Урок на тему «Система работы классного руководителя по формированию культуры безопасности жизнедеятельности»

Урок на тему «Система работы классного руководителя по формированию

культуры безопасности жизнедеятельности»


В современных условиях переход на стабильный путь развития общества и государства невозможен без изменения сложившегося мировоззрения каждого человека. Важнейшим направлением этого процес­са является формирование культуры безопаснос­ти жизнедеятельности, которая должна развивать­ся с раннего детства и совершенствоваться на про­тяжении всей жизни.

Школа должна внедрить в сознание детей и сделать их жизненным ориентиром убеждение в том, что главная ценность человека — его жизнь и здоровье, сформировать стремление и умение це­нить и беречь их. Человек, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности, проявляет ее:

♦ в безопасном отношении к себе;

♦ в безопасном взаимодействии внутри соци­ума, не становясь субъектом и объектом опаснос­ти для других;

♦ в безопасном взаимодействии с окружающей средой.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности является одним из приоритетных направлений моей воспитательной работы с классом.

Необходимость работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности продиктована следующими обстоятельствами:

  • постоянные источники повышенной опасно­сти — транспорт и дороги, на которых встречаются пьяные водители, к тому же дети сами садятся за руль транспортных средств;

  • в поселке, в частности в микрорайоне школы, есть ряд потенциально-опасных предприятий, при аварии на которых возможны серьезные последствия;

  • в поселке начались работы по прокладке газопровода, что в свою очередь увеличивает вероятность возникновения опасных ситуаций;

  • летом в поселок из соседних городов и областей приезжают десятки людей, которые в последние годы стали источниками распространения курения и пьянства, известны также случаи употребления наркотических веществ и попытки приобщения к этому пагубному пристрастию сельской молодежи;

  • в поселок постоянно приезжают торговцы, предприниматели, другие незнакомые люди, которые тоже могут представлять опасность для детей;

  • из-за бесхозяйственности или равнодушия взрослых не исключен контакт детей с небезопас­ными для человека химическими веществами (удобрениями: гербицидами, растворителями, красками, применяемыми в быту и сельско­хозяйственном производстве;

  • прогрессируют пьянство и алкоголизм мес­тного населения, в поселке есть семьи, в которых пьют отцы, оба родителя и даже все взрослые члены семьи, в них часто происходят скандалы с печаль­ными для детей последствиями;

  • сравнительно недалеко от поселка в п. Чистые Боры Буйского района предполагается продолжение строительства АЭС, что требует внимания и готовности к неожиданным ситуациям;

  • проблемой для учеников школы, особенно для старшеклассников, становится проведение досуга, так как в поселке очень мало досуговых и развлекательных учреждений для молодежи;

  • сельские подростки отличаются от своих городских сверстников. Они доверчивы, бесхитростны и часто теряются, оказавшись в городе, вот почему именно сельские ребята зачастую становятся жертвами криминальных посягательств.

  • как свидетельствует анализ, в трудных, опас­ных ситуациях дети не могут сосредоточиться, трезво оценить обстановку, быстро сориентиро­ваться и найти рациональный выход, не умеют оказывать себе помощь, что вызвано излишней опекой со стороны взрослых и отсутствием пси­хологической подготовки и целенаправленного обучения приемам самозащиты, само- и взаимо­помощи в экстремальных ситуациях.


Целью моей воспитательной работы в данном направлении является подготовка физически и психи­чески здоровой личности, способной к адаптации в обществе, обеспечению своей безопасности в эк­стремальных ситуациях и оказанию необходимой помощи окружающим.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности:

1. Воспитание мотивации к безопасному поведению.

2. Формирование системы знаний, умений и навыков безопасного поведения и убежденности в их истинности.

3. Воспитание характера, личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

4. Психологическая подготовка к безопасному поведению.

5. Обеспечение физической подготовки к действиям в экстремальных условиях.

6. Психологическая поддержка подростков при вхождении в сложный мир социальных связей и отношений взрослой жизни, активизация процессов позитивной социа­лизации детей.

7. Предупреждение антиобщественных поступ­ков и экстремистского поведения детей и подростков.

8. Патриотическое воспитание учащихся.

9. Профилактика употребления ПАВ и пропаганда здорового образа жизни.

10. Повышение роли семьи в обеспечении безо­пасности детей.

Исходя из поставленных задач, можно сделать вывод, что формирование культуры безопасности личности – процесс многогранный, который затрагивает различные аспекты воспитания растущей личности, и работа в этом направлении должна вестись классным руководителем в системе.

Нельзя забывать и о том, что основой культуры безопаснос­ти жизнедеятельности являются нравственные ценности, такие как добро, гуманность, чуткость, мило­сердие, толерантность, долг, ответственность, ориентирование на внутренние качества человека, учитывающие нормы поведения и помогающие ему в социальной адаптации.

Привожу фрагмент плана работы классного руководителя с учащимися 10-го класса по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

Направления деятельности

Патриот и гражданин

Нравственные истины

Правовой всеобуч.

Профилактика

Спорт и здоровье

Задачи

Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории и культуре своего Отечества, развитие гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных, социальных ценностей.

Совершенствование условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.


Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, создание условий для формирования личности безопасного типа, укрепление социального «иммунитета», правовое просвещение учащихся.

Создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, повышение мотивации на сохранение и укрепление здоровья.


Сентябрь

Встреча с председателем совета ветеранов Кудрявцевым В.Н. Организация сотрудничества с советом ветеранов.

Классный час «Мои жизненные идеалы».


Конференция «Закон и правопорядок».


Классный час сказкотерапии «Береги здоровье смолоду».

Октябрь

Участие в проекте «Есть такая профессия – Родину защищать». Подбор материала для презентации, поисковая работа

Реализация проекта.

Кл. час «Что такое чувство взрослости?»

Классный час сказкотерапии по вопросам правомерности агрессивного поведения.


Игра «Линия риска» по проблемам СПИда и наркомании.


Ноябрь

День народного единства. Интеллектуальная игра «Когда мы едины…»

День матери. Семейный вечер «Моя семья – моя богатство».

Классный час по обсуждению готовности к трудным жизненным ситуациям.

Тренинг здорового образа жизни

Декабрь

Презентация проекта «Есть такая профессия — Родину защищать».

Классный час «10 заповедей жизни».


Классный час «Как противостоять вовлечению в экстремистскую или религиозную секту?»

Классный час «Секреты здоровья и долголетия».


В своей работе по формированию культуры безопасности жизнедеятельности я использую различные формы организации классных часов и внеклассных мероприятий: деловые и ролевые игры, дискуссии, тренинги, дебаты. Следует отметить, что применение современных технологий воспитательной работы помогает учащимся глубже узнать себя, свои возможности, а это главное условие, без которого невозможно развитие личности. Кроме того, применяя современные технологии в воспитательной работе с учащимися, мы учим их через опыт, формируя у них жизненно важные социальные навыки.

Предлагаю методическую разработку классного часа для старшеклассников.


Береги здоровье смолоду

Цели и задачи классного часа:

Образовательные:

  • Содействовать повышению уровня информированности учащихся о проблеме вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики);

  • Помочь учащимся в определении и формулировке собственного отношения к потреблению и потребителям психоактивных веществ.

  • Помочь учащимся в развитии жизненно-важных навыков.

  • Овладение навыками противостояния и сопротивления распространению вредных привычек.

Развивающие:

  • Содействовать развитию умений работы в группе, умений вырабатывать совместное решение, проявляя терпимость к другим мнениям и позициям;

  • Способствовать развитию творческого и аналитического мышления школьников;

Воспитательные:

  • Содействовать развитию чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой выбор;

  • Организовать деятельность по воспитанию уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что ЗОЖ делает человека свободным

  • Повышение мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья



Методы и приемы: метод сказкотерапии, дискуссия, ролевая игра

Средства обучения: сказка Елены Хомяковой «Тайна цветка папоротника»

Оформление классного кабинета: стенд «Здоровый образ жизни», плакаты по теме «ЗОЖ», нарисованные учащимися, плакат «Нет наркотикам!»

Парты в кабинете убраны, стулья расставлены в круг.

Материальное обеспечение: бумага, фломастеры.


Ход классного часа.

1.Презентация материала.

Введение в тему (необходимость ЗОЖ, пропаганда ЗОЖ, глобальность проблемы).

2.Разминка.

Преподаватель предлагает ученикам придумать девиз к данному уроку. Все предложенные варианты записываются на доске, затем выбирается лучший девиз и проговаривается хором.Возможные варианты: «Здоровье – всему голова», «Здоровье – главное богатство», «Здоровому все здорово», «В здоровом теле – здоровый дух» и т.д

3. Работа со сказкой. Преподаватель читает ребятам сказку Елены Хомяковой «Тайна цветка папоротника», которая служит хорошим материалом для работы по профилактике наркозависимостей среди подростков и ярко показывает преимущества здорового образа жизни.

Тайна цветка папоротника.

Давным-давно, когда земля еще не была круглой, когда сердца людей были сотканы из красоты и добра, — и случилась эта история. В те времена земля утопала в цветах, но был один особенный цветок. Обладал он силой чудесной, и название ему было папоротник. Круглый год он охранял землю своим светом от зла и помогал людям. Вокруг каждого дома и в полях цвел папоротник. А ночью земля заливалась розовым светом, что дарили ей цветы, и люди выходили из домов, чтобы полюбоваться светом папоротника, который делал их сильными и красивыми.

А на краю земли жил изгнанный народ маки, изгнанный за зло, которое сделало его безобразным. Этот народ состоял из ведьм и колдунов – макид и макханов. Ночами народ маки собирал цветы и травы, но использовал их не для лечения или украшения своих домов, а для приготовления дурманящего зелья. У маки была цель: желали они одурманить людей, сделать их своими рабами. Мечтали маки, чтобы зло черной тучей нависло над цветущей планетой: только людские страдания сделали бы их счастливыми. Но ни макиды, ни макханы не могли приблизиться к людям, потому что их злые чары были бессильны против цвета папоротника. Не зная, что делать с ненавистным цветком, маки решили обратиться за помощью к книге предков. Собрались они возле болота, взялись за руки и в кругу произнесли заклинание. Не успели прозвучать последние слова, как вдруг разгорелся огонь до небес, открылись огненные ворота, и вышел из них человек в длинном черном плаще. Человек в черном поведал народу маки все, что знали о чудо-цветке и его силе их предки, и, прежде чем проститься, добавил: «Цветы папоротника не причинят вреда своим светом, только если будут подарены. Заставьте людей дарить вам цветы, и вы затяните планету в кольцо зла». С первыми лучами солнца Человек в черном исчез.

Утром макиды и макханы, завидев людей, стали выпрашивать в подарок букетики звездных цветов, восхищаясь их красотой. Но только народ маки подошел к людям ближе, как молодежь в ужасе разбежалась, ведь они никогда не видели зло в лицо и не знали, что на их прекрасной планете есть такие безобразные существа.

Когда наступила ночь, народ маки снова собрался на болоте, и вновь из огненных ворот вышел Человек в черном и сказал: «Цветущая планета – одно из самых прекрасных мест во Вселенной. Люди живут на ней в красоте и привыкли видеть ее доброе лицо каждый день. А вас они не хотят слушать потому, что ваша внешность несет на себе отпечаток ваших истинных намерений и напоминает об отвратительном зле. Чтобы обратить на себя внимание, вы должны стать красивее людей и подавить своими чарами их волю, усыпить их бдительность. Вот тогда люди будут повиноваться вам, более того, вы станете им необходимы.

С первым лучом солнца дух предков исчез, а народ маки с помощью заклинания обрел красивую внешность.

Наступило утро. Люди вышли на поля, и тут появились макиды и макханы в образах прекрасных юношей и девушек. И стал народ маки просить в подарок букетики звездных цветов и предлагать цветочный эликсир в знак примирения с людьми…

Молодежь уже не убегала, а с интересом смотрела на прекрасных существ. Даже опытные жители планеты прервали работу и обратили внимание на неземную красоту макид и макханов. После такого представления люди подумали о том, что добро коснулось сердца народа маки и сделало его таким красивым.

Макиды и макханы каждый день появлялись перед людьми и предлагали эликсир за перемирие. Они завораживающе пели и соблазнительно танцевали, распыляя в воздухе цветочную пыль.

Очень скоро люди стали меньше времени уделять работе. Их привлекало то новое и необычное, что нес им народ маки. И так продолжалось до тех пор, пока один юноша, очарованный смуглой макидой, не осмелился подойти к ней. Сначала макида ничего не просила у юноши, а только танцевала для него и поила цветочным эликсиром, от которого юноше казалось, что он на крыльях поднимается к звездам и трогает их руками. С наступлением темноты юноша вернулся домой и рассказал людям о том, как ему было хорошо и как к нему были добры прекрасные существа.

Шло время. Многие юноши и девушки выбрали себе пару по сердцу среди макид и макханов. Макиды рассыпали в воздухе цветочную пыль, вдыхая которую, юношам казалось, что все их заветные желания исполняются, и они могут обнять небо с солнцем, луной и звездами. Макиды осыпали юношей поцелуями и подносили дурманящее зелье, которое юноши с удовольствием пили из их рук.

Макханы же шептали девушкам слова любви и подносили земным красавицам кувшины с цветочным эликсиром. После первого же глотка девушкам казалось, что блаженство рекой разливается по венам прямо к сердцу, а из сердца – бурным потоком по всему телу. Поток блаженства уносил с собой все заботы…

Сначала родителей девушек и юношей радовало то, что их дети светились счастьем. Но очень скоро они стали замечать, что их сыновей и дочерей ничего больше не интересует, кроме прекрасных существ на краю земли, да и сами дети уже стояли на краю. Любая попытка удержать их встречала только раздражение, нервозность и даже агрессию. Такого раньше не было. Поэтому родители были растеряны, они не знали, что делать, и это их угнетало. А дети отдалялись все дальше и дальше.

Но беда не приходит одна: отделение детей от родителей было только началом. Люди стали замечать, что макиды и макханы уже совсем не считаются с ними и даже откровенно презирают. Жители цветущей планеты недоумевали, как можно было так обмануться с их внешностью?

А тут еще родители юноши, который первый полюбил макиду, стали замечать, что боль капля за каплей высасывает из него жизнь. А ослабляла боль свою железную хватку только тогда, когда макида приносила юноше свое дурманящее зелье, за которое теперь уже требовала звездные цветы. Но даже после того, как юноша принимал эликсир, бедняга уже не испытывал блаженства, и к тому же боль скоро вновь затягивала его в свою пучину.

Другие юноши и девушки тоже стали зависеть от дурманящего эликсира народа маки. И хотя цветочное зелье не приносило с собой былого блаженства, оно было необходимо, чтобы избежать боли.

А между тем с лица планеты стали исчезать поля со звездными цветами. Тогда юноши и девушки стали обрывать цветы папоротника вокруг своих домов, оставляя их незащищенными, открытыми для зла. А когда звездные цветы заканчивались возле собственных домов, они начали воровать их у домов своих собратьев, открывая их дома для слез и бед.

Тем же, кто больше не мог найти цветков папоротника или приносил их недостаточно, макиды и макханы подмешивали в зелье черные капли, которые отнимали жизнь.

И вот на земле уже нельзя было найти цветок папоротника, который ее охранял, а значит, все шло к тому, что цветущая планета затягивалась в кольцо зла.

Цветы папоротника, которые еще каким-то чудом не успели оборвать, погасили свои огоньки. Они спрятались от вероломства людей, которые уже не были столь сильны и красивы.

Но природа добра к своим созданиям. Раз в году раскрывается земля, и тогда распускает свой цветок папоротник. Его звездные огоньки дают надежду людям на то, что еще возможно возвращение цветущей планеты, а вместе с ней мудрости и богатства духа. Освещая Человека, свет папоротника напоминает о том, что живет в нем Чистая Бессмертная Душа, которая, стоит только сделать усилие, поможет ему справиться с любым злом на свете, потому что сильнее любого зла.

Легенда о цветке папоротника – это легенда о бессмертной душе цветущей планеты, звездный свет которой призван противостоять злу на земле.


3.Дискуссия по сказке «Тайна цветка папоротника».

а). Рефлексия после прослушивания сказки.

Какие чувства, эмоции вызвала у вас эта легенда? Как вы считаете, это вымысел или реальность?

б). Деление класса на малые группы.

в). Каждой группе дается вопрос для обсуждения. Группы работают самостоятельно в течение 3-5 минут.

Вопросы для обсуждения в группах.

  • Какими были люди цветущей планеты до того, как к ним пришли макиды и макханы? Как вы думаете, какой образ жизни они вели? Что помогало им быть сильными и красивыми?

  • Каким, на ваш взгляд, был народ маки? Что олицетворяют макиды и макханы в сказке «Тайна цветка папоротника»?

  • Какова в сказке роль цветка папоротника?

  • Как происходило падение людей? Какие методы и приемы использовали макиды и макханы, чтобы подчинить людей своей воле?

  • Как вы думаете, почему народу маки удалось поработить людей цветущей планеты?

  • Можно ли провести параллель между этой сказкой и тем, что происходит в нашей жизни сегодня? Актуальна ли эта легенда для современного мира?

г). Каждая группа отвечает на свой вопрос, другие группы могут дополнять.

д). Подведение итогов дискуссии. Учащиеся должны придти к выводу, что люди цветущей планеты не смогли противостоять злу (наркотикам), потому что они не имели навыков противостояния и сопротивления наркотикам, поэтому необходимо учиться отказываться и говорить «Нет!» в любой опасной ситуации. Обратить внимание учащихся на жизнеутверждающий финал сказки.

4.Учись говорить «НЕТ!». Дидактическая игра в форме инсценировки.

а). Вступительное слово классного руководителя.

На примере сказки «Тайна цветка папоротника мы видели, что макиды и макханы использовали различные методы давления на людей, чтобы сделать их заложниками наркотиков. Это лесть, уговоры, похвала, запугивание. Есть и другие способы оказания давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников: шантаж, угрозы, насмешки, подкуп, подчеркнутое внимание, призыв «делай, как мы», обман. С этими основными видами давления часто приходится сталкиваться в жизни. Мы довольно часто не можем противостоять давлению и уступаем, хотя вовсе не желаем этого. Очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются воздействовать разными способами группового давления. Давайте сейчас потренируемся в определении различных способов группового давления и в применении способов отказа.

б). Учащиеся работают в малых группах того же состава, что и при работе со сказкой. Каждой группе дается ситуация группового давления компании на подростка. Группы обсуждают ситуации, выбирают способ давления, продумывают способы отказа и противостояния групповому давлению.

Ситуации для обсуждения и инсценировки.

  • После игры в футбол старшие ребята говорят Коле, что он молодец, отлично играет, вообще, свой парень, и предлагают отметить окончание игры и успешно забитые Колей голы тем, что пойдут и выпьют пива.

  • Ребята под угрозой расправы требуют у Саши денег (он должен принести их из дома).

  • Одноклассники уговаривают Игоря пойти к нему домой, чтобы поиграть на его новом компьютере.

  • В семье Олега отмечают Новый год. Отец наливает ему шампанское, а его старшая сестра (ей 25лет) говорит, что это вредно для подростков. Однако, отец и другие родственники настаивают.

  • Денису 14 лет. Он не очень хорошо учится, и поэтому родители его часто ругают. После очередного скандала он ушел на улицу, где двое знакомых старших ребят предлагают ему сделать укол героина, чтобы успокоиться и расслабиться. Денис знает, что от героина можно заболеть наркоманией, гепатитом и даже умереть. Но ребята выражают такое сочувствие, так понимают состояние Дениса, что отказаться очень трудно.

в). Демонстрация сценок и обсуждение применяемых в каждой ситуации способов оказания группового давления и способов отказа. Ученикам, которые в сценках отказывались от чего-либо, задается вопрос: «Какие могли бы возникнуть в вашей ситуации проблемы, если бы вы не сказали «НЕТ!»?»

г). Обобщение. Все учащиеся класса продумывают и предлагают методы сопротивления давлению. Преподаватель фиксирует все предложения на доске.

Примерный список методов сопротивления давлению:

  • Подумать, почему человек заставляет вас сделать что-то, чего вы не хотите?

  • Что вы получите, если поддадитесь давлению: выигрыш в чем-то или негативные последствия? Насколько можно верить приводимым аргументам? Совпадают ли ваши желания с желаниями другого?

  • Веские контраргументы

  • Уверенность в себе

  • Решительность в голосе

  • Хладнокровие

  • Спокойное объяснение причин отказа

  • Уход из ситуации



д). Проговаривание хором способов сказать «НЕТ!»

  1. Нет, я не собираюсь загрязнять организм.

  2. Нет, я не хочу неприятностей.

  3. Нет, эта дрянь не для меня.

  4. Нет уж, у меня и так вагон неприятностей.

  5. Нет, спасибо, есть увлечения и покруче.

  6. Нет, спасибо у меня на это аллергия.

  7. Нет, когда-нибудь я могу захотеть здоровую семью.

  8. Нет, я не тороплюсь на тот свет.

  9. Нет, мои мозги мне пока не лишние.

  10. Нет, я уже пробовал, это мура.


5.Рефлексия.

Обмен впечатлениями, чувствами, пожеланиями, что было интересным или полезным.


Большой опыт работы в качестве классного руководителя позволяет мне с уверенностью сказать, что партнерские отношения с родителями учащихся и общественностью позволяют сделать работу по формированию культуры безопасности жизнедеятельности более эффективной для учащихся. В своей практике я успешно взаимодействую с родителями учащихся и со многими учреждениями поселка: РОВД, ГИБДД, районный отдел молодежи, дом детского творчества, районный военкомат, районная больница, районный спортивный комитет, отдел по делам ГОЧС.


Методическая разработка родительского собрания

«Безопасное будущее наших детей»

Задачи собрания:

  • Формировать у родителей понимание значимости проблемы безопасности в обществе;

  • Формировать у родителей понимание того, что безопасность и здоровье взаимосвязаны;

  • Формировать у родителей адекватность понимания проблемы вредных привычек;


Ход собрания

  1. Введение в тему собрания, притча.

Высоко-высоко в горах, куда даже не всегда залетали птицы, жили ученики одного Великого Учителя. Каждый день они внимательно слушали все, что он говорил, запоминали все, что он делал.

Каждое утро Учитель со своими учениками совершал прогулку. Дорога была не из легких. На их пути встречались крутые склоны и опасные преграды. А путь к самому красивому и любимому месту Учителя и его учеников – Большому Водопаду – лежал по старому висячему мосту. Уже там, у водопада, Учитель завязывал непринужденную беседу с учениками и рассказывал Ио о Главном Пути Жизни.

Но однажды старый висячий мост не выдержал и со страшным грохотом рухнул в пропасть…

Ученики, идущие вслед за Учителем, испуганно остановились перед бездной, которой не было видно конца. А Учитель невозмутимо продолжал свой путь к большому Водопаду.

— Учитель! Осторожнее! Моста больше нет! Ты идешь по воздуху! – кричали ему ученики.

— Главный Путь Жизни не всегда будет ощутим и не всегда будет лежать прямо под вашими ногами, друзья мои, — ответил им Учитель. – Вы должны сами создавать Его и быть уверены в Нем. Только тогда вы перестанете бояться жить и добьетесь больших успехов на Своем Пути Жизни…


  1. Беседа с родителями

    • Каким вы видите Главный Путь Жизни своих детей? (ответы родителей фиксируются на доске, выстраивается цепочка)

    • Какие трудности и проблемы могут встретиться на жизненном пути наших детей?

    • Чего вы больше всего боитесь, отпуская детей в самостоятельную жизнь?

    • Что включает в себя понятие «безопасная жизнь»? (на доске вычерчивается схема: безопасная жизнь



Жизнь без вредных привычек

Умение решать проблемы

Жизнь в гармонии с самим собой и окружающим миром


Жизнь без правонарушений











3. Обсуждение.

Давайте попытаемся обсудить некоторые проблемы, которые могут помешать безопасной жизни наших детей.

Родителям предлагается поработать в 3-х группах и обсудить предложенные утверждения:

  1. Алкоголь, наркотики? С моим ребенком ничего подобного произойти не может.

  2. Детям стоит предоставить свободу выбора во всем, влияя на выбор советами.

  3. Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей ведут детей к употреблению алкоголя, наркотиков, к совершению правонарушений.

  4. Анализ ситуаций, упражнение «5 причин».

Ситуация 1. Вы приходите домой в неурочный час неожиданно для дочери, и застаете ее судорожно курящей у открытой форточки. Увидев вас, она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня.

Назовите 5 причин подобного поведения и определите выход из данной ситуации.

Ситуация 2. Ваш сын в общении с детьми часто употребляет нецензурные слова, придумывает окружающим обидные клички. Учителя неоднократно делали ему замечания, он воспринимает их болезненно, но продолжает вести себя подобным образом.

Назовите 5 причин подобного поведения и попробуйте найти выход из этой ситуации.

Ситуация 3. Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявления таких качеств вы наблюдаете сами, иногда это прорывается даже в ваш адрес.

Назовите 5 причин подобного поведения и попробуйте найти выход из этой ситуации.

  1. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.

Родителям выдаются таблицы, где показаны способы взаимодействия с подростками. Родители в группах изучают эти таблицы, а затем высказывают свое мнение.

Методика контактного взаимодействия с подростками

Стадии взаимодействия

Содержание и характер контакта

Основная тактика

Результат

1. Расположение к общению

Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости.

Одобрение, согласие, безусловное принятие.

Принятие согласия.

2. Поиск общего интереса

Поиск нейтрального интереса. Переход с нейтрального на личностно значимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам.

Ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание уникальности личности.

Положительный эмоциональный фон, согласие.

3. Выяснение предполагаемых положительных качеств

Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя.

Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием.

Создание ситуации безопасности, безусловное принятие личности.

4. Выяснение предполагаемых опасных качеств

Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах.

Принятие позитивного без осуждения, сомнения, возражения.


5.Адаптивное поведение партнеров

Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого.

Открытые высказывания, стимулирование диалога, советы.

Определение объекта и предмета изменения и преобразования.

6. Установление оптимальных отношений

Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению.

Общие намерения.

Согласие на выполнение принятого плана.


6. Упражнение «Согласен – не согласен». Родителям предлагается список утверждений о способах взаимодействия с ребенком. Родители должны высказать свое согласие или несогласие с этим утверждением и обосновать свою точку зрения.

  • Ребенок формируется под влиянием обстановки, в которой он растет.

  • Ребенок, растущий в обстановке критики, научится осуждать.

  • Ребенок, растущий в обстановке враждебности, научится воевать.

  • Ребенок, растущий в страхе, научится бояться.

  • Ребенок, растущий в обстановке насмешек, научится быть робким.

  • Ребенок, растущий в обстановке поощрения, научится быть уверенным в себе.

  • Ребенок, растущий в атмосфере любви, научится любить.

  • Ребенок, растущий в атмосфере похвалы, научится ценить ее.

  • Ребенок, растущий в атмосфере признания, научится быть целеустремленным.

  • Ребенок, растущий в обстановке честности и справедливости, научится быть правдивым и справедливым.

  • Ребенок, растущий в атмосфере безопасности, научится доверять себе и другим.

7. Рефлексия по собранию.

  • Игра «Корзина чувств».

«Уважаемые мамы и папы! Давайте представим, что у меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. Ваш ребенок на пороге взрослой самостоятельной жизни, и естественно, что в вашем сердце прочно по­селились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существова­ние. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего на данном этапе после нашего с вами разговора».

Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают, говорят о том, от чего они хотели бы оградить своих детей.

  • Круг откровений. Родители высказывают свое мнение о проблеме, которая рассматривалась в рамках родительского собрания.


Примером успешных партнерских отношений с общественностью может служить привлечение специалистов различных специальностей к участию в мероприятиях по формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Примером этого может служить конференция «Закон и правопорядок», методическая разработка которой дана в Приложении №1.

В заключение хотелось бы привести слова доцента Магнитогорского государственного университета: «Культура безопасности – это составная и неотъемлемая составляющая часть культуры. Статистические данные о гибели и ранениях наших соотечественников в авариях на дорогах, в процессе производства и в быту, об отравлении алкоголем и наркотиками подтверждают выводы о чрезвычайной актуальности формирования у современного человека культуры безопасности. Воспитание же такой культуры предполагает овладение накопленным опытом выживания в разнообразных ситуациях, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Речь идет о комплексной подготовке человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, чему способствует мировоззренческая, интеллектуальная, психологическая, коммуникативная и физическая готовность. Поскольку моральные нормы влияют на все стороны общественной и личной жизни людей, постольку нравственное воспитание является основополагающим в становлении личности вообще и личности безопасного типа в частности».












Приложение №1.

Закон и правопорядок

Внеклассное мероприятие для старшеклассников

Цель: воспитание правовой грамотности старшеклассников, гражданской позиции личности подростка.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества;

  • Информировать учащихся о последних данных по криминогенной ситуации в поселке;

  • Систематизировать знания учащихся о правилах поведения в ситуациях криминогенного характера;

Развивающие:

  • Развивать умения и способности учащихся обсуждать и анализировать, объективно оценивать происходящие события.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к закону.

  • Воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

  • Формировать у учащихся выдержку, самообладание, самоконтроль, внимательность, умение правильно оценивать обстановку, прогнозировать действия, принимать адекватное решение.

Форма проведения: конференция с элементами проектной деятельности.

Участники: учащиеся 10-а класса

Приглашенные:

Смирнов А.С. – прокурор района;

Лукоянова А.А. – председатель районного суда;

Рыбачок М.В. – начальник милиции общественной безопасности;

Мельников А.Н. – начальник ГИБДД ОВД района.

Время проведения: месячник безопасности, сентябрь 2006 г.

Темы для обсуждения:

1. Правовая основа обеспечения безопасности граждан (прокурор района)

2. Личная и общественная безопасность (начальник милиции общественной безопасности)

3. Современный транспорт – зона повышенной опасности (начальник ГИБДД ОВД района)

4. Уголовная ответственность несовершеннолетних (председатель районного суда)

Подготовка:

  • Приглашенные гости готовят выступления по темам

  • Учащиеся в классе формируют 4 рабочие группы

  • Рабочие группы готовят вопросы для гостей:

Группа №1 – тема №1 (прокурору);

Группа №2 – тема №2 (начальнику милиции общественной безопасности);

Группа №3 – тема №3 (начальнику ГИБДД);

Группа №4 – тема №4 (судье).

Ход конференции.

1. Вступительное слово классного руководителя.

Всем известно, что человек – существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Каждый член общества – единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия. Но индивид живет в обществе, состоящем из других столь же неповторимых индивидов. Так как же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране? Об этом мы и поговорим сегодня на нашей конференции «Закон и правопорядок». А помогут нам разобраться в некоторых проблемах наши гости.

2. Представление гостей, сообщение темы конференции.

Наши уважаемые гости напомнят о таких известных вам понятиях, как мораль и аморальные поступки, правонарушения и преступления, познакомят вас с содержанием некоторых статей Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. Сегодня вместе с нашими гостями мы обсудим следующие вопросы:

  • Правовая основа обеспечения безопасности граждан.

  • Личная и общественная безопасность.

  • Современный транспорт – зона повышенной опасности.

  • Уголовная ответственность несовершеннолетних.

3. Выступления гостей, обсуждение

  • Правовая основа обеспечения безопасности граждан (прокурор района).

Вопросы задает группа №1.

Примерные вопросы

    1. Почему граждане РФ получают паспорт в 14 лет, а полноправными гражданами со всеми юридическими правами и обязанностями становятся в 18 лет?

    2. Каковы правовые основы защиты жизнедеятельности детей и подростков в школе и в семье, в каких документах они зафиксированы?

    3. Законна ли с юридической точки зрения деятельность таких организаций, как скинхеды? Имеют ли они права и обязанности перед государством?

    4. Были ли в вашей практике случаи обращения граждан за правовой помощью и по каким вопросам?

  • Личная и общественная безопасность (начальник милиции общественной безопасности). Вопросы задает группа №2.

    1. Какие меры принимаются в наших органах для общественной и личной безопасности граждан?

    2. Что такое допустимая самооборона и как защитить себя в опасной ситуации?

    3. Этот год объявлен годом безопасности. Во всех Российских школах были проведены проверки с участием служб обеспечения безопасности. Была ли проведена такая проверка в нашей школе и что планируется для обеспечения безопасности школьников?

    4. Есть ли в нашем районе увеличение преступности, и если да, то чем это обусловлено?

  • Современный транспорт – зона повышенной опасности (начальник ГИБДД ОВД района). Вопросы задает группа №3.

    1. Какова ответственность за управление транспортным средством без прав и передачу управления другому лицу?

    2. Какие дополнения появились в ПДД? Появились ли новые дорожные знаки и какие?

    3. Имеют ли право сотрудники ДПС останавливать и проводить досмотр багажа вне стационарных пунктов ГИБДД?

    4. Имеют ли право сотрудники ДПС преследовать мотоциклиста без шлема, если он едет со скоростью 80 км в час?

  • Уголовная ответственность несовершеннолетних (председатель районного суда) Вопросы задает группа №4.

1. Какую ответственность несут несовершеннолетние за ложное сообщение об акте терроризма?

2. Как УК РФ квалифицирует хулиганство и каковы его основные признаки?

3. В последнее время участились случаи вандализма на территории нашей страны. Есть ли такие случаи в Костромской области и Сусанинском районе? Какие наказания ждут лиц за совершение актов вандализма?

4. Как УК РФ рассматривает преступления на национальной почве? Есть ли такие случаи в нашем регионе?

4. Групповая работа с элементами проектной деятельности.

Приходит время, и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, и где царят хаос и анархия. Так что же выберете вы? Закон и порядок или хаос и анархию?

  • Учащиеся в группах обсуждают свой выбор, затем отвечают, аргументируя его

  • Каждая группа получает задание разработать на основе прослушанных докладов свои проекты решения проблемы безопасности в рамках школы. Время на работу в группе до 10 минут.

  • Выступление проектных групп со своими проектами.

  • Выступление экспертной группы, в состав которой вошли приглашенные гости. Во время защиты рабочими группами своих проектов экспертная группа составляет единый проект решения проблемы безопасности в школе.

5.Коллективная рефлексия.

  • Приемлема ли для старшеклассников такая форма работы?

  • Было ли интересно работать в группе?

  • Что нового узнали и взяли для себя?




Литература

    1. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11 классах. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

    2. Материалы научно-методического журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни»:

  1. Бускин Р. Культура безопасности: проект сельской школы. №8 – 2007

  2. Дурнев Р. Культура безопасности – культура разума и просвещения. №5 – 2006

  3. Дурнев Р. Культура безопасности жизнедеятельности на индивидуальном уровне. №7 – 2006

  4. Кравцова А. Участие СМК в становлении личности безопасного типа. №11 – 2006

  5. Попков А., Просандеев А., Королюк Э. Основы культуры безопасного взаимодействия человека с техногенной средой обитания. №4 – 2006

  6. Якупов А. Что такое культура безопасности? №11 — 2006

Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ «Правила дорожного движения»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: