Урок ОБЖ разработан для 3-го класса учителем начальных классов средней школы №26 г. Нижнекамска Шониной Галиной Амировной.
Урок ОБЖ
Тема: «Пожар. Действия при пожаре»
Цели 1. Научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
2. Развитие познавательного интереса, мышления, навыков умения делать умозаключения, самостоятельности, догадки.
3. Воспитывать чувство уважения к профессии пожарного и пропаганда пожарного искусства.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, демонстрационный,
Оборудование: мультимедийное оборудование, телефон, посуда, полотенце, ватно-марлевые повязки.
Организационный момент.
Сегодня мы будем работать с вами вместе, а чем мы будем заниматься попробуйте догадаться.
Говорят – огонь нам друг
Но врагом он встанет вдруг,
Если мы о нем забудем,
Отомстит он сразу людям.
-Так о чем пойдет речь на нашем уроке? (Об огне и о пожарах)
II. Изучение нового материала.
-На уроке поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре и какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.
Главный пожарный города, зная, что мы хотим провести занятие для самых лучших знатоков пожарного дела, решил учредить гранд-приз. Кто же получит? Узнаем в конце урока.
-Что такое пожар? (Сильный огонь, который развели дети)
Слайд 1. (Пожар – это неконтролируемое горение)
Пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, значит это чрезвычайная ситуация.
А главное в чрезвычайной ситуации не паниковать и правильно и грамотно действовать.
-Отгадайте загадку.
С огнем бороться мы должны
Мы смелые работники
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарные)
Слайд 2. (Иллюстрация с изображением пожарных за работой)
-Кто такие пожарные? (Люди, которые тушат огонь)
Пожарные – героические люди, которые всегда готовы прийти нам на помощь. Но иногда они приезжают слишком поздно. Как говориться, «на пожарных надейся, а сам не плошай», то есть, до того, как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, затушить пожар, если будем правильно действовать.
Пожарные работают в командах. Вот и мы поделимся.
1-ый ряд – первая бригада.
2-ой ряд – вторая бригада.
3-ий ряд – третья бригада.
За правильные ответы – фишки, так в конце урока узнаем победителей.
Соберитесь! Игра «Запрещается — разрешается»
Бросать горящие спички в помещениях … (Запрещается)
Защищать дом от пожара … (Разрешается)
Включать в одну розетку большое количество потребителей тока… (Запрещается)
Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара… (Разрешается)
Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы … (Запрещается)
Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено… (Разрешается)
Вывести из горящего помещения людей, детей … (Разрешается)
Слайд 3. (Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя)
III. Закрепление изученного.
Сейчас мы проверим, и закрепим наши знания, инсценируя различные ситуации с огнем.
Игровые ситуации.
У вас загорелся телевизор. Ваши действия? (Показ детьми)
Ответ: — обесточить,
— накрыть влажной тканью,
— при необходимости вызвать 01.
2. У бабушки Саша решил поиграть
И кашу на сковороде решил подогреть.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!
На сковороде горит масло. Ваши действия? (Выключить газ, накинуть влажное полотенце)
Ты о пожаре услыхал.
Скорей об этом дай сигнал –
Смело трубку в руку взять,
01 сумей набрать
И назвать еще потом
Город, улицу, и дом,
И с каким она замком,
И еще сказать: «Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою»
-Вызовите пожарную службу, взяв трубку телефона. (Показ)
Слайд 4. (Город, улица, дом, этаж)
— А пока пожарные собираются, диспетчер задаст дополнительные вопросы (фамилия, имя и т.д.)
4. Почему телефон пожарной службы 01? (Самый важный; простой и его легко запомнить; короткий, а на пожаре дорога каждая минута; удобный и его в темноте легко набрать на диске телефона и т.д.)
Слайд 5. (Пусть знает каждый гражданин –
Пожарный номер — 01)
Вы смотрите телевизор и видите, что каждый день гибнут люди. От чего гибнут люди при пожаре? (От огня, дыма, от ядовитых газов, от завалов)
Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ, поражающий организм человека. Достаточно 1-2 вздоха, и человек теряет сознание, а потом к нему подбирается огонь.
В школах на каждом этаже есть план эвакуации и огнетушители.
Слайд 6. (Виды огнетушителей и их эксплуатация)
Как надо преодолевать задымленное место? (Пригнувшись, так как теплый дым поднимается вверх и надо задержать дыхание, и прикрыть лицо мокрым полотенцем или ватно-марлевой повязкой)
Слайд 7. (Правильный выход из задымленного помещения)
Физкультминутка. Каждая бригада должна показать, как правильно надеть повязку и как нужно покинуть задымленный класс. Победитель награждается.
Доврачебная помощь при ожогах. Ваши действия. (Если ожог незначительный, надо подставить пораженное место под струю холодной воды на 10-15 минут; если ожог сильный с пузырями, надо наложить стерильную салфетку, дать две таблетки анальгина и доставить в больницу)
Слайд 8. (Стадии ожогов)
А если нельзя справиться с огнем самим надо… (Покинуть помещение)
Эвакуация. Как вы понимаете это слово? (Выход из опасной зоны)
В каждом классе должны быть индивидуальные средства защиты. Это — … (Ватно-марлевые повязки)
Слайд 9. (Устройство ватно-марлевой повязки),
-Какой сигнал в школе оповещает, что начался пожар? (3 коротких, 1 длинный звонок – сигнал о возникновении пожара)
На счет 3 нужно будет построиться и быстрым шагом покинуть кабинет. Лучшая бригада получит приз. Эвакуация.
IV Итог урока.
Деревянные сестрички
В коробочке. Это… (спички) Спички – это не игрушка.
Вы запомните, друзья,
Детям спички брать … (нельзя)
Предупреждаем всех недаром:
Трудно справиться с … (пожаром)
При пожаре не зевай,
Огонь водою … (заливай)
А чтоб не случилась в твоем доме беда,
Советы родителей слушай … (всегда)
Легче, чем пожар тушить,
Нам его … (предупредить)
Слайд 10. (Основные требования пожарной безопасности)
Каждая бригада получает по фишке за правильный ответ.
Чтобы огонь был нам другом, а не врагом надо о нем много знать. В этих книгах вы можете прочитать. Выставка книг.
Подсчет фишек и выявление победителей. Вручение торта.
Вы показали отличные знания, вы настоящие знатоки пожарного дела. Берегите себя и близких и не нарушайте закон, существует статья №219, которую нельзя нарушать.
Спасибо за урок!
Слайд 11. (До новых встреч, дорогие ребята!)
Список использованной литературы:
Карымов А.Н. Практические рекомендации по обеспечению личной безопасности детей дома и на улице. Разработка отдела МВД России по работе с несовершеннолетними.
Умей оказать помощь. М., ОСВОД, 1981.
Палкевич Я.Е. Выживание в городе. М., издательство «Карвет», 1992.