Урок ОБЖ Тема: Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества 10 Класс

Урок ОБЖ в 10 классе

Тема: Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.



Цель урока:

формирование патриотического сознания обучающихся через ознакомление с героическим прошлым русского народа.


Задачи урока:

Обучающая — рассмотреть важнейшие бое­вые традиции Вооруженных сил РФ. Изучить понятия «патриотизм», «воинский долг»

Развивающая — пробудить интерес к жиз­ни и деятельности Вооруженных сил РФ. Развитие у обучающихся понимания личной ответственности за защиту Отечества.

Воспитывающая — воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за Воо­руженные силы РФ и за свою страну.


Оборудование и наглядные пособия:

Презентация к уроку.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»- 10 класс, (базовый уровень) А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнёв. Под общей редакцией А.Т. Смирнова — Москва: «Просвещение», 2011 г.

Компьютер.

Видеопроектор.

Проекционный экран.


Ход урока:


I. Организационный момент. (3 мин)

«Мозговая разминка» — задание, способствую­щее включению учащихся в работу по теме урока. Ученикам предлагается написать несколько ас­социаций со словами: Родина, Отечество, патриот.

В это время необходимо пройтись по классу и понаблюдать за работой уча­щихся, выслушать варианты ответов, ни в коем случае не критиковать, но обязательно обобщить. (Патриоттот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на самопожертвование и подвиги во имя своей Родины)

При этом устанавливается контакт с учащимися.

Тема нашего сегодняшнего урока — «Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества». Записываем ее в ваши тетради.


II. Объяснение нового материала. (6 мин.)

А. Учащимся предлагается просмотреть материал учебника по данной теме и сделать необходимые записи в тетрадях.

  1. Что такое боевая традиция?

  2. Назвать важнейшие боевые традиции ВС РФ.

  3. Что такое патриотизм?

  4. Дать понятие долга.

  5. Что такое воинский долг?

Боевые традиции — это исторически сложив­шиеся в армии и на флоте и передающиеся из по­коления в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с несени­ем воинской службы и образцовым выполнением боевых задач.

Традиции связаны с историей данного войс­кового коллектива или рода войск, его профес­сиональными особенностями героическими со­бытиями или определенным укладом армейско­го быта. Но есть много общих боевых традиций для всех Вооруженных сил России.

Важнейшими боевыми традициями Воору­женных сил являются:

  • Преданность Родине, постоянная готовность к ее защите;

  • Верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;

  • Верность Военной присяге, воинскому дол­гу;

  • Боевое товарищество;

  • Неустанное стремление к овладению воен­но-профессиональными знаниями, совершенство­ванию воинского мастерства, постоянное поддер­жание боевой готовности, уверенность в своих силах.

Патриотизм, верность воинскому долгу — неотъемлемые качества русского воина, основа героизма.

Патриотизм — любовь к своему отечеству, пре­данность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Для россиянина его суть заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Рос­сийской Федерации, безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладе­ния вверенным оружием и военной техникой, по­стоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой орга­низованности и дисциплины.

Долг – нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и пат­риотический долг перед Отечеством.

В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности, чувство долга принимает различные формы. По отношению к Отечеству эта обязанность выражается в граж­данском долге; по отношению к вооруженной защите страны — в воинском долге.

Воинский долг — это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями государства, общества и назначением Вооруженных сил.

В каком законе дано определение существа воинского долга, в чем его суть?

Ответ на этот вопрос сформулирован в Феде­ральном законе «О статусе военнослужащих»

«Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Фе­дерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также вы­полнение задач в соответствии с международны­ми обязательствами Российской Федерации», — отмечается в законе, — составляют существо во­инского долга, который обязывает военнослужа­щих:

быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно защищать своё Отечество;

строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командира;

дорожить честью и боевой славой, защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности вооружение и военную технику, быть готовым к применению
вооружения и военной техники, беречь военное имущество;

быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.


Б. Беседа с элементами лекции (сопровождение презентацией).(4мин)

История нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами.

Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. Главная отличительная черта русского воина заключалась в том, что любовь к Родине всегда была выше страха смерти.

История войн, которые пришлось вести на­родам России в защите Родины, — это история во­инской доблести и славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, из­мена Родине всегда не только осуждались, но и карались.

Одним из ярких примеров массового патрио­тизма народов России явилась Отечественная вой­на 1812 г. Тогда на защиту Родины встали все: и богатые, и бедные, пожилые и молодые, т.е. все, кому были дороги свобода и независимость Родины.

С первых дней война с Наполеоном стала для народа России Отечественной. Крестьяне добро­вольно везли в отступавшую армию все, что име­ли: продовольствие, овес, сено. А враг не мог по­лучить у них сена и фуража ни за деньги, ни си­лой. Насилие врага вызывало «остервенение народа» (Пушкин). Многие сжигали свои дома, запасы хлеба и корма для скота — лишь бы ничего не попало в руки врага. Героизм народа стал обыч­ным явлением и проявлялся по-разному.

Крестьянина Семена Силаева из Смоленской губернии французы заставляли показать им путь на г. Белый. А он уверял их. что дорога болотис­тая, мосты сожжены и пройти невозможно. На него направили заряженные ружья — он стоит на своем, предложили золото — не помогает. Так и ушли французы ни с чем. Город был спасен. А пройти можно было легко: все болота в то лето высохли.

В одном из боев во время отступления был тяжело ранен гусар Федор Потапов, по прозви­щу Самусь. Его приютили крестьяне. Оправив­шись от ран, Самусь создал партизанский отряд из крестьян. Вскоре в отряде было уже более 3000 человек. Самусь разработал систему коло­кольных сигналов, благодаря чему партизаны и жители окрестных деревень знали о движении и количестве неприятеля. Отряд хорошо воору­жился, отбивая у врага оружие, достали даже пушку.

Прославилась в народе Василиса Кожина — жена старосты одной из деревень Смоленской гу­бернии. Она вошла в историю под именем старо­стихи Василисы. О ней в народе сложено немало легенд, в которых часто трудно отличить правду от вымысла. Василиса сколотила отряд из женщин и подростков, вооруженных вилами, топорами и косами. Этот отряд охранял деревню, конвоиро­вал пленных.

Чем дальше продвигалась вражеская армия, тем больше ожесточался русский народ, тем упорнее он защищался. «Можно без преувеличения сказать, что многие тысячи врага истреблены крестьяна­ми»,писал Кутузов.

В наибольшей мере патриотизм и верность Родине проявились в годы Великой Отечествен­ной войны, когда решался вопрос о судьбе на­шей страны. Во время Великой Отечественной войны было множество примеров самопожерт­вования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вра­жеского самолета и направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на висе­лице, но не становился предателем. За мужество и героизм, проявленные в боях против фашис­тов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия — звания Героя Совет­ского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.


В. Прослушивание сообщения сотрудника музея.(17 мин.)

А сейчас директор районного историко-краеведческого музея ……

Учащиеся прослушивают доклад «Герои — земляки», а затем обсуждают, при этом каждый может высказать свое мнение. Все это помогает более глубокому закреплению материала урока.


Г. Продолжение беседы с элементами лекции (сопровождение презентацией).(4 мин)

Война показала множество примеров патрио­тизма воинов различных рангов — от рядового сол­дата до генерала.

Простой солдат татарин Химерен Зинатов ос­тавил знаменитый автограф в каземате Брестской крепости: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Ро­дина! 22.7.1941 г.»

В воздушном бою над Львовом 13 июля 1944 г. самолет — истребитель Михаила Девятаева был сбит. Летчик выбросился из объятой пламенем машины с парашютом и попал в плен. Пройдя через муки нескольких фашистских концлагерей, в том числе и через концлагерь Заксенхаузен. Девятаев попал на остров Узедом, где фашистами готовилось сверх­мощное оружие (ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2). Работа­ющие на произ­водстве узники концлагеря были заранее пригово­рены к смерти.

В феврале 1945 г. вместе с десятью други­ми заключенны­ми Девятаеву удалось захва­тить немецкий самолет «Хенкель» и на нем совершить побег из плена с «остро­ва смерти». На самолете бывшие узники пересек­ли линию фронта и передали советскому коман­дованию стратегически важные сведения о засекреченном производстве на острове Узедом.

И в наше время российские солдаты, воспи­танные на подвигах героев Великой Отечествен­ной войны, чтят и приумножают славные боевые традиции отцов и дедов.Так было в 1969 г. на острове Даманскнй и в 1978-1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике.

Казалось бы, годы предательства, лжи и рав­нодушия должны были вытравить в людях, осо­бенно в молодежи, историческую память само­пожертвования, но этого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников в Чечне по­казал, что русские люди и в наше время не утра­тили готовность отдать свою жизнь «за други своя».

Их было 90. Девяносто десантников, прегра­дивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на бе­зымянной высоте у селения Улус-Керт, в аргун­ском ущелье Чечни. 90 героев, принявших не­равный бой с 2000 вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага. Под Улус-Кертом рота псков­ских гвардейских десантников шагнула в бес­смертие. 22 героя России. 21 десантник награжден посмертно. Много было сказано потом о их подвиге: и поэтами, и политиками, и генералами. Но лучше всех их сказала вдова героя Алексея Владимировича Воробьева:

« Я хочу, что бы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как и он».

Эти слова стали как девиз, как призыв в воспитании молодого поколения – будущих патриотов.

Когда Вы, будущие солдаты России, наденете форму с армейскими погонами, возьмете в руки автомат и будете принимать военную присягу, Вы произнесете слова о своей верности воинскому долгу, о том, что Вы безоговорочно готовы к вооруженной защите страны.

Высокое чувство долга поможет каждому из Вас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство. Вот как об этом сказал великий писатель И.С.Тургенев: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».


III. Определение усвоения изученного мате­риала. (5 мин.)

Класс решает тест на карточках

Тест: Боевые традиции Вооруженных Сил России

1. Боевые традиции — это:

а) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связан­ные с образцовым выполнением боевых задач и несе­нием воинской службы;

б) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;

в) специальные нормы, предъявляемые к пси­хологическим и нравственным качествам военно­служащего в период прохождения им воинской службы.

2. Совершение выдающихся по своему значению действий, требующих от человека (воина) личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвова­нию, — это:

а) героизм;

б) мужество;

в) воинская честь.

3.Морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психи­ческое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую бое­вую активность, — это:

а) мужество;

б) воинская доблесть;

в) героизм.

4.Самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащим своего воинского долга и служеб­ных обязанностей в мирное время — это:

а) воинская доблесть;

б) воинская честь;

в) мужество.

5.Внутренние, нравственные качества, достоин­ство воина, характеризующие его поведение, отноше­ние к коллективу, к выполнению воинского долга, — это:

а) воинская честь;

б) воинская доблесть;

в) героизм;

6.Из приведенных волевых качеств определите те, которые необходимы для выполнения воинского долга:

а) решительность, выдержка, настойчивость в пре­одолении препятствий и трудностей, которые возни­кают в процессе военной службы и мешают ей;

б) агрессивность, настороженность, терпимость к себе и сослуживцам;

в) терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к сослуживцам, неприми­римость к неуставным взаимоотношениям.

7.Воинский коллектив — это:

а) группа военнослужащих, объединенных сов­местным воинским трудом и общими интересами в во­енном деле;

б) воинское подразделение одного рода войск, обес­печивающее выполнение поставленного перед ним боевого задания;

в) подразделение военнослужащих, имеющих об­щие цели и задачи в мирное или военное время.

8.Морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность, — это:

а) войсковое товарищество;

б) воинский коллективизм;

в) воинский долг.


IV. Подведение итогов урока. (3мин)


Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы, не мало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехали за границу, но много из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее родной, не смотря на привыкание к чужому быту и природе. Поэт Викулов написал:


И ты, великодушная, на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу…

И без меня ты можешь быть счастливой –

Я без тебя Россия не могу.


Сегодня мы говорили о боевых традициях ВС РФ, важнейшими из которых, являются:

Патриотизм.

Преданность Родине.

Верность воинскому долгу.


Учащимся раздаются памятки.

Рефлексия (2 мин)

Оценки за сегодняшний урок…..

V. Домашнее задание. (1мин)

Так как большую роль в воспитании играет се­мья, то домашнее задание предусматривает изуче­ние каждым учащимся своей семьи. Например, рассказа о члене своей семьи, воевавшем в годы Великой Отечественной воины, о прохождении военной службы родителями.

Литература:

  1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

  2. Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. М.: ИОО МО РФ. — 2004.

  3. Герои Отечества (Сборник документальных очерков). – М.: МВД России, 2004 г.

  4. Достоин звания героя (О героях Советского Союза – воспитанниках внутренних войск). – М.: Издательство ДОСААФ, 2006 г.

  5. Лесняк В.И. Методологические основы героико-патриотического воспитания: Учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во «Центр анализа и прогнозирования». — 2006.


Интернет ресурсы:

  1. https://armyrus.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=73&Itemid=1501/Армия России. Патриотизм, верность воинскому долгу, честь солдата

  2. https://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

  3. https://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/ Конституция Российской Федерации (РФ)

  4. https://newtimix.nios.ru/archives/9164/ Защитники Отечества

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 9-11 классов: «Правовой калейдоскоп»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: