Цели и задачи:
воспитание собранности;
закрепление знаний учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения;
знакомство с правилами составления режима дня; развитие умения планировать свой день;
знакомство с понятием «пиктограмма»,
обогащение словарного запаса и развитие кругозора детей.
плакат с примерным режимом дня;
дорожные знаки;
пиктографические знаки на одежде, упаковках;
модель часов;
«Толковый словарь»;
карточки со словами, с пословицами и поговорками;
плакатик «Напоминашка».
Учитель:
Приветствуем всех, кто время нашёл
И в школу на урок здоровья пришёл!
Сегодня вы узнаете, кто такие «успевашки» и «неуспевашки», как неинтересное дело сделать интересным, что такое «пиктография» и как она может каждому из вас помочь.
Среди ваших знакомых есть ребята, которые все успевают: и уроки сделать, и книжку почитать, поиграть, любимым делом заняться. Одежда у них всегда в порядке, и комната всегда прибрана, и они никогда в школу тетрадки не забывают и не опаздывают. А есть такие, у которых только обещания: потом, не сейчас, завтра… «С завтрашнего дня начну зарядку делать», «Сейчас пойду, погуляю, а уроки потом выучу», «Маме помогу, только сейчас поиграю с котёнком». И получается у них так: пошёл поиграть, а про уроки забыл. Собрался маме помочь, а сам заигрался с котёнком. Так за целый день ничего не успел.
Так кто такие «успевашки»?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: А кто такие «неуспевашки»?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учащийся: Валя, вставай, умывайся,
Завтрак готов, хватит спать!
Валя, быстрей собирайся,
Ведь опоздаешь опять!
Валя с трудом просыпается,
Нежится, сладко зевает.
Долго с портфелем копается —
Не поспевает.
В школе звонок будет вскоре
На переменку. И вдруг
Ожил весь класс: в коридоре —
Валиных туфелек стук.
Если бы — без опоздания,
Это была бы не Валя!
Классом дано ей прозвание:
Непоспеваля.
(Олег Орач)
Учитель: А в самом деле, почему одни всё успевают сделать, а другие и одного дела закончить не могут? Может быть, «успевашки» знают какую-то «тайну времени» или часы у них по-другому ходят?
Оказывается, «тайны времени» все-таки есть. Посмотрите, на доске эти «тайны» записаны. Прочитайте их.
Учащиеся: Тайны времени.
Взялся за дело — не отвлекайся. Делай все быстро.
Учитель: Поясните эти «тайны времени».
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Посуду можно за 3 минуты вымыть, а можно и полчаса плескаться, если заодно ещё и играть с мыльными пузырями. Утром можно быстро умыться, а если этикетки будешь читать, рассматривать бутылочки, шампуни.., то и утра не хватит. А кровать заправлять? Уж веселей с ребятами поиграть. А ведь можно и неинтересное дело делать быстро и с интересом. Попробуй засечь время: сколько минут заняло. Попробуй ещё — теперь уже времени потребуется меньше. Но не забывай: при этом делать не только быстро, но и аккуратно.
А как же не забыть о каких-то делах, как посчитать, сколько времени уйдёт на приготовление уроков, а сколько на прогулку?
Вот тут-то мы и познакомимся с главной тайной времени. И называется она — режим дня.
Как вы понимаете слова «режим дня»?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Обратимся к «Толковому словарю». Что такое режим?
Учащиеся: Режим — порядок чего-нибудь.
Учитель: Распорядок. Все делать вовремя, в одно и то же время. Ведь это не просто научить себя делать все вовремя. Но надо стараться. Послушайте стихотворение Игоря Мазнина «Одно из трудных дел».
Учащийся:
Одно из самых трудных дел —
Не делать сразу двадцать дел.
А что ни час —
Уметь всё время
Иметь на всё свой час и время:
И на веселье,
И на труд,
На шум и шутки
Пять минут,
И на потеху —
Сладкий миг.
И долгий час
На чтенье книг!
Учитель: Беречь время помогает правильно организованный режим дня. Посмотрим сценку.
(играют два ученика)
— А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
— Конечно! Режим… Режим – это куда хочу, туда скачу.
— Неправильно! Режим — это распорядок дня. Ты выполняешь его?
— Даже перевыполняю.
— Как это?
— По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю четыре!
— Нет, ты не перевыполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
— Знаю! Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Школа. Обед. Прогулка. Приготовление уроков. Прогулка.
— Хорошо.
— А можно еще лучше.
— Как же это?
— Вот так! Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. Сон.
— Ну, нет. При таком режиме из тебя получится лентяй и неуч.
— Не получится.
— Почему?
— Потому что с бабушкой мы выполняем весь режим.
— Как это с бабушкой?
— А так. Половину выполняю я, а половину – бабушка. А вместе получается весь режим.
— Не понимаю!
— Очень просто. Подъем выполняю я. Зарядку выполняет бабушка. Умывание – бабушка. Уборка постели – бабушка. Завтрак – я. Прогулка – я. Приготовление уроков – мы с ба- бушкой. Прогулка – я. Обед – я.
— И как тебе не стыдно?! Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.
Учитель: — Выскажите своё мнение об услышанном (ответы детей).
У Вовы был сплошной отдых. А где же труд? Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.
Учитель: Давайте попробуем сейчас расписать свой день по часам, то есть составить наш режим дня. На доске — модель часов. Нужно подобрать карточку, где указана деятельность и прикрепить на модель часов.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: Итак, проверим, что получилось.
7.00 — подъём. А после у нас идет зарядка. Какие упражнения вы делаете во время утренней зарядки? Покажите.
Под музыку учитель проводит физкультминутку.
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять,
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.
Ученик 1: Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов,
Отворив окна засов,
Сделать легкую зарядку
И убрать свою кроватку!
Душ принять.
И завтрак съесть.
А потом за парту сесть!
Ученик 2: Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,
Идя в школу, на дороге
Вы не вздумайте играть!
Опасайтесь вы машин,
Их коварных черных шин.
Ученик 3: На занятиях сиди
И все тихо слушай.
За учителем следи,
Навостривши уши.
После школы отдыхай,
Но только не валяйся.
Дома маме помогай,
Гуляй и закаляйся!
Ученик 4: Пообедав, можешь сесть
Выполнять задания.
Все в порядке, если есть
Воля и старание.
Соблюдать надо всегда
Распорядок свой, друзья!
В час положенный ложиться,
В час положенный вставать,
И тогда вам быть здоровым,
На болезни наплевать.
Учитель: Молодцы! А теперь поиграем в игру «Закончи предложения».
Чистить зубы надо… (2 раза в день.)
Нужно всегда мыть… (руки, лицо, шею, уши с мылом. Руки — перед едой, после работы, посещения туалета…)
Никогда не ешьте немытые… (овощи, фрукты, ягоды.)
Во время еды нельзя… (разговаривать с набитым пищей ртом, вертеться.)
В одно и то же время надо… (вставать, ложиться спать, есть, делать уроки, гулять.)
А чтобы не забыть сделать за день некоторые дела, вам поможет пиктография. Так называется письмо из рисунков- знаков. Это древнейшая форма письменности — с помощью условных рисунков изображали предметы, события и действия. Пиктография была особенно распространена у индейцев Северной Америки. Не исчезла пиктография и в наше время. Посмотрите на дорожные знаки. Назовите их.
Используется пиктография и для маркировки товаров. Например на новой одежде можно увидеть знаки. Учитель показывает несколько знаков-символов по уходу за одеждой (например, «химическая чистка запрещена», «изделие не выкручивать»
и другие). Обсуждение знаков.
На картонных упаковках для различных товаров тоже можно встретить знаки. Учитель показывает несколько знаков на упаковке (например, «Не ронять!», «Беречь от влаги!»).
Учитель: Да, если присмотреться повнимательнее вокруг, то обязательно найдём ещё пиктографические знаки.
Предлагаю и вам воспользоваться этим древнейшим изобретением. Есть дела, которые нужно делать не каждый день, но забывать о них нельзя. А как о них не забыть? Очень просто!
Берем альбомный лист, делим его по вертикали на три колонки. (Показывает.) В первой колонке («Дело») рисуем пиктографический знак. Например, веник. Это означает, что надо не забыть убраться в квартире.
Дети вместе с учителем обсуждают, какие еще нужно нарисовать знаки и какие дела они обозначают (например, полить цветы, сходить в магазин, помыть посуду и другие.)
Вывешивается плакатик.
Помыть посуду.
Полить цветы.
Подмести пол.
Сходить в магазин.
Учитель. Напротив дела, которое надо выполнить, во второй колонке («Надо!») вставляем спичку. (Показывает на плакате.) А сделав дело, переставляем спичку в третью колонку («Есть!»).
Мама тоже может воспользоваться твоей «напоминашкой». Она может, ничего тебе не говоря, воткнуть спичку напротив дела, которое тебе надо сделать. И если ты его выполнил, то смело вставляешь спичку рядом, уже в графу «Есть!». Теперь уж точно ни о чем не забудешь: и самому приятно, и родные будут тобой довольны.
Учитель: Кто такой Мойдодыр, вы, конечно знаете.
Мойдодыр:
Задаю вопрос детишкам,
Всем девчонкам и мальчишкам,
Помни мой совет простой:
Руки мой …. (перед едой)
Хорошо, теперь ответьте
На другой вопрос мне, дети!
Ежедневно, с ранних лет,
Надо ль зубы чистить?
Плохо слышу, вот беда!
Зубы надо чистить?
— Молодцы, ребята! Никогда не забывайте эти важные советы и всегда их выполняйте. Предлагаю игру «Это я, это я, это все мои друзья»
Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
….
Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?
…
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
…
Кто одежду «бережет»,
Под кровать её кладет?
…
Кто ложится рано спать
В ботинках грязных на кровать?
Дети отвечают Мойдодыру: (декламация стихотворения сопровождается движениями)
Мы умеем на кроватке – (встали, руки на поясе)
Простыню разгладить гладко. – (движения рук влево – вправо)
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки. – (движения кулачками)
Мы сегодня утром рано
Умывались из-под крана, — (показ движений при умывании)
А теперь все по порядку
Дружно делаем зарядку. – (шагаем на месте)
Стой-ка смирно, руки вниз, — (ноги вместе, руки вдоль туловища)
Гнись пониже, не ленись! – (наклоны вперед)
Кто с зарядкой дружит смело, — (приседания)
Тот с утра прогонит лень. – (прыжки на месте)
Будет сильным и умелым (шагаем ан месте)
И веселым целый день. (хлопаем в ладоши)
Мойдодыр для вас приготовил свои рекомендации. Давайте их прочитаем.
Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.
Утром умывайся, чисть зубы, мой уши и шею.
Приучайся обтираться после зарядки до пояса водой комнатной температуры.
Всегда мой руки перед едой, после прогулки, после работы и после посещения туалета.
Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.
Запомните это, ребята. Нужные рекомендации дал Мойдодыр. Постарайтесь их соблюдать и выполнять режим дня.
Я раздам вам карточки, на них пословицы. Прочитайте и объясните, как понимаете их.
Упустишь минутку — потеряешь час.
Кто поздно встаёт, тот дня не видит.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Делу — время, а потехе — час.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Кончил дело — гуляй смело.
Заслушиваются ответы учащихся.
Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим.
Утром делаем зарядку, вовремя всегда едим,
Днём играем, ночью спим.
После школы по часам делаем уроки,
Отдыхаем и играем, вовремя, всё в сроки.
Маме дома помогаем.
Свой режим мы соблюдаем.
В десять вечера, устав,
Спокойной ночи пожелав,
Отправляемся мы спать – до утра нам отдыхать.
Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим.
Учитель: Надеюсь, что разговор у нас состоялся очень важный. Закончить наш классный час хочется такими словами:
Помни твёрдо, что режим
Людям всем необходим!
Самоанализ урока здоровья.
Данный урок был разработан и проведён в форме исследования, маленького открытия. Дети под руководством учителя разгадывали тайну времени.
Основная цель урока – формирование здорового образа жизни средством соблюдения режима дня.
Знакомство с «успевашками» и «неуспевашками» помогает учащимся правильно соотнести себя к той или иной группе, учит давать правильную самооценку. А инсценировка стихотворения более ярко и наглядно раскрывает образ «неуспевашек».
Затем учащиеся узнают, что главная тайна времени – соблюдение режима дня. Дети знакомятся с понятием, раскрывают смысл слова « режим» с помощью толкового словаря и приступают к составлению примерного режима дня. Учитель прикрепляет время, а учащиеся называют действие, которое необходимо в это время сделать. Затем ученик, у которого находится на столе карточка с названием действия, выходит к доске и прикрепляет её.
Во время составления учащиеся вспоминают последовательность действий после пробуждения, выполняют комплекс упражнений вместе с психологическим настроем, вспоминают навыки личной гигиены, обсуждают приёмы экономии времени.
Чтение составленного режима дня закрепляет навык чтения, и помогает запомнить последовательность действий. Закрепление происходит и далее в форме игры «Закончи предложение».
Во второй части урока дети знакомятся с понятием «Пиктограмма», узнают, что с пиктографическими знаками они знакомы уже давно. Повторяют знание дорожных знаков, знакомятся с маркировкой на одежде и упаковках.
На магнитной доске учитель прикрепляет картинки с «делом» и объясняет, как составить «напоминалочку», чтобы не забыть выполнить важное дело.
В заключительной части урока учащиеся заканчивают пословицы и отвечают на вопрос: Как режим дня помогает сохранить здоровье?