Государственное бюджетное образовательное учреждения Республики Хакасия
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат».
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ШМО Директор школы-интерната
_______ Ф.И.О ___________ Ф.И.О
Протокол № ________ «____»____________20___г «____»____________20___г
от «___»_______20__г.
Заместитель директора по УР
_________Ф.И.О
«___»___________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
5-9 классы.
на 20__- 20__уч.г.
Преподаватель-организатор ОБЖ
Бутенко Сергей Иванович.
Пояснительная записка
Одной из проблем ДТП является попадание детей в ДТП. Промежуток времени в которых получили телесные повреждения различной тяжести это лица в возрасте до 16 лет. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: Переход проезжей части вне установленном месте. Переход перед близко идущим транспортом. Выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков: Поведения на дорогах и, как следствие, — неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Особое внимание необходимо уделять детям с нарушением интеллекта. Ему очень трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и тем более социализация. Нарушены не только различные важные виды деятельности, понимание окружающей действительности, и даже самоощущение себя, — нарушена детская жизнь. Нередко, ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума.
Считаю, что детям с нарушением интеллекта необходимо ещё больше давать знаний по правилам дорожного движения, и еще большее требовать их знание и неукоснительное выполнение. Так как они подвержены наибольшему плохому внушению, повышенному травматизму. Поэтому в рамках факультативных занятий по ОБЖ предусмотрено увеличено количество часов на изучение правил дорожного движения.
Настоящая программа по изучению правил дорожного движения создана на основе Положения ОУ о рабочей программе, базисного учебного плана ОУ, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 — 9 кл.».
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание типовой программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ. Рабочая программа по ПДД представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; количество учебных часов (в том числе практических и контрольных работ); цели; задачи; перечень обязательной и дополнительной литературы для учителя и обучающихся; формы промежуточной аттестации; основное содержание программы; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематическое планирование.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся с нарушением интеллекта навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей.
Задачи: — расширить общей кругозор по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
— изучить Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
— сформировать практических умений пешеходов;
— сформировать культуру участника дорожного движения;
— воспитать отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
— развить самостоятельность и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической, коррекционной деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие памяти;
коррекция – развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
выделять сходство и различие понятий;
умение работать по инструкциям, алгоритму;
планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
коррекция нарушений устной и письменной речи;
коррекция монологической речи;
диалогической речи;
обогащение словаря.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические, учебно-практические работы.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/уметь — перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь — перечень конкретных умений и навыков, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Теоретические занятия | 5 | 4 | 7 | 6 | 6 |
Практические занятия | 2 |
| 1 | 1 | 1 |
Всего часов | 7 | 4 | 8 | 7 | 7 |
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учебно- методический комплекс
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. N I089)
Примерная программа по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образования Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 1263)
Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы. Под редюл. Воробьева М.: Дро2007
Методическая литература
УМК (Учебники, методические пособия к учебникам) 5 — 7 классы /Латчук В.Н., Марков В.В .. Маслов А.Г. М.: Дрофа, 2005, 2009, 2010.8-9
классы /Вангородскийс.н, Кузнецов М.И, ЛатчукВ.Н.М.:Дрофа, 2004,2010.0БЖ.
Правила дорожного движения Российской Федерации
Кирьянова В.Н. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Методическое пособие — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007
Методические рекомендации: для органов управления образования и образовательных учреждений — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
Оривенко Л.П. Уроки по Правилам дорожного движения, Екатеринбург: «Калан», 2000.
Рыбин А.Л.Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей,М: «Просвещение»,2008.
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения, М: «Глобус».
Игровые занятия в курсе «ПДД» 5-9 кл. Маслов А.Г.
Учебники
ОБЖ: 5-9-е кл.: учеб.для общеобразовательных учреждениЙ;/МЛ. Фролов, Е.н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;под ред. юл. Воробьева. М.: АСТ: Астрель, 2008 — 174, [2], с.: ил. НОВЫЙ. (основной учебник).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Правила движения — законы улиц и дорог. Исторический очерк о возникновении правил движения в России. Правила движения едины на всей территории России. Увеличение производства автомобилей и других транспортных средств. Рост численности населения в городах и населённых пунктах. Интенсивность транспортного пешеходного движения. Задачи обеспечения безопасности движения в современных условиях. Дисциплина пешеходов, пассажиров и велосипедистов — необходимое условие безопасности движения. Обязательность выполнения правил движения пешеходами и водителями. Ответственность пешеходов за нарушение этих правил. Роль общественности и учащихся в обеспечении безопасности движения. Участие школьников в предупреждении нарушений правил движения детьми. Отряды юных инспекторов движения.
2. Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды. Назначение улиц и дорог. Элементы улицы: проезжая часть, тротуар. Их назначение. Трамвайное полотно. Элементы дороги: проезжая часть, кювет, обочина. Главная улица (дорога). Улицы с односторонним и двусторонним движением. Перекрёсток — место пересечения улиц, дорог. Виды перекрёстков: трёхсторонние, четырёхсторонние, площадь.
3. Разметка проезжей части улиц и дорог. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Разметка проезжей части и её значение для регулирования движения транспорта. Продольная, поперечная и другие виды разметки. Значение разметки проезжей части для велосипедистов. Правила движения пешеходов, групп и колонн.
4. Формы регулирования движения. Сигналы светофоров и регулировщиков. Место установки светофоров. Значение сигналов светофоров. Светофоры для пешеходов. Регулировщик. Положение корпуса, жесты регулировщика и их значение. Правила перехода улиц и дорог на регулируемых перекрёстках.
5. Правила пользования транспортом. Виды транспортных средств и их значение. Автомобили. Виды городского транспорта. Транспорт общественного пользования. Сельскохозяйственные самоходные машины. Мотоциклы и мотороллеры. Правила пользования трамваем, троллейбусом, автобусом, такси. Правила посадки и высадки пассажиров. Правила поведения пассажира в трамвае, троллейбусе, автобусе, такси. Правила выхода из автомобиля, такси. Правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, мотоциклах, мотороллерах.
6. Дорожные знаки. Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие и указательные. Дополнительные средства информации, их назначение.
7. Велосипед с подвесным двигателем и мопед. Устройство велосипеда с подвесным двигателем, устройство мопеда. Техническое обслуживание их. Правила пользования. Возрастной ценз на право управления велосипедом с подвесным двигателем и мопедом.
8. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Технические требования, предъявляемые к велосипеду (в том числе к велосипеду с подвесным двигателем). Осмотр велосипеда перед выездом. Возрастной ценз на право управления велосипедом.
9. Проверка знаний учащимися правил дорожного движения и приёмов оказания пострадавшим первой доврачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Выдача удостоверения о сдаче зачёта по правилам движения и оказания пострадавшим первой помощи при дорожно-транспортном происшествии.
5 класс
Опасные ситуации на дорогах и транспорте (7 часа)
Улица и движение в нашем городе. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Правила пользования транспортом. Основные понятия и термины правил дорожного движения. Элементы улиц и дорог. От «бытовой привычки – к трагедии на дороге. На железной дороге. Езда на велосипеде. Правила оказания первой помощи при ДТП (при кровотечении и ожогах, потере сознания).
Обучающиеся должны знать: Уметь уберечься от опасности и соблюдать правила поведения на дороге и транспорте.
Тема | Количество часов | Дата | Основные понятия, словарные слова | |
1 | Улица и движение в нашем городе. Дорожные знаки и дополнительные средства информации | 1 |
| Правила дорожного движения. Дорожные знаки. |
2 | Элементы улиц и дорог. От «бытовой привычки – к трагедии на дороге | 1 |
| Дорога. Тротуар. Пешеходный переход |
3 | Правила пользования транспортом. На железной дороге. | 1 |
| Вид транспорта |
4 | Езда на велосипеде. | 1 |
| Правила езды на велосипеде. |
5 | Правила оказания первой помощи при ДТП (при кровотечении и ожогах, потере сознания). | 1 |
| Виды кровотечения. |
6 | Экскурсия: Безопасная дорога в школу. | 1 |
|
|
7 | Тестирование. | 1 |
|
|
|
| 7 часов. |
|
|
6 класс.
Правила дорожного движения (4 часа)
Причины ДТП. Поведение учащихся при ДТП.Знаки для пешеходов и водителей. Движение транспортных средств. Движение по загородным дорогам.
Обучающиеся должны знать: Уметь уберечься от опасности и соблюдать правила поведения на дороге и транспорте.
Тема | Количество часов | Дата | Основные понятия, словарные слова | |
1 | Причины ДТП. Поведение учащихся при ДТП. | 1 |
| ДТП.паника, страх. |
2 | Знаки для пешеходов и водителей. | 1 |
| Дорожные знаки |
3 | Движение транспортных средств. | 1 |
| Грузовой, пассажирский транспорт |
4 | Движение по загородным дорогам. | 1 |
| |
| | 4 часа |
|
|
7 класс
Правила дорожного движения (8 часа)
Дорожные «ловушки». Поведение участников и очевидцев ДТП. Светофоры для пешеходов. Сигналы регулировщика. Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере. Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание. Движение велосипедистов группами. Велоэстафета. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Правила наложения жгута. Общие правила транспортировки пострадавшего.
Обучающиеся должны знать: Уметь уберечься от опасности и соблюдать правила поведения на дороге и транспорте.
Тема | Количество часов | Дата | Основные понятия, словарные слова | |
1 | Дорожные «ловушки» | 1 |
| Дорожная опасность, откуда ее ждать. |
2 | Поведение участников и очевидцев ДТП | 1 |
| Дорожно-транспортное происшествие, виды ДТП. |
3 | Светофоры для пешеходов. Сигналы регулировщика. | 1 |
| Регулировщик – кто он. |
4 | Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере. | 1 |
| Чем опасна езда на мотоцикле и мотороллере. |
5 | Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание. Движение велосипедистов группами. Велоэстафета. | 1 |
| Вид транспорта – велосипед. Предвидеть опасность. |
6 | Оказание первой помощи при ДТП. Остановка наружного кровотечения. Общие правила транспортировки пострадавшего. Эвакуация пострадавших в ДТП. | 2 |
| Кровотечения. Первая помощь при ДТП. |
7 | Практическое занятие по теме. Тестирование. | 1 |
|
|
|
| 8 часов. |
|
|
8 класс.
Правила дорожного движения (7 часа)
Разметка проезжей части улиц и дорог. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Перевозка учащихся на пассажирском и грузовом транспорте. Пассажиром быть не просто.
Обучающиеся должны знать: Знать правила дорожного движения. Ориентироваться на дороге. Знать правила перевозки пассажиров. Знать виды дорожных знаков.
Тема | Количество часов | Дата | Основные понятия, словарные слова | |
1 | Разметка проезжей части улиц и дорог. | 1 |
| Дорожная разметка |
2 | Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. | 2 |
| Групповые пешие колонны. Дорожный этикет. |
3 | Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. | 1 |
| Специальный транспорт |
4 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 1 |
| Тормозной путь |
5 | Перевозка учащихся на пассажирском и грузовом транспорте. Пассажиром быть не просто.
| 1 |
| Пассажир. Пассажирский, грузовой транспорт |
6 | Обобщающий урок по теме: Тестирование. | 1 |
|
|
|
| 7 часов. |
|
|
9 класс.
Правила дорожного движения (7 часа)
Ответственность за нарушение ПДД. Государственные структуры регулирующие и контролирующие соблюдение правил на дороге. Дорожные знаки и их значение на дороге. Перекрестки их виды. Предупредительные сигналы водителей. Движение в темное время суток в сложных погодных условиях.
Обучающиеся должны знать: Знать правила дорожного движения. Ориентироваться на дороге. Уметь предвидеть опасность на дороге. Знать виды дорожных знаков.
Тема | Количество часов | Дата | Основные понятия, словарные слова | |
1 | Ответственность за нарушение ПДД. Государственные структуры регулирующие и контролирующие соблюдение правил на дороге. | 2 |
| Водительские права. Технический осмотр. . ГИБДД.
|
2 | Дорожные знаки и их значение на дороге. Перекрестки их виды. | 3 |
| Предупреждающие, запрещающие, предписывающие знаки. |
3 | Предупредительные сигналы водителей. Движение в темное время суток в сложных погодных условиях. | 1 |
| Гололед, скользкая дорога, плохая видимость. |
4 | Практические занятия: тестирование | 1 |
|
|
|
| 7 часов. |
|
|