Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности. 9 класс.
Составила учитель ОБЖ МАОУ «СОШ п. Витим» Михайлова Е.О.
Тема: Жизнеобеспечение человека. Необходимое снаряжение и имущество.
Цели урока: Актуализировать знания о важности жизнеобеспечения человека в природных условиях. Научить выбирать необходимое снаряжение при подготовке к походу.
Задачи урока:
Образовательные. Познакомить учащихся с видами снаряжения и имуществом туриста.
Развивающие. Развивать умение правильно комплектовать и укладывать необходимое снаряжение
Воспитательные. Воспитывать собранность, ответственность.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов
2.Проектор, презентация по теме урока
3. Рабочая тетрадь
4. Рюкзак с набором вещей для укладки (2 комплекта)
5. Секундомер
6. Карточки с изображением туристического снаряжения
7. Памятки «Личное снаряжение туриста»
План урока:
Этап урока | Содержание (цель) этапа | |
1 | Организационный момент | Сконцентрировать внимание учащихся, нацелить на предстоящую работу. (фотографии из похода) |
2 | Объяснение нового материала | Познакомить с видами туристского снаряжения, правилами укладки рюкзака. |
3 | Практикум по укладке рюкзака | Частичный показ учителя. Закрепление умения правильно и быстро укладывать рюкзак. |
4 | Проверочный этап | Проверить степень усвоения материала и возникающие трудности |
5 | Подведение итогов урока | Обобщить результаты изучения материала и работы отдельных учащихся. Повторить главные выводы урока. Выставить оценки. |
6 | Сообщение домашнего задания | Разъяснить смысл и содержание задания. |
На доске: Число, месяц.
Тема урока «Жизнеобеспечение человека. Необходимое снаряжение и имущество».
Ход урока:
I.Организационный момент
Нас с утра зовет звонок,
Начинается урок.
И мы отправимся вперед,
Вещи собирать в ……………. (поход).
С ребятами старших классов мы неоднократно ходили в походы. И сейчас я покажу вам несколько фотографии из этих походов. (слайды, 2-11). И чтобы многодневный поход состоялся, а турист чувствовал себя комфортно, защищено, туристу необходимо правильно собрать снаряжение. Из этого я определяю цель нашего урока: познакомиться с видами и способами жизнеобеспечения человека в походных условиях
II. Объяснение нового материала.
Введение в тему урока.
Человеку в обычных жизненных условиях требуется много вещей. Попробуйте подсчитать их количество, и очень скоро ваш счет перейдет за сотню. А отправляясь в поход, мы должны позаботиться о своем жизнеобеспечении в полевых условиях. Конечно, многими привычными предметами домашнего обихода придется пожертвовать. Делается это для облегчения веса поклажи, которую вам придется нести самим. Таким образом , мы будем выбирать для похода вещи, имеющие многофункциональную нагрузку.
Иллюстрированный рассказ учителя.
Все снаряжение делится на личное, групповое и специальное
(слайд 13).
Личное снаряжение, которое пригодится путешественникам, туристам, рыболовам, охотникам – всем, всем, кто часто бывает на природе.
К личному снаряжению относятся
1)предметы индивидуального пользования – рюкзак (слайд 14),очень важно подобрать рюкзак. Он должен плотно прилегать к спине всей задней стенкой, а не стоять на пояснице и не свисать ниже ее. Достигается это подбором рюкзака по росту и правильной подгонкой лямок. Важно правильно уложить рюкзак. Об этом мы поговорим позже. 2) кружка, миска, ложка, нож (слайд 15). Эти принадлежности должны быть легкими, например из пластика, нож – складной.
3)Туалетные принадлежности (слайд 16). Поход – не повод зарастать грязью, да и с гигиеной важно дружить всегда и везде. Эти принадлежности складывают в мешочек и помещают в кармашке рюкзака, чтобы их быстро можно найти.
5) Спальные принадлежности (слайд 17). К спальным принадлежностям, прежде всего, относится спальный мешок. Он должен быть чуть длиннее его владельца. Любой спальник носится в непромокаемом чехле. Чтобы изолировать тело от холодной земли, под спальник кладут коврик-подстилку, как правило, из синтетических материалов. На нем можно сидеть у костра, укрываться от дождя.
6) Носильные вещи (слайд 18). Очень важно обратить внимание на одежду и обувь. Одежда должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, в то же время плотной, чтобы не прокусил комар. Одежда из брезента промокает, но хорошо сохнет. На случай дождя обязательна плащ-накидка с капюшоном. Для прохладного времени надо иметь теплую шерстяную одежду: свитер, рейтузы, вязаную шапочку. В теплое время года – купальные принадлежности. Обязательно наличие легкого головного убора, защищающего от солнца, с козырьком. На ноги одевают две пары носков – шерстяные и хлопчатобумажные, в любой последовательности. Лучшей обувью (слайд 19) являются хорошо разношенные ботинки на низком каблуке, желательно с рифленой подошвой. Обычно их берут на 1-2 размера больше. Чтобы можно было вложить войлочную стельку и надеть толстый носок. Желательно иметь и легкую сменную обувь, в которой ходят в биваке, давая отдыхать ногам.
7) Медикаменты (слайд 20) , лично необходимые.
Групповое снаряжение готовится всеми и распределяется замом по хозяйству поровну между всеми участниками похода.
Палатки (слайд 21) из расчета 1-2 на человека + одна складская. Несмотря на то, что палатки сделаны из непромокаемой ткани, их следует покрывать специальными тентами или полиэтиленовой пленкой от дождя.
Топоры, пилы, лопатки (слайд 22) (по 1 на группу 4-6 человек), которые должны иметь чехлы с плотной прокладкой у острия
Костровые принадлежности (слайд 23) – складные таганки, треноги, разборные очаги, крючки и цепочки для подвески посуды и регулирования ее высоты над огнем. Необходимы также рукавицы, без которых невозможно работать у костра, мешалка с длинной ручкой.
К кухонному хозяйству (слайд 24) относятся котелки, не менее трех, ножи, половники, разделочные доски, спички в водонепроницаемой упаковке, столовая клеенка.
В специальный ремонтный набор (слайд 25) включают (иглы, нитки, клей, проволока, английские булавки… То есть все, что может понадобиться для ремонта в пути. А что бы вы добавили к этому списку?
К групповому снаряжению относится и медицинская аптечка (слайд 26), с набором необходимых медикаментов и перевязочного материала. Аптечка находится у руководителя группы.
(слайд 27) Группе нельзя обойтись без компаса, карты и других важных предметов
В зависимости от специфики предстоящей деятельности или если в походе предусматривается преодоление водной, горной или иной преграды, к перечисленному добавляется специальное (слайд 28) личное и групповое снаряжение – спасательные жилеты, веревки, ледорубы и др.
Практикум по укладке рюкзака.
— На соревнованиях «Школы выживания» у участников проверяется наличие личного снаряжения и умения укладки рюкзака. Что нужно предусмотреть для правильной укладки рюкзака: (слайд 29)
В правильно уложенном рюкзаке тяжелые вещи помещаются внизу, со смещением от центра к спине, хрупкие вещи, обложенные чем-либо мягким, наверху.
Предметы первой необходимости (ремонтный набор) в карманах рюкзака, чтобы их можно легко и быстро достать (показ учителя)
Надо предусмотреть, чтобы после падения туриста вещи в рюкзаке не повредились и не испортились.
Уложенные вещи не должны греметь, смещаться по рюкзаку. (показ учителя)
Не желательно подвешивать на рюкзак сзади различные предметы ( ухудшает центр тяжести, цепляется за ветки).
Острые, колющие предметы поместить в чехлы или обложить частями одежды.
Рюкзак уложить нужно так, чтобы он плотно прилегал к спине, не болтался, не отвешивался назад, не давил на плечи, имел низкий центр тяжести , не мешал при ходьбе. (слайд 30)
— Из всего сказанного выводим Правило укладки рюкзака: тяжелое – вниз, мягкое — к спине, объемное — наверх, предметы первой необходимости — в карманы (записать в тетрадь).
— Я предлагаю желающим продемонстрировать укладку рюкзака из приготовленного снаряжения. ( Несколько человек на скорость укладывают рюкзак и одевают его на плечи. Время выполнения задания фиксирует учитель.)
Проверочный этап.
1) Какие виды снаряжения вы узнали?
2) Перед вами набор карточек. Разложите их на 3 группы по видам снаряжения
3) что использовали для подвески котла между деревьями (стр. 111, рис 32), к какой группе снаряжения это относится?
4) (стр. 111, рис 32) для чего у последних четырех крючков такие длинные «хвосты»
4) что вы сделаете, если лямки рюкзака режут вам плечи?
5. Обобщить результаты изучения материала и работы отдельных учащихся.
1. Повторить выводы урока:
— снаряжение туриста делится на 3 группы. Какие?
— чтобы многодневный поход состоялся, а турист чувствовал себя комфортно, защищено, необходимо … (правильно собрать снаряжение)
— вспомните правило укладки рюкзака (тяжелое – вниз, мягкое — к спине, объемное — наверх, предметы первой необходимости — в карманы)
— Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? (Дети пишут отзывы об уроке на карточках с изображением с изображением туристического снаряжения)
2. Выставить оценки.
6.
— На память об уроке я хочу подарить вам памятки с перечнем личного снаряжения туриста. Дома вы отработаете ее содержание для успешной реализации при сборах в будущие походы. Желаю вам удачных походов, счастливых путешествий.