Урок обж для 11 класса
«Вредные привычки. Употребление алкоголя и его влияние на здоровье человека»
Цель: Профилактика антисоциального поведения.
Задачи:
1.Закрепить ранее полученные сведения о вреде алкоголя.
2.Показать разрушительное действие алкоголя на все сферы жизни человека.
3.Прививать навыки здорового образа жизни.
Ход урока:
1.Организационный момент (проверка готовности к уроку).
2.Вступительная беседа.
Для дальнейшего рассмотрения вопроса о вредных привычках провожу анонимное анкетирование, на основе ответов спланирую работу на итоговом уроке по вредным привычкам.
(анкета- Приложение 1.)
«Действие алкоголя сказывается своим губительным влиянием на качестве и количестве нашей работы, на нашем здоровье, в том числе и на здоровье нового поколения, на нашей семье и на всём нашем быту». (А.В.Луначарский)
(слайд 2)
-Часто ли люди задумываются о том,какую разрушительную силу несёт в себе алкоголь? И представляют ли они те изменения, которые могли бы произойти в нашей жизни, если бы много умных и талантливых людей не ушли из жизни из-за злоупотребления спиртным?
(рассуждения учащихся)
-Алкоголизм как самостоятельное заболевание был описан ещё в первой половине XIX века. Но окончательно признан таковым лишь в первой половине XX века (в 30-50-е проводились эксперименты и клинические исследования).
(слайд 3)
Подтверждено было и то, что при систематическом употреблении вина, водки или пива формируется пьянство, которое незаметно переходит в хронический алкоголизм. Это- заболевание, к которому сам человек идёт сознательно и целенаправленно. Это «безумие», избранное добровольно, ведёт к гибели прежде всего того, кто на него решился.
3.Викторина «Что я знаю об алкоголе?» (Приложение 2)
4. Обсуждение вопросов.
5. Разрушающее воздействие алкоголя на организм. Подростковый алкоголизм.
Родился человек, он рос, учился,
Мечтал, кем в жизни станет он потом.
Но вдруг в нём словно демон поселился,
Что насыщается лишь водкой и вином.
И гибнет всё: здоровье и успех,
А ведь когда-то был ты лучше всех!
-Общество терпит огромный ущерб в результате пьянства и алкоголизма отдельных его членов, потому что алкоголь посягает буквально на всё, что связано с жизнью человека.
-Какие примеры вы можете привести по данному факту?
-Может ли человек думать о карьере, благополучной семье и о полноценной жизни, если он отдаёт предпочтение спиртным напиткам?
(рассуждения учащихся).
(слайды 4-5)
-Как алкоголь действует на нервную систему?
(слайд 6)
-Как вы понимаете высказывания выдающихся людей о вреде алкоголя?
(слайды 7-10).
III.Заключительный этап.
Высказывания учащихся о проблеме, рассмотренной на уроке.
IV. Домашнее задание: Подготовить эссе по теме «Вредные привычки».
Приложение 1.Анкета.
1.Вы уже пробовали алкоголь?
—да -нет
2.Когда это произошло впервые?
В возрасте________________лет
3.При каких обстоятельствах вы впервые попробовали алкоголь?
—на своём дне рождения;
—во время домашнего праздника;
—у друзей;
—на дискотеке;
—другое________________________
4.Кто предложил вам спиртное?
—друзья;
—старшие ребята;
-родители позволили;
—случайные знакомые;
—другое______________________
5 Что это было?
—бокал шампанского;
—рюмка вина;
-пиво;
—непонятный напиток;
—другое____________
6.Ваши ощущения после принятого спиртного?
—головная боль;
—тошнота, рвота;
—всё поплыло перед глазами;
—всё нормально, было весело;
—другое________________
7.Как вы считаете, в какой стадии опьянения вы находились?
—лёгкая;
—средняя;
—тяжёлая
8.каковы были последствия опьянения?
—непростой разговор с родителями (учителями0;
—неприятности в школе;
—драка;
—ссора с друзьями;
-милиция;
—другое___________________
9.Хотели бы вы повторить свой эксперимент?
—да; -нет
10.Уже повторили?
—да -нет
11. Почему вы хотите повторить употребление алкоголя?
—мне нравится такое состояние (никого не боюсь, становлюсь раскрепощенный);
—хочу быть «своим» в компании более старших ребят;
12.Почему вы не хотите повторять употребление алкоголя?
—не хочу расстраивать родителей;
—из-за наступающего плохого самочувствия;
—меня осудили друзья, а я дорожу хорошими отношениями с ними;
—знаю, что это повредит здоровью и учёбе;
—другое__________________
13. Всё ли, из сказанного сегодня об алкоголе, вы знали раньше?
—да;
—многое;
—нет, узнал много нового;
—какие-то сведения стали для меня неожиданностью.
Приложение 2.Викторина «Что я знаю об алкоголе?
»1.Что в первую очередь реагирует на поступление алкоголя в организм?
(нервная система)
2.Какое влияние оказывает систематическое употребление алкоголя на нервные клетки?
(они перерождаются, а затем и гибнут)
3.Как алкоголь влияет на внутренние органы человека?
(сердце-алкогольная кардиомиопатия;лёгкие-затяжные бронхиты, рак; печень-алкогольный гепатит, цирроз печени;желудок-гастрит, язва, рак; поджелудочная железа-панкреатит;сексопатология-алкогольная импотенция)
4.Обратим ли алкоголизм у подростков?
(Да, но только в начальной стадии, парвой)
5.Какому заболеванию больше всего подвержены подростки, злоупотребляющие алкоголем?
(нервно-психическим расстройствам)
6.Кто спивается быстрее: девушки(женщины) или юноши (мужчины)?
(Девушки (женщины) спиваются в 3-4 раза быстрее)
7.Какова смертельная разовая доза алкоголя для взрослого человека?
(7-12 г чистого алкоголя на 1 кг веса)
8. Какова смертельная разовая доза алкоголя для детей, подростков?
(В 4-5 раз ниже, чем для взрослого человека)
9. Что так жадно поглощает алкоголь в нашем организме?
(Воду из тканей организма)
10. Почему так часто люди гибнут после употребления самогона?
(Самогон содержит большое количество сивушных масел, а в них амиловые спирты, которые употребляются в качестве растворителей лака;смерть наступает по причине угнетения дыхательного центра)
11.В чём ещё опасность алкоголя?
(Человек опускается, личность деградирует,страдают семья и близкие, общество теряет труженика, страдает будущее потомство)
12. Лучший рецепт для обновления (восстановления) организма в подростковом возрасте в начальной стадии алкоголизма?
(Полное воздержание от употребления любого алкогольного напитка)
4