Выступление по теме «Обучение школьников действиям в ЧС локального характера»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Беломестненская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»


















Выступление по теме:


«Обучение школьников действиям в ЧС локального характера»







Подготовил:

Педагог-организатор ОБЖ

Белоусов А.Е.



2011


Подготовка учащихся к действиям ЧС локального характера осуществляется при изучении тем: «Безопасность в быту», «Безопасность на дорогах и в транспорте», «Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях», «Активный отдых на природе», «Автономное существование человека в природной среде».

При изучении темы «Безопасность в быту» необходимо рассмотреть следующие вопросы: пожар в жилище; электробезопасность; безопасное использование бытового газа; безопасность при использовании бытового газа; безопасность при использовании бытовой химии; безопасность при работе с инструментами; безопасность на занятиях физической культуры; безопасность и компьютер; затопление жилища.

Учащиеся усваивают причины возникновения опасной или ЧС в быту и общие правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать, занимаясь физической культурой и спортом, работая на компьютере, с инструментами.

На уроках учащимися изучаются правила обеспечения личной безопасности в ситуациях: возгорания электроприборов (телевизор, электрогирлянда); возникновение запаха газа; пожара в жилище; затопления в жилище; неосторожного обращения с препаратами бытовой химии.

При изучении опасностей и ЧС на дороге и транспорте (автотранспорте, железнодорожном, водном, авиатранспорте) рассматриваются вопросы: безопасности пешехода; безопасности в общественном и личном транспорте; безопасности в метро и на электричке; безопасного поведения на льду и водном транспорте; безопасности на борту авиалайнера; безопасного поведения в толпе.

Учащиеся усваивают рекомендации пешеходам, как уцелеть в толпе, как противостоять гололёду, поведения в поезде и на железной дороге, опытных спасателе на воде, эвакуации с тонущего судна, поведения на льду и отрабатывают правила обеспечения безопасности в ситуациях: пожара в общественном транспорте, самолёте; ЧС в метро; в случаях «панического бегства»; в ситуации «Человек за бортом»; пожара на судне» если провалился в холодную воду; если в полынье оказался человек.

При изучении опасных ситуаций криминогенного характера рассматриваются вопросы: как уберечь себя от преступлений; как защитить свой дом; криминальные ситуации на улице и в общественных местах.

Учащиеся отрабатывают правила предотвращения проникновения преступников в жилище, поведение в ситуациях: «если ты дома один»; если дверь квартиры кто-то пытается открыть снаружи; если квартиру ограбили, когда никого не было дома; опасностей, возникающих при позднем возвращении домой; если пристали незнакомые люди; на прогулке; при угрозе террористического акта.

При изучении темы активного отдыха на природе и безопасности изучаются экстремальные ситуации в природных условиях, меры безопасности при подготовке к турпоходу, путешествию по незнакомым местам, вводится понятие «акклиматизация» в условиях жаркого климата, горной местности, на Севере.

Учащиеся знакомятся с правилами обеспечения безопасности на природе во время угрозы, при купании в незнакомом водоёме.

При изучении темы автономного существования человека в природных условиях изучаются вопросы «выживания» человека в борьбе в вилами природы.

Учащиеся усваивают правила ориентирования на местности, оборудования временного укрытия, разведение костра, рекомендации добывания воды, пищи и её приготовления в ситуациях потери ориентировки (если человек отстал от группы).

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Слова, обозначающие действие предмета"

Учителям ОБЖ в особенности нужно обратить внимание на адаптацию учеников 5 класса. Осуществляя образовательный процесс в 5 классе, необходимо относится бережно к учащимся, не забывать, что это вчерашние ученики начальной школы, вводить больше игровых моментов, смену видов деятельности.

Для развития познавательной деятельности необходимо использование для познания учащимися окружающего мира методы наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирования и др., способствующих определению структуры объекта познания, поиску и выделению значимых функциональных связей и отношений между частями целого, развитию умений разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи.

Метод проблемного изложения способствует развитию у учащихся навыков определения адекватных способов решения ситуационной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, а также развитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Использование практических и лабораторных работ, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности, выполнение несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ, способствует творческому решению учебных и практических задач, развитию умений мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения проблемы.

Включение учащихся в игровую деятельность способствует адекватному восприятию устной речи и развитию способности передавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью задания игрового сюжета, владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), уметь перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Задания для самостоятельной организации учебной деятельности способствуют развитию умений ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств; овладению навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиску и устранению причин возникших трудностей; оцениванию своих учебных достижений, поведения, своего физического и эмоционального состояния; соблюдению норм поведения в окружающей среде.

Применение методов группового взаимодействия способствует овладению умениями совместной деятельности: согласованию и координации деятельности с другими ее участниками; объективному оцениванию своего вклада в решение общих задач коллектива; учету особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.); оцениванию своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использованию своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Учитывая особенности младшего подросткового периода и содержание изучаемых тем (ЧС локального характера), для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо:

– традиционный комбинированный урок проводить с использованием частой смены активной деятельности учащихся, большого количества иллюстративного материала;

– широко применять словесные методы обучения – рассказ, объяснение, беседу в сочетании с видеопоказом, демонстрацией, практической и самостоятельной работой учащихся с натуральными (образцы аварийно-спасательного инструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, средства пожаротушения и первой медицинской помощи) и изобразительными (макеты аварийно-спасательных инструментов и оборудования, а также макеты местности, зданий и муляжи) средствами обучения, картой, учебником, дополнительной литературой по теме;

Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "Сверстники, одноклассники, друзья"

– предпочтение отдавать частично-поисковым, исследовательским методам обучения, стимулирующим познавательный интерес к предмету, творческую активность, самостоятельность, развитие общеучебных (работа с текстом, анализ, синтез, обобщение, классификация, рефлексия) и специальных умений и навыков (соблюдать нормы безопасного поведения в повседневной жизни, умений не допустить возникновение опасной ситуации, при возникновении – правильно действовать);

– объяснение нового материала осуществлять с опорой на витагенный опыт и витагенную информацию, имеющуюся у учащихся по рассматриваемым вопросам, актуализируя полученные ранее знания для их углубления, расширения и систематизации;

– закрепление теоретических знаний и развитие умений и навыков обеспечения личной безопасности в повседневной жизни осуществлять в нетрадиционных формах – при проведении экскурсий, сюжетных и ролевых игр, посредством решения ситуационных задач, проведения соревнований, презентаций учебных проектов и т.д.;

домашнее задание производить не с позиций «прочитать., выучить., рассказать.», а посредством исключения учащихся в творческое решение учебных и практических задач, связанных с повседневной жизнью (решение ситуационных задач; составление кроссвордов, моделей, алгоритмов действий; выполнение творческих работ; несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ; ведение дневника наблюдений и т.д.);

– использовать внеурочное время для закрепления учебного материала по обеспечению безопасности в повседневной жизни при подготовке и участии обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.

Важное место при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» занимает отработка практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям.

Часы, отведенные на практические занятия, учитель использует в зависимости от результатов усвоения учащимися содержания конкретных тем. Практические занятия могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций, ролевых и ситуационных игр, рисования схем, упражнений и т.д.

Подготовку школьников по вопросам основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется осуществлять в форме инструктажа (специальных занятий) перед началом всех видов деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательных учреждениях, организации общественно полезного труда, а также во время экскурсий, походов, спортивных соревнований, кружковых занятий и других видов внеклассной и внешкольной деятельности. В течение учебного года желательно провести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учетом местных условий.

Общеобразовательные учреждения обладают широкими возможностями для формирования знаний и умений учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности. Они заложены как в содержании курса, при изучении которого школьники получают сведения о существующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и в организационно-воспитательных формах внеклассной деятельности.

Свежие документы:  Конспект урока музыки «Танец»

Во внеклассной работе с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГАИ, медицинскими работниками.

Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения.

Эффективными итоговыми массовыми формами организации внеклассной деятельности учащихся могут быть конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности.

Для выполнения программы в каждом общеобразовательном учреждении может быть оборудован кабинет по основам безопасности жизнедеятельности (далее – кабинет ОБЖ), совмещенный с кабинетом допризывной и медицинской подготовки. Важно иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества – лаборантскую комнату.

Кабинет ОБЖ рекомендуется оснастить макетами для отработки практических вопросов занятий (могут быть изготовлены учащимися в школьных кружках), стендами, техническими средствами обучения, витриной с образцами средств индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационной и химической разведки, учебно-методической литературой.

Для повышения эффективности проведения занятий в кабинете ОБЖ целесообразно иметь следующие макеты:

макет местности – должен воспроизводить месторасположение учебного заведения со всеми прилегающими к нему дорогами, перекрестками, водоемами, предприятиями, в первую очередь – использующими в своем производстве аварийно химически опасные вещества (СДЯВ);

макет современного жилища – должен моделировать жилое помещение со всеми узлами и системами жизнеобеспечения.

При разработке эскизов стендов для кабинета ОБЖ необходимо придерживаться следующего их перечня и содержания: «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи», «Основы здорового образа жизни человека и его безопасности», «Чрезвычайные ситуации локального характера в городе (в местах проживания и передвижения)», «Гражданская оборона», «Средства индивидуальной и коллективной защиты», «Терроризм – угроза обществу», «Клуб юных спасателей-пожарных», «Основные правила безопасного поведения на улице и дорогах». При оформлении названных стендов могут быть использованы материалы, брошюры и плакаты.

Человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.

Список использованной литературы:

1 Аношина, Т.С. Готовые экзаменационные ответы, ОБЖ, 9 класс [Текст] / Т.С. Аношина – Санкт – Петербург, Издательский центр «Тригон», 2003. – 160 с. – ISBN 5–94684–097–5.

2 Акимова Л.А, Лутовина Е.Е. Теория и методика обучения ОБЖ в школе. [Текст]

3 Лекции для проведения занятии [Электронный ресурс] // – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.kchs.tomsk.gov.ru/umc/lekzia.htm.

4 Литвинов, Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, С.В. Петров – Москва, Издательский центр «АСТ – ЛТД», 1998. – 160 с. – ISBN 5–15–000348–4.






Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: