Конспект урока для 4 класса «Пасха»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад» г. Железноводска













Конспект урока по предмету


«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы православной культуры»)


«Пасха»

4 класс
















подготовила

учитель начальных классов

Щукина Марина Алексеевна


г. Железноводск

2012 г.




«Основы Православной культуры».

Урок 8, 4 класс.

Тема: Пасха. (4 класс)

Цель: Познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре.

Задачи:

  1. Познакомить с христианским пониманием Пасхи.

  2. Формировать интерес к изучению православной культуры.

  3. Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

Оборудование: мультимедиа, проектор, народные костюмы для инсценировки, пасхальная выставка, заготовки для изготовления подставок к пасхальным яйцам, раздаточный материал «События последней недели Пасхи», ножницы, клей, фломастеры.



Ход урока:

  1. Орг. момент.

Звучит пасхальный перезвон.

На слайде № 2- яркая пасхальная открытка.


Учитель:


Христос воскрес! И жизнь наполнилась любовью.

Христос воскрес! И мир отпрянул от врага.

Христос воскрес! И вечность хлынула рекою

На род, уставший от греха.

И эта неземная сила

Влилась во все сердца людей,

И всю Вселенную омыла,

Чтоб смерть исчезла в жизни сей.


Это стихотворение написано девочкой Юлей Смирновой, которая с детства неизлечимо больна и живет в доме инвалидов, так как у нее нет родителей. Вслушайтесь, сколько в нем радостных нот! Стихотворение посвящено празднику Светлого Христова воскресения.


2. Актуализация знаний.

— Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «воскресенье»?

(Несколько уч-ся передают пасхальное яйцо по кругу и называют ассоциацию к данному слову.)


  1. Открытие нового знания.

Слайд № 3

а) Рассказ учителя.

— Наш еженедельный выходной мы называем воскресенье в честь великого христианского праздника Пасхи – Воскресенья Господня. У православных – это первый день недели, хотя обычно, мы называем первым днём недели понедельник. Христиане считают, что новая духовная жизнь должна начинаться с духовного воскресенья человека. В этот день люди не должны заниматься житейскими делами, т. к. Сам Бог освятил этот день для отдыха.


б) Работа с концептом.

— Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое называется Пасха Христова.

— Найдите в учебнике объяснение этого понятия. (На слайде №4 толкование слова.)

Слайд № 5

— А теперь давайте составим информационную карту слова «Пасха».


в) беседа

Слайд № 6

— Воскресенье – это духовное обновление, но разве можно обновить себя в один миг?

— Когда православные христиане начинают готовиться к Пасхе?

— Правильно, с Прощённого воскресения на Масленичной неделе и весь Великий пост.

— А на какой неделе Великого поста каждый день имеет своё значение?

— Знаете ли вы, какие события вспоминают православные христиане на этой неделе?


Ученица:

Великий пост – время строгого воздержания у христиан, цель которого – подготовка к празднику Пасхи. Пост установлен в подражание Иисусу Христу, который постился в пустыне 40 дней.

Ученица:

Великий пост приходится на весну, поэтому основные продукты этого поста – овощи и фрукты. Хотя набор продуктов очень скромен, но из него можно приготовить множество разнообразных блюд.

Ученица:

Пост состоит не только в этом. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда была нехватка продуктов, Церковь напоминала, что пост надо соблюдать. Просто он может проявляться не в отказе от молока, а в помощи ещё более голодным людям.

Уч-ся работают с информацией на карточке.

Слайд № 7

В Великий понедельник вспоминают историю Иосифа Прекрасного.

Слайд № 8

В Великий вторник – притчу о десяти девах.

Слайд № 9

В Великую среду осуждается любовь Иуды к деньгам

сребролюбие

Слайд № 10

В Великий четверг вспоминают Тайную вечерю.


Слайд № 11-12

В Великую пятницу – распятие и погребение Иисуса Христа

демонстрируется изображение иконы «Распятие»

Слайд № 13

В Великую субботу после литургии освещают яйца и куличи.


Учитель:

Но вот окончен Великий пост, и наступает торжественный момент. Ночью с субботы на воскресенье, в 24 часа, после крестного хода вокруг храма, священник провозглашает: «Христос Воскресе!»


Демонстрируется изображение иконы «Воскресение Христово».

Слайд № 14

Чтение учащимися стихотворения А.Майкова «Христос воскрес!»


Учитель:

Пасха – наш самый большой праздник. Говорят, что Пасхальная ночь такая тихая и безмолвная, как ни одна другая ночь в году. На Руси до революции задолго до полуночи на Соборную площадь Кремля стекалось великое множество народа. Часы на Спасской башне били 12 раз, и через несколько мгновений с колокольни Ивана Великого раздавался глубокий рокочущий удар, слышный по всей Москве (демонстрируется изображение колокольни Ивана Великого). Вслед откликались ближайшие колокольни, и звон растекался на «сорок сороков». Велико было ликование людей! Давайте послушаем пасхальный колокольный звон.


Колокольный звон. Слайд № 15

Учитель:

А вы знаете, как приветствуют люди друг друга на Пасху? Найдите, что говорится об этом в учебнике.


Работа с учебником.


Учитель:

— Весь текст из учебника мы сегодня читать не будем. Вы его прочитаете дома вместе с родителями.

— Назовите символ Пасхи.

— Почему яйцо – символ Пасхи?

— А вы знаете, откуда пришел обычай красить яйца на Пасху?

Слайд № 16


Ученик: Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию и рассказала историю воскресения Иисуса Христа. Тиберий не поверил, сказав, что примет эту истину, если яйцо покраснеет в руках Марии. Яйцо чудесным образом покраснело. Император принял дар.


Учитель:

Вот почему христиане расписывают яйца в разные цвета, а затем дарят родным, друзьям и знакомым. Друзей у всех много, подарков нужно приготовить достаточно. Всех надо поздравить. А как? Вот об этом нам расскажут одноклассники.


Инсценировка «Пасха».


Учитель:

— Вы сейчас посмотрели сценку. Назовите первую пища после Великого поста.

-Традиционно в России люди христосовались без различия сословий и званий, дарили друг другу освященные яйца и открытки с добрыми пожеланиями. Посмотрите, какие пасхальные подарки сделали дети нашей школы. Вам нравится?

У нас с вами крашеные яйца есть, а вот красивые подставочки мы с вами сейчас сделаем… и поздравим друзей.


На столах у вас лежат заготовки подставочки. Вот так она будет выглядеть, когда вы ее соберете.

Слайд № 17

Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Вы хорошо потрудились. Как итог нашего урока давайте подарим подставочки нашим гостям по православной христианской традиции.

Слайд № 18


Используемая литература:

  1. О.Глаголева «Великие православные праздники» — М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2002г

  2. Протеирей Виктор Дорофеев. О.А.Янушкявичене «Основы православной культуры». Методическое пособие для учителя.

  3. А.В.Кураев Учебник «Основы православной культуры» — М.: «Просвещение» 2010г

  4. ru.wikipedia.orgwiki/Пасха

















Приложение.


Инсценировка «Пасха».

Тетка Матрена

И дядька Георгий

Держали в деревне

Большое подворье.


Три поросенка,

Корова, лошадка,

И курочки Рябы –

Дети-цыплятки.


И петушок –

Золотой гребешок

И рыжий щенок

По кличке Вершок.


Детей в семье было много.


Все: Пост соблюдали строго!


Жили — не тужили,

Зиму пережили.

Дождались дней весенних,

Светлого Христова Воскресенья.


Под звон колоколов дети выстраиваются в полукруг и поют «Весна-красна».


Девочка: Стол пасхальный накрываем,

Веткой вербы украшаем.

Из печи несем куличики,

А от курочки яички.


Мальчик: Нам дай курочка яичко простое


Девочка: Мы его распишем – станет золотое.


Мальчик: Яйцо – символ солнца, любви и надежды


Девочка: Нарядим яйцо в пасхальные одежды.


Мальчик:

Своему дружку Егорке нарисую мотылька.

Без отцовской пусть без порки будет жизнь его легка.


Девочка:

Ну а я подружке Оле разрисую все фасолью.

Будет пусть жених богатый, симпатичный, конопатый.


Мальчик:

А соседям-близнецам нарисуем солнце

Пусть заглядывает солнце чаще им в оконце.



Дети поют, обращаясь к солнцу «Солнышко покажись». После мальчик выносит корзину с зеленой травкой, в которой спрятаны конверты.


Мальчик:

Рисовать я не умею, я еще малявка

В землю солнышко посеял – получилась травка.


Девочка:

Травка очень даже кстати,

Мы в нее яички спрячем.


Все, кто держит в руках яички, прячут их в травку.


Девочка:

Собирайтесь все в кучечку,

Пойдем в село, поздравим всех с праздником.


Мальчик:

С Христовым днем,

С Красным яйцом!


Исполняют песню «Далалынь»


Девочка:

Ой, как много добрых лиц

От соседей вам сюрприз.


Мальчик:

Нам на радость

Вам на удивление.

С пасхой вас с Христовым воскресеньем!



Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Природа умеренных и полярных поясов"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: