­ем, дыхательного мешка с клапаном избыточно­го давления, лицевой части (имеет три размера) с соединительной трубкой, каркаса и сумки с при­надлежностями. Регенеративный патрон служит для поглощения углекислого газа и паров воды из выдыхаемого человеком воздуха и подачи во вдыхаемый воздух кислорода, необходимого для дыхания. Дыхательный мешок служит резервуа­ром для воздуха. Он снабжен клапаном избыточ­ного давления, обеспечивающим поддержание в дыхательном мешке давления, не превышающе­го 40 мм вод. ст. Лицевая часть служит для изоля­ции органов дыхания, глаз и лица от окружаю­щей среды и подвода воздуха к органам дыхания из дыхательного мешка через регенеративный патрон к органам дыхания. Каркас предотвраща­ет дыхательный мешок от сдавливания в процес­се работы, а также обеспечивает крепление реге­неративного патрона.

В настоящее время широко используются так­же изолирующие противогазы и дыхательные ап­параты, работающие на сжатом кислороде (КИП-8, КИП-9) и на сжатом воздухе (АП-96, АП-98-7К, АП-2000, ИВА-24М, АСВ-2, АВХ-324НТ и др.) (демонстрируется слайд «АП, КИП»).

В указанных выше изолирующих противога­зах и дыхательных аппаратах можно пребывать в условиях заражения окружающего воздуха са­мыми высокими концентрациями химически опасных веществ. Стоимость этих противога­зов существенно превышает стоимость филь­трующих противогазов. Поэтому согласно су­ществующим нормам ими обеспечивается только тот производственный персонал хими­чески опасных объектов, деятельность которо­го непосредственно связана с выполнением ра­бот на особо опасных участках. Это, прежде всего, личный состав газоспасательных и дис­петчерских служб химически опасных произ­водств и личный состав формирований, пред­назначенных для выполнения работ непосред­ственно по месту пролива АХОВ (разведчики, спасатели и ликвидаторы последствий химичес­ких аварий).

Изолирующие противогазы являются средства­ми многоразового пользования. По мере отработ­ки регенеративных патронов или баллонов они заменяются новыми. Для использования противо­газов необходима заблаговременная специальная подготовка персонала, которому предстоит в них работать.

Кроме изолирующих противогазов и дыхатель­ных аппаратов к изолирующим средствам защиты органов дыхания относятся также самоспасатели типаСПИ-20 и ПДУ-3, которые используются для кратковременной защиты от АХОВ на период эк­стренного выхода из зараженной зоны. В состав этих средств также входят регенеративные пат­роны и дыхательные мешки с клапаном избыточ­ного давления. В отличие от изолирующих проти­вогазов самоспасатели являются средствами защи­ты одноразового действия, их использование не представляет особых затруднений для необучен­ного персонала.

К изолирующим средствам защиты органов дыхания относятся также шланговые противо­газы, которые обеспечивают органы дыхания чи­стым воздухом с помощью вентиляторов или компрессоров через соединительные шланги. Они используются главным образом при выполнении работ по ремонту и очистке различ­ных емкостей, цистерн, подвальных и других замкнутых помещений, где в больших концент­рациях могут скапливаться опасные химические вещества.

Тестовая проверочная работа

(3 мин)

Для того чтобы проверить свои знания и за­крепить изученный материал, вам предстоит вы­полнить тестовую работу. В вашем конспекте уже есть таблица из двух строк. В первой стро­ке записаны номера вопросов с первого по пя­тый, во второй строке вам необходимо поста­вить букву, под которой, вы считаете, на воп­рос дан правильный ответ. Приступим!

1. К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся:

— фильтрующие гражданские и промышленные противогазы;

— ватно-марлевая повязка и противопыльная тканевая маска;

— фильтрующие детские противогазы и респи­раторы.

2. Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз от:

— отравляющих веществ и высоких температур окружающей среды;

— отравляющих, радиоактивных веществ и бак­териальных средств;

— радиоактивной пыли и бактериальных средств.

3. К какому типу противогазов относится ПДФ-2Ш:

— шланговый противогаз;

— промышленный фильтрующий противо­газ;

— детский фильтрующий противогаз.

4. В этих средствах защиты можно пребывать в условиях заражения окружающего воздуха са­мыми высокими концентрациями химически опасных веществ:

— изолирующих противогазах;

— респираторах;

— промышленных фильтрующих противога­зах.

5. Дополнительный (гопкалитовый) патрон предназначен:

— для использования противогаза под водой;

— расширения возможностей противогаза по защите от различных АХОВ;

— для применения противогаза в условиях вы­соких температур.


Вопрос

1

2

3

4

5

Правильный ответ

б

б

в

а

б




Ученики выполняют работу, сдают ее на провер­ку преподавателю. На экране в автоматическом ре­жиме демонстрируются слайды презентации, уже просмотренные на уроке. Преподаватель объявля­ет: пока я проверяю работы, посмотрите еще раз слайд-фильм и мысленно прокомментируйте его. После проверки работы возвращаются ученикам.

При проведении урока в компьютерном клас­се учитель объявляет, что каждому необходимо пройти тест, составленный из пяти вопросов, на каждый вопрос даны три ответа, из которых толь­ко один правильный. Задача — щелчком мыши выбрать правильный ответ. Просит учеников от­крыть в папке «СИЗОД» на рабочем столе файл с именем «Тест». Затем поясняет, что после того, как будут даны ответы на все 5 вопросов, нужно щелкнуть позицию «Оценка», ее выставит ком­пьютер. Ученики проходят тестирование, учи­тель вносит в журнал полученные оценки.

Подведение итогов урока и доведение домашнего задания

(3 мин)

Итак, на сегодняшнем уроке мы изучили состав и назначение средств индивидуальной защиты, средств защиты органов дыхания, узнали, что наи­более надежным средством защиты является про­тивогаз, научились изготавливать простейшие СИЗ органов дыхания — ватно-марлевые повязки.

Преподаватель отмечает наиболее активных учащихся, а также тех, кто дал наибольшее коли­чество правильных ответов, и тех, кто работал сла­бо (не в полную силу, был невнимателен). Объяв­ляет оценки.

Домашнее задание: повторить изученный на уроке материал, воспользовавшись опорным кон­спектом.

Урок закончен. Преподаватель прощается с классом, благодарит за урок.

Примечание. В приведенном уроке может показаться большим объем нового материала. Однако при­менение мультимедийного оборудования позволяет значительно повысить темп урока и уложиться во время, указанное в плане урока.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: