Урок в 5 классе «Пожар. Противопожарная безопасность»
Цели урока: 1. Ознакомить с возможными причинами возникновения пожара и правилами противопожарной безопасности.
2. Психологически и практически подготовить учащихся к осмысленным действиям в экстремальных ситуациях при пожаре.
Формы и методы: рассказ, беседа, инсценировка
Оборудование : презентация, предметы для инсценировки, костюмы, мультимедиа проектор
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Учитель: Сегодня тема нашего урока «Пожар и противопожарная безопасность». С незапамятных времен человек научился добывать огонь и использовать его для своих нужд. Но обращение с огнем неизбежно связано с опасностью, особенно тогда, когда он выходит из под контроля человека. Что же происходит? Как одним словом назвать это несчастье?
Ответ детей: Пожар
Учитель: Что же такое пожар? Дайте определение?
Ответ: Стихийное распространение огня , вышедшего из под контроля человека, называется пожаром. (Тема урока записывается в тетрадь )
Учитель: Пожар, как известно, может возникнуть по разным причинам. Каковы они?
Ответ: утечка газа или его взрыв, неполадки в электросети, возгорание телевизора и др.
Учитель: А каковы наиболее частые причины пожаров в быту ?
Ответ: невнимательность, неосторожность и легкомыслие человека при обращении с горящими предметами, легковоспламеняющимися материалами, бытовой техникой.
Учитель: Давайте с вами вспомним, что случилось со всем известной Кошкой, которая развлекая гостей, совсем забыла об осторожности.
Ответ: Кошка из сказки «Кошкин дом» С.Маршака
Учитель: Давайте вспомним эту сказку (фрагмент).Так вот эта бедная кошка живет сейчас у своих племянников. А к нам она пришла в гости.
Кошка: Здравствуйте, ребята! Вы уже конечно, знаете, что меня постигло большое горе.
А все потому, что я не соблюдала правила противопожарной безопасности. Растопила печку, да ушла в другую комнату веселиться с гостями. Смотрите , не делайте так никогда! Растопили печку – следите за ней, проверяйте, плотно ли закрыта дверка, чтобы уголек не выпал. У меня так и стоят перед глазами угольки, которые выпали из моей печки и стали плясать около нее. (Под музыку появляются угольки, танцуют и поют )
Угольки :Мы уголечеч-ки-чки-чки
Томились мы в неволе,
Но выпали из печ- чки – чки,
И нам теперь раздолье
Сожжем все на своем пути
Нам не страшна преграда
А чтоб мы не смогли уйти,
Следить за печкой надо.
Кошка: Кыш! Кыш! Теперь я знаю, как с вами бороться и никогда не дам вам из печки выпрыгнуть. (Прогоняет угольки за дверь)
Учитель: Вот видите , ребята, теперь уж кошка никогда не оставит печку без присмотра.
Но вокруг нас еще много опасностей возникновения пожара. А чтобы пожар не возник, надо хорошо знать правила пожарной безопасности. Ты , кошечка оставайся с нами, у нас гостьей, а ребята познакомят нас с некоторыми правилами
Кошка : Можно мне задать один вопрос ?
Учитель : Конечно.
Кошка : Что это за цифры написаны на телефоне (0 1 ) ?
Учитель: По этому номеру телефона нужно звонить, если случится пожар или даже маленькое возгорание. Звонить без причины по этому номеру нельзя. Но мы можем позвонить и пригласить пожарного к нам на урок. (набираем номер 01, снимает трубку и говорит) Уважаемый пожарный, здравствуйте. У нас сегодня урок по противопожарной безопасности. К нам в гости пришла кошка- погорелец… да, да, та самая. Вы не могли бы прийти на наше занятие? Хорошо ! Спасибо ! Сейчас, ребята, пожарный будет здесь.
(Раздается стук, входит пожарный – ученик в пожарной каске – здоровается, садится с кошкой на предложенное место )
Учитель: Теперь все в сборе. Давайте , ребята, о правилах кошке расскажем немножко
1.(в руках держит плакат с изображением пожара в поле)
Летом солнце светит ярко.
Летом солнце греет жарко.
Воздух сух, трава сухая
Может быть беда большая.
Там , где плещутся хлеба,
Где стоят уже стога.
У сараев , у домов
Никогда не жги костров.
Налетит вдруг ветерок
И, играя с вами,
Он подхватит огонек
И раз0дует пламя.
Помните, взрослые! Помните , дети!
Огонь пожирает все на свете
Помните вы постоянно об этом,
Будьте с огнем осторожны летом
(Пожарный Берет указку и читает первый плакат на доске )
— Оставленный без присмотра костер и даже спички – причина пожара.
2. ( в руках плакат с изображением пожара в лесу)
Летом лес сухой, как порох.
Под ногами листьев шорох.
Дуб шумит над головой,
Шепчет вянущей листвой.
Торф обуглен, почернел,
Дерн уже кругом затлел.
Я в тревоге : как же так?
Торф горящий – не пустяк.
Рядом лес, за ним хлеба,
Загорится – и беда.
Тут помчался я домой,
Захватил друзей с собой.
Взяли мы лопаты, ведра.
И с огнем боролись твердо.
А когда огонь исчез,
Нам сказал «спасибо» лес.
Пожарный: Ребята! Строго соблюдайте правила пожарной безопасности.
3.(Плакат –пожар в комнате )
Так повелось по привычке,
По недосмотру старших,
Вдруг попадают спички
Игрушкой к ребятам младшим.
Взял и чиркнул украдкой,
Только в глазах испуг,
И на ковре , и на шторах машет
Крыльями «красный петух»
Клюнул висящие шторы,
Клюнул ковер на стене.
Вот и несчастье в доме,
Все полыхает в огне.
Тревога! Тревога! Тревога!
Кричит телефон 01
Пожарный расчет на подмогу
Мчится стремительно к ним.
Пожарный : Не играйте со спичками! Спички – причина пожара.
4.(Плакат с изображением электрической розетки, в которую включено много разных электроприборов)
Я зашла к своей соседке
Лишь на несколько минут
Вижу вдруг, что из розетки
Настоящий лезет спрут,
Но смеется звонко Аза
Мне в ответ на мой вопрос,
Ведь она включила сразу
Холодильник, телевизор,
Вентилятор, пылесос
Провода – разбежались кто куда,
А розетка – вот беда,
Раскалилась вся от жара
Так недолго до пожара.
Пожарный: Нельзя перегружать электрическую сеть. Уходя из дома, гасите свет и выключайте электроприборы.
Никогда пускай не пышет жаром
Огненная буря, черный дым.
Но когда беда – звони пожарным
Телефон известен – 01.
Я думаю, ребята, вы хорошо запомнили все, о чем сейчас здесь говорили. Ну, а мне пора. До свидания. (на доске правила – запишем в тетрадь.)
Учитель: Ну, что ж с некоторыми правилами мы познакомились. А теперь давайте представим практическую ситуацию. Вдруг в квартире произошел пожар, а объект возгорания телевизор. Давайте покажем на практике, как мы будем действовать
( практический момент)
Учитель: Есть у нас еще один электроприбор, который требует к себе внимания. Это – утюг. И сейчас ребята на практике покажут как правильно пользоваться этим прибором.
(Инсценировка )
Ведущий:
В этом домике лесном
Мирно жили день за днем
Добрая коза — мамаша,
Заботливый козел – папаша,
И детки их, ребятки –
Веселые козлятки. (Появляются 7 козлят, начинают кто пыль вытирать, кто пол подметать, кто прыгать, кто играть )
С утра родители работать отправлялись
А детки дома оставались.
В разные игры играли
И маме по дому помогали входит коза с сумкой в руках)
Коза:
Тише , детки, не шалите
Поскорей сюда взгляните
Вот ку3пила я утюг,
Для того чтоб стал он друг
И помощник нам всегда,
Чтоб не сломался никогда,
Надо правила все знать
И их точно выполнять.(Подводит к столу , расстилает одеяло, ставит на стол утюг на подставку)
Чтоб ученье было впрок,
Дам вам глаженья урок.
Вы в кружок садитесь дружно,
Быть внимательными нужно.
Чтоб пожара избежать,
Будем вместе изучать,
С утюгом как обращаться,
Чтоб утюжить не бояться
Коза: (говорит первому козленку)
Подходи ты первым, детка.
Вот утюг , а вот розетка.(Козленок подходит с мокрыми руками, коза берет его за руки и показывает всем)
Разве можно, моя детка,
Подходить вот так к розетке?
Через воду ненароком.
Поразить ведь можно током.
Надо делать это так. (вытирает руки полотенцем , берет «вилку» в розетку)
КозаГоворит второму козленку)
Разутюжь теперь при всех
Ты салфетку снизу вверх.
Посмотри сюда мой друг,
Шнур попался под утюг.
Ты следи за этим строго,
До беды ведь тут недолго.
Надо сделать все вот так.(Показывает, где должен быть шнур от утюга во время работы)
Коза говорит третьему козленку )
Разутюжь-ка ты, браток,.
Этот мятый весь платок ( козленок начинает гладить )
Чтобы гладкой ткань вся стала,
Намочи платок сначала.(козленок оставляет утюг на платке и идет за чашкой воды )
Вот и ты ошибся ,крошка
Поспешил сейчас немножко.
На белье утюг оставил.
Это – нарушение правил
Надо делать это так. ( показывает , как поставить утюг, сбрызнуть ткань и утюжить)
Коза: ( говорит четвертому козленку )
Ну, а ты теперь, козленок ,
Разгладь ленты для сестренок.( козленок гладит одну ленту, затем оставив утюг подошвой вниз относит ленту)
Вот работу ты оставил,
На столе утюг поставил
Больше так не делай ты
Чтобы не было беды
Надо делать это так. ( Показывает)
Коза: ( говорит пятому козленку)
А теперь и ты , дружок,
Для меня утюжь платок ( все делает верно)
Хорошо работал ты,
НЕ спеша , без суеты. ( гладит его по голове)
Ну, погладил ты платок
И запомнил мой урок.
Отключи утюг. (Козленок хочет отключить утюг, взявшись за шнур)
Но чур!
Не хватай его за шнур.
Надо делать это так. (Показывает)
Коза: ( говорит всем козлятам)
Всем запомнить надо, дети,
Никогда включенным в сети
Оставлять утюг нельзя.
Коза:( говорит шестому и седьмому козленку)
А теперь мы все втроем
За собой все приберем
На столе оставим , братцы,
Лишь утюг наш остужаться. (Относят чашку с водой, складывают одеяло, складывают вещи, ставят утюг на подставку)
А теперь пойдем, ребятки,
Прополоть пора нам грядки. ( уходят)
Кошка: Какой хороший урок преподала коза своим козлятам. Они теперь, конечно, научились пользоваться утюгом. Я тоже запомнила все правила, которые надо соблюдать.
Учитель: Ну что ж, много мы сегодня узнали на уроке. Давайте обратимся к дидактическому материалу и еще раз, подводя итог, систематизируем наши знания и повторим правила противопожарной безопасности.
Просмотр презентаций учащихся.