Рабочая программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» 3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир»,разработана на основе программы «Я — пешеход и пассажир» Н.Ф. Виноградовой, сборника программ внеурочной деятельности , под редакцией Н.Ф. Виноградовой 1-4 классы. М. «Вентана-Граф» 2011 год.

Общая характеристика курса. Программа курса«Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.

Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 ч в неделю по 45 минут, итого 34 часа в год.

В рабочую программу внесены изменения: авторская программа рассчитана на 30 часов, но в соответствии с учебным планом МОУ «Большелипяговская СОШ»» на 2013 – 2014 учебный год, ориентированным на 34 учебные недели, количество часов в рабочей программе увеличено на 4 часа:

— добавлен 1 час в тему «Мы ориентируемся на местности» с целью более конкретного разбора маршрута из дома в школу и обратно;

— добавлен 1 час в тему «Перекресток и автомагистраль» с целью практического разбора ситуации на перекрестке;

— добавлен 1 час в тему «В метро» с целью формирования культуры поведения детей в общественном транспорте.

-добавлен 1 час в тему «Световые сигналы автомобиля»

Программа не подразумевает жесткого распределения учебного материала, поэтому учитель при разработке тем уроков в учебном году планирует:

— зачетный урок -1 час (в форме викторины по изученным темам)

— экскурсий — 4 часа;

— выставок – 5 часов;

— подвижных игр – 5 часов

— дидактических игр – 16 часов

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса В результате освоения программы курса «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД соответствующем документе);

находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Содержание программы

3 класс

Ориентировка в окружающем мире

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.) Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Свежие документы:  Урок русского языка в 1 классе по теме "Устная и письменная речь.Определение границ предложений"

Ты — пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина,

разделительная полоса. Правостороннее движение. Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний ,круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик,

особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила

движения в темное время суток. Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движе-

ния. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).


Особенности содержания. Программа построена с учетом следующих принципов:

доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом

особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;

личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворении потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.



Тематическое планирование материала.

п/п

Тема занятий

Количество часов

Планов.сроки

Фактич.

сроки

1

Будем осторожными

1



2

Что такое ДТП

1



3

Виды транспорта

1



4

Пассажирский транспорт. Спецтранспорт

1



5

Какие бывают дороги .Дорога и ее части

1



6

Дорога в городе. Дорога за городом

1



7

Дорожное движение

1



8

Перекресток. Экскурсия.

1



9

Автомагистраль.

1



10

Дорожные знаки

1



11

Эти дорожные знаки нужно знать

1



12

Сигналы светофора

1



13

Сигналы регулировщика

1



14

Движение пешеходов




15

Правила для пешеходов

1



16

Велосипедная дорожка

1



17

Безопасный переход дороги. Пешеходные переходы

1



18

Игра- соревнование «Выполняем задания-тесты»

1



19

Населённый путь.

1



20

Движение на загородной дороге.

1



21

Внимание ! Железнодорожный переезд.

1



22

Движение в трудных условиях.

1



23

Жилая зона.

1



24

Мы ориентируемся на местности .Экскурсия по населенному пункту.

1



25

Мы ориентируемся на местности .Экскурсия по населенному пункту.

1



26

Создание плана микрорайона с учетом дорожной обстановки. Экскурсия.

1



27

Труд водителя

1



28

Что такое тормозной путь.

1



29

Световые сигналы автомобиля.

1



30

Световые сигналы автомобиля. Экскурсия.




31

Случай на дороге.

1



32

В метро.

1



33

Составление памятки «Правила поведения в транспорте»

1



34

Проверим себя.

1





Формы и средства контроля


Для текущего контроля и оценки знаний и умений по курсу используются выставки рисунков, практические работы, экскурсии по территории села, ролевые игры, встречи с работниками Большелипяговского ФАП, работниками ГИБДД и др. виды творческих работ.

Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ для 3 класса «Пожарным можешь ты не быть»

Итоговая проверка выполнения требований программы проходит в форме зачётного мероприятия с приглашением родителей на занятие – викторина «Я знаю ПДД!» (Приложение 1)














Материально-техническое обеспечение

Литература для учителя и родителей:

  1. Камакин О.Н. «Игры, конкурсы, инсценировки, посвященные безопасности дорожного движения».// «Классный руководитель».-2007.- №5

  2. Правила дорожного движения. Книга для учащихся 1 класса. В.Рублях. М.: Просвещение, — 1980.

  3. Правила дорожного движения для школьников и малышей. Д.Орлова. М.: АСТ, — 2008.

  4. Про правила дорожного движения. С.Волков. М.: Омега, — 2005.

  5. Сценарии школьных праздников./ Сост. Н.Н. Романова. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.



Литература для детей (в разных изданиях):

А. Барто «Любочка»

А. Северный «Светофор»

В. Клименко «Зайка велосипедист»

В. Клименко «Кто важнее всех на улице».

Н. Носов «Автомобиль»

О. Бедорева «Азбука безопасности»

С. Яковлева «Светофор»

С.Михалков «Велосипедист»

С.Михалков «Моя улица»





Материально – техническое обеспечение по внеурочной деятельности

п/п



Наименование

Кол. обучающихся

Необх.кол-во

Факт.кол-во

% оснащенности

Набор (игровой) транспортных средств

3

3

1

33.3

Иллюстрации с изображением транспортных средств

3

1

1

100

Кружки красного и зелёного цвета

3

3 комп.

3 комп.

100

Макет пешеходного светофора (плоскостной).

3

3комп.

комп.

Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки

3

3

Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры»

3

3

3

100

Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть

3

1

Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Собери светофор», «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

3

по

1 игре

Набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»

3

3комп.

комп.

Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

3

1

Цветные карандаши, альбом

3

3

3

100

Железный конструктор

3

3

3

10




















Приложение 1

Викторина «Я знаю ПДД!»

Цель — систематизация и контроль знаний учащихся по ПДД.

Задачи:

1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

2. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

3. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах, безопасных действий школьников на улицах, дорогах и в транспорте.

Место проведения: классная комната.

Время проведения: 35 минут.

Участвуют: 2 команды.

Ход занятия:

1. Вступительное слово учителя. Поздравление детей с окончанием учебного года, пожеланием отличного летнего отдыха и победы в предстоящей викторине.

2. Основная часть.

1. «Название».

Придумать название командам, с учетом тематики данной викторины (до 3 баллов).

2. «Конверты».

Каждая команда получает по конверту со знаками дорожного движения. В каждом – 5 знаков. Отгадать названия дорожных знаков (по 1 баллу за знак).

3. «Кто быстрее».

Команды поднимают руку – если знают ответ (2 балла).

Красный, желтый, зеленый? (Светофор)

Денежное наказание нарушителя ПДД? (Штраф)

Двухколесное средство передвижения? (Велосипед)

Пешеходный … (переход).

Автобусная … (остановка).

4. «Вопрос – ответ».

За каждый правильный ответ  команда   получает  1   балл.   Если   команда  отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая знает ответ. Вопросы, задаются командам по очереди:

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов)
2. Что такое зебра?
(Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход)
3. Кого называют пешеходом?
(Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней)
4. Как правильно обходить трамвай?
(Спереди)

5. Кого называют водителем? (человека, управляющего каким-либо ТС)
6. Где можно играть детям на улице?
(В специально отведенных для игр местах)
7.С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам?
(с 14 лет)
8. Как правильно обходить автобус и троллейбус?
(Сзади)

9. Что обязательно должны делать люди, сидящие на передних сидениях автомобиля? (пристегиваться ремнями безопасности))
10. В каком возрасте можно получить водительское удостоверение?
(В 18 лет)
11. На какой свет светофора надо переходить улицу
(На зеленый).

5. Физкультминутка. Игра на внимание: говорите только «да» — и при этом встаньте, «нет» — похлопайте в ладоши и помотайте головой. Слушайте внимательно!

— Что хотите — говорите, в море сладкая вода? (Нет)

— Что хотите — говорите, красный свет — проезда нет? (Да)

— Что хотите — говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)

— Что хотите — говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)

— Что хотите — говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)

— Что хотите — говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)

6. «Загадки».

Отвечает команда, которая первая подняла руку (по 2 балла)


1. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
(Велосипед)

2. Что за чудо – красный дом,
Пассажиров много в нем.
Обувь носит из резины,
А питается бензином.
(Автобус)

3. Носит хобот, а не слон.
Но слона сильнее он.
Сотни рук он заменяет!
Без лопаты, а копает!
(Экскаватор)

4. Ходит скалка по дороге,
грузная, огромная.
И теперь у нас дорога,
Как линейка ровная.
(Дорожный каток)

5. К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот.

(Экскаватор, трактор)

6. Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться,
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)

7. Длинной шеей поверчу –
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут – положу,
Человеку я служу.
(Подъемный кран)

8. Там где строят новый дом,
ходит воин со щитом,
где пройдет он, станет гладко,
будет равная площадка.
(Бульдозер)


7. «Фабрика пословиц»

Есть пословица «Тише едешь – дальше будешь». Ваша задача за 2 мин придумать свое правило, свою пословицу для пешеходов (до 3 баллов).

8. «Автомобиль будущего»

За 3 мин придумать и нарисовать «автомобиль будущего» и потом защитить свой проект.

Чем он хорош? (до 3 баллов)


3. Подведение итогов, вручение дипломов. Рефлексия.
















Ожидаемые результаты освоения курса

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты — пешеход и пассажир»»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Свежие документы:  Беседа – диспут по ПДД "Дорожные "ловушки"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: