Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Белёва Тульской области»
Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль «Основы светской этики».
Золотое правило нравственности.
Открытый урок на районном семинаре-практикуме учителей начальных классов.
Подготовила: учитель начальных классов
Романовская О.В.
Белёв 2014 г.
Класс: 4
Тема: «Золотое правило нравственности»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого в выстраивании межличностных отношений.
Задачи.
Личностные:
развивать этические чувства как результат морального поведения;
знакомство с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение;
учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других
людей.
Метапредметные:
формировать умение высказывать суждения;
учить осуществлять поиск и обработку информации.
Предметные:
знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о этике;
учить оценивать поступок, а не человека, совершившего его.
Оборудование урока:
учебное пособие «Основы светской этики 4-5» авторов Саплиной Е.В., Токаревой Е.С.
мультимедиа
раздаточный материал: карточки, схемы-опоры, силуэты.
Основные понятия урока:
социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, золотое правило нравственности, взаимопонимание, дружба.
Предварительная подготовка:
подбор текстового материала
создание презентации
подготовка раздаточного материала для групповой работы
Методы:
частично-поисковый
проблемно-диалогический
деятельный
Формы организации деятельности на уроке:
фронтальная
индивидуальная
групповая
работа в парах
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1.Организация урока. Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
2.Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
3.Целеполагание. Цель: выявление места и причины затруднения, формулирование темы и цели урока.
4.«Открытие» новых знаний. Цель: построение проекта выхода из затруднения.
5.Первичное закрепление. Цель: реализация построенного проекта, первичное закрепление нового способа действий с проговариванием.
6.Самостоятельная работа. Цель: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели.
7. Домашнее задание. Цель: информация, инструктаж по выполнению домашнего задания.
8. Рефлексия. Итог урока. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. | Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на работу. Обеспечивает мотивацию обучающихся к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Предлагает задания по изученному материалу, содержание которых соотносится с новой темой.
Создаёт проблемную ситуацию. Организует поисковую работу. Побуждает к высказыванию своего мнения.
Организует обсуждение выдвинутых гипотез. Предлагает систему вопросов, которые подводят к составлению алгоритма действий и формулировке правила. Помогает в формулировке алгоритма и правила.
Организует работу по закреплению нового знания. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону.
Организует самостоятельную работу в соответствии с возможностями, создаёт ситуацию выбора, вариативность. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону.
Даёт вариативное дом. задание. Доводит до обучающихся требования к выполнению домашнего задания.
Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности,самоуважения.
| Проявление интереса к материалу изучения. Включение в учебную деятельность.
Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий.
Вступают в диалог с учителем. Выполняют задания. Выявляют, осознают и проговаривают проблему. Формулируют учебную проблему (ставят цель).
Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений. Отвечают на вопросы. Формулируют алгоритм, правило. Сверяют с эталоном (учебником). Находят в тексте понятие, информацию.
Выполняют работу в парах. Называют правило, на которое опирались. Осуществляют взаимопроверку, взаимооценку.
Использует самостоятельно приобретённые знания в практической деятельности. Организует работу по алгоритму. Выполняет самооценку.
Обсуждение. Восприятие сведений.
Анализируют деятельность: обобщают, делают выводы. Самоанализ, самооценка деятельности. |
Ход учебного занятия
Содержание | |
I. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности.
II.Актуализация опорных знаний. Фиксирование индивидуального внимания в проблемном учебном действии. Готовность к принятию решений учебных и познавательных задач.
III. Целеполагание. Фиксирование затруднений в пробном учебном действии. Определять и формулировать цель деятельности. Четкое выражение своих мыслей.
Постановка проблемы.
Работа в парах.
IV. «Открытие» новых знаний.
Работа в группах.
Физкультминутка.
V.Первичное закрепление
Выразительное чтение текстов
VI. Самостоятельная работа.
VII. Итог урока.
VIII. Рефлексия.
Домашнее задание. | У: Нам предстоит серьезная работа. Для этого в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь! Пожелайте друг другу удачи!(хлопок в ладоши). У: Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости (на доске). Как вы это понимаете? Д: Мы совершаем поступки, оцениваем их с позиций добра и зла, приобретаем новые знания. У: Наши знания — это богатство, которое мы накапливаем и храним, а когда необходимо, используем. На сегодняшнем уроке вам как раз и понадобятся накопленные знания.
(Слайд №1) «Теперь, когда мы научились летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». У: Эпиграф сегодняшнего урока — высказывание Бернарда Шоу. Проанализируем цитату и поразмышляем о том, что необходимо каждому человеку для жизни в окружающем его мире. Д: Взаимное уважение, понимание, сочувствие, сострадание, толерантность, согласие, мир сосуществование. У: Исходя из ваших высказываний, какой проблемный вопрос мы обозначим на уроке? Д: Как жить в мире (в обществе) людей? У: Постараемся найти ответ. У: Прослушаем фрагмент диалога отца и сына (чтение по ролям). (Слайд №2) −Пап! — сказал Илюша. — Мне тут приятель много интересного про охоту на медведя рассказывал. Можно нам будет вступить в «Общество охотников»? −И не жалко тебе будет зверушек убивать? — спросил папа. — Сейчас в интересах всего общества нужно оберегать живую природу. Лучше в «Общество защиты животных» запишитесь. −Я что-то совсем запутался в этих «обществах»! Ты говорил об одном обществе или о разных? −Ничего удивительного: слово одно, а смысл может быть разный.
У: Что же такое «общество»! (Слайд №3) Д: Группа людей с общими интересами. У: Назовите синонимы этого слова Д: Совокупность, круг людей, социум, объединение. У: Когда интересы и желания людей не совпадают или противоречат ДРУГ Другу» то … Д: Может возникнуть «конфликт». У: Синонимы… Д: Разногласие, столкновение. У: Как вы понимаете, что такое «компромисс»? Д: Попытка выслушать друг друга; сделать взаимные уступки; попробовать договориться. Синоним … соглашение.
У: Представьте, что вы пришли на концерт (звучит красивая музыка). Какие эмоции вы сейчас испытываете? Д: Положительные: радость, удовольствие, восхищение, восторг. (Слайд № 4) На слайде появляется надпись: «Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо». У: Представьте, что уже поздний вечер, вы устали, завтра вам рано вставать. Вдруг ваш сосед-музыкант начинает громко играть ту же самую музыку, что вы недавно слушали на концерте. Какие эмоции вы испытываете сейчас? Д: Отрицательные: раздражение, недовольство, возмущение, негодование. (Слайд № 5) На слайде появляется ещё одна надпись: «Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо». У: Посмотрите на экран. Какое противоречие вы заметили? Д: Музыка одна и та же, но поступок музыкантов мы расцениваем, то как хороший, то как плохой. У: Какую цель урока определяет это противоречие? Д: Оценка уже совершённых поступков и тех, которые только намереваются совершить. (Слайд №6). У: Что и кто помогает человеку оценивать их поступки? (Слайд №7) Д: Внутренний голос, другие люди. У: А какие понятия регулируют отношения людей в обществе. Совесть Правила поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.
Способность человека решать, что хорошо, а что плохо. Умение отделять добро от зла Мораль
Право
(Покажете стрелочками, какие определения соответствуют словам в рамочках).
У: Мы живём в обществе, в котором существуют определённые ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором — протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается. Пройти мимо бездомной собаки или накормить её. Навредить человеку или простить его. Человек делает выбор между добром и злом. Сейчас вы по группам напишите несколько важных правил поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Затем первая справившаяся группа читает свои правила, а остальные отмечают в своих записях знаком «+» те ответы, которые совпадают и озвучивают новые варианты. У: Правила, отмеченные «+» подтверждают, что существуют общие, принятые всем обществом правила поведения. У: Как называются общие, принятые всем обществом правила поведения? Д: Мораль (нравственные нормы поведения). У: Молодцы! Назовите синоним морали. Д: Нравственность. У: Назовите качества нравственного человека, который живёт в нашем обществе: добрый злой честный бессовестный добросовестный лживый трудолюбивый грубый вежливый безответственный справедливый жестокий внимательный У: Опираясь на написанное вами (10 правил и качества), попробуйте сформулировать одно, но самое важное правило. Д: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
Физкультурная пауза «Морские волны». (Слайд №8) Команда «Штиль» — все замирают. «Волны» — дети встают по очереди с интервалом в 2 сек., (сначала все сидящие за 1 -ми партами, далее за 2-ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши). Затем в таком же порядке садятся. «Шторм» — выполняют те же действия, но быстро, друг за другом. Опять команда «Штиль». У: Так, к сожалению, и в реальной жизни: то штиль, то шторм, и человеку необходимо балансировать, чтобы достойно разрешать в любые жизненные ситуаций, оставаться честным прежде всего перед самим собой. (Слайд №9)
У: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»? Золотая монета, золотая брошь, золотое правило (на доске). Д: Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении. У: Какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? Д: Мы говорим о правилах поведения среди людей, об их нравственном выборе. У: Исходя из ваших гипотез, как звучит тема сегодняшнего урока? Д: «Золотое правило нравственности». (Слайд №10) У: Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков. Текст №1 «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». (Слад №11) Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» (Слайд №12) Текст №3 «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Слайд №13) Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.
Самостоятельное чтение статьи по учебному пособию на стр. 42-43. У: По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометы: + «знаю» V «совершенно новая информация» ? «не понял» = «знал, но забыл» У: Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометы. У: Почему появилось золотое правило? Д: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае. У: Чему учат эти правила? Д: Быть добрым. Творить добро в жизни. Д: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло. Д: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека. Д: Учат правильно жить. У: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности. (Слайд №14) У: Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм применения этого правила? Перечитайте последний абзац статьи. (Слайд №15) 1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие. 2. Каково будет мне, если со мной так поступят? 3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?
У: Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах, наедине с собой и т.д. У: Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Как люди выстраивают свои отношения? Игра «Какой Я?». (У детей рисунки человечков и цветные карандаши) У: Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый. У: Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный. У: Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков. А для того, чтобы красных кружочков было больше, нужно работать над собой, а именно:…
(Слайд №16). Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности. |