Средства индивидуальной защиты населения
10 класс
План-конспект урока
Цели урока:
1. Актуализировать и расширить знания учащихся о средствах индивидуальной защиты.
2. Рассмотреть возможности применения различных средств защиты органов дыхания.
3. Научить изготавливать и применять простейшие СИЗ органов дыхания.
4. Сформировать умения и навыки в использовании СИЗ органов дыхания.
5. Показать эффективность мероприятий по защите населения от ЧС мирного и военного времени и убедить в необходимости принимать в них участие.
Учебные вопросы:
1. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты (СИЗ).
2. Фильтрующие средства защиты органов дыхания (СИЗОД) (противогазы).
3. Респираторы.
4. Простейшие и подручные СИЗ органов дыхания.
5. Изолирующие СИЗОД. Учебно-материальное обеспечение:
— компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, звуковых колонок;
— электронная презентация, созданная средствами программы-редактора презентаций;
— образцы различных моделей противогазов, фильтрующих коробок, ватно-марлевая повязка (ВМП), вата и марля для изготовления ВМП;
— бланки опорных конспектов на каждого ученика
Подготовка к уроку
Для проведения урока подготовлена электронная презентация. В слайды презентации включены основные определения, таблицы и схемы, фотографии и рисунки для иллюстрации рассказа преподавателя по всем изучаемым вопросам. При отсутствии мультимедийного обеспечения преподаватель может использовать плакаты «Гражданские противогазы ГП-5 и ГП-7», «Детские противогазы и защитные камеры», «Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи».
Для организации работы обучающихся составлены и распечатаны бланки рабочих конспектов, которые заполняются учениками в ходе изложения нового материала преподавателем.
Для контроля подготовлены вопросы тестовой проверочной работы в двух вариантах: первый — текстовый, второй — электронный с помощью программы Excel (используется при проведении урока в компьютерном классе).
План урока
1. Организационный момент (1,5-2 мин).
2. Объяснение нового материала. Заполнение учениками бланков рабочего конспекта (35 мин).
3. Тестовая проверочная работа (3-4 мин).
4. Подведение итогов урока и доведение домашнего задания (3 мин).
Ход урока
Проверка готовности к уроку: Преподаватель ОБЖ принимает доклад дежурного о готовности к занятию, объявляет тему, цель урока и учебные вопросы, доводит порядок его проведения.
На экране демонстрируется слайд «Тема раздела: средства индивидуальной защиты населения. Урок 1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания». Ученикам раздаются бланки опорных конспектов, преподаватель объясняет, как их заполнять.
Назначение и классификация СИЗ
Средства индивидуальной защиты предназначены для защиты организма человека от вредного воздействия АХОВ, OB, PB и БС, а также для снижения нежелательных эффектов светового, теплового и ионизирующего излучений (демонстрируется слайд «Назначение и классификация СИЗ»),
По назначению СИЗ подразделяются на:
— средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД);
— средства защиты кожи (СЗК);
— медицинские средства индивидуальной защиты (МСИЗ).
По способу изготовления СИЗ разделяются на: выпускаемые промышленностью (табельные) и изготавливаемые населением из подручных материалов.
По принципу защитного действия все СИЗ делятся на: фильтрующие и изолирующие.
К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся: противогазы, респираторы, изолирующие дыхательные аппараты, камеры детские и простейшие средства.
Противогаз является наиболее надежным средством защиты органов дыхания.
Его появление связано с появлением нового вида оружия массового поражения — химического оружия. Отравляющие вещества впервые применили в Первую мировую войну войска кайзеровской Германии против позиций англо-французских войск. Необходимо было в короткие сроки создать надежные средства защиты от отравляющих веществ. Химики, медики и другие специалисты многих стран трудились над этой задачей. Лучше других работа удалась русскому ученому-химику Николаю Дмитриевичу Зелинскому (1861-1953 гг.), который предложил использовать в защитном приборе в качестве поглощающего вещества древесный уголь. Предложенная конструкция оказалась настолько удачной, что стала прообразом современных фильтрующих противогазов. Противогаз Зелинского состоял из резиновой маски с очками и коробки, заполненной адсорбирующим веществом — активированным углем, в которой очищался зараженный воздух. Он надежно защищал лицо, глаза и органы дыхания человека от ядовитых газов. Постоянно совершенствуясь, противогаз дошел до наших дней и остается наиболее распространенным средством защиты органов дыхания.
Все СИЗОД по принципу действия подразделяются на фильтрующие и изолирующие.
Фильтрующие СИЗОД
По своему назначению фильтрующие СИЗОД можно разделить на три группы:
1) противогазы и респираторы для личного состава Вооруженных сил, предназначенные в основном для защиты от радиоактивной пыли (РП), отравляющих веществ (ОВ) и биологических (бактериальных) аэрозолей (БА). Они обладают также защитными свойствами от ряда АХОВ;
2) гражданские противогазы и респираторы, предназначенные для формирований гражданской обороны и населения. Все они, как правило, исключая детские СИЗОД, представляют собой несколько упрощенные по конструкции средства защиты для личного состава Вооруженных сил;
3) промышленные противогазы и респираторы, предназначенные для защиты работающего персонала промышленного объекта от воздействия конкретного АХОВ их устройство весьма разнообразно и определяется особенностями производственной деятельности предприятия и характером возможной на нем аварийной ситуации {демонстрируется слайд «Назначение, принцип действия и классификация фильтрующих противогазов»).
Защита органов дыхания с помощью фильтрующих СИЗОД основана на очистке наружного зараженного воздуха от находящихся в нем вредных примесей. При пользовании фильтрующим средством защиты человек дышит кислородом, содержащимся в окружающей атмосфере. При всем многообразии вредных примесей очистка воздуха сводится к его очистке от аэрозолей и молекул (пар, газ).
Фильтрующие противогазы Фильтрующие противогазы представляют собой наиболее универсальное средство защиты органов дыхания, так как они обеспечивают высокую степень очистки воздуха от вредных примесей как в виде аэрозолей, так и паров (газов). По возрастному назначению противогазы подразделяются на противогазы, предназначенные для взрослых, для детей дошкольного возраста и детей школьного возраста, для защиты детей в возрасте до 1,5 лет предназначены детские защитные камеры.
Принцип действия противогазов состоит в следующем. Для дыхания используется наружный зараженный воздух, который очищается от вредных примесей, проходя через фильтрующе-поглощающую коробку. В шлем-маску противогаза поступает уже очищенный воздух. Выдыхаемый воздух выводится из шлема-маски наружу через специальный клапан.
Гражданские фильтрующие противогазы
Более доступными для населения являются гражданские противогазы, которых в стране имеется в количестве, вполне достаточном, чтобы обеспечить все население, проживающее на территориях, подвергаемых риску возникновения ЧС в результате крупномасштабных выбросов АХОВ в окружающую среду, а также в случае применения ОМП. Имеются следующие виды гражданских противогазов.
Все гражданские противогазы комплектуются типовой противогазовой коробкой малого габарита, имеющей некоторые отличительные особенности по составу наполнителя. Главное же их отличие заключается в конструктивных особенностях и размерах лицевых частей.
Для взрослого населения применяются противогазы типа ГГТ-5 (ГП-5М) и ГП-7 (его модификации ГП-7В, ГП-7ВМ). Более подробно они будут нами рассмотрены на следующем уроке.
Для защиты детей младшего (начиная с 1,5 лет) и старшего возраста получил распространение противогаз ПДФ-7 (демонстрируется слайд «Детские противогазы»). Наиболее совершенными моделями являются детские противогазы ГТДФ-2Д для дошкольного возраста и ПДФ-2Ш для школьного возраста. Проверка, сборка и подготовка детских противогазов практически не отличаются от аналогичных действий с противогазами для взрослых. Проведенные испытания показали, что время защитного действия детских гражданских противогазов примерно в два раза больше, чем у противогазов для взрослых.
Для защиты младенцев до полутора лет от ОВ, радиоактивных йода и пыли, бактериальных средств предназначены камеры защитные детские КЗД-4 и КЗД-6 (демонстрируется слайд «Детские защитные камеры»). Они состоят из оболочки, натянутой на металлический каркас, поддона, зажима и плечевой тесьмы. В оболочку с двух сторон вмонтированы два диффузионных сорбирующих элемента и прозрачная пластмассовая пластина (окно), через которую следят за поведением ребенка. В верхней части оболочки предусмотрена рукавица из прорезиненной ткани для ухода за ребенком. Ребенка укладывают в камеру головой к окошку, туда же кладут бутылочку с детским питанием, запасные пеленки. После этого тщательно герметизируют входное отверстие, складывая кромку оболочки вдвое, затем каждую из половинок складывают еще раз и зажимают планками зажима. Камеру можно носить в руках, на тесьме через плечо, устанавливать на шасси детской коляски или на санки.
Несмотря на то, что гражданские противогазы комплектуются малогабаритными коробкам имеющими небольшой слой шихты (активированного угля), их защитная способность от концентраций ОВ, создаваемых в полевых условиях, практически не ограничена. Испытания
показали, что гражданские противогазы наряду с защитой от ОВ защищают от хлора, сероводорода, фосгена и некоторых других АХОВ (табл. 1).
(ГРАЖДАНСКИЕ ПРОТИВОГАЗЫ )
Для взрослого населения
• ГП-5, (ГП-5М)
• ГП-7, (ГП-7В, ГП-7ВМ)
Для детей с 1,5 до 17 лет
• ПДФ-7
Для детей с 1,5 до 7 лет
• ПДФ-2Д
Для детей с 1,5 до 7 лет
• ПДФ-2Ш
Для детей до 1,5 лет
• камера защитная детская
• КЗД-4
• КЗД-6
Таблица 1
Защитные свойства фильтрующих гражданских противогазов от АХОВ
Концентрация мг/л | Время защитного действия | |||
противогаз | противогаз + ДПГ-1 | противогаз + ДПГ-3 | ||
Аммиак | 5,0 | 30 | 60 | |
Диметиламин | 5,0 | 60 | 80 | |
Диоксид азота | 1,0 | 30 | ||
Метил хлористый | 0,5 | 35 | ||
Оксид углерода | 3,0 | 40 | ||
Оксид этолена | 1,0 | 25 | ||
Сероводород | 10,0 | 25 | 50 | 50 |
Соляная кислота | 5,0 | 20 | 30 | 30 |
Хлор | 5,0 | 40 | 60 | 100 |
Этилмеркаптан | 5,0 | 40 | 120 | 120 |
Однако в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными выбросами АХОВ, когда в атмосфере могут создаваться концентрации на несколько порядков выше, чем от ОВ в полевых условиях, время защитного действия противогазов весьма ограничено. А в ряде случаев оно равно нулю. Это обуславливается, во-первых, тем, что гражданские противогазы не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, таких как аммиак, диметиламин, метил хлористый, окислы азота, окись этилена, окись углерода. Во-вторых, на небольших расстояниях от постоянно действующего источника заражения в условиях высоких концентраций может произойти мгновенный проскок шихты противогазовой коробки.
В целях расширения возможностей противогаза по защите от различных АХОВ и повышения защитных свойств в настоящее время промышленностью
изготавливаются специальные дополнительные гопкалитовые патроны ДП-1, ДП-2, ДПГ-1, ДПГ-3 и ПЗУ-ПК (демонстрируется слайд «Назначение и защитные свойства дополнительных патронов»), (рис. 4).
Дополнительный (гопкалитовый) патрон используется вместе с противогазовой коробкой (демонстрируется слайд «ДПГ-1, ДПГ-3»). Внутри патрона один (ДПГ-3) или два (ДПГ-1) слоя: специальный поглотитель и гопкалит. Наружный воздух, попадая в фильтрующе-поглощающую коробку (ФПК), предварительно очищается от аэрозолей и паров АХОВ. Поступая затем в дополнительный патрон, окончательно очищается от вредных примесей. Патрон имеет цилиндрическую форму и внешне похож на ФПК противогазов ГП-5, ГП-7. На дне его нарезана внутренняя резьба для присоединения к ФПК ГП-5 или ГП-7.
Защитные свойства коробок промышленных противогазов от АХОВ существенно выше, чем у коробок гражданских противогазов (без дополнительного патрона). Поэтому промышленные противогазы могут использоваться в более широком диапазоне концентраций, т.е. возможно их использование на меньших удалениях от источника заражения по сравнению с гражданскими противогазами. Использование гражданских противогазов без дополнительного патрона возможно только на больших удалениях (сотни и более метров) от источника опасности.
Респираторы
Для защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли применяют респираторы (демонстрируется слайд «Назначение, применение, классификация респираторов»). Респиратор по своей сути есть индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных веществ, содержащихся в воздухе. Они широко применяются
на рудниках, в шахтах, на химических и металлургических предприятиях, атомных электростанциях, при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве. Респираторы классифицируются по предназначению, устройству и сроку службы.
По назначению респираторы подразделяются на противопылевые, противогазовые и газопылезащитные.
По устройству респираторы делятся на два типа:
— респираторы, у которых полумаска и фильтрующий элемент одновременно служат лицевой частью;
— респираторы, очищающие вдыхаемый воздух в фильтрующих патронах, присоединяемых к полумаске.
В зависимости от срока службы респираторы бывают одноразового применения и многоразового использования (в них предусмотрена замена фильтров).
По предназначению: противопылевые противогазовые газопылезащитные
По устройству: полумаска и фильтрующий элемент служат лицевой частью
очищающие воздух в патронах фильтрующих, присоединяемых к полумаске. Классификация респираторов по сроку службы:
одноразового применения
многоразового использования
(предусмотрена замена фильтров)
Тип респиратора выбирают в зависимости от характеристики вредных веществ и их предельно допустимой концентрации в воздухе.
Наиболее широкое применение находят противопылевые респираторы типа Р-2, У-2К, «Кама», ШБ-1 «Лепесток» и другие (демонстрируется слайд «Противопылевые респираторы»). В условиях чрезвычайных ситуаций эти респираторы могут быть использованы для защиты органов дыхания от радиоактивной пыли и биологических средств поражения. Следует учитывать, что противопылевые респираторы не обеспечивают защиту от паров и газов вредных веществ.
В системе гражданской обороны наибольшее использование имеют респираторы Р-2 и Р-2Д
(демонстрируется слайд «Респираторы Р-2, Р-2Д»). Респиратор Р-2 предназначен для оснащения личного состава формирований и сил ликвидации ЧС, Р-2Д — для защиты органов дыхания детей от 7 до 17 лет, отличается от взрослого размером. Респиратор Р-2 производится трех размеров (ростов) (1,2, 3), Р-2Д — четырех (0, 1, 2, 3).
Для подбора респиратора Р-2 по размеру нужно знать высоту лица, то есть расстояние между точкой наибольшего углубления на переносье и самой нижней точкой подбородка. В соответствии с измеренной высотой лица выбирается рост респиратора.
Плотность прилегания респиратора к лицу проверяют так: ладонью плотно закрыть отверстие предохранительного экрана выдоха и сделать легкий выдох. Если воздух из полумаски не выходит, а лишь слегка раздувает ее, респиратор обеспечивает герметичность. В условиях промышленных предприятий при сравнительно невысоких концентрациях (10-15 ПДК) для защиты органов дыхания от паров, газов, аэрозолей АХОВ могут использоваться газопылезащитные респираторы: РУ-60М, РПГ-67 и «Снежок-ГП-Е» (демонстрируется слайд «Газопылезащитные респираторы»). Используются они для защиты органов дыхания не только от вредных веществ, но и от механических примесей, находящихся во взвешенном состоянии в воздухе производственного помещения
Респираторы РУ-60М и РПГ-67 изготавливаются в виде резиновой полумаски ПР-7 с трикотажным обтюратором. РУ-6ОМ используется с двумя поглощающими патронами, в которых размещается шихта и фильтр. РПГ-67 используется с патроном КД без фильтра и защищает только от паров и газов АХОВ.
Таблица 2
Соответствие высоты лица и роста респиратора Р-2
99-109 | 109-119 | 119 и более | |
Соответствующий высоте лица рост (размер) респиратора Р-2 | 1 | 2 | 3 |
Соответствие высоты лица ребенка и роста респиратора Р-2Д
Таблица 3
80-100 | 100-1115 | 115-125 | 125 и более | |
Соответствующий высоте лица рост (размер) респиратора Р-2Д | 1 | 2 | 3 |
Газопылезащитный респиратор «Снежок-ГП-Е» имеет пылеаэрозольный и поглощающий фильтры, которые обеспечивают защиту как от аэрозолей и паров, так и от газов АХОВ (фтористого водорода, хлористого водорода, хлора и сернистого ангидрида).
Во всех случаях газопылезащитные респираторы имеют ограниченное использование. Их нельзя применять, если АХОВ оказывают воздействие на глаза и кожу.
Простейшие СИЗ органов дыхания
Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простейшими средства-
ми защиты (демонстрируется слайд «Простейшие СИЗ органов дыхания»). К простейшим СИЗ органов дыхания относят противопыльную тканевую маску ПТМ-1 и ватно-марлевую повязку. Эти средства могут использоваться населением так же, как и противопылевые респираторы. Они вполне надежно защищают органы дыхания от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств. Изготавливаются они либо по заказу органов управления по делам ГОЧС в швейных мастерских, либо самим населением по рекомендуемым органами ГОЧС образцам.
Маска ПТМ-1 состоит из двух основных частей — корпуса и крепления (демонстрируется слайд «ПТМ-1»). В корпусе прорезаны смотровые отверстия, в которые вставляются стекла или пластины из прозрачного материала (плексигласа, целлулоида). Корпус маски изготавливается из четырех-пяти слоев ткани: два-три внутренних слоя — из плотных тканей (фланель, байка), верхний — из неплотной — (штапель, трикотаж). Крепление делается из одного слоя любой ткани.
Ватно-марлевая повязка изготавливается следующим образом (демонстрируется слайд «Изготовление ВМП»):
— берут кусок марли размером 100 на 50 см;
— на его середину кладут ровный слой ваты размером 30 на 20 см и толщиной примерно 2 см;
— марлю с обеих сторон загибают, закрывая ею вату;
— свободные от ваты концы марли надрезают посредине ножницами так, чтобы образовались две пары завязок;
— завязки закрепляют стежками ниток (обшивают).
Если есть марля, но нет ваты, можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска укладывают пять-шесть слоев марли.
Ватно-марлевая повязка при использовании накладывается так, чтобы нижний край ее закрывал низ подбородка, а верхний доходил до глазных впадин (демонстрируется слайд. При этом должны хорошо закрываться рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: сначала верхние — на затылке за ушами, затем нижние — на темени. Для защиты глаз используют специальные противопыльные очки различного устройства. Очки можно сделать и самим.
В экстренных случаях при отсутствии противопыльной маски и повязки можно использовать подручные средства: любую ткань, сложенную в несколько слоев, одежду, полотенце, шарф, платок и т.п.
Защитные свойства ПТМ, ВМП и подручных средств можно повысить, смочив их водой или специальным раствором.
Для защиты органов дыхания в условиях химического заражения противопылевые респираторы и простейшие средства индивидуальной защиты используются лишь в исключительных случаях. Например, при эвакуации из зоны химического заражения после предварительной их пропитки 5-10-процентным раствором питьевой соды или 2-процентным раствором лимонной (уксусной) кислоты.
Изолирующие СИЗ органов дыхания
Использование фильтрующих противогазов при выполнении аварийно-спасательных и других не-отложных работ непосредственно у места пролива АХОВ небезопасно. В этих случаях рекомендуется применять средства индивидуальной защиты органов дыхания изолирующего типа.
Изолирующие противогазы
Изолирующие противогазы предназначены для выполнения аварийно-спасательных работ в условиях больших концентраций паров вредных примесей в воздухе, при недостатке или отсутствии кислорода в воздухе, а также при работе под водой (демонстрируется слайд «Назначение, принцип действия, модели изолирующих противогазов).
К ним относятся противогазы ИП-4, ИП-4М, ИП-4МК для работы на суше и противогаз ИП-5 для работы под водой.
Принцип их действия состоит в том, что наружный воздух для дыхания не используется. Человек, надевший противогаз, дышит смесью кислорода, находящегося в специальной емкости, и выдыхаемого воздуха после его очистки от влаги и углекислого газа. Недостатком изолирующего противогаза является ограниченное время пребывания в нем.
Данные средства защиты работают на основе химически связанного кислорода. Кислород высвобождается в результате химической реакции, которая происходит в регенеративном патроне при взведении пускового механизма. В качестве регенерирующих препаратов наибольшее применение имеют соединения надперекиси натрия и калия. Все надперекисные соединения характеризуются наличием активного кислорода, который выделяется в молекулярном виде при реакции взаимодействия надперекиси с водой или углекислым газом.
Все изолирующие противогазы на основе химически связанного кислорода состоят из регенеративного патрона с пусковым приспособлением, дыхательного мешка с клапаном избыточного давления, лицевой части (имеет три размера) с соединительной трубкой, каркаса и сумки с принадлежностями. Регенеративный патрон служит для поглощения углекислого газа и паров воды из выдыхаемого человеком воздуха и подачи во вдыхаемый воздух кислорода, необходимого для дыхания. Дыхательный мешок служит резервуаром для воздуха. Он снабжен клапаном избыточного давления, обеспечивающим поддержание в дыхательном мешке давления, не превышающего 40 мм вод. ст. Лицевая часть служит для изоляции органов дыхания, глаз и лица от окружающей среды и подвода воздуха к органам дыхания из дыхательного мешка через регенеративный патрон к органам дыхания. Каркас предотвращает дыхательный мешок от сдавливания в процессе работы, а также обеспечивает крепление регенеративного патрона.
В настоящее время широко используются также изолирующие противогазы и дыхательные аппараты, работающие на сжатом кислороде (КИП-8, КИП-9) и на сжатом воздухе (АП-96, АП-98-7К, АП-2000, ИВА-24М, АСВ-2, АВХ-324НТ и др.) (демонстрируется слайд «АП, КИП»).
В указанных выше изолирующих противогазах и дыхательных аппаратах можно пребывать в условиях заражения окружающего воздуха самыми высокими концентрациями химически опасных веществ. Стоимость этих противогазов существенно превышает стоимость фильтрующих противогазов. Поэтому согласно существующим нормам ими обеспечивается только тот производственный персонал химически опасных объектов, деятельность которого непосредственно связана с выполнением работ на особо опасных участках. Это, прежде всего, личный состав газоспасательных и диспетчерских служб химически опасных производств и личный состав формирований, предназначенных для выполнения работ непосредственно по месту пролива АХОВ (разведчики, спасатели и ликвидаторы последствий химических аварий).
Изолирующие противогазы являются средствами многоразового пользования. По мере отработки регенеративных патронов или баллонов они заменяются новыми. Для использования противогазов необходима заблаговременная специальная подготовка персонала, которому предстоит в них работать.
Кроме изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов к изолирующим средствам защиты органов дыхания относятся также самоспасатели типаСПИ-20 и ПДУ-3, которые используются для кратковременной защиты от АХОВ на период экстренного выхода из зараженной зоны. В состав этих средств также входят регенеративные патроны и дыхательные мешки с клапаном избыточного давления. В отличие от изолирующих противогазов самоспасатели являются средствами защиты одноразового действия, их использование не представляет особых затруднений для необученного персонала.
К изолирующим средствам защиты органов дыхания относятся также шланговые противогазы, которые обеспечивают органы дыхания чистым воздухом с помощью вентиляторов или компрессоров через соединительные шланги. Они используются главным образом при выполнении работ по ремонту и очистке различных емкостей, цистерн, подвальных и других замкнутых помещений, где в больших концентрациях могут скапливаться опасные химические вещества.
Тестовая проверочная работа
(3 мин)
Для того чтобы проверить свои знания и закрепить изученный материал, вам предстоит выполнить тестовую работу. В вашем конспекте уже есть таблица из двух строк. В первой строке записаны номера вопросов с первого по пятый, во второй строке вам необходимо поставить букву, под которой, вы считаете, на вопрос дан правильный ответ. Приступим!
1. К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся:
— фильтрующие гражданские и промышленные противогазы;
— ватно-марлевая повязка и противопыльная тканевая маска;
— фильтрующие детские противогазы и респираторы.
2. Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз от:
— отравляющих веществ и высоких температур окружающей среды;
— отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств;
— радиоактивной пыли и бактериальных средств.
3. К какому типу противогазов относится ПДФ-2Ш:
— шланговый противогаз;
— промышленный фильтрующий противогаз;
— детский фильтрующий противогаз.
4. В этих средствах защиты можно пребывать в условиях заражения окружающего воздуха самыми высокими концентрациями химически опасных веществ:
— изолирующих противогазах;
— респираторах;
— промышленных фильтрующих противогазах.
5. Дополнительный (гопкалитовый) патрон предназначен:
— для использования противогаза под водой;
— расширения возможностей противогаза по защите от различных АХОВ;
— для применения противогаза в условиях высоких температур.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Правильный ответ | б | б | в | а | б |
Ученики выполняют работу, сдают ее на проверку преподавателю. На экране в автоматическом режиме демонстрируются слайды презентации, уже просмотренные на уроке. Преподаватель объявляет: пока я проверяю работы, посмотрите еще раз слайд-фильм и мысленно прокомментируйте его. После проверки работы возвращаются ученикам.
При проведении урока в компьютерном классе учитель объявляет, что каждому необходимо пройти тест, составленный из пяти вопросов, на каждый вопрос даны три ответа, из которых только один правильный. Задача — щелчком мыши выбрать правильный ответ. Просит учеников открыть в папке «СИЗОД» на рабочем столе файл с именем «Тест». Затем поясняет, что после того, как будут даны ответы на все 5 вопросов, нужно щелкнуть позицию «Оценка», ее выставит компьютер. Ученики проходят тестирование, учитель вносит в журнал полученные оценки.
Подведение итогов урока и доведение домашнего задания
(3 мин)
Итак, на сегодняшнем уроке мы изучили состав и назначение средств индивидуальной защиты, средств защиты органов дыхания, узнали, что наиболее надежным средством защиты является противогаз, научились изготавливать простейшие СИЗ органов дыхания — ватно-марлевые повязки.
Преподаватель отмечает наиболее активных учащихся, а также тех, кто дал наибольшее количество правильных ответов, и тех, кто работал слабо (не в полную силу, был невнимателен). Объявляет оценки.
Домашнее задание: повторить изученный на уроке материал, воспользовавшись опорным конспектом.
Урок закончен. Преподаватель прощается с классом, благодарит за урок.
Примечание. В приведенном уроке может показаться большим объем нового материала. Однако применение мультимедийного оборудования позволяет значительно повысить темп урока и уложиться во время, указанное в плане урока.