Тема урока «Христианские праздники и таинства»
Цель:
-формирование у учащихся первоначальных представление о роли и значении богослужения, церковных праздников и таинств, заключенных в них духовно – нравственных ценностей,
-развитие чувства сопричастности с русской культурой,
-воспитание уважительного отношения к культурным традициям страны
в течение урока школьники получают представление о значении богослужения, церковных праздников и таинств, знакомясь с наиболее важными из них Рождество, Крещение, Пасха. Основные термины и понятия, используемые во время урока, для описания таинств расширяют словарный запас школьников.
Планируемый результат:
-Познакомить детей с особенностями православных праздников и таинств
— Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей Родины
— Развивать коммуникативные навыки учащихся
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные понятия: христианский праздник, таинство, православие.
Межпредметные связи: история, литературное чтение.
Дополнительные ресурсы: презентация.
На этапе актуализации знаний проверка изученного материала осуществляется в режиме теста. Ученики самостоятельно сверяют свои ответы с правильными и оценивают уровень своей компетенции в данном вопросе. На этом этапе формируется рефлексивная составляющая такого важного новообразования младшего школьника, как умения учиться. Игровые формы и методы закрепления пройденного материала, многократное повторение в процессе взаимодействия с педагогом и сверстниками в форме «говорю», «слушаю», упражнение на узнавание предметов по существенным признакам , составление рассказа о храмах расположенных на территории района и города Казани. Всё это способствует развитию мышления, восприятия, речи и воображения детей младшего школьника.
Урок носит обобщающий характер, в христианских праздниках и таинствах описывается вся история христианства и все ее, наиболее значимые ценности.
Работают с учебниками. Могут прочитать информацию с книги и подвести своеобразный итог.
Работа в группах это эффективная форма организации учебной деятельности. Целью , которой является формирование умения и эффективно взаимодействовать, принимать со сверстниками сохранять и реализовать новые цели деятельности. Знакомство школьников с христианскими праздниками, является основой формирования толерантности как неотъемлемой части российской гражданской идентичности. На этом этапе урока ученики знакомятся с понятием о новом и старом стилях времени исчисления. Формирование самостоятельности в изучении нового материала организовано на основе работы с книгой, в процессе последующего обсуждения нового материала в группах Выражая свое понимание прочитанного младшие школьники предпринимают попытку преодолеть зону своего развития Что работает на удовлетворение одной из основных возрастных потребностей младшего школьника в потребности роста над собой.
Визуализация нового материала обеспечивается демонстрацией соответствующих иллюстраций при помощи цифрового оборудования, работа в группе, активное слушание, просмотр презентации, игра «собеседник». Эти формы организации деятельности младших школьников на уроке, обеспечивают равное участие детей в ходе урока в процессе коллективной деятельности. Возможность активно участвовать в работе малой группы, способствует формированию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста. Выделение различий христианских праздников основывается на основе формирования представлений о подвижных и неподвижных праздниках. Впоследствии ученики узнают, что такое дифференциация религиозных праздников присуща и другим религиям.
Разговор о роли специальных обрядов, таинств в жизни христиан построен с опорой на знании школьников полученных в результате самостоятельной работе с учебником, с обращение к обучающимся с вопросом. Как вы понимаете смысл этого слова? Учитель запускает мыслительные процессы и мотивирует школьников к анализу прочитанного. С точки зрения возрастного развития подобная беседа способствует развитию высших психических функций: памяти, мышления, речи, воображения.
Формирование способности младшего школьника к рефлексии происходит на этапе обобщения материала урока.
Домашнее задание носит творческий характер и предполагает совместную работу с родителями или старшими родственниками. На этом этапе учитель разъясняет цели и требования следующего урока.
Тема урока «Христианские праздники и таинства»
Цель:
-формирование у учащихся первоначальных представление о роли и значении богослужения, церковных праздников и таинств, заключенных в них духовно – нравственных ценностей,
-развитие чувства сопричастности с русской культурой,
-воспитание уважительного отношения к культурным традициям страны
Планируемый результат:
-Познакомить детей с особенностями православных праздников и таинств
— Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей Родины
— Развивать коммуникативные навыки учащихся
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные понятия: христианский праздник, таинство, православие.
Межпредметные связи: история, литературное чтение.
Дополнительные ресурсы: презентация.
Ход урока.
I Орг. момент и самоопределение к деятельности.
II.Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами говорили о православном храме. Что же вы запомнили с нашего прошлого урока? Я вам приготовила тесты. Возьмите со стола тест и ответьте на вопросы. На выполнение задания даю вам 1 минуту. Выполнение теста.
Тест
1. Православный храм строится в виде
-креста
-круга
-восьмиугольника
—все ответы правильные
Крест это символ христианства, круг символ вечности, восьмиугольник символ Вифлеемской звезды . У кого так поднимите руки. Молодцы.
2. Купола православных церквей по цвету бывают
— золотистые
-синие со звёздами
-зелёные
— все ответы правильные .
У кого так поднимите руки. Молодцы.
3. Вход в храм обращен
— на запад
— на восток
— на север
— на юг
Молодцы справились с задание. Теперь поработаем парами, то есть с соседом по плечу.
Соедините, пожалуйста, картинками со словами подсказками. Советуемся , работаем. Соединили, проверяем.
А теперь соедините слова с понятиями – определениями. Работаем соединяем. Проверяем. Молодцы.
Домашнее задание у вас было найти описание храма, церкви, которые находятся в Пестречинском районе или в городе Казани. Поделитесь своей информацией о той церкви, о которой вы нашли сообщение Чтение сообщения друг другу.
Вот вы рассказали свою информацию и услышали информацию соседа. Сейчас я хочу послушать нескольких ребят из каждой группы.
Чтение докладов каждой группы.
III.Актуализация опорных знаний.
Ребята, как вы поняли, храм, по представлению христиан — это главное место, где люди могут общаться с Богом. В храме регулярно проводят богослужения.
-А что понимается под Богослужением ?
Подумайте. Повернитесь к своему партнёру по плечу и подумайте, что такое богослужение. Дети общаются с соседом . Спасибо большое завершили работу. Что же вы понимаете под богослужением .Ответы детей.
Богослужение – это совокупность обрядов и культовых действий (молитва, песнопения, поклоны, поцелуи святых предметов). Важен и скрытый смысл назначения этих обрядов и культовых действий. Посредством их у верующих возникает чувство состоявшегося таинства общения с Богом, таким образом, богослужение выражает религиозную веру. Существует особый порядок богослужения, который связан с событиями земной жизни Иисуса Христа, например каждую пятницу в церкви вспоминают распятие Христа, а в субботу молятся за души умерших христиан.
В дни церковных торжеств, вспоминаются значимые религиозные события и чествуются наиболее почитаемые религиозные персонажи.
Мы с вами уже знаем, что в церкви все служит напоминанием. Рождение Христа является главным событием для всех верующих христиан.
После многодневного поста
Ждем, когда взойдёт звезда Христа
Всем желаем помнить день
Пусть двадцать столетий прошло
Как Христос всем людям помогал
Блага, как мы всем сейчас желал
О каком христианском празднике говорится в этом стихотворении. Обсудите это в группе. Работаю в группе.
Ответы детей .
IV. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о христианских праздниках и таинствах .
А какие христианские праздники вы знаете? Ответы детей В
В конце урока я хочу узнать ответ на вопрос: «Почему в христианстве возникли эти праздники?»
И сейчас мы с вами поговорим о христианском празднике Рождестве Христовом. Кто помнит, когда христиане отмечаем этот праздник? Ответы детей
V. Открытие нового знания.
Правильно, Рождество Христово отмечается 7 января по новому стилю. На прошедших уроках мы с вами говорили о единой христианской церкви, которая в 1054 году распалась на Западную или католическую и Восточную православную. Так вот православная церковь отмечает Рождество христово 7 января по новому стилю, а католическая церковь 25 декабря по старому стилю.
Как вы помните, в этот день все жители России отдыхают. Этот праздник объявлен официально праздничным днем. Рождеству предшествует Рождественный пост. Ребята откройте учебник на странице 55 и узнайте, что такое рождественный пост и после этого вы должны обсудить прочитанное с соседом по плечу.
Дети читают учебник и обсуждают.
Что же вы узнали о рождественном посту. Ответы детей.
Рождественные службы и песнопения проводятся во всех православных храмах России. Служба начинается вечером, а заканчивается утром торжественной литургией.
С рождеством начинаются Святки (Святые дни) – зимние праздники, длящиеся 12 дней до крещения. Вечером под Рождество ходят колядники и поют песни о том, как родился Христос. Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. Иногда колядники носят с собой звезду в напоминание о той звезде.
Нынче Ангел нам спустился
И пропел: «Христос родился!»
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить
Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
Я — С Рождеством Христовым
Сейчас мы переходим к следующему православному празднику Крещение Господне. Который, у нас отмечается когда? Ответы детей. Правильно 19 января. В этот день Иисус Христос принял крещение в водах Иордана, Великое право крестить Иисуса выпало пророку Иоанну. После крещения Иисус вышел из воды и стал молиться отцу своему небесному. И в ответ на его молитву раскрылись небеса. Изумленный Иоанн Креститель увидел, как Святой Дух в виде голубя ниспускался на Иисуса, осеняя его своим светом. И раздался Голос с неба: «Сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Это Богоявление было откровением царства небесного, миру была явлена Святая Троица: Сын Божий, Бог Отец, Святой Дух
В этот день православные священники совершают особый обряд освещения воды. Часто это происходит у вырубленных во льду прорубей в форме креста. Существует также обычай купания верующих в проруби на Крещение. Как бы смывания с себя грехов.
Дрожит морозная округа
От звона всех колоколов,
И мы спешим, тесня друг друга,
На их призывный медный зов.
Сияет солнце после вьюги;
Обедня кончилась; народ,
Подняв иконы и хоругви,
К реке за батюшкой идет.
Нет, нам не холодно сегодня –
Крещенье празднуя Господне,
Не платим мы морозу дань!
А вот и прорубь – иордань.
Идет большое водосвятье,
И хоть вокруг снега и льды,
Здесь золоченое распятье
Крест-накрест чертит гладь воды.
И вот, невидимый народу,
Из синевы, что так чиста,
Нисходит Дух Святой на воду,
Как нисходил Он на Христа.
А где у нас в Кулаеве проходит крещение. Все в этот день набирают воду. Мы говорим святая вода, как бы очищенная Богом. Ответы детей.
Христиане также отмечают праздник Рождество Богородицы –Матери Иисуса Христа. Если в обычной жизни день рождения матери считается значимым праздником для любого человека. То для христиан очень важно то, что в этот день родилась женщина , которая подарила миру Спасителя. Празднуя этот день христиане верят , что они отмечают начало своего спасения.
7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы. По преданию в этот день к деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил её благую весть, что у неё родится сын Божий.
Следующий праздник самый главный праздник. Праздник над всеми праздниками. Пасха. Торжество из торжеств.
Колокольный перезвон
Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи…
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи.
Еще темно, но солнышко играет,
Играет всеми красками небес:
И радостно друг другу повторяем,
Христос воскрес!
Все: Воистину воскрес!
Почему этот праздник считается главным? Повернитесь к соседу и подумайте .Ответы детей.
Итог. Воскрешение Иисуса является главным в христианстве. Что вы знаете об этом празднике? Какие символы этого праздника. Дети отвечают. Поработайте в учебнике на странице 56. Может, что — то новое узнаете об этом празднике. Чтение детьми учебника.
Учитель рассказывает о традициях празднования пасхи. О том , почему красят яйца. На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он. Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору . Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка. Но когда Мария стала говорить императору о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел он закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.
Игра-хоровод «Катись, яичко».
Дети встают в большой просторный круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо — ребенку в противоположной части.
Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.
Дети поют:
«Катись, катись, яичко,
По нашему кружочку.
Найди, найди, яичко,
Для себя дружочка.»
С последними словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яички входящему, тот говорит:
«В кружочки, выходите
И вдвоем для нас спляшите.»
Музыка весёлая, пласовая.
Все хлопают. Дети пляшут по одному или в паре.
2. Чье дольше крутиться.
В христианстве много праздников. Есть праздники, которые посвящены святым, есть чудотворным иконам, среди которых особое место занимает икона Богоматери. Что касается праздников святых, то они многочисленны, особо почитаются православной церковью Николай Чудотворец, Илья Пророк, Георгию Победоносцу и другие. Праздники в христианстве делятся на подвижные и неподвижные. Подвижные праздники меняют свою дату, которая рассчитывается на основе специальных таблиц – пасхалий . С их помощью вычисляют день Пасхи, который приходится на весеннее месяцы апрель или начало мая. От даты Пасхи определяются дни и остальных подвижных праздников. Неподвижные праздники отмечаются каждый год в один и тот же день.
Важную роль в жизни христиан играют специальные обряды – таинства. Сейчас подумайте со своим партнёром по плечу –что такое таинство. Как вы это понимаете. Дети обсуждают. Завершили свою работу Как вы понимаете смысл слова Таинство. Затем отвечают.
Таинство –это наиболее важные священные действия, имеющие, как считают православные, Божественное происхождение, то есть учреждённые самим Иисусом Христом. Через них верующие получают благодать и силу для спасения. В православной церкви таинств семь. Мы с вами поговорим о всех, но сейчас откройте учебник на странице 61 и прочитайте о таинствах, которые описаны в учебнике, а потом мы поговорим о других таинствах. Чтение учебника детьми. О каких таинствах вы прочитали из книги. Опрос.
-Что символизирует обряд крещения? Обряд крещения символизирует начало новой , христианской жизни. Только после крещения человек считается христианином. После крещения ему одевается христианский крест.
Таинство покаяния, по другому исповедь. Человек приходит в храм и исповедуется, то есть кается священнику в совершённых им грехах, в нарушении Божиих заповедей. Раскаяние должно быть искренним, тогда человек может рассчитывать, что бог простит его грех.
Таинство венчания совершается над девушкой и юношей , которые вступают в брак, создавая при этом семью. Перед Богом и людьми они клянутся в верности друг другу, в знак чего обмениваются кольцами.
Таинство причастия завещал совершать апостолам ещё Иисус Христос во время Тайной вечери. Оно заключается во вкушении хлеба и вина верующими во время Божественной литургии – главного божественного богослужения. Христиане верят , что на литургии хлеб и вино превращаются в тело и кровь Иисуса.
Миропомазание – совершается после крещения (помазание ароматными маслами лба и других частей тела) .Дар святого духа для борьбы с грехом и для духовного роста.
Соборование –совершается над больным человеком. Священник призывает на него Божию благодать для исцеления.
Священство – в таинстве священства человек приобретает способность к власти совершать литургию, таинства, вести людей к богу.
Кто из вас знал обо всех таинствах, поднимите руки. Для кого некоторые таинства были незнакомы. Теперь вы знаете обо всех таинствах, проводящих в христианской церкви.
VI.Первичное закрепление.
Вспомните о том, что мы сегодня с вами говорили на уроке. О каких праздниках и таинствах поделитесь мнениями с соседом по плечу. Так завершили обсуждение. О чем вы узнали на уроке Опрос детей.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности
Какую задачу мы ставили?
С какими праздниками вы сегодня познакомились? Почему в христианстве возникли эти праздники?
Церковные праздники и таинства являются значимыми событиями в жизни верующих. Они приобщают их к миру высоких нравственных ценностей и напоминают верующим о необходимости следовать им.
Что запомнили? Мы с вами закончили блок христианство. Поговорили о возникновении христианства, о христианстве на Руси и России, узнали о православном храме. Сегодня говорили о христианских праздниках и таинствах.
Какой можно сделать вывод? У вас на парте лежит солнышко с грустным и весёлым выражение лица, поднимите его и покажите мне, с каким настроением вы уйдёте с урока.
VIII. Домашнее задание. Собрать материал по теме христианство, чтобы на следующем уроке мы могли поработать с интеллект – картой и выполнили проектную работу.