Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 82
Дзержинского района г. Волгограда
Номинация: «Авторская методическая разработка урока комплексного учебного курса ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Учебник: Р.Б. Амиров. «Основы мировых религиозных культур» 4 класс, М., « Дрофа» , 2013г.
Тема урока: «Россия – наша Родина»
Класс: 4 «А»
Учитель: Плешакова Юлия Олеговна
Пояснительная записка
Россия – наша Родина. |
| |||
Класс | 4 «А» |
| ||
Модуль | «Основы мировых религиозных культур» |
| ||
Кол-во часов | 1 ч |
| ||
Цели. Предметная
Метапредметная
Личностная. |
1. Создать условия для формирования понятий: Россия, Родина, Отечество, культурные традиции, духовный мир человека
2. Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся. Организовать совместную деятельность младших школьников на уроке через работу в группах. Создать условия для формирования умений работать с информацией, вести диалог, делать выводы. 3. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала. Способствовать формированию качеств личности: бережного отношения к традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за свое Отечество, уважения к государству и его символам.
|
| ||
Тип урока | Изучение нового материала
|
| ||
Планируемые результаты | Учащиеся будут знать, что такое духовный мир человека, культурные традиции страны, основные понятия темы: уметь извлекать информацию из источников и представлять его в классе, выражать собственное мнение; уметь работать в группе, вести диалог, приводить примеры из жизни. |
| ||
Основные понятия | Россия, Родина, Отечество, духовный мир, культурные традиции, материальный мир. |
| ||
Оборудование
|
Учебник, рабочая тетрадь мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал
|
| ||
Форма организации на уроке | Работа в парах, группах, по рядам. |
| ||
Ход урока
|
| |||
Этапы урока | Деятельность педагога
| Деятельность обучающихся | Формирование УУД | |
Оргмомент | Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Упражнение: «Поздороваемся!» Учитель каждой группе предлагает роль. «Вы европейцы – здороваетесь за руку. Вы индийцы – здороваетесь, сложив ладони у лица. Вы японцы – здороваетесь полупоклоном. Вы инопланетяне – здороваетесь, подпрыгивая. А теперь пусть каждый поздоровается с соседом!»
| Выполняют упражнение. В этой игре дети получают урок толерантности: все мы разные, но рады друг другу.
| Коммуникативные УУД
| |
1. АОЗ | Ребята! К нам поступила зашифрованная телеграмма. В ней очень важное для нас сообщение и нам необходимо его расшифровать. Это можно сделать по буквам алфавита 1 ряд: 18, 16, 19, 19, 10, 33 — 2. ряд: 16, 20, 6,25, 6, 19, 20, 3,16 — 3. ряд: 17,16,5,10, 15,1 (Приложение 1) Что получилось? Беседа с учащимися. Давайте вспомним значение слов? Работа по группам 1 группа. Какие ассоциации возникают с этим словом? 2 группа Какие есть слова-друзья у этого слова? (Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля) 3 группа. Подберите родственные слова. 4 группа Составить пословицы и поговорки о родине. ( конверт с пословицами и поговорками) (Приложение 2) Как вы думаете, какую тему сегодня мы будем изучать на уроке?
|
Ответы учащихся
Учащиеся работают в парах по рядам и определяют слова. Россия- Отечество- родина. Работа со словом Родина. Составляется портрет слова.
Родина
Запись в тетрадь |
Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение
Коммуникативные УУД: работа в малой группе
| |
2. Объяснение нового материала
Физкультминутка.
Первичное закрепление
Самопроверка
Рефлексия.
Заключение. | Ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по страницам устного журнала. В конце урока нам необходимо объяснить выражение: «Все мы разные, но все мы вместе!» Страница 1. Отгадайте, куда мы отправимся? На свете много разных стран, Но есть одна: От белых льдов до теплых рек Раскинулась она. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Когда на севере почти не бывает лета моря и реки почти круглый год скованы льдом , то на юге почти не бывает зимы и моря и реки не замерзают Давайте найдем Россию на карте мира. — Каким цветом она обозначена? — А теперь сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь? А какой самый главный город нашей страны? Наша большая страна состоит из маленьких городов и посёлков. Давайте посмотрим на карте, где мы живем. Есть в нашей стране город Волгоград. Это наш областной центр. Найдите р. Дон и город, в котором мы живем. Это наша малая Родина. Почему она так называется? Что вы знаете о героическом прошлом малой родины? Работа со словами патриот и Отечество. Страница 2. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Какие символы нашего государства вы знаете? Задание по рядам. 1ряд. Выбрать из предложенных гербов – герб России и подготовить рассказ о нем после изучения документа. Подсказка. У России величавой На гербе орёл двуглавый. Чтоб на запад, на восток, Он смотреть бы сразу мог Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный. (В. Степанов) 2ряд. Выбрать флаг России и рассказать о нем после изучения документа. Определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает после чтения стихотворения Снежинки так прекрасны и легки, Спокойны и чисты рек русских воды Россия много войн пережила Подсказка. Белый цвет- берёзка. Синий – неба цвет. Красная полоска — солнечный рассвет. 3 ряд. Расставить в правильном порядке слова Гимна и освободите слово. Слово – Союз
В нашей стране горы — высокие, Реки глубокие, Степи широкие, Леса большие, А мы — ребята вот такие!
Страница 3. Россия – многонациональное государство. Задание: Составьте список народов, проживающих в России. А какие народы проживают в нашей Волгоградской области? Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут- Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы, друзья.
Богатством нашей многонациональной страны являются культурные традиции. Беседа после чтения текста. Каждый из нас – частичка нашей Родины. Что же нас объединяет? Россия – это большая семья. А семья должна быть дружная. Что необходимо, чтобы семья была дружной?
Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нём. Любые трудности мы осилим, И только в единстве сила России! Творческая работа «Дерево толерантности» — У вас на столах есть зеленые листочки. Напишите на них свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы отношения в нашей большой семье были дружные. Эти листочки приклеиваем на символический рисунок дерева. В нашей семье живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. И мы должны уважительно и бережно относится к каждой традиции Страница 4. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры народов России. Беседа о мировых религиях нашей страны и Волгоградской области. Мы завершаем свое путешествие. Как вы объясните выражение: «Все мы разные, но все мы вместе!» Россия, ее многонациональный народ, ее традиции и религиозная культура — это духовный мир народов нашей страны. Духовность определяет развитие общества и государства. Материальный мир т духовный мир – что это?
Работа в парах с понятиями
Самостоятельная работа с заданиями.
1. Что нового я узнал сегодня на уроке? 2. Что для тебя было самым легким на уроке? 3. Что было самым трудным? 4. Что ты расскажешь своим родителям после нашего урока? Родина, подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни. Корни – это то, что мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. И надо не забывать об этом и чтить память наших предков. Так давайте беречь, охранять, любить нашу Родину. От этого она будет всё краше и краше.? |
Россия
Работа с картой мира, картами России. Беседа с учащимися. Делают вывод, что Россия – государство, обладающее самой большой территорией в мире — 17,075 миллионов квадратных километров (это почти в 2 раза больше, чем у Канады, занимающей второе место). Находят г. Волгоград место малой родины. Запись в тетрадь Россия – Родина Москва – столица государства
Государственные символы – Герб, Флаг, Гимн.
Учащиеся работают группами. Представляют свои результаты.
Рассказывают о символах
Записи в тетрадях Государственные символы – Герб, Флаг, Гимн.
Президент – выборный глава государства
Работа в группах. Учащиеся работают группами. Представляют свои результаты. Определяется общий список народов, проживающих в России. Карточки прикрепляются к доске. Слайды презентации Работа с текстом на стр. 5 абз 4.
Земля, история, законы, язык, ценности, духовные традиции Возможные варианты: Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых Не ссориться, стараться понять друг друга Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, Больше общаться, узнавать друг друга Уважать друг друга, стараться самому стать лучше Уважительно и бережно относиться к традициям других народов.
Варианты ответов детей.
Слайды презентации
Проговаривание громкой речью Работа в парах с новыми понятиями Родина, Россия, президент, Отечество, культурные традиции, духовный мир человека. Задание 1. Заполни пропуски в предложениях. Мы живём в замечательной стране, имя которой – __________________________ Мы с любовью называем нашу страну ______________________ , потому что родились и живём в ней. Столица России – город __________________________ . Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост занимает ____________________________ Государственные символы России – это _____, _____, ____. Задание 2. Перед тобой карта России. Отметь флажком место, где ты живёшь.
| Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные результаты 1. Анализировать и оценивать тексты учебника и учебные задания, позволяющие понять, что значит быть гражданином своей страны.
Коммуникативные УУД 1. Допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной. 2. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Коммуникативные УУД 1. Допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной. 2. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Познавательные УУД 1. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий. 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Использовать изучающее чтение при поиске информации.
Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения
Коммуникативные УУД: работа в малой группе
Регулятивные УУД: рефлексия своих чувств
| |
Домашнее задание На выбор учащимся | Есть у России символы официальные, государственные: герб, флаг, гимн. 1.Обсуди с родителями, что ещё может быть символом нашей великой Родины? (природный объект, город, сооружение, человек, литературный герой, песня, предмет, растение, животное и т.д..)
2. В нашей стране проживают люди более ста национальностей. У каждого народа свой язык и культура. Это большая ценность. Люди каких национальностей живут в твоём крае? Запиши ______________________________________________________________________________________________________________________
3. Совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье, и запиши некоторые из них ______________________________________________________________________________________________________________________
4. Узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций, запиши. _____________________________________________________________________________________________________________________ | Познавательные УУД 1. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий. 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Использовать изучающее чтение при поиске информации.
|
Используемая литература
Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.
Родина моя – Россия: праздник для учащихся начальных классов / С. Чернышова // Ж. Воспитание школьников.– № 10-2006.
Список интернет – сайтов:
https://www.uznay-prezidenta.ru/
https://festival.1september.ru/
Самоанализ урока
В нашей школе был выбран модуль «Основы мировых религиозных культур», который направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации.
Учитывая то, что в школе обучаются дети различных национальностей
родители учащихся решили выбрать именно этот модуль. Хотелось бы сказать об отношении детей к данному курсу. С первых дней у них сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с удовольствием готовятся к уроку. Я отмечаю, что отношения между детьми в классе ровные, доброжелательные.
Метапредметный результат – коммуникативные УУД.
Личностные: проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, внимание к другим людям, контроль собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, умение решения учебных задач, взаимодействия в команде.
На этих уроках дети учатся уважать все религиозные культуры, узнают, что важно для каждого человека на земле, видят свое место в этом мире. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Эти знания необходимы каждому человеку.