Технологическая карта урока
Предмет: «ОРКСЭ. Основы светской этики» Класс 4__
Базовый учебник: Шемшурина А. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.
Тема урока №14 «Дружба»
Цель урока: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи урока:
1. Расширить и углубить представления детей о дружбе.
2. Поразмышлять с ребятами о том, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
3. Формировать чувство сплочённости в коллективе.
Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков;
Основные понятия: друг — это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью; дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Необходимое оборудование: презентация к уроку; словари: Ожегова, Даля; текст притчи «Притча о настоящей дружбе», аудиозапись песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева, репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба», пословицы о дружбе.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |
1 | Организационный момент | Приветствие. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция |
2 | Мотивационный этап | — Урок мы начнем с притчи. «Притча о настоящей дружбе» Беседует с учащимися: — Как вы считаете, о чем эта притча? — Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу? — Чему учит нас эта притча? — О чем сегодня пойдет речь на уроке? Уточняет тему и цель урока, которую сформулируют дети: -Правильно. Сегодня мы будем говорить о дружбе. (Тема урока записывает на доске). -Дружба – это великая ценность. Она помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо. Учитель организует работу по учебнику с целью составления плана урока: — Прочитайте вопросы на стр.32, на которые мы должны будем с вами ответить в течение урока. | Учащихся слушают притчу и определяют ее смысл. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Определяют тему урока, формулируют цель. Зачитывают из учебника вопросы, которые являются пунктами плана:
| Личностные УУД: смыслообразование, Регулятивные УУД: целеполагание |
3 | Актуализация знаний. | Организует работу по учебнику с целью поиска ответа на вопрос: Какие отношения изображены на картинке? — Прочитайте 1 абзац в учебнике. Всегда ли человек, имея вокруг себя много людей, бывает не одинок? | Поиск информации в учебнике для ответа на вопросы. | Регулятивные УУД: «Сбор информации» |
4 | Работа по теме урока. | На доске написано предложение: «Друг – это тот, кто…..»
Организует интервью «Расскажи о своём друге». — Может быть, кто-то уже нашёл настоящего друга? Представьте, что к нам пришёл в класс репортёр и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своём друге. — Выслушав ваши рассказы, я поняла, что не все понимают смысл слова друг и употребляют его там, где надо сказать товарищ, приятель, знакомый. Как вы считаете, все ли эти слова обозначают одно и то же? — Теперь вы знаете, когда и какое слово нужно употребить. (Читает предложения).
— О человеке, которому можно доверить тайны, разделить радости и печали, скажете…(друг). Записывает под темой урока слова: друг, приятель, товарищ, знакомый Организует работу в группах.
Дружба: 1. 2. 3. Организует проверку работы. Организует работу с репродукцией: На экране изображение картины М. Чюрлёниса «Дружба» Анализ картины : — Что вы видите на этой картине? — Что происходит? Кто видит то, чего еще не называли? — Кто это? Что можем сказать, глядя на картину? — Где и когда это происходит? — Повторите жест героини картины. Что в нем необычного? — Что может обозначать этот жест? — Какими словами можно озвучить этот жест? (Вот, возьми, не жалко. Это твое, отдаю самое лучшее) — Этот жест отходит от сердца, души. Как можно назвать картину? — Картина М. Чюрлёниса называется «Дружба». Почему? — Дайте определение понятию дружба. Организует работу с учебником и со словарём: — Найдите определение слова «дружба» в уч. на с. 32 /2 абзац/. А Маша и Петя найдут это определение в толковых словарях. — На первое место знаменитый учёный и писатель В. И. Даль ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. -Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? Организует прослушивание песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева — Кто такое настоящий друг? -Какими качествами он должен обладать? – Каждый ли человек может быть другом? – А может ли дружба распасться? По каким причинам? – Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков? — Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность? — Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о своём друге. Высказывают предположения о значении слов: товарищ, приятель, знакомый. Дети договаривают последнее слово. Работают в группах. При проверке работы выступает 1 группа. Другие группы дополняют. Рассматривают и анализируют по вопросам репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба». Дают определение понятия дружба из учебника: Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Двое детей зачитывают определения из словарей: Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью (из сл. Ожегов) «Дружба – …это бескорыстная приязнь» (из сл. Даль) Прослушивают аудиозапись песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева
Отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии, работа в малой группе. Познавательные УУД: «Визуализация понятия» и групповая рефлексия |
5 | Практическая работа | Работа в группах с ситуациями Ситуация 1. Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете? Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я — собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая? Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите? Работа по рассказу В.Осеевой «До первого дождя» — Сейчас я прочитаю вам рассказ В. Осеевой «До первого дождя». Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения. — Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»? — Почему покраснели Маша и Таня? — Чья из пословиц групп выражает главную мысль рассказа? Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Задание: давайте поиграем в игру «Собери пословицу». (Работа в группах). (Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.) 1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы. Друг верен, во всем измерен. Друг познается при рати да при беде. Друг- ценный клад, недругу никто не рад. Друга иметь – себя не жалеть. 1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы. Друга ищи, а найдешь – береги. Друга на деньги не купишь. Дружба что стекло: сломаешь – не починишь. Дружный табун волков не боится. | Работают в группах с ситуациями. Отвечают на вопросы Собирают пословицы о дружбе. | Познавательные УУД: анализ и синтез информации. |
6. | Рефлексия. Коррекция. | Организует работу по учебнику: — Продолжить читать текст и сделать пометки на полях: «+» — знаю «V» — новое — О чем прочитали? — Назвать черты дружбы?Запишем на доске.
Учащимся предлагается оценить свою готовность быть настоящим другом с помощью теста»Настоящий друг». | Читают и анализируют текст учебника на странице 32- 33; делают пометки на полях: «+» — знаю «V» — новое Осуществляют самооценку | Познавательные УУД: «Визуализация понятия» в форме групповой рефлексии. Познавательные УУД: анализ и синтез информации. |
7 | Подведение итогов | Подводит итог урока, используя метод синквейна.
| Составляют синквейн. | Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения). |
9 | Домашнее задание (по выбору) |
|
Приложение к уроку
«Притча о настоящей дружбе»
В одной далёкой стране жили два друга.
Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.
Любые решения они принимали сообща.
Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное — друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.
Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.
И велел он привести к себе неразлучных друзей.
— Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.
— Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведения, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.
С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого — в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.
Стражники получили исчерпывающее указание: «Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!».
Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.
Страшный эксперимент длился целый месяц.
Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.
А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.
— Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.
«Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой», — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь —
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь —
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.
В.Осеева
«До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Тест «Настоящий друг»
Предлагается три варианта ответов:
да — если вы полностью согласны с утверждением,
нет — если вы не согласны,
не знаю- если вы не имеете четкого ответа.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ —
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремится,чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым, не надоедает.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремится переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге,когда его нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов
За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 балла, за ответ «не знаю» — по 1 баллу, а за ответ «нет» — 0 баллов.
Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.
Интерпретация результатов
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 36 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.