Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
г. Прокопьевска
Разработка классного часа
«Уроки здоровья»
Подготовила:
учитель начальных классов
Браун Ирина Сергеевна
г. Прокопьевск
2012
УРОКИ ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВЬЕ – одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества. На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать кружки, бегать и плавать, забыть о головной боли или насморке.
Почему некоторые пожилые люди в выходные дни берут рюкзак и бодро идут в поход летом или катаются на лыжах зимой, а другие, такого же возраста, сидят на лавочках у дома и жалуются на своё здоровье – ломоту во всём теле, одышку? Как сохранить своё здоровье на долгие годы?
Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему организму. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Не случайно вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, на слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.
Как вы думаете, прав ли древний философ? Почему?
РАЗРАБОТКИ 2 УРОКОВ В 1 КЛАССЕ.
ТЕМА: «Дружи с водой»
Урок 1. Советы доктора Воды.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя.
— Наши занятия необычны. Их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях вы узнаете о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое, т.е. узнаете, как попасть в страну Здоровячков.
В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто же это? Сейчас мы это узнаем.
Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома? (Нужен свежий воздух. Вот он первый доктор – Доктор Свежий воздух.)
— А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить? (Доктор Вода.)
— Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Природа подарила людям ещё и других докторов: доктор Упражнение, доктор Красивая Осанка. Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулым, горбатым, с кривым позвоночником.
Три раза в день, а иногда и больше мы едим. Пища должна быть здоровой. Поэтому есть доктор Здоровая Пища.
Может человек бодрствовать день и ночь, работать беспрерывно? (Нет, нужен сон, отдых.)
— И доктор Отдых подсказывает, как правильно это делать.
И ещё есть один доктор, без которого свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Это доктор Любовь.
Будем дружить с ними? Они помогут нам попасть в страну Здоровячков. Сегодня мы познакомимся с доктором Вода.
Итак: В путь-дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся!
II. Беседа по теме.
— Как умывается кошка? (Она вылизывает себя языком.)
— Зачем она это делает?
А как другие животные ухаживают за собой (картинки – слон из хобота обливает себя водой, обезьяны чистят друг друга и другие)
— Не выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома.
Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шкирку. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.
Вспомним сказку «Мойдодыр». (Чтение отрывка стихотворения: «Рано утром на рассвете умываются утята…»)
— Зачем животные купаются и чистят своё тело? А зачем моется человек?
Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются глисты и т.д.)
— Где больше всего скапливается грязь на теле человека? Как вы заботитесь о чистоте тела?
III. Оздоровительная минутка.
IV. Советы Доктора Воды.
— Раз в неделю мойся основательно.
— Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
— Каждый день мой ноги и руки перед сном.
— Обязательно мой руки после: уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
V. Анализ ситуации.
Я под краном руки мыла.
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой… (позор)».
— Как же не быть грязнулей?
VI. Вывод. Нужно самому научиться умываться, купаться, чтобы получать от этого удовольствие.
УРОК 2. ДРУЗЬЯ ВОДА И МЫЛО.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Повторение правил доктора Воды.
Беседа по теме.
— Послушайте «Сказку о микробах»:
Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и Мухи!». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
— Подумайте, что в этой сказке правда, а что вымысел? Что помогает нам победить микробы? (Вода. С водой надо дружить. Вода – доктор. Без воды не может жить человек.)
— Как4 вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?
— Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце.)
— Да. Вода и Мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
— Когда следует мыть руки? Как надо правильно мыть руки? (При обсуждении этого вопроса к доске прикреплён большой лист бумаги и отмечается фломастером каждый шаг):
— Сильно намочите руки.
— Пользуйтесь мылом.
— Намыливайте руки с обеих сторон.
— Намыливайте руки между пальцами.
— Полощите руки чистой водой.
— Вытирайте руки насухо полотенцем.
(Сначала некоторые дети, а потом и все остальные демонстрируют все стадии мытья и вытирания рук.)
Заучивание слов:
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Оздоровительная минутка.
Задание.
— Бывают на свете такие дети, которые делают всё наоборот. Когда говорят: «Умойся!»- они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!»- они лезут. Для таких детей писатель Г. Остер придумал «Вредные советы».
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
— Нарисуйте портрет человека, который выполнил эти «вредные советы». Это красивый человек?
Выскажите свое мнение об этих «советах».
Составьте небольшой рассказ о Неряхе, который стал Чистюлей.
Итог. Как правильно мыть руки и лицо?
Список использованной литературы:
В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» М., «Вако», 2004.