«Новоуральская СКОШ №59»
Конструкт урока по курсу
« Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Тема: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Выполнили:
Белоусова Юлия Геннадьевна
учитель начальных классов
Ужнева Наталья Николаевна
воспитатель
Новоуральск, 2012
Цель: Формирование представления о единства понятия «Милосердие» в
традиционных религиях.
Задачи:
Расширять представление детей о милосердии.
Развивать интерес к традиционным религиям.
Формировать понимание значимости милосердия для каждого человека.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют доброжелательность и отзывчивость к людям.
Предметные: понимание смысла понятий «Милосердие», «Взаимопомощь», «Забота о слабых»
Метапредметные: умение планировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Используемый учебный материал:
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений/Б.Х.Бражников, О.В.Воскресенский, А.В.Гольцер и другие; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой.- М: Просвещение, 2010.
Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.- М: Просвещение, 2010.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2010.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: электронное учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2010.
Педагогический инструментарий:
Виды деятельности:
Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа, работа в группах, подготовка к выполнению домашнего задания совместно с родителями.
Основные термины и понятия:
Милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.
УМК «Школа России»
Методы работы:
Словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельной работы.
Видео — и аудиоматериалы:
Презентация, созданная учителем — на уроке
Аудиозапись «Дорогою добра».
Видеоролик студии детской анимации «Да». Азбука человечности. «Милосердие»
Раздаточный материал:
Кубики к модулям
Лучики солнца
Лепестки ромашки
Пазлы с пословицами.
Организационно-технологический блок | Деятельность учителя | Деятельность учащихся
| |
1.Организационно-мотивационный. 3 мин. | Организовать деятельность учащихся на работу, создать положительный настрой на урок. Форма: фронтальная. Средства: наглядные, языковые. Результат: готовность к работе. Принцип: психологической готовности, комфортности.
| Организует детей на работу. Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя (звучит фонограмма песни «Дорогою добра»). — Добрый день! Сегодня я шла в класс с отличным настроением, потому, что светило солнышко и согревало меня своими лучами. Хочу поделиться с вами своим настроением! ( раздает лучики каждому ребенку). Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Положите лучики рядом на парту и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости, удачи.
| Включаются в учебную деятельность, эмоционально настраиваются на урок. (УУД комм., предм.) |
2.Создание проблемной ситуации, актуализация знаний. 10 мин. | Формы: фронтальная. Средства: наглядно-языковые. Результат: формулировка проблемы. Устный прием контроля.
Закрепление пройденного. Средства: языковые, предметные, иллюстрация, электронная презентация. Подход: системно-деятельностный. Форма: фронтальная Результат: знание понятий: милосердие, сострадание, взаимопомощь
| Предлагает прослушать историю «Продаются котята» (см. в Приложении). Работа с понятием «Милосердие».
— Как вы думаете, эта история может научить людей? Чему? — Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня мы будем говорить на уроке? (вывешивается на доске табличка со словом Милосердие) Слайд № — Что такое милосердие? К кому мы проявляем милосердие? Кому нужна наша забота? Как понимаете, что такое «взаимопомощь»? Слайд №
— С появлением милосердия, взаимопомощи, сострадания мы встречались в произведениях многих писателей. Вспомните и назовите произведения и героев, которые проявляли милосердие к другим? (демонстрация презентации) — Назовите профессии, которые ты считаешь милосердной? Почему? (демонстрация презентации)
| Осознают поставленную проблему, составляют план, последовательность действий. (УУД- регул., комм.)
Ответы детей.
Ответы детей.
(УУД — комм., позн., регул.)
Ответы детей.
Обсуждение и объяснение.
|
Физ.пауза 2 мин. | Задача: переключение внимания. Форма: фронтальная. Метод: словестно-наглядный. Результат: переключение внимания, смена видов деятельности.
| Разминка.
|
|
4.Открытие новых знаний. 10 мин. | Решение основополагающего вопроса. Средства: языковые, предметные, иллюстрация, электронная презентация. Подход: системно-деятельностный. Форма: работа в группах, работа с учебником. Результат: решение учебной проблемы.
| Предлагает работу по группам для нахождения информации в учебнике о понятии « Милосердие» в Иудаизме, Исламе, Христианстве, Буддизме. -В традиционных религиях говориться о том, что настоящий человек в современном обществе должен быть милосердным. — А теперь предлагаю обратиться к учебнику и найти, как традиционные религии учат человека быть милосердным, сострадать и помогать людям.
— Посмотрим, какие милосердные дела в разных мировых религиях вы нашли и написали на кубиках. ( выступления представителей групп и дополнение другими участниками). — Давайте сформулируем единое понимание, что такое Милосердие! — Что у нас получилось? (строительство «домика» из кубиков). — Правильно, мы построили дом! Мы разные, но милосердные дела и поступки нас объединяют! — Надо ли ждать вознаграждение за доброе дело? — Почему? (Милосердие – бескорыстное дело).
| Формирует единое понятие «Милосердие» в традиционных религиях.
(Работа в группах с текстом учебника). (УУД — комм., познав., регул.)
Строительство «домика» из кубиков.
Ответы детей. Анализируют и высказывают свое мнение.
|
5.Самостоятельное применение новых знаний. 5 мин.
Инструктаж по выполнению домашнего задания. 5 мин. | Задача: закрепление пройденного. Форма:фронтальная, групповая, обмен информацией между группами. Средства: ИКТ, наглядно-языковые, иллюстративные. Результат: выполнение задания. Контроль: устный. Принцип: включение в деятельность.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способа выполнения домашнего задания. | —Посмотрите мультфильм «Милосердие» и скажите после просмотра, в какой стране могла произойти эта история. — Составьте из карточек — пазлов пословицы и поговорки мудрецов разных религиозных взглядов. Объясните смысл данных пословиц и поговорок (раздает пословицы группам) «Не суди по силе рук, а суди по силе сердца»(ислам) «Настоящий воин тот, у кого есть милосердие» (Христианство) «Сострадание правит миром» (Буддизм) «Без милосердия невозможно жить в мире» (Иудаизм)
-Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться за других, готовность делать добро людям, заботиться о близких – играют важнейшую роль в жизни человека любой религии.
Запишите домашнее задание. Его вы будете делать по выбору. (Задания разноуровневые, списываются со слайда)
| Смотрят, анализируют, высказывают своё мнение Учащиеся в группе собирают пословицы и поговорки из пазлов. Каждая группа объясняет значение одной пословицы, своё понимание её. Представитель от группы делится информацией с другими группами.
Осмысливают и принимают домашнее задание.
|
6. Подведение итогов и рефлексия. 5 мин. | Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме. Форма: фронтальная. Результат: делают обобщение. Прием контроля: устный. Принцип: деятельностный.
| — В нашей стране живут люди разных культур и религий и что нас всех объединяет? Правильно, милосердие друг к другу, забота о ближних, сострадание! — Наш урок подходит к концу. Что вам понравилось на уроке? Что вы нового узнали?
— Те дети, кому урок понравился, было интересно понятно, прикрепляют свои лучики к солнышку.
| Подводят обобщение под руководством учителя. УУД – комм., личн., регул. |