Тема: Надёжная защита организма



























Тема:

Надёжная защита организма


I. Повторение пройденного

На прошлых уроках у нас с вами был очень интересней разговор о том, как мы воспринимаем окружающий мир. Вы знакомились с органами чувств и их значением, учились беречь эти очень важные органы.

-Итак, сколько органов чувств у человека? (5)

-Перечислите их. (Глаза, уши, нос, язык, кожа.)

-С помощью какого органа вы видите что написано и нарисовано в книге? (Глаза).

-Расскажите о том, как беречь зрение.

-Что помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов? (Нос.)

-Когда ухудшается обоняние?

-С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка? (Уши.)

-Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

— С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (Язык.)

-Что интересного можете рассказать о языке? (Кончик языка ощущает сладкое, края — кислое, основание — горькое.)

Ч-то помогает определить теплая или холодная вода, гладкая или шероховатая поверхность? (Кожа.)

-Ребята, а без какого органа нельзя было бы видеть, слышать, ощущать
запах, вкус? (Без мозга.)

-Как поступают сигналы в головной мозг?

— Молодцы! Вы показали отличные знания.

II. Беседа по теме

Прочитав тему урока, вы, наверное, подумали, что мы сегодня будем говорить об одежде, о моде. Да?

Ребята, а вы никогда не думали о том, что хорошо бы приобрести та­кую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождем, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же, она не выцветала, не мялась, и ее можно было носить хоть сто лет.

А ведь такая одежда есть. Наша кожа — своеобразная, естественная рубашка. Это самый большой наш орган. Полтора квадратных метра жи­вой, гибкой, прочной, долговечной ткани.

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, зачем нужна кожа, о ее строении, о том, как за кожей ухаживать и ее сохранить.

Запишите в тетради: «Кожа — наружный покров тела человека».

А как вы -думаете, зачем нужна человеку кожа? (Ответы1 детей.)

Кожа — орган осязания. Мы можем в темноте или с закрытыми глаза­ми определить размер, форму предмета. Кожа нам подает сигналы: «Бере­гись, горячо!» или «Холодно!»

Кожа покрывает наше тело от пяток до затылка и предохраняет все
внутренние органы от повреждений, принимая на себя удары, царапины,
ожоги, обморожения.

Кожа помогает нам дышать, защищает от бактерий, от жары, от холода.

Как всё это происходит, мы с вами сегодня узнаем.

III. Практическая работа
Наблюдение 1.

Рассмотрите кожу на кисти руки. Потрогайте ее.

Что можете сказать? Какая кожа? (Гладкая, мягкая, эластичная, тон­кая, прочная.)

Наблюдение 2.

Обратите внимание — на местах сгибов (суставы пальцев рук, ног, коленей) кожа имеет складки. Случайно ли это?

Опыт 1.

Положите руки на парту ладонью вниз. Правой рукой захватите склад­ки кожи на суставах, .а теперь медленно согните палец.

Что происходит с кожей?

Вывод: Складки нужны для того, чтобы не затруднять движение паль­цев рук, ноги других частей тела. Без складок на коже руки, ноги, пальцы не могли бы сгибаться.

Наблюдение 3.

Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть
маленькие отверстия — поры: Как вы думаете, для чего они? (Кожа дышит.)

Через поры кожа впитывает свежий воздух, который необходим каж­дой клеточке.

Опыт 2.

Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? (Осталось жирное пятно.)

Зачем коже жир?

Вывод: Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой и эластичной.

IV. Оздоровительная минутка

V. Беседа но теме

-А теперь представьте, что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть в кожу через поры.

И вот что мы там увидим (работа па таблице «Строение кожи»).

Кожа человека состоит из 3-х слоев (запись в тетради).

1. Наружная оболочка — это очень тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые кожа дышит.

2. Кожа-это более толстый слой. Его толщина 1—2 мм. В этом слое находятся корни волос, сальные и потовые железы, крове­носные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой, а еще он прикрывает отверстия пор и пре­граждает путь микробам. По всей поверхности кожи расположены еще потовые железы.

-Кто видел пот? На что он похож? —

Все мы видели пот — он похож на капельки воды. Пот выступает все­гда, только замечаем мы его, когда нам очень жарко. В жару организм человека сильно перегревается и требует охлаждения. Пот выделяется, испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело человека. Кстати, в состав пота входит 99 частей воды и 1 часть солей. За сутки через кожу выделяется до 1,5 л воды. Вот почему в жару нам хочется пить. Если человек здоров, то температура его тела почти не изменяется не ночью, ни днем, ни в жару, ни в холод. Почему? Об этом заботится кожа. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы, поэтому кожа чув­ствительна к холоду, теплу, боли. Идет сигнал нервных окончаний на жару — кожа краснеет, становится горячей. Тепло идет к поверхности тела, и излишки выходят наружу. Идет сигнал на холод — сосуды суживаются, кожа бледнеет, тепла сокращается, но зато внутри тела его количество увеличивается.

Итак, кожа регулирует отдачу тепла в окружающую среду. Ученые считали, что если бы организм человека не имел такой системы; то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

3. Подкожный жир — предохраняет органы от ушибов, играет амортизаторов, сохраняет тепло. Кожа — удивительный орган, она постоянно обновляется. Ее слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.

VI. Закрепление нового материала

А теперь давайте вместе смоделируем схему «Значение кожи»

Соединяет части тела.

Предохраняет органы от повреждений и бактерий.

Дышит.

Выделяет пот.

Согревает и охлаждает организм.

VII. Гигиена кожи

Зачастую мы очень небрежно относимся к нашей коже. Чистая, здоровая кожа, как солдат, сдерживает натиск вредных микробов.

Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. Представляете?

VIII. Первая помощь при повреждениях

Мы с вами говорили сегодня, что кожа — надежная защита организма и все удары она принимает сначала на себя. Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушиб, рана, обморожение, ожег.)

Рассказ о первой помощи при получении ран, ушибов, ожогов, обло­жений.

Игра «Выбери ответ»

1. Кожа—это:

а) важный орган человека;

б) скелет человека;

в) наружный покров тела человека.


2. Какие функции выполняет кожа?

а) защищает от ран, грязи;

б) переваривает пищу;
в) дышит;

г) выделяет пот;

д) очищает кровь.


3. Через что выделяется жир и пот в организм человека?

а) через поры кожи;

б) через легкие;

в) через кишечник.


4. Какую роль играет жир, выделяемый кожей?

а) делает кожу мягкой, упругой;

б) делает кожу крепкой и сильной;

в) делает кожу ловкой и стройной.

X. Итог урока.

































Если кожа повреждена

Беседа по теме:

«Отчего кожа может повреждаться и заболевать?»


Если человек обгорел на солнце. Если покусали комары. Если после работы на руках появились мозоли. Если в ранку попала грязь, Если зимой обморозил руки. Если ходил босиком и поранил кожу. Если плохо вытирал кожу между пальцами ног (грибок). Если носил грязную одежду и т.д. Если был неосторожным при работе с иглой, ножницами. П. Как помочь больной коже?

Игра: «Можно или нельзя»

-Париться в бане.

-Облизывать ранку.

-Расчесывать воспалившееся место.

-Мыться теплой водой с мылом.

-Надевать чужую одежду и обувь.

-Прикладывать лист подорожника,

-Обратиться к врачу.

-Пользоваться специальными мазями и растворами (йод, зеленка,
перекись водорода).

III. Оздоровительная минутка «Этюд души»

Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я привет­ствую тебя, Воздух!» Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!»

VI. Как оказать первую помощь? (Работа в парах.)
Обработка ранки:

— обработать раствором перекиси водорода;

-смазать йодом вокруг царапины, после чего сверху спиртом или зеленкой.

Обработка ожога:

Если вы обожгли палец, его следует поместить под струю теплой или холодной воды? (Под струю холодной воды.)

Что сделать дальше? (Положить на обожженное место примочку из спирта, водки или раствора марганцовки. Ни в коем случае не прока­лывать пузырь. Обратиться к врачу.)

V. Итог урока.

Кожа защищает от перегрева и переохлаждения, регулирует температуру тела, не пропускает в наш организм микробы и вирусы.

Каковы правила ухода за кожей?






ТЕМА:

«КАК СЛЕДУЕТ ПИТАТЬСЯ»


Питание — необходимое условие для жизни человека .


I. Повторение правил здоровья

К нам в гости пришел Заболейкин, он хочет научить вас:

  • как заболеть и не ходить в школу;

  • говорить плохие слова;

  • мало двигаться и целый день смотреть телевизор;

  • не мыть руки перед едой;

  • каждый день ходить по врачам и придумывать себе болезни.

Как вы думаете, попадет Заболейкин в страну Здоровячков? Поче­му? О каких докторах-помощниках он забыл? (Доктор Вода, доктор Упражнение и т.д.)

III. Заучивание слов:

Рано утром просыпайся.

Себе, людям улыбайся, Т

ы зарядкой занимайся,

Обливайся, вытирайся,

Всегда правильно питайся,

Аккуратно одевайся,

В школу смело отправляйся!

III. Беседа по теме.

Мы продолжим наше путешествие в страну Здоровячков, и сегодня поближе познакомимся с еще одним доктором — доктором Здоровая

Пища.

-Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?

Чем питаются животные?

Одни из них едят только растительную пищу, и называются они травоядными. Даже огромный слон питается травой и ветками деревьев. Другие животные питаются мясом. Это хищники. И только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу. Как видите, животные едят только то, что им полезно.

IV. Упражнение «Гора» (для осанки)

Люди с самого рождения

Жить не могут без движения.

— Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх И сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело — как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет,—решили они. — Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно — сильно. Мед­ленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

V. Продолжение беседы

Чем питается человек? Какие органы помогают человеку, чтобы он
. мог питаться? (Органы пищеварения. Рисунок),

Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуем ее зуба­ми. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается ее переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, там окон­чательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных со­ков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и „ поступает ко всем органам.

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание — условие здоровья, неправильное приво­дит к болезням.

-Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

VI. Продолжи сказку:

«Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда».

-Какая случилась беда с принцессой?

-Можете ли вы посоветовать королю, как можно вылечить принцессу?

-Какие советы вы дадите? .
Подробнее о правильном питании мы узнаем на следующем занятии.

Поможет нам разобраться в этом доктор Здоровая Пища.

VП. Итог урока

-Какие органы пищеварения вы знаете?


























Тема:

Здоровая пища для всей семьи


I. Беседа но теме/

Доктор Здоровая Пища советует: чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Что означает умеренность?

Древним людям, принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.

Что значит «разнообразие»? Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоро­вья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца). А третьи –фрукты и овощи — содержат много витаминов, и минеральных веществ, которые и помогают организму, расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи — кладовая здоровья». Придумайте загадки об овощах и фруктах.

Подумайте, можно ли приготовить обед из трех блюд, если у вас есть
только свекла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника.

Какие из продуктов вы больше всего любите?
П. Анализ ситуации/

(Возможно чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»)

Раз бабулю Люсю посетила внучка,

Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от старости накупила сладостей,

Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.

Кушай, Варечка, скорей

Будешь крепче, здоровей,

Вырастишь такая—умная, большая,

Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.

Скушай суп, котлетки, йогурт и еще сырок.

Не хочу бабулечка, выпью только сок.

Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:

Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.

Морщит Варя носик—есть она не хочет.

Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,

Но компот, конфеты, мороженое — это главная еда,

Остальное все продукты—ерунда!

Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдет,

Если будет кушать, Варя, лишь конфеты и компот?


IП. Игра «Угадай-ка»

Молоко — такой знакомый продукт. А знаете ли вы, какие продук­ты можно сделать из молока?

Давайте поиграем: назовите молочный продукт, ваш друг-другой молочный продукт и т.д.

-Название одного и того же продукта нельзя дважды повторять. Выиграет тот, кто вспомнит больше названий мо­лочных продуктов.

Вспомнить же некоторые продукты, приготовленные из молока, вам поможет текст на доске:

-Если молоко оставить на сутки в теплом месте, оно прокиснет и образуется…

-Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плот­ный сгусток белого цвета -…

-Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится…

Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится

Это интересно!

Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик: Кази­мир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское сло­во vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6—7 лет надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов.

IV. Доктор Здоровая Пища дает нам советы:

-Воздерживайтесь от жирной пищи.

-Оберегайтесь очень острого и соленого.

-Сладостей тысячи, а здоровье одно.

-Совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в нее не­множко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежно­сти. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.

-Овощи и фрукты — полезные продукты.

V. Проведение опыта

(Дать задание на дом, если нет возможности выполнить в классе.)

— Как определить, жирная ли пища?

Взять небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы и т. д. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10-15 минут; посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно.

VI. Оздоровительная минутка
Упражнение «Деревце» (для осанки)

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (выполняется 15—20 сек) Опустите руки и расслабьтесь:

VII. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»
Выберите те продукты, которые едят в стране Здоровячков.
Полезные продукты Неполезные продукты

Рыба Чипсы

Кефир Пепси

Геркулес Фанта

Подсолнечное масло Жирное мясо

Морковь Торты

Лук «Сникерс»

Капуста Шоколадные конфеты

Яблоки, груши и т.п. сало и т.п.

VIII. Практическое задание

-«Прежде чем за стол мне сесть, я поду­маю, что съесть»

— Нарисуйте продукты, полезные для здоровья. (Или раскрасьте, вылепите.)

IX. Золотые правила питания:

  • Главное не переедайте.

  • Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

  • Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.


НАСТРОЕНИЕ В ШКОЛЕ

Тема:

Как настроение?


I. Беседа по теме.

Каждый день мы с вами идем вперед по пути здоровья, чтобы на­всегда стать жителями страны Здоровячков. Разные доктора помога­ют нам на этом пути.

А какой доктор помогает нам сохранять хорошее настроение и да­рить людям радость? (Доктор Любовь.)

Человек может радоваться и огорчаться, веселиться, страдать. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, об­щаться с окружающими.

Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбать­ся друг другу. Улыбка — это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. Что еще помогает сохранять хорошее настроение? (Добрые слова; сказанные искренно, идущие от сердца.)

II. Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе»

Постарайтесь ежедневно 1—3 минутки посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому чело­веку, кто сказал его. а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без Искренности сказанное слово — нежное,

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите.

III. Упражнение «Азбука волшебных слов»

Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова. (Дети работают в парах.)

-Какие причины могут влиять на настроение? (Кто-то сказал обидные слова; стыдно за себя; плохое самочувствие и др.)

-Можно ли исправить настроение? (Ответы детей, предложенье раз­личных способов, в том числе игровых, театрализованных.)

-С каким настроением каждый из вас приходит в школу? Как это отражается на успехах в учебе?

IV. Выполнение заданий

Выберите ответ (можно несколько).

-В школе: интересно; устаю; скучно;

-Нарисуйте Федю неприветливого и Федю приветливого. Каким будет, его лицо?

VII. Работа с пословицами.

Что делает людей хорошими и красивыми? Только ли внешность? Обратимся к народной мудрости.

Лицом хорош, да душою непригож.

Кудри завивай, да про дело не забывай.

Родилась, пригожа, да по нраву негожа.

Как вы понимаете эти пословицы?

Приведите примеры, которые подтверждают эти пословицы из ска­зок, фильмов, жизни.

VIII. Игра «Закончи рассказ»

Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома. «Доброе утро», — крикнул он и улыбнулся. Вам захотелось…

Подошел автобус. Вы хотите выйти, но всех отталкивает подросток и грубо говорит: «Куда лезешь?» Настроение ваше…

Вы больны. Болит голова, кашель, насморк. За окном дождь и ве­тер. Настроение…

Друг поделился с вами радостью. Вы…

IX. Итог урока

Какой доктор помогает нам сохранять хорошее настроение?

Что он нам советует?






































ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ

Тема:

«Я –ученик»


I. Оздоровительная минутка

Дети сидят за партами.

Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так ребенок творит вокруг себя поле любви, мира, добра. Эти минуты вернутся сторицей.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучу?

II. Игра «Знаешь ли ты правила?»

— Выбери правильные советы, которые соответствуют правилам поведения в школе.

-Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

-Входящего взрослого приветствуй стоя..

-Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

-В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору, сломя голову.

-Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

-Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

-Помогать друг другу нужно всегда и всюду: «Один за всех, и все за одного».

— Не надо ябедничать.

В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу ненужно.

Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах, которые сочиним сами. Я буду называть первую строчку, а вы — вторую.
(Другой вариант: учитель произносит вторую строчку без последнего слова.)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай, … (не перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать).

На математике считают,

На перемене …(отдыхают).

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не… (сорока).

Если Друг стал отвечать,

Не спеши… (перебивать).

А помочь захочешь другу —

Подними спокойно… (руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты… (звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах…. (не кричи).

Почему громко кричать вредно для здоровья?

III. Оздоровительная минутка «Упражнения животных»

  1. «Жираф» — голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.

  2. «Осьминог» — круговые движения плечами назад вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).

  3. «Птица» — руки поднять, опустить (как крылья), круговые движе­ния назад вперед.

  4. «Обезьяна» — наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево.

  5. «Лошадь» — поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.

  6. «Аист» — подняться на носки, опушиться, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).

7. «Кошка» — потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем — левую.

IV. Анализ ситуаций

1. (Возможно чтение и обсуждение стихотворения Б. Заходера «Перемена».)

2. Чтение стихотворения учителем.

Наконец-то, наконец-то Мяч отнял у ребятишек,

Завершается урок. Вдарил — по нему и вот —

Наконец-то — наконец-то Попадает мячик быстрый

Нас не видит педагог. Старику чужому в лоб.

Наконец-то нас не спросят, Стукнул первачков портфелем,

Что мы знаем о Луне, Дернул за косы подруг

И тетради не проверят Чьи-то шапки полетели,

И не вызовут к доске. Из его веселых рук.

Наконец-то в раздевалку Так до вечера он бегал,

Вова мчится, что есть сил, Хулиганил, как хотел,

Дернул за косу Татьянку, Лишь уроки он не делал,

Лбами стукнул двух верзил. Как всегда —вот не успел.

Это в классе Вова тихий, Спать пора уже ложиться,

Вновь не выучил урок И слипаются глаза.

Во дворе он самый быстрый Завтра снова повторится

Сделал все, что только смог. Вот такая ерунда.

Какие ошибки в поведении допустил Вова?

3. Чтение отрывка из рассказа М. Кунина «Федя на перемене».
Федя позвал Игоря:

  • Иди сюда! Смотри, что у, меня есть, он показал Игорю пистоны. Мальчики отошли к окну. Box! Бах!—прогремели взрывы. Дети, бегав­шие вокруг, испугались. Подошел учитель физкультуры, осмотрел подоконник. Он забрал у Феди пистоны и сказал: Пойдемте в учитель­скую, там поговорим».

  • Как вы думаете, о чем шел разговор в учительской?

  • Почему нельзя делать то, что сделали Федя и Игорь?

  • Подумайте, все ли можно приносить с собой в школу?

Как нужно вести себя на перемене? Пусть каждый подумает и ска­жет, о чем можно поговорить с друзьями на перемене?

4. Чтение отрывка из рассказа «В столовой».

Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в ша­рик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.

  • Что вы скажете о поведении Вити в столовой?

  • Объясните, как нужно обращаться с хлебом?

  • Можно ли сказать, что Витя пошутил?

Какие правила Докторов природы забыли мальчики, герои этих
рассказов.

V. Итог урока

Какие правила поведения в школе вы запомнили?








































ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Тема:

«Вредные привычки»

I. Беседа по теме.

Вы знаете о том, что тело станет красивым, если его тренировать. Но достаточно ли этого для того, чтобы люди говорили: «Это красивый человек»? Как выдумаете?

Что еще нужно делать, чтобы быть здоровым и красивым? (Ответы учитель может записывать на доске.)

II. Игра «Да — нет»

На доске прикреплены рисунки: мальчик занимается спортом; девоч­ка ест; мальчик курит; дети в позднее время сидят у телеэкрана; мальчик чистит зубы; девочка причесывается и др.
Задание:

1. Возле рисунка, который, по вашему мнению, показывает правиль­ные действия, чтобы стать красивым и здоровым, напишите «да» и нарисуйте цветочек. Возле рисунка, который показывает, чего де­лать не нужно, напишите «нет» и нарисуйте колючку.

2. Поясните каждый рисунок. Скажите, в какое время дня нужно вы­полнять правильные действия, сколько раз в день?

III. Оздоровительная минутка «Деревце» (см. предыдущий урок)

IV. Анализ ситуации (чтение учителем)

Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме. У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стад курить и теперь выглядит, как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд он разрушает организм. Курящие люди болеют и чаще, умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, веселый и сильный. Он занимается спортом.

А я все думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом занять­ся, как Толя?

Где место ребят, которые хотят попасть в страну Здоровячков: рядом
с Толей или с Колей? Какое место выберете вы?

V. Слово учителя

Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить вино. Встречаются и те, кто пробует наркотики. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки.

Курильщик сначала и не замечает, как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд — никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это. Да, бывает, поташнивает после первой сига­реты, голова кружится. Это организм подает сигнал тревоги. Многие школьники курят не потому, что им нравится курить, а потому, что хотят показаться взрослее. Не у каждого хватает сил проявить характер и отка­заться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими, так как приходится вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже ходьбе, быстро уставать. И ждут курильщика болезни органов дыха­ния: астма, туберкулез, рак.

Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.

Наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек при­выкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.

VI. Закрепление по теме

Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом? (Вдыха­ем часть дыма.)

Что можно сделать в таком случае? (Отойти в другое место.)

VII. Заучивание слов:

Дым вокруг, от сигарет,

Мне в том доме места нет.

Везде ли можно курить?

— Какой знак запрещает курение? Нарисуйте его.

Как вы думаете, какие органы страдают от сигаретного дыма? (Зубы, язык, легкие, сердце, мозг.)

VIII. Это нужно запомнить!

Курение загрязняет легкие.

Курение затрудняет

Проникновение воздуха в организм.

Курение затрудняет нормальную работу сердца.

От курения желтеют зубы, и появляется дурной запах во рту,

IX. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз» (см. урок )

X . Работа в парах.

Давайте попробуем разыграть такую ситуацию.

Как вы поступите в такой ситуации?

Вы едете в Поезде. Там есть знак «Не курить», но мужчина курит, дым попадает вам в лицо.

  1. Вежливо попросите прекратить курить.

  2. Человек незнаком вам, возможно, вам не захочется просить его погасить сигарету. В вагоне достаточно места, можно отойти в сторону.

Какие слова нам помогут? (Повторение слов, которые заучивали наизусть.)

Дым вокруг от сигарет,

Мне в том Доме места нет.

XI. Итог урока

Что помогает не следовать вредным для здоровья привычкам? (Воля, смелость.)





ТЕМА: МЫШЦЫ, КОСТИ И СУСТАВЫ

Скелет — наша опора

I. Беседа по теме.

  • Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье мог­ли сами стоять вертикально? (нет)

  • Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на что-нибудь или на кого-нибудь надеть.

Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет — это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. (Показ рисунка скелета.)

  • Посмотрите на рисунок. Череп похож на шлем. Что он защищает? (Мозг.)

  • Что защищает грудная клетка? (Сердце, легкие.)

Назовите части скелета, покажите, где они находятся. (Череп, ске­лет верхних конечностей, грудная клетка, скелет нижних конечностей, позвоночник.)

О худых людях иногда говорят: «У него только кожа да кости».

Может ли такое быть на самом деле? Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать; грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы. Мышцы — главные силачи. Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться. Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.

Упражнение 1.

Попробуйте согнуть руку: при этом мышца, которая сгибает руку (сгибатель), сокращается, и кость движется. В это время мышца-раз­гибатель расслабляется. Мышц очень много, они разные.

— Какое значение имеют мышцы?

-Как они помогают человеку? (Мышцы позволяют прыгать, повора­чиваться, размахивать руками, жмуриться, говорить, улыбаться, пет ьи т. д.

Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения челове­ка становятся совершеннее и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным, здоровым и выносливым человеком, нужно тренировать мышцы.

-Что поможет это сделать? (Физкультура и спорт.)

Упражнение 2.

  • Попробуйте определить силу ваших мускулов. Обхватите одной рукой, например левой, предплечье правой руки и начните разжи­мать и сжимать правый кулак. Прислушайтесь к себе. Что вы чув­ствуете?

  • Мы напрягаемся, производим работу. На руке появилось твердое образование, оно твердеет. Расслабились, мышца снова становится мягкой. Что напоминает двигающийся мускул?

II. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей»

Ш. Это интересно!

Мышцы напоминают маленьких мышат, бегающих под кожей. Вот по­чему слово «мышца» очень похожа на слово «мышь». Оно происходит от слова «мышь», а мускул — от латинского слова «мускулус», т.е. мышонок.

  • Что кроме упражнений может укрепить кости и мышцы? Какой доктор нам приходит на помощь? (Доктор Здоровая Пища.)

  • Какие продукты употреблять? (Те, в которых в большом количестве соли кальция, — творог, молоко; также полезны овощи, фрукты.)

IV. Если случилось несчастье.

-г Что нужно делать, если повреждена мышца или кость? (Важен покой, не двигаться, ждать, пока на помощь кто-то придет. Если сломана, кость, на нее накладывают гипс. Необходим полный покой, иначе кость может неправильно срастись, ее будут ломать уже спе­циально.)

V. Итог урока

Что помогает укреплять мьпдш ч косга?








































Урок: Осанка — стройная спина!

I. Беседа по теме

Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным орга­нам…

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретает­ся им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: «Не горби спину. Сиди пря­мо!» Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более, старшем возра­сте не будут мучить боли в пояснице, спине.

II. Это интересно!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что если человек низкого рос­та, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый—ниже.

Ходите и о комнате, положив на голову тетрадь или небольшую кни­гу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

  1. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам» (У каждого свой мешочек.)

  2. Нарушения осанки

У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется
сколиозом- (Рисунок.) Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается такая болезнь, как правило, в 8—10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице. Позволяет держать осанку позвоночник — основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков (можно показать рисунок). К позвоночнику присое­динены ребра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это.

  • Сколько вы насчитали у себя ребер? (12 пap.)

  • Какую работу выполняют ребра? (Защищают внутренние органы от повреждения.)

V. Осанка — стройная спина.

  • Как выдумаете, может ребенок сам сформировать правильную осан­ку или, наоборот, деформировать ее?

  • Почему искривляется позвоночник у детей?

  • Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предуп­реждать все отклонения.

  • Чтобы ощущать себя здоровыми, веселыми вспомним наши заветные слова:

Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!

VI. Правила для поддержания правильной осанки

Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

  • Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно, плечо станет ниже другого.

  • Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

  • Сидеть с максимально выпрямленной спиной.

  • Важно избегать неудоб­ных поз, Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обяза­тельно встать, походить или полежать.

  • Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

  • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

VII. Итог урока.





















КАК ЗАКАЛЯТЬСЯ. ОБТИРАНИЕ И ОБЛИВАНИЕ

Урок: Если хочешь быть здоров

I. Беседа по теме

Вспомните «Сказку о микробах».

Где могут жить микробу?

Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово «мик­роб» произошло от двух греческих слов: «микрос», что значит «малый», «биос» — «жизнь».* Не все микробы вредные. Многие полезны. Напри­мер; с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, раз­множаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.

Как попадают микробы в организм?

Если человек:

  • при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы разлетаются на 10 метров); ,

  • не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой);

  • пользуется чужими вещами;

  • не моет овощи и фрукты;

  • не закаляется и т.д.

  • Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?

  • Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на уста­лость, а другим — все ни почем? (Они закаляются.)

  • Как они это делают? Какой доктор помогает? (Доктор Вода.)

II. Если хочешь быть здоров — закаляйся!

Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой, с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.

Утром обтирайте тело влажным полотенцем или принимайте душ.

Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее хо­лоднее.

III. Оздоровительная минутка

  • Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так думаете?

  • Можете ли вы себя назвать закаленными? Приведите примеры закаленных людей.

Что нужно делать, чтобы попасть в страну Здоровячкой?
Вспомним волшебные слова:

Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!

IV. Выполнение рисунка для классной выставки «Мы дружим с
физкультурой и спортом»

V. Шесть признаков здорового и закаленного человека:

  1. Очень редко болеет.

  2. Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.

  3. Имеет хороший сон.

  4. Живет не менее 80 лет,

  5. Может без одышки пробежать пять километров.

  6. Если заболел, то быстро поправляется.

Какие признаки выбираются главными и почему?

Какими способами можно достигнуть этих качеств? Нарисуйте.

VI. Это интересно!

Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы полу­чить почетное звание долгожитель?

В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожи­тели считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет — закаленное тело. Второй секрет — хороший характер. Третий секрет — правильное питание и режим дня. Четвертый секрет — ежедневный физический 1руд,

Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?
Задание

Выберите слова для характеристики здорового человека:
красивый ловкий статный . крепкий
сутулый бледный стройный
неуклюжий
сильный румяный толстый подтянутый

V. Итог урока.

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты caм.


























КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ НА ВОДЕ

Урок: Правила безопасности на воде

I. Беседа по теме

  • Какие животные хорошо плавают?

  • Кто из вас умеет плавать?

  • В каком возрасте можно учиться плавать?

Жарким летним днем и дети, и взрослые любят пойти на пляж и иску­паться. Только прежде чем зайти в воду, стоит вспомнить о безопасности.

II. Правила поведения на воде

Как и на городской улице, на воде есть свои правила безопасного поведения.

Какие правила вы знаете? (Ответы детей.)

  1. Когда купаетесь, рядом обязательно должны быть взрослые, даже если вы умеете плавать. Это же правило действует при переходе реки или ручья.

  2. Никогда не ныряйте в незнакомом месте. Под водой может оказать­ся затонувшее бревно, коряга и т.п.

  3. Не заплывайте за буйки, не плавайте в реке с быстрым течением.

  4. Не шутите на воде, не «топите» друг друга, человек может захлеб­нуться и утонуть.

  5. Если ногу свела судорога, надо на секунду погрузиться с головой в воду и, распрямив ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец. Судорога пройдет.

  6. Умейте отдыхать на воде (на спине или выполняя «поплавок»).

III. Закрепление

  • Можно ли удить рыбу с пристани, если не умеете плавать?

  • Почему после купания нужно переодеться в сухое?

  • Какие правила поведения на воде вы запомнили?









Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса по ОБЖ на тему «Огонь – друг и враг человека»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: