Урок предмета «Истоки».
Тема занятия: «Храм как образ Божественного мира».
8 класс.
Цель: раскрыть значение православного храма, как образа Божественного
мира.
Задачи:
— Дать представление о символическом значении православного храма,
как образа Божественного мира.
— Расширить знания детей о православном храме и его устроении.
— Формировать интерес к культуре, мотивацию к её изучению.
— Продолжать воспитывать у учащихся эстетическое восприятие
предметов и явлений культуры, уважение к прошлому народа,
любовь к Родине, бережное отношение к произведениям искусства.
Ход урока.
I. Присоединение.
— Мне очень приятно видеть ваши добрые глаза, чувствовать, что ваши добрые сердца подготовились к встрече с очередным увлекательным путешествием к нашим истокам.
Этапы урока:
I. Подготовительный этап.
— Ребята на прошлом занятии мы начали изучать раздел, истоки образа. Скажите пожалуйста, сколько миров окружает человека? (Издавна считалось, что нас окружает три мира – Божественный, природный и человеческий).
— А какой мир вы ещё не назвали? (Мир образов).
— Что включает в себя мир образов? (Его рождает творческая деятельность человека. В человеке заложена неистребимая потребность выявлять и осознавать окружающие его миры, пропускать их через свою душу и сердце).
— Как в человеческом творчестве может отражаться мир духовный, божественный? (Мир Божественный находится вне зрения человека, он не вмещается в человеческий разум, и лишь верующее сердце ощущает его).
II. Актуализация знаний.
— Ребята, сейчас вы слышите звон колоколов, вы обратили внимание на фотографии нашей выставки, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (О храмах).
III. Сообщение темы занятия (1 слайд). Храм как образ божественного мира.
-Сегодня на занятии речь пойдёт о храме. — Поднимите руку, кто посещал храм? — Что вы видели в храме, на что обращали своё внимание? — Ребята, а никто из вас не обратил внимание на строение храма, на его архитектуру?
— Ребята, откройте тетрадь, на странице 9, перед вами таблица, где представлены архитектурные части храма, в конце урока вы должны подобрать к каждой части храма соответствующий Библейский образ и то, что он отображает. Будьте внимательны.
IV. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа (рассказ учителя с использованием презентации).
— Храм – это место особенное, специально предназначенное для встречи с Богом каждого человека, место для совершения богослужения, место, где собираются верующие люди. С давних пор, как только Русь приняла веру православную, на русской земле стали строить храмы, при всём бесконечном разнообразии их фасадов и интерьеров в них есть одна общая для всех идея. Идея эта заключается в том, что каждый храм – это Церковь, а Церковь по христианскому учению, — это Царство Христово. (Слайд 2). Белая церковь.
Православный храм выделяется среди прочих строений своим внешним видом, привлекая взгляды людей особенными и прекрасными очертаниями и формами, которые напоминают людям о небесном среди земной суеты. (Слайд 3). Храм в улице.
Русские храмостроители сумели воплотить эту идею в особых (Слайд 4) Несколько фотографий. архитектурных образах (через планировку, форму, объёмы). Древние храмы имели четыре стены, строго сориентированные на четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Это не только напоминало о том, что Церковь вмещает в себя весь видимый земной мир, но и том, что она обращена ко всем народам. По Библейскому преданию, после всемирного потопа мир был разделён на четыре части между сыновьями праведника Ноя.
Особое значение в храмовой архитектуре придаётся восточной стене,
(Слайд 5). Восточная часть храма. так как по церковному воззрению Восток – «страна живых» и райского блаженства. Библия говорит, что рай был на востоке. Более того, именно на востоке восходит Солнце. И в христианских текстах Спаситель часто именуется «Солнцем правды, идущим с высоты востока». (Слайд 6). Спаситель в облаках. Поэтому к восточной стене храма пристраивался алтарь. И об алтаре нам расскажет Сыпко Виктория.
Доклад 1 ученик.
— В переводе на русский язык «алтарь» означает «высокий жертвенник». (Слайд 7). Алтар1. Именно в алтаре во время богослужения приносится бескровная жертва (священник маленьким копьём извлекает частицы из просфор и складывает их в Чашу). Именно алтарь возвышается над уровнем пола других частей храма. И, наконец, именно в алтарное окно проникает первый луч света (Слайд 8) Луч в окно. Самое важное место в алтаре – престол – особо освещённый (Слайд 9) Алтарь 2 четырёхугольный стол, на котором совершается Божественная Литургия и незримо присутствует Сам Бог. В центре алтаря, на престоле, хлеб и вино, находящиеся в Чаше (Слайд 10) чаша, превращаются в Тело и Кровь Спасителя и преподаются верующим во время причастия как источник бессмертия.
Алтарь – это ещё и образ рая. В центре рая находилось древо жизни, плоды которого давали жизнь вечную. (Слайд 11) древо. Сейчас о древе жизни напоминает изображение виноградной лозы, которая помещается на царских вратах, ведущих в алтарь. (Слайд 12) врата. Исследователями русского зодчества давно подмечено, что в древних храмах нередко эти врата называли не царскими, а райскими.
Учитель: Спасибо за сообщение. Вывод: Алтарь часть Церкви, который возвышается над уровнем пола других частей храма, в алтаре находится престол, на котором совершается Божественная Литургия и находится Чаша с Телом и Кровью Спасителя. Алтарь – это образ рая, где отражается жизнь вечная.
— Если Восток – это «страна живых» и место райского блаженства, то Запад – страна умирающего Солнца, обиталище мёртвых, область мрака и тьмы. (Слайд 13) Западная часть храма. Примечательно, что Голгофа – холм, (Слайд 14) Холм Голгофа на котором Христос – Спаситель принимал свою смерть, находилась в долине смерти, а сама долина была на западе Иерусалима и уходила потом пустынную даль к берегам Мёртвого моря (Слайд 15) Мёртвое море. Не удивительно, что возник обычай именно здесь, у западной стороны храма совершать захоронения. На самой стене нередко помещают изображения Страшного Суда и ада (Слайд 16).
Средина же храма есть область земного пространства, над которой распростёрся купол, символизирующий небо (Слайд 17). А как же отобразить то, что жизнь всех живущих и верующих держится, как на столпах, на Церкви? Творческое воображение церковных зодчих подсказало – нужно в образах представить всю историю Церкви.
Так возникла мысль о создании в церкви иконостаса (Слайд 18).
— Ребята, а как вы думаете, почему в православной традиции иконостас именуют богословием в образах? На этот вопрос нам даст Сыпко Вика.
Доклад 2 ученик.
Иконостас представляет всю библейскую историю человечества до и после прихода Христа в мир. В больших храмах, как правило, иконостас состоит из пяти рядов икон (ярусов) (Слайд 19) Пятирядный иконостас. Эти ярусы связаны в единое целое. Нижний ярус называется местным, потому что в нём есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, находятся царские врата. Стоя перед царскими вратами мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее – местную икону. Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божьей Матери, левее — другие иконы. Второй от низа ряд праздничный, он содержит изображения событий земной жизни Христа, ставшие основой главнейших праздников Церкви: Рождество Христово, Крещение, Преображение и др. Третий ряд, апостольский включает образы учеников Христа – апостолов первозванного Андрея, Петра, Павла, Иакова и др. Четвёртый ряд пророческий в нём расположены иконы пророков Ветхого Завета. Пятый ряд, самый верхний – праотеческий содержит лица самых отдалённых времён: Адам и Ева, праведник Ной с сыновьями и другие.
Учитель. Спасибо за сообщение. Вывод: Итак иконостас это — алтарная перегородка, на которой в образах представлена вся история Церкви, Божественное откровение и указание пути Спасителя.
— Ребята, на стенах храма изображены важнейшие события церковной истории (Слайд 19), а на четырёх столбах помещаются те (Слайд 20) представители Церкви, которые были её верными столпами, — апостолы, мученики, епископы, подвижники. В Библии сказано Духом Божиим: «Побеждающего сделаю столпом в Храме Бога Моего».
Над четырьмя столбами храма (Слайд 21), там, где по своей архитектурной форме они напоминали арку (в русском зодчестве это называется парусом), храмостроители помещали образы четырёх евангелистов – Марка, Луки, Матфея и Иоанна (Слайд 22).
Подумайте, почему в православном храме образы евангелистов помещены на «парусах»? (Потому что на парусах изображаются четыре евангелиста, распространивших Евангелие на четыре стороны света, а Евангелие, это и есть учение Христа ).
Доклад 3 ученик.
Венчал всё храмовое пространство образ Христа-Вседержителя (Слайд 23) Образ Христа Вседержителя, размещённый на внутренней полусфере купола. Важно, что снаружи над этим изображением возвышались шея и глава храма (в архитектуре это нередко именуют барабаном и куполом) (Слайд 24) Барабан и купол. И тогда весь храм чем-то напоминал человека: корпус храма – тело, барабан – шея, а купол – глава. Христос есть Глава Церкви – вот смысл этого архитектурного образа (слайд 25).
Учитель: Спасибо.
Конечно, ребята, храмовая архитектура весьма разнообразна, но в любом православном храме творческой силой верующего ума и сердца отражен образ Вселенной и ёё Творца.
V. Индивидуальный этап.
— Открываем тетради, работаем индивидуально.
VI. Работа в четвёрке.
(Слайд 26).
VII. Обсуждение в классе. Экспертная оценка.
— Ребята, подумайте, как творчество создателей храма отображает образы Божественного мира, как помогает постичь красоту мира горнего?
(Внутренний вид храма в целом своем составе являет образ горнего мира, куда устремляются взоры верующего. Образы Горнего мира отражены в иконописи, в архитектуре и убранстве Храмов, соборов, в рассказах и описании жития святых.
Но для создателей (начинателей) обязательно особое Божие откровение.)
— Как создатель храма становится творцом, способным отобразить Небесный, невидимый мир?
Христианский храм являет в мире образ Небесного Царства Божия, которое, существуя с начала времен, ожидает нас в будущей вечной жизни. Архитектура храма призвана показать нам этот образ, используя присущие ей средства художественной выразительности через символику пространственной композиции и синтез искусств.
VIII. Рефлексия.
— Как творчество иконописцев, создателей храмов раскрывает образы Божественного мира?
(Иконописец, должен строго придерживаться определённых правил (канонов), при создании образов. Искусство иконописца боговдохновенно. Бог – первый и главный учитель иконописца.)
— В чём вы видите красоту этих образов? Что помогло вам увидеть эту красоту?
— Что нового вы узнали для себя в ходе данного тренинга?
IX. Ресурсный круг. Ребята наше занятие подходит к концу и я бы его хотела завершить ресурсным кругом, при этом передавая вам образ Спасителя. Скажите:
— Что вы видите находясь в храме?
— Что вы слышите находясь в храме?
— Что вы чувствуете находясь в храме?
— Что вы видите, слышите и чувствуете, находясь в храме?
— Какие образы у вас возникают?
Храм Божий – небесный островок на грешной Земле.
Так много дорог разных самых
Раскинула жизнь предо мной…
Дорога, ведущая к храму,
Была незаметной тропой.
Ходила – бродила, устала,
Присела без сил на пенек.
Но меньше, к несчастью не стало
Прекрасных широких дорог.
Идти бы (да Бог с него – с верой!)
К высоким земным берегам,
Где слава, богатство, карьера –
Тобою воздвигнутый «храм»…
Траву у широкой дороги
Слегка подкосил ветерок…
И сами вдруг выбрали ноги
Одну среди сотен дорог
И двинулись к цели упрямо
Теперь уж с пути не свернуть…
Дорога, ведущая к храму –
Единственно правильный путь.
(Слайд 27).
Экспертная оценка.
Библейский образ | Что образ отображает?
| |
Четыре стена храма | Мир, разделённый на четыре части между Ноем и его сыновьями | Церковь вмещает в себя земной мир и обращена ко всем народам |
Восточная стена храма | «Страна живых» и райского блаженства | Рай был на востоке |
Алтарь | Образ рая | Жизнь вечная
|
Иконостас | Библейская история человечества. Богословие в образах | В образах представлена вся история Церкви, Божественное откровение и указание пути спасения |
Западная стена храма | Область мрака и тьмы | Изображение страшного суда и ада |
Купол | Образ – Христа Вседержителя | Христов есть Глава Церкви
|
Столбы | Апостолы, мученики, епископы, подвижники | Жизнь всех живущих и верующих держится на столпах |