Рабочая программа по ОБЖ для учащихся 9 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа села Рогаткино

Красноармейского района Саратовской области»


«Согласовано»

Руководитель ШМО

учителей естественного цикла

____________

Л. А. Лагутина

Протокол № ______

от «___»____________ 20___г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


____________

Л. А. Лагутина


«Утверждено»

Директор

МКОУ СОШ с. Рогаткино

____________

И. Б. Шишлова

Приказ № ______

от «___»____________ 20___г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по основам безопасности жизнедеятельности

для учащихся 9 класса





Составитель:

преподаватель-организатор ОБЖ

II квалификационной категории

ШИШЛОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ







«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол № ______ от «___»____________ 20___г









2012/2013 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы.

В программе реализованы требования Федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 43 «О Федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», от 24.07.95 N 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный и региональный компонент общеобразовательных программ). Для реализации данной программы используется учебник А. Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса – М.: Просвещение, 2010 год. Данный учебник соответствует учебной программе. Ярко иллюстрирован, имеет хорошую нормативную базу и практические задания на моделирование различных ситуаций.

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

— воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

— развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

— освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

— овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Рабочая программа рассчитана на 34 (35) учебных часа (1 час в неделю), в том числе на проведение проверочных работ (словарные диктанты, тесты, зачеты) – 12 часов, на проведение контрольных работ – 3 часа.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий:

— основы комплексной безопасности;

— защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций;

— основы здорового образа жизни.

Освоение программы курса ОБЖ в 9 классе заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору сдавать экзамен по ОБЖ.

В аттестат о среднем (основном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Формы организации образовательного процесса — комбинированные уроки, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации.

Технология обучения – традиционная.

Виды и формы контроля — словарные диктанты, тесты, зачеты.



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

форма урока

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки

Форма контроля

Домашнее

задание


Дата проведения

знания

умения


план

факт

Раздел 1.

Основы комплексной безопасности (24)

Национальная безопасность России в современном мире (4ч)

1

Россия в мировом сообществе.

ИНМ, лекция

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает.

Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает.

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

П. 1.1, задание стр. 11



2

Национальные интересы России в современном мире.

ИНМ, лекция

Национальные интересы России в современном мире их содержание.

Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

П. 1.2, вопросы стр. 14



3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

ИНМ. лекция

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

Влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

П. 1.3, задание стр. 19



4

Формирование общей культуры населения в области БЖД.

комбинированный

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

Умение анализировать и делать выводы

Словарный диктант


П. 1.4, задание стр. 26



ЧС природного и техногенного характера и национальная безопасность России (3ч)

5

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.

ИНМ,

лекция

Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека

Классификация чс, основные причины увеличения их числа.

Умение анализировать и делать выводы

Тест

П. 2.1, задание стр. 35



6

ЧС природного характера, их причины и последствия.

ИНМ, беседа

чс природного характера, их причины и последствия.

чс природного характера, их причины и последствия.

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

П. 2.2



7

ЧС техногенного характера их причины и последствия

ИНМ, лекция

чс техногенного характера их причина и последствия

чс техногенного характера их причина и последствия

Умение работать с учебником, выделять главное

зачет

П. 2.3, вопросы и задание стр. 45



Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (3ч)

8

Военные угрозы национальной безопасности России.

ИНМ

лекция

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Военные угрозы

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

П. 3.1



9

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

комбинированный

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.

Основные правила поведения, если вас захватили в заложники

Умение работать с учебником, выделять главное

Контрольная работа

П. 3.2, задание стр. 56



10

Наркотизм и национальная безопасность России

ИНМ, лекция

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Наркобизнес

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

________



Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3ч)

11

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

ИНМ, лекция

Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера

РСЧС

Умение анализировать и делать выводы

__________

П. 4.1, задание стр. 63



12

ГО как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

ИНМ,

лекция

Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время.

ГО

Умение анализировать и делать выводы

Тест

П. 4.2, задание стр.69



13

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС

ИНМ,

лекция

Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

МЧС

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

П. 4.3, задание стр. 76



Основные мероприятия, проводимые в РФ. По защите населения от ЧС мирного и военного времени (5ч)

14

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

ИНМ,

лекция

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС

Мониторинг и прогнозирование

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

П. 5.1, вопросы и задание стр. 80



15

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

ИНМ,

лекция

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

Инженерная защита

Умение анализировать и делать выводы

Тест

П. 5.2, вопросы и задание стр. 84



16

Оповещение населения о ЧС

ИНМ,

лекция

Оповещение населения о ЧС. Централизованна система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба на базе телефона 01.создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Система оповещение, Сигнал «Внимание веем»

Действие населения при угрозе нападения, при оповещении о химическом заражении, в очаге инфекционного заболевания, при оповещении о радиоактивном заражении

Устный опрос

П. 5.3, вопросы и задание стр. 86-87



17

Эвакуация населения.

ИНМ,

лекция

Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон ЧС. Экстренная эвакуация, рассредоточения персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Эвакуация, план эвакуации учреждения,

средства индивидуальной защиты

Правила эвакуации, использование различных укрытий и защитных сооружений

Словарный диктант

П. 5.4, вопросы и задание стр. 90



18

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

ИНМ,

лекция

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Аварийно-спасательные работы

Умение анализировать и делать выводы

зачет

П. 5.5, вопросы и задание стр.93



Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом (6ч)

19

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

ИНМ

Лекция

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.


Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

Конспект (тема №19)



20

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.

Беседа, сам.раб

Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом.

Основные задачи ГО по защите населения от террористических актов.


Устный опрос

Конспект (тема №20)



21

Система борьбы с терроризмом.

ИНМ

Лекция

Существующие в мировой практике формы борьбы терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции

Уголовная ответственность, предусмотреннаяза участие в террористической деятельности

Умение анализировать и делать выводы

Тест




22

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Беседа сам. работа

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара и в случае возникновения террористического акта

Устный опрос

Конспект (тема №22)



23

Государственная политика противодействия наркотизму.

ИНМ, лекция

Основные меры борьбы наркоманией.

Наказание, принимаемые в России для борьбы с наркоманией

Умение работать с учебником, выделять главное

Словарный диктант

Конспект (тема №23)



24

Профилактика наркомании.

ИНМ

Лекция

Профилактика наркомании.

Профилактика наркомании.


Контрольная работа

Конспект (тема №24)



Раздел 2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11)

Основы здорового образа жизни (3ч)

25

Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность

ИНМ

Лекция

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровье, ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья

Иметь представление об основных положениях здорового образа жизни

Устный опрос




Стр.85, конспект



26

Здоровый образ жизни и его составляющие.

ИНМ

Лекция

ЗОЖ и его составляющие. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация

Отрабатывать навыки личной гигиены, занятие физкультурой

Устный опрос

П.4.2.,

вопрос 1-4



27

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

ИНМ

Лекция

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России


Укреплять здоровье, восстанавливать душевное равновесие

зачет

Конспект (тема №27)



Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3ч)

28

Ранние половые связи и их последствия.

ИНМ

Лекция

Ранние половые связи и их последствия.

Ранние половые связи и их последствия.


Словарный диктант

Конспект (тема №28)



29

Инфекции, передаваемые половым путем.

Беседа, сам.раб

Инфекции, передаваемые половым путем.

Инфекции, передаваемые половым путем.

Умение работать с учебником, выделять главное


Конспект (тема №29)



30

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

ИНМ

Лекция

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе


Тест




Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3ч)

31

Брак и семья


Роль семьи в формировании ЗОЖ

Основные положении семейного кодекса


Устный опрос

Конспект (тема №31)



32

Семья и здоровый образ жизни человека

ИНМ

Лекция

Роль семьи в формировании ЗОЖ

Основные положении семейного кодекса


Фронтальный опрос

Конспект (тема №32)



33

Основы семейного права в Российской Федерации.


ИНМ

Лекция

Роль семьи в формировании ЗОЖ

Основные положении семейного кодекса

Знание основных понятий

Устный опрос

Конспект (тема №33)



Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2ч)

34

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

ИНМ

Лекция

Первая медицинская помощь при массовых поражениях


Умение работать с учебником, выделять главное


Конспект (тема №34)



35

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

Сам.

раб

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.


Знание основных понятий

Контрольная работа

Конспект (тема №35)



Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса «Исторический портрет Екатерина Вторая»




СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса. Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

— соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

— использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.






Раздел I.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА


  1. Национальная безопасность России в мировом сообществе

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.

Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

  1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

  1. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

  1. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

  1. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

  1. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.

Профилактика наркомании.


Раздел II.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


7. Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.

10. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.

11. Безопасность дорожного движения




















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)


Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для  разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе выпускник должен:

знать

— основные положения Концепции национальной безопасности Рос­сийской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

— потенциальные опасности от наиболее часто возникающих чрез­вычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификация;

— современные проблемы безопасности от военных угроз России, международного терроризма, религиозного и национального экстремизма;

— организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций мир­ного и военного времени в России;

— способы оценки состояния своего здоровья в домашних условиях;

— основные направления государственной политики в области обес­печения дорожно-транспортной безопасности, методики оказания довра­чебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

уметь

— доступно объяснять основные положения Концепции националь­ной безопасности Российской Федерации, потенциальные опасности от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характе­ра, их последствия и классификацию;

— предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, при­нимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

— соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуа­циях и в местах скопления большого количества людей;

— пользоваться средствами индивидуальной защиты;

— действовать при оповещении об угрозе чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

— оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.







ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Основная литература:

1. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й класс, учебник для общеобразовательных учреждений.- ­ М.: Просвещение, 2010.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Федеральные законы: «Об обороне», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. ­ М., 1998­ 2006.

4. Рыбин А. Л. Дорожная азбука на дороге / А. Л. Смирнова. ­- М.: «Просвещение», 2006.

Дополнительная учебная литература:


1. Баль Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л. В. Баль. -­ М.: «Просвещение», 2005.

2. Дуров В. А. Русские награды / В. А. Дуров. -­ М.: «Просвещение», 2003.

3. Лях В. И. Основы здорового образа жизни / Л. В. Лях. -­ М.: «Просвещение», 2005.

Учебные и справочные пособия:

1

Перечень рекомендуемых средств обучения:


. Комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А.Т. Смирнов). 2. Учебно – наглядные пособия: — плакаты: «Воинские звания и знаки различия», «Военная форма одежды», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия, «Правила поведения во время пожара»; — средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка; — автомат Калашникова.

— средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно–марлевые повязки, аптечка. Дидактический материал:

— тесты по всем разделам и темам.

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «Дети войны. Последние свидетели»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: