Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с.Самбург Пуровского района
Цели урока:
отработать навыки составления опорного конспекта;
знать особенности создания, назначение и перспективы ракетных войск; стратегического назначения;
добиться усвоения учащимися преимущества российских ракетных войск; стратегического назначения перед иностранными ракетами;
воспитание патриотизма, сознательной дисциплины.
Тип урока
Урок изучения нового материала (урок наблюдения и сбора материала).
Вид урока
Киноурок (за видеоматериалом просьба обращаться к автору статьи), урок составления опорного конспекта.
Методы и приемы обучения
Эвристическая беседа, алгоритмический метод, программированный метод.
Структура урока
Актуализация знаний, формирование новых понятий и способов действий, формирование умений и навыков.
Учебные вопросы
История возникновения и создания РВСН.
Характеристика РВСН.
Перспективы развития РВСН.
Технологии и методы проведения урока
1. Реализация деятельностно-ценностного подхода.
2. Работа учащихся в группах.
3. Урок с использованием технических средств – мультимедийный учебник ОБЖ 10 класс.
4. Прием экспресс-опроса.
Материальное обеспечение урока
СД – учебник ОБЖ 10 класса, компьютер, экран (интерактивная доска), проектор.
ХОД УРОКА
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. Индивидуальные задания на карточках:
Карточка 1.
Виды Вооруженных Сил – это
Карточка 2.
Перечислите роды российских войск
Карточка 3.
Когда создались ВВС в России?
Карточка 4.
Какой род войск был создан по решению правительства 17 декабря 1959 года?
Карточка 5.
Какие роды войск были в Киевской Руси?
Карточка 6.
Какой новый род войск появляется в московском государстве?
Слово учителя. Пока учащиеся, которые получили задания, готовятся, мы вспомним, что на предыдущих уроках мы с вами начали знакомство с родами вооруженных сил Российской Федерации. Посмотрите на доску. Перед вами ряд букв. Составьте из букв названия видов Вооруженных сил (названия будут состоять в виде аббревиатур) и назовите их.
В М Н К П Р С Ф
ВМФ – Военно-морской флот
ВВС – Военно-воздушные силы
РВСН – Ракетные войска стратегического назначения
СВ – Сухопутные войска
КВ – Космические войска
Слово учителя. Обобщение, углубление знаний учащихся по пройденному материалу:
Вы уже знаете структуру Вооруженных сил РФ. Скажите:
Какие задачи выполняют Вооруженные Силы России?
Какую роль играют ракетные войска стратегического назначения в структуре ВС РФ? Откройте учебник на стр. 220 и попытайтесь ответить на вопросы.
Когда произошло становление российских ракетных войск?
Кто стоял у истоков стратегического оружия?
Изучение нового материала:
Предлагаю открыть страницы электронного учебника и ответить на ряд вопросов, которые находятся перед вами. Разберите все вопросы в группе. По ходу просмотра фильма вы получите ответы на все эти вопросы. Будьте внимательны и ответы вписывайте на карточку.
Просмотр фильма. Вопросы к фильму (размножены и лежат перед каждым учеником):
Где находится музей истории ракетных войск? /Подмосковье, Власиха/
Какой век можно считать точкой отсчета русского ракетного оружия? /18 век/
Кто ввел в русскую армию первые сигнальные ракеты? / Петр 1/
С какого времени на вооружении стали применяться фугасные и зажигательные ракеты? / 19 век/
Кто является разработчиком и создателем фугасного оружия, прообраза ракет стратегического назначения? /А. Засядько/
Когда была создана ракетостроительная отрасль промышленности? / 13 мая 1946/
Когда был осуществлен взрыв первого советского атомного заряда? / 29 августа 1949/
Перечислите военных специалистов, которые внесли огромный вклад в развитие ракет стратегического назначения /С.Королев; Ю. Гагарин; М.И. Неделин/
Перечислите боевые возможности РВСН / обеспечение безопасности; основа стратегических ядерных сил; ядерное сдерживание/
Перечислите предназначение РВСН / уничтожение средств нападения и разрушения военно-промышленных объектов; дезорганизация государственного и военного противника/
Перечислите виды ракет, имеющиеся на вооружении Российской армии / стратегический бомбардировщик ТУ- 160; военно-стратегический комплекс “Тополь – М”; “Дон – 24”; “Воевода”. “Булава”, ракеты общего назначения Х 25-МЛ /
Откуда поступает информация на “ядерный чемоданчик” и где он хранится? / войска ракетно-космической обороны, глава государства/
Какой перспективный курс взят в РВСН? / создание одного типа ракет максимально удовлетворяющие всем требованиям современности/
Слово учителя: Вы ответили на все вопросы. Теперь я предлагаю вам разместить вопросы с ответами в порядке изложения материала на первом блоке опорного конспекта.
Ракетные войска стратегического назначения обычно замаскированы на местности и нечем не отличаются от других воинских частей. Ракетный город расположен глубоко под землей. Но это не гарантирует, что страна противника не знает о местоположении ракет. Сравнительно недавно были открыты данные американских разведывательных данных со списком городов России, на которые нацелены американские ракеты. Города Новокузнецк и Кемерово в этом списке тоже есть.
Физкульминутка:
От того, как быстро исполняются солдатами команды командира, зависит обороноспособность нашего государства. Предлагаю проверить, годитесь ли вы к службе в ракетных войсках. В роли офицера – я, вы солдаты – ракетчики.
Класс у рабочих мест в шеренгу становись! На -право, на — лево, кругом! На месте шагом марш! Взводам занять рабочие места.
Закрепление нового материала:
Молодцы, команды выполнять у вас получается, но плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Второй блок нашего урока будет посвящен становлению офицера-ракетчика. Умение быстро ориентироваться в обилии информации, умело руководить подчиненными вот характерные черты офицера-ракетчика. Я предлагаю вам следующие творческие задания, которые вы выполните по -взводно и разместите ответы на 2 блоке опорного конспекта.
Прочтите фамилии и имена людей, которые сегодня уже звучали /Королев, Гагарин, Петр, Неделин, Засядько, Путин/
С | А | З | Н | И | |
Д | Л | Е | Д | Е | Р |
Ь | И | П | Н | Н | А |
К | Н | Е | И | В | Г |
О | П | У | Т | Ё | А |
К | О | Р | О | Л | Г |
Пользуясь дополнительной информацией, составьте схему руководства РВСН
3. Пользуясь дополнительной информацией, составьте хронологическую таблицу главнокомандующих стратегическими войсками.
Главнокомандующий | |
1959 – 1960 |
|
1960-1962 |
|
1962-1963 |
|
1963-1972 |
|
1972 — |
|
1959 – 1960 – Неделин; 1960-1962 – Москаленко; 1962-1963 – Бирюков; 1963-1972 – Крылов; 1972 — …. Голубко
4. Пользуясь дополнительной информацией и фотографиями, составьте каталог ракет стратегического назначения нашей и зарубежных стран. /Тополь – М, Фау – 1, 2; С-2; и другие/
Название ракеты | Фотография | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Пользуясь дополнительной информацией, составьте техническую характеристику СК “Тополь – М”5. перечислите российские космодромы, с которых происходит запуск ракет стратегического назначения.
Сегодня на уроке мы рассекретили самый секретный вид вооружения России. Вы учились ориентироваться в дополнительном материале; оформлять информацию, согласно заданной схеме.
Проверка усвоенных знаний:
Все взводы работали превосходно. Сейчас предлагаю взводам защитить свой конспект. В ответе постарайтесь осветить наши главные вопросы урока.
Итоги урока:
Ракетные войска стратегического назначения России надежный щит от любого противника. Именно от уровня развития, количества данного оружия зависит, будет наша страна ведущей в политике или нет. Именно поэтому в мире прислушиваются к мнению нашего государства в военных конфликтах. В 80 годах было накоплено огромное количество ядерного оружия в мире. И ведущие политики начали политику сокращения, понимая, что запасы ядерного вооружения грозят началу третьей мировой войны – ядерной войны. А для этого не надо много ракет. Достаточно одного ядерного взрыва и мир будет уничтожен. На память приходят такие строки:
Храня спокойствие страны
Нет, не допустим мы войны –
России верные сыны.
Беречь мир – наша стихия
Чечня, Афган иль Карабах –
Так мы с оружием в руках
Оставим надпись на вратах:
«Россия — Отчизна моя!»
Выставление оценок.
Домашнее задание: подготовить самостоятельную презентацию по данной теме.
Комалов Бахтияр Мухтарович, педагог-организатор ОБЖ Страница 8