ПРОГРАММА по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1 класс

ПРОГРАММА

по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-а классе


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим Краевым институтом повышения квалификации работников образования разработана «Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы (интегрированный курс)»

За основу для разработки данной программы взяты рекомендации Минобрнауки 2007 г. по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения»


Цели программы – повышение эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений края.

Задачи программы:

— повысить у учащихся уровень знаний по ПДД;

— помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;

оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;

— развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

— воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

— выработать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

— сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

— неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

— неспособность адекватно оценивать обстановку;

— быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

— преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

— преобладание потребности в движении над осторожностью;

— стремление подражать взрослым;

— недостаток знаний об источниках опасности;

— отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

— переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

— неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

В рабочих материалах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ), подготовленных сотрудниками ГИБДД, приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них.

Свежие документы:  Сценарий конкурса-соревнования юных велосипедистов "Безопасное колесо"

Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».

Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога.

Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.

Среди учащихся лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.

Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении учащихся в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.

Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у учащихся знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности. Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для учащихся целесообразно проводить по пяти направлениям:

Информационное – обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

Свежие документы:  Сочинение: "Малахитовая шкатулка" Павла Петровича Бажова

Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.

Настоящая программа является примерной, определяющей вариативный компонент содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир» с 1 по 4 классы (10 часов). С 5 по 11 класс (10 часов) в курсе ОБЖ как вариативный компонент и обучение правилам дорожного движения на классных часах с 1 по 11 классы (10 часов). В программе даны перечни практических работ, игр, которые учитель может заменить или дополнить другими, выполняющими те же задачи обучения, развития и воспитания учащихся. Рекомендуется равномерно распределять темы в учебном году, некоторые занятия приурочивать к концу четверти и проводить в виде урока-инструктажа перед каникулами, а также освещать правила дорожного движения и на уроках изобразительного искусства, математики, русского языка, литературы.

В рабочих программах возможны изменения и дополнения с учетом местных условий, учебно-материальной базы.


Для успешной реализации программы необходимо:

  • при планировании уроков по изучению Правил дорожного движения предусмотреть большее количество часов для практических занятий по выработке навыков безопасного поведения на дороге;

  • во всех образовательных учреждениях оборудовать площадки для практических занятий;

  • в территориях, имеющих оборудованный автогородок и кабинет ПДД, разработать график проведения практических занятий для всех учреждений образования города, района;

  • при изучении Правил дорожного движения уделять больше внимания правилам для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;

  • организовать участие сотрудников ГИБДД в проведении как теоретических, так и практических занятий;

  • дважды в год обязательно проводить тестирование с целью определения проблемных моментов в обучении детей Правилам дорожного движения и совершенствования преподавания ПДД;

  • добиваться 100% -ых результатов, помня о том, что даже неточность в толковании той или иной дорожной ситуации может привести к трагедии;

  • организовать подписку на газету «Добрая дорога детства» для каждого образовательного учреждения;

  • активизировать работу по развитию сети спортивно-технических клубов и секций, созданию юношеских автошкол с целью более широкого привлечения детей и подростков к вопросам безопасности дорожного движения;

  • разработать и внедрить систему соревнований на звание ПДД с целью диагностики знаний учащихся 2-11 классов;

  • обеспечить организацию и проведение смотров – конкурсов по безопасности дорожного движения;

  • учреждениям дополнительного образования детей разработать схемы безопасного маршрута школьников.


Основными направлениями изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

1. Ознакомление с окружающим миром (двор, улица, село, город), транспортными средствами (велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль).

2. Формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимание и наблюдательность, дисциплинированность, знание Правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, умение ориентироваться в дорожной обстановке, умение соблюдать Правила дорожного движения, развитие координации движения и реакции и т.д.).

3. Воспитание дисциплинированности, основанной как на требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.

Непрерывная подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении осуществляется:

в школе: классная работа (теоретические и практические занятия); внеклассная работа (конкурсы, викторины, соревнования, экскурсии и т. д.);

в учреждениях дополнительного образования детей: инструктажи в спортивных секциях и кружках о безопасных маршрутах движения на занятия и обратно; инструктажи по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на улицах и дорогах и т.д.;

совместной работой школы, учреждений дополнительного образования детей, органов ГИБДД и др.: дети должны принимать участие (или хотя бы присутствовать) во всех совместных профилактических мероприятиях по безопасности дорожного движения;

в семье: индивидуально-воспитательная работа с ребенком (воспитание законопослушного участника дорожного движения на личном примере);

средствами массовой информации: разъяснение правил дорожного движения, пропаганда безопасного поведения на улицах и дорогах.

Во внеурочной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма нужно руководствоваться принципами познавательности, убедительности проводимых мероприятий. Работа по изучению правил дорожного движения должна строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей. Так, следует помнить, что у младших школьников слабо развиты глазомер и боковое зрение, нет навыка определения источника и направления тех или иных звуков; дети младшего школьного возраста не умеют быстро реагировать в критической ситуации, напротив, они теряются, не зная, какие меры предпринять.

С целью достижения положительных результатов необходимо проводить систематическую работу в данном направлении. С учащимися-нарушителями ПДД следует организовать профилактическую деятельность по разработанному плану. Возможно и более активное привлечение отрядов юных инспекторов движения к деятельности по пропаганде изучения правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Каждый учебный день должен оканчиваться минуткой безопасности. Причем, очень важно не относиться к этому формально.

Изучая правила дорожного движения, отрабатывая изученное, на практике, дети и подростки непременно должны осознавать важность изучения и соблюдения правил дорожной безопасности. Они должны твердо усвоить, что соблюдение правил дорожного движения – необходимое условие сохранения жизни и здоровья как самих обучающихся, так и окружающих их людей.







ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГАХ

Тематический план

1 класс (10 часов)


п/п

Тема

Рассказ, рассказ – объясне-ние, беседа

Работа с учебной книж-кой – тетра-дью

Игра

Экскур-

сия

Повторение и закреп-ление материала

Всего, акаде-мичес-ких часов

Город, район в котором мы живем.

(нулевой срез знаний)

15 мин

15 мин


60 мин


2 ч

Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт?

20 мин

20 мин



5 мин

1 ч

Какие опасности возникают на улицах и дорогах.

20 мин

15 мин



10 мин

1 ч

Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор.

10 мин

10 мин

20 мин


5 мин

1 ч

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

15 мин

10 мин

15 мин


5 мин

1 ч

Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения?

20 мин

20 мин



5 мин

1 ч

Пешеходный переход. Что такое перекресток?

15 мин

10 мин

15 мин


5 мин

1 ч

Что означают дорожные знаки.

15 мин

20 мин



10 мин

1 ч

Что означают дорожные знаки.

15 мин

20 мин



10 мин

1 ч

Заключительное занятие по пройденному материалу.




1 ч 15 мин

15 мин

2 ч



Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Энергия связи ядер. Цепные реакции"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: