Урок для 9 класса по теме: «Жизнеобеспечение человека. Необходимое снаряжение и имущество»

Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности. 9 класс.

Составила учитель ОБЖ МАОУ «СОШ п. Витим» Михайлова Е.О.

Тема: Жизнеобеспечение человека. Необходимое снаряжение и имущество.

Цели урока: Актуализировать знания о важности жизнеобеспечения человека в природных условиях. Научить выбирать необходимое снаряжение при подготовке к походу.

Задачи урока:

Образовательные. Познакомить учащихся с видами снаряжения и имуществом туриста.

Развивающие. Развивать умение правильно комплектовать и укладывать необходимое снаряжение

Воспитательные. Воспитывать собранность, ответственность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов

2.Проектор, презентация по теме урока

3. Рабочая тетрадь

4. Рюкзак с набором вещей для укладки (2 комплекта)

5. Секундомер

6. Карточки с изображением туристического снаряжения

7. Памятки «Личное снаряжение туриста»

План урока:

Этап урока

Содержание (цель) этапа

1

Организационный момент

Сконцентрировать внимание учащихся, нацелить на предстоящую работу. (фотографии из похода)

2

Объяснение нового материала

Познакомить с видами туристского снаряжения, правилами укладки рюкзака.

3

Практикум по укладке рюкзака

Частичный показ учителя. Закрепление умения правильно и быстро укладывать рюкзак.

4

Проверочный этап

Проверить степень усвоения материала и возникающие трудности

5

Подведение итогов урока

Обобщить результаты изучения материала и работы отдельных учащихся. Повторить главные выводы урока. Выставить оценки.

6

Сообщение домашнего задания

Разъяснить смысл и содержание задания.



На доске: Число, месяц.

Тема урока «Жизнеобеспечение человека. Необходимое снаряжение и имущество».

Ход урока:

I.Организационный момент

Нас с утра зовет звонок,

Начинается урок.

И мы отправимся вперед,

Вещи собирать в ……………. (поход).

С ребятами старших классов мы неоднократно ходили в походы. И сейчас я покажу вам несколько фотографии из этих походов. (слайды, 2-11). И чтобы многодневный поход состоялся, а турист чувствовал себя комфортно, защищено, туристу необходимо правильно собрать снаряжение. Из этого я определяю цель нашего урока: познакомиться с видами и способами жизнеобеспечения человека в походных условиях



II. Объяснение нового материала.

  1. Введение в тему урока.

Человеку в обычных жизненных условиях требуется много вещей. Попробуйте подсчитать их количество, и очень скоро ваш счет перейдет за сотню. А отправляясь в поход, мы должны позаботиться о своем жизнеобеспечении в полевых условиях. Конечно, многими привычными предметами домашнего обихода придется пожертвовать. Делается это для облегчения веса поклажи, которую вам придется нести самим. Таким образом , мы будем выбирать для похода вещи, имеющие многофункциональную нагрузку.

  1. Иллюстрированный рассказ учителя.

Все снаряжение делится на личное, групповое и специальное

(слайд 13).

Личное снаряжение, которое пригодится путешественникам, туристам, рыболовам, охотникам – всем, всем, кто часто бывает на природе.

К личному снаряжению относятся

1)предметы индивидуального пользования – рюкзак (слайд 14),очень важно подобрать рюкзак. Он должен плотно прилегать к спине всей задней стенкой, а не стоять на пояснице и не свисать ниже ее. Достигается это подбором рюкзака по росту и правильной подгонкой лямок. Важно правильно уложить рюкзак. Об этом мы поговорим позже. 2) кружка, миска, ложка, нож (слайд 15). Эти принадлежности должны быть легкими, например из пластика, нож – складной.

3)Туалетные принадлежности (слайд 16). Поход – не повод зарастать грязью, да и с гигиеной важно дружить всегда и везде. Эти принадлежности складывают в мешочек и помещают в кармашке рюкзака, чтобы их быстро можно найти.
5) Спальные принадлежности (слайд 17). К спальным принадлежностям, прежде всего, относится спальный мешок. Он должен быть чуть длиннее его владельца. Любой спальник носится в непромокаемом чехле. Чтобы изолировать тело от холодной земли, под спальник кладут коврик-подстилку, как правило, из синтетических материалов. На нем можно сидеть у костра, укрываться от дождя.

6) Носильные вещи (слайд 18). Очень важно обратить внимание на одежду и обувь. Одежда должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, в то же время плотной, чтобы не прокусил комар. Одежда из брезента промокает, но хорошо сохнет. На случай дождя обязательна плащ-накидка с капюшоном. Для прохладного времени надо иметь теплую шерстяную одежду: свитер, рейтузы, вязаную шапочку. В теплое время года – купальные принадлежности. Обязательно наличие легкого головного убора, защищающего от солнца, с козырьком. На ноги одевают две пары носков – шерстяные и хлопчатобумажные, в любой последовательности. Лучшей обувью (слайд 19) являются хорошо разношенные ботинки на низком каблуке, желательно с рифленой подошвой. Обычно их берут на 1-2 размера больше. Чтобы можно было вложить войлочную стельку и надеть толстый носок. Желательно иметь и легкую сменную обувь, в которой ходят в биваке, давая отдыхать ногам.

7) Медикаменты (слайд 20) , лично необходимые.



Групповое снаряжение готовится всеми и распределяется замом по хозяйству поровну между всеми участниками похода.

  1. Палатки (слайд 21) из расчета 1-2 на человека + одна складская. Несмотря на то, что палатки сделаны из непромокаемой ткани, их следует покрывать специальными тентами или полиэтиленовой пленкой от дождя.

  2. Топоры, пилы, лопатки (слайд 22) (по 1 на группу 4-6 человек), которые должны иметь чехлы с плотной прокладкой у острия

  3. Костровые принадлежности (слайд 23) – складные таганки, треноги, разборные очаги, крючки и цепочки для подвески посуды и регулирования ее высоты над огнем. Необходимы также рукавицы, без которых невозможно работать у костра, мешалка с длинной ручкой.

  4. К кухонному хозяйству (слайд 24) относятся котелки, не менее трех, ножи, половники, разделочные доски, спички в водонепроницаемой упаковке, столовая клеенка.

  5. В специальный ремонтный набор (слайд 25) включают (иглы, нитки, клей, проволока, английские булавки… То есть все, что может понадобиться для ремонта в пути. А что бы вы добавили к этому списку?

  6. К групповому снаряжению относится и медицинская аптечка (слайд 26), с набором необходимых медикаментов и перевязочного материала. Аптечка находится у руководителя группы.

  7. (слайд 27) Группе нельзя обойтись без компаса, карты и других важных предметов

В зависимости от специфики предстоящей деятельности или если в походе предусматривается преодоление водной, горной или иной преграды, к перечисленному добавляется специальное (слайд 28) личное и групповое снаряжение – спасательные жилеты, веревки, ледорубы и др.

  1. Практикум по укладке рюкзака.

— На соревнованиях «Школы выживания» у участников проверяется наличие личного снаряжения и умения укладки рюкзака. Что нужно предусмотреть для правильной укладки рюкзака: (слайд 29)



  1. В правильно уложенном рюкзаке тяжелые вещи помещаются внизу, со смещением от центра к спине, хрупкие вещи, обложенные чем-либо мягким, наверху.

  2. Предметы первой необходимости (ремонтный набор) в карманах рюкзака, чтобы их можно легко и быстро достать (показ учителя)

  3. Надо предусмотреть, чтобы после падения туриста вещи в рюкзаке не повредились и не испортились.

  4. Уложенные вещи не должны греметь, смещаться по рюкзаку. (показ учителя)

  5. Не желательно подвешивать на рюкзак сзади различные предметы ( ухудшает центр тяжести, цепляется за ветки).

  6. Острые, колющие предметы поместить в чехлы или обложить частями одежды.

  7. Рюкзак уложить нужно так, чтобы он плотно прилегал к спине, не болтался, не отвешивался назад, не давил на плечи, имел низкий центр тяжести , не мешал при ходьбе. (слайд 30)

— Из всего сказанного выводим Правило укладки рюкзака: тяжелое – вниз, мягкое — к спине, объемное — наверх, предметы первой необходимости — в карманы (записать в тетрадь).

— Я предлагаю желающим продемонстрировать укладку рюкзака из приготовленного снаряжения. ( Несколько человек на скорость укладывают рюкзак и одевают его на плечи. Время выполнения задания фиксирует учитель.)



  1. Проверочный этап.

1) Какие виды снаряжения вы узнали?

2) Перед вами набор карточек. Разложите их на 3 группы по видам снаряжения

3) что использовали для подвески котла между деревьями (стр. 111, рис 32), к какой группе снаряжения это относится?

4) (стр. 111, рис 32) для чего у последних четырех крючков такие длинные «хвосты»

4) что вы сделаете, если лямки рюкзака режут вам плечи?

5. Обобщить результаты изучения материала и работы отдельных учащихся.

1. Повторить выводы урока:

— снаряжение туриста делится на 3 группы. Какие?

чтобы многодневный поход состоялся, а турист чувствовал себя комфортно, защищено, необходимо … (правильно собрать снаряжение)

— вспомните правило укладки рюкзака (тяжелое – вниз, мягкое — к спине, объемное — наверх, предметы первой необходимости — в карманы)

— Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? (Дети пишут отзывы об уроке на карточках с изображением с изображением туристического снаряжения)

2. Выставить оценки.

6.

— На память об уроке я хочу подарить вам памятки с перечнем личного снаряжения туриста. Дома вы отработаете ее содержание для успешной реализации при сборах в будущие походы. Желаю вам удачных походов, счастливых путешествий.







Свежие документы:  Классный час для 2 класса «Кто и как предохраняет нас от болезней? Здоровый образ жизни»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: