Конспект урока на тему «Справедливость»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Урок по теме: «Справедливость»


Грачева Наталья Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 26»

г.Абакан, Республика Хакасия

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием «справедливость».

Задачи урока:

  • Обсудить с учащимися моральные правила справедливого человека.

  • Воспитывать стремление поступать по справедливости.

  • Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

  • Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Поставка темы и цели урока.

У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока. (Справедливость)

(три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске).

— И сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека.

3. Работа с понятием «справедливость». (Используется прием «Корзина идей»)

        • Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно)

  • А теперь поработайте в группах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?»

  • Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.)

  • Все ли согласны с этой информацией? (В том случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?» и к этим предположениям необходимо вернуться в конце урока и еще раз выяснить: правильные они или нет).

  1. Притча «Справедливость»

—   Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
   — Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
   — Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
   — Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
   При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
   — Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
   Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота — сбор нектара с цветов, у других — работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

  • В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).

  • А что значит быть справедливым?

  1. Работа с различными источниками информации.

  • Первая и вторая группа попытаются найти ответ на этот вопрос в толковых словарях, третья группа выберут из предложенных слов те, которые близкие по смыслу со слово «справедливость», а четвертая группа попытается найти ответ в электронной энциклопедии.

(каждая группа зачитывает свои ответы)

  • Какие пословицы и поговорки, связанные с понятием «справедливость» вы знаете?

  • Найдем эти пословицы в электронной энциклопедии.

(один из учеников работает с компьютером, находит пословицы, дети зачитывают, объясняют их смысл)

  • Сейчас составьте пословицы из их частей.

Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

Хлеб – соль кушай, а правду слушай.

Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

Правду что шило в мешке не утаишь.

4.Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры»

1) Чтение рассказа по ролям.

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

— Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.

— Девяносто пять. А тебе?

— А мне сто сорок. Знаешь, — говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

— А я, — говорит Стасик, — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

— А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.

— У! А я море мог переплыть!

— Подумаешь – море! Я океан переплывал!

— А я раньше летать умел!

— А ну, полети!

— Сейчас не могу: разучился.

— А я один раз купался в море, — говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

— Врёшь!

— Нет, правда!

— Почему же ты не умер?

— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

— Без головы?

— Конечно, без головы. Зачем мне голова?

— Как же ты шёл без головы?

— Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

— Почему же ты теперь с головой?

— Другая выросла.

«Ловко придумал!» — позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

— Ну, это что! – сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

— Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.

— Вовсе нет.

— Почему же ты теперь живой?

— Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:

— Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

— Знаю, знаю! – закричал Стасик. – Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

— Ничего подобного. Я не про это.

— Ну ладно. Ври дальше.

— Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку.

— Ха-ха-ха! Вот это враки!

— А вот и не враки!

— Как же ты мог раздавить автобус?

— Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.

— Ну, это не удивительно, — сказал Стасик. – А я раз на Луну летал.

— Эва, куда махнул! – засмеялся Мишутка.

— Не веришь? Честное слово!

— На чём же ты летал?

— На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

— Что же ты там на Луне видел?

— Ну, что…- засмеялся Стасик. – Что я там видел? Ничего не видел.

— Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. – А говорит, на Луну летал!

— Конечно, летал.

— Почему же ничего не видел?

— А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно…Летел, летел, а потом бряк о землю…ну и проснулся…

— А-а, — протянул Мишутка. – Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты – во сне.

Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

— Вот врут-то! И вам не стыдно?

— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

— Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!

— А ты думаешь, легко выдумывать!

— Чего проще!

— Ну, выдумай что-нибудь.

— Сейчас…- сказал Игорь.- Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

— Сейчас, — повторил Игорь.- Э-э-э… гм… кхм…э-э-э

— Ну, что ты всё «э» да «э»!

— Сейчас! Дайте подумать.

— Ну, думай, думай!

— Э-э-э, — снова сказал Игорь и посмотрел на небо.- Сейчас, сейчас…э-э-э…

— Ну чего же ты выдумываешь? Говорил – чего проще!

— Сейчас…Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

— Ну и что же ты тут выдумал? – спросил Стасик.

— Ничего. Как было, так и рассказал.

— А говорил – выдумывать мастер!

— Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

— Какая польза?

— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

— Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! – сказал Мишутка.

— А тебе что?

— Мне ничего. А вот ты этот, как это называется…Брехун! Вот!

— Сами вы брехуны!

— Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

— Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

— Купим порцию и разделим пополам, — предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

— Пойдём домой, говорит Мишутка, — разрежем ножом, чтоб было точно.

-Пойдём.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.

— Ты чего ревела? – спрашивает Мишутка.

— Меня мама гулять не пускала.

— За что?

— За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

— Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, — сказал Мишутка.

— И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, — пообещал Стасик.

— А вы разве не хотите сами?

— Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, — сказал Стасик.

— Давайте лучше это мороженое на троих разделим, — предложила Ира.

— Правильно! – сказал Стасик. – А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

— Вкусная штука! – сказал Мишутка. – Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

— Ну, ты и выдумываешь всё! – засмеялась Ира. – Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

— Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана…

2)Обсуждение ситуации в рассказе.

  • Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.

  • Справедливо ли мама наказала Иринку?

  • Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?

  • Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?

5.Вывод.

  • Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?

  • Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)

6.Заключение.

  • Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам. (Р. Киплинг, английский писатель):


Владей собой среди толпы смятенной.

Тебя клянущей за смятенье всех.

Верь сам в себя наперекор Вселенной

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив

Останься тих, когда твоё же слово

Калечит плут, чтоб удавить глупцов.

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен всё воссоздавать с основ.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!





5



Свежие документы:  Конспект урока «Классификация текстильных волокон. Определение направления долевой нити в ткани» 5 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: