Педагог д/о Центра
туризма и краеведения
ГДД(ю)Т им. Н.К. Крупской, г. Новокузнецк
Ковалев А.Ю.
Открытый урок
Ориентирован на обучающихся старших классов и студентов ВУЗов.
Тема: «Основы медицины.
Первая доврачебная помощь. Действия группы в аварийной ситуации»
Цель: Формирование навыков оказания доврачебной помощи.
Задачи:
Расширить знания учащихся об оказании до врачебной помощи.
Объяснить учащимся о необходимости основ медицинских знаний.
Закрепить навыки наложения повязок и шин на конечности.
Отработать приемы искусственной вентиляции легких, не прямого массажа сердца.
Дать понятие «острый живот», познакомить с принципами действия в такой ситуации.
Познакомить с алгоритмами действия при оказании доврачебной помощи при переломе, при ожогах, при обморожении, при переохлаждении.
Оборудование: Аптечка, бинты, таблицы алгоритмов, тетради, ручки, «фантом», карандаши, таблицы, алгоритмы, доска школьная, магниты.
Тип занятия: образовательно-развивающий.
Форма обучения: групповое учебное занятие.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие. Настрой на работу.
Краткая беседа.
-Наверное, у каждого из вас были в жизни ситуации, когда вам приходилось оказывать первую помощь. Может быть, это были небольшие порезы. А кому-то приходилось накладывать простейшие повязки. Кому-то из вас приходилось принимать решение, какую помощь оказывать при каких-то болевых ощущениях.
Медицина – раздел знаний очень необходимый и важный в жизни каждого человека, а тем более для людей занимающихся экстремальными видами спорта, коими мы и являемся.
II. Повторение пройденного материала.
-Давайте вспомним, с чем мы уже познакомились, и какие навыки приобрели на предыдущих занятиях.
(кровотечения)
Вопрос — какие бывают кровотечения, назовите?
( капиллярное, венозное, артериальное).
Вопрос – Расскажите, как оказать помощь при капиллярном, артериальном, венозном кровотечениях?
(Повязка, давящая повязка, наложение жгута)
Вопрос — что такое Шок, и при каких ситуациях он возникает?
(Реакция организма на стрессовую ситуацию)
Вопрос – Хорошо, а какие действия должен предпринять спасатель в случае, если человек находится без сознания?
(Проверить пульс, дыхание.)
Вопрос — Давайте вспомним, какие бывают повязки и по какому принципу они делятся.
(Делятся по принципу накладываемого материала. Пращевидные, бинтовые, безбинтовые, косыночные, клеевые.)
Вопрос – Для чего используются пращевидные повязки?
(Для наложения на нос, подбородок, нижнюю челюсть, затылок, темя.)
Вопрос – Расскажите правила наложения повязок на трубчатые кости (бедро, предплечье, голень)
(Каждый последующий тур, закрывает предыдущий, минимум на треть ширины бинта. Бинтовать начинают с широкой части конечности.)
(отвечают все вместе)
-Итак, на прошлом занятии, мы с вами познакомились с краткой анатомией человека, его функциях, разобрались, какие бывают виды кровотечения, научились оказывать первую помощь при потере сознания, отсутствии дыхания, пульса. А также познакомились с некоторыми видами повязок.
-Для закрепления материала, чтобы наши знания имели более сформированный вид, попытаемся вывести Алгоритм действия при переломах конечностей.
-А для начала хотел бы услышать от вас, что такое перелом?
(Отвечают на вопрос все вместе)
Перелом – это нарушение целостности костной ткани (при закрытых переломах), а так же нарушение кожных покровов (при открытых переломах).
Вопрос: — Что испытывает человек, при переломе (например, бедренной кости)
(Боль.)
-Отсюда, как следствие возникновение «болевого шока». Затем, если это открытый перелом, кровотечение. Так как целостность кожных покровов нарушена – получаем инфицирование раны. При извлечении из «эпицентра», или дальнейшей транспортировки пострадавшего происходит трение осколков, обломков и фрагментов костей друг о друга и около лежащие ткани – иммобилизация
Подвожу к алгоритму
-Человек, по-разному реагирует при виде травмы.
Здесь главное не растеряться и определить для себя, что нужно делать в той или иной ситуации. Раз мы теоретически, на предыдущем занятии, познакомились с переломами, то давайте попытаемся выяснить, что же нужно делать в этом случае.
(Работа с табличками. Комментарии.)
III. Введение в новый материал.
Задаю вопросы аудитории, на которые заведомо знаю, ответов не получу. Тем самым наращиваю любопытство и интерес слушателей к предстоящей теме.
Почему нельзя давать обезболивающие препараты, когда болит живот?
Бытует мнение, что бы согреется на морозе, можно принимать спиртного.
(все вместе дают варианты ответов)
VI. Новый материал
1 Острый живот
Вопрос: -Иногда в походе случается так, что участник начинает жаловаться на боли в области живота.
Как, по-вашему, что могло это спровоцировать?
(Неправильное питание, расстройство желудка, тяжелые физические нагрузки, острое заболевание (аппендицит)
Пояснение — Боль в области живота не столь безобидно, как кажется на первый взгляд (пример из жизни)
-Давайте запишем (даю понятие «Острый живот») :
«Острый живот» — синдром, возникающий при ряде заболеваний или повреждении органов брюшной полости.
Необходима дифференциация диагноза.
-В походе следует внимательнейшим образом отреагировать на боль в области живота. Проанализировать данную ситуацию, попытаться выяснить, что могло явиться причиной: не правильное питание, отравление, большая физическая нагрузка, острое заболевание.
Если при анализе ситуации, выясняется, что это банальное отравление, то можно обойтись Активированным углем. При желудочно-кишечном расстройстве – уголь, плюс антидиарейный препарат — Лаперамид
Вопрос: -Как, по-вашему, можно ли давать обезболивающие препараты, когда болит живот?
(Нет!!!)
(Потому как диагностика тогда будет смазанной, и как следствие это может привести к более серьезным осложнениям.)
Вопрос: —А как, по-вашему, можно ли когда болит живот прикладывать тепло? Человек согреется, боль утихнет.
(Тепло при болях в животе прикладывать нельзя.)
Голод, холод, и покой.
(Три составляющие при оказании помощи больному)
2.Ожоги, степень, диагностика, помощь.
-Наверное, к самым распространенным травмам в походе можно отнести ожоги.
Вопрос: -Случались ли ожоги в ваших походах?
Можете ли привести пример.
Поделитесь опытом оказания первой помощи при ожогах
Степень ожогов (мои пояснения)
Диагностика ожогов (мои пояснения)
Помощь при ожогах (мои пояснения)
-Из выше сказанного давайте выведем и запишем алгоритм действия при ожогах
(Работа с табличками. Комментирии.)
3. Обморожение, степень, диагностика, помощь, перспектива.
Вопрос: -Как вы думаете, часто ли случаются обморожения в походе?
-Можете привести пример из вашего жизненного опыта?
Вопрос — По каким признакам вы определяете, что это именно обморожение?
-Итак, давайте рассмотрим, каковы симптомы обморожения.
(Работа с табличками. Комментарии.)
Симптомы обморожения (таблица)
Холодные конечности (нос, пальцы на ногах и руках, уши, лицо, руки).
Онемение, затрудненность движения.
Обмороженный участок может выглядеть желтовато – белым или покрыться синими пятнами.
Обмороженный участок может быть затвердевшим или мягким на ощупь.
Может казаться промороженным насквозь.
Ощущения покалывания, жжения, продолжительной боли. (При отогревании)
Диагностика обморожения (работа с табличкой)
Степень обморожения
Помощь при обморожении
Выводим алгоритм действия при обморожении
-Запишем алгоритм при обморожениях
-Во всех случаях, за исключением только самых легких, необходимо обращаться к врачу.
4. Общее переохлаждение, определение степени переохлаждения.
Вопрос: – А что, такое по-вашему, общее переохлаждение?
(общими усилиями приходим к выводу) что: —
Вопрос: – А какова нормальная температура тела, взрослого человека и ребенка? (мои комментарии)
(36.6 градусов взрослого, у ребенка может быть немного выше например 37 )
Вопрос: – В каких случаях может произойти переохлаждение
(Дополняю ответ учащихся, приводя пример, из собственной практики и плавно перехожу к диагностике степени.)
Степень переохлаждения
1ст Общий дискомфорт, чувство прохлады, ощущение не уютности.
2ст Дрожь во всем теле, чувства холода под одеждой, нет желания лишний раз двигаться.
3ст «Глубокое переохлаждение», состояние схожее, с торпидной фазой, при шоке. Такой человек, как правило, абстрагируется, слабо реагирует на внешние раздражители, апатичен, сонлив.
Переохлаждение может сочетаться с обморожением, но это разные состояния, хотя помощь при обоих случаях очень схожа.
-Пожалуйста, перечислите ваши действия, в случае переохлаждения.
(перечисляют, я корректирую, добавляю)
Запишем алгоритм действий при переохлаждении
-Разобрались, теперь давайте вернемся к вопросу нужно ли, и стоит ли принимать спиртное в холодных условиях, чтобы согреться…
Вы мне ответили что….
Мой ответ –
-Под действием спиртного, все наши сосуды (в том числе и периферические капилляры) расширяются, кровообращение увеличивается — тепло от внутренних органов (из центра тела) передается на периферию. Нам становится теплее. Но спустя время, и без того, ослабленный организм начинает замерзать еще больше, поскольку накопленное тепло он уже отдал, а для выработки нового нет потенциала.
-А теперь представьте себе, что вы уже замерзли и при этом еще употребляете спиртное. Периферические сосуды и так сужены для того, что бы сохранить последние остатки тепла. Тело сотрясает легкий озноб – это защитный рефлекс организма, таким образом, он увеличивает скорость кровообращения. А прием спиртного, вначале расширяет артерии, отдавая последнее тепло органам и тканям, а в последствии сужает и уже холодную кровь гоняет по телу, в итоге человек начинает замерзать еще больше.
V. Закрепление.
-Для того, что бы ваши знания закрепились не только теоретически, но и практически, предлагаю вам разделиться на две группы для решения ситуационных задач. Вам будут предложены в карточках различные ситуационные задачи. Вы должны будете обсудить, а затем написать последовательность ваших действий на листе. И самое главное, вы должны будете продемонстрировать оказание вашей помощи.
-Предлагаю взять задачи представителям команд.
-Каждая из ваших групп получила задание на всю подготовку и обсуждение вам дается 5 минут.)
Решение ситуационных задач
Задача№1
Задача№2
-Спасибо всем.
-На этом наше занятие завершается, но у меня есть еще один вопрос к вам.
Вопрос: – как вы думаете, где и в каких ситуациях, знания и умение, полученные сегодня вы смогли бы применить?
(Ответ…)
—Вы сегодня активно поработали, хочу отметить…….
Делаю выводы, проговариваю, что получилось, что не получилось, выполнены поставленные задачи или нет.
VI. Подведение итога занятия
-В завершении нашего занятия, хочу сказать, что люди, работающие в медицине катастроф: спасатели, пожарные, работники скорой помощи, подчиняются определенным алгоритмам действия в чрезвычайной ситуации. Сегодня мы с вами попытались вывести некоторые из них. Это действия при ожогах, обморожениях, переохлаждении. Узнали, как оказать первую помощь при болях в животе. Вспомнили, как оказать практическую помощь при переломах и утоплении.
Так как мы ограничены сегодня временными рамками, поэтому практическую часть мы продолжим в следующий раз.