РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Класс: 4
№ урока: 24
Тема: «Календари религий мира. Праздники в религиях мира»
Цель: Систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира.
Задачи:
— Закрепить знания обучающихся о многообразии праздников в религиях мира
— Расширить представление о праздниках в религиях мира
— Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира
Виды деятельности: беседа, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование:
учебник
мультимедийная презентация
аудиоаппаратура
иллюстративный материал
Ход урока:
Организация учебной деятельности. сл . 1
Приветствий. Здравствуйте ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости давайте их по приветствуем. Присаживайтесь.
2.Сообщение темы и цели
У: Ребята, вспомните пожалуйста тему нашего прошлого урока? О чем мы говорили? Тема сл.2
Д:Мы изучали тему «Праздники в религиях мира» рассмотрели какие праздники являются главными в каждой религии.
У: Россия – многонациональное государство, где проживают люди, принадлежащие к разным религиозным культурам. У представителей этих культур свои традиции, обряды, праздники, которым они следуют и которые соблюдают.
У: Какова цель нашего урока? сл. 3
Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания и оправимся в мир разнообразных и удивительных праздников.
3.Работа над темой урока.
Вопросно-ответная беседа.
— Ребята любите ли вы праздники?
— Какие самые любимые?
— Какие ассоциации возникают при слове праздник?
(радость, веселье, подарки, угощенья, отдых)
Что такое праздник? сл. 4
ПРАЗДНИК — нерабочий день, день радости, установленный в честь какого-либо события.( словарь (Ожегова).
4. Обобщение изученного. Сл 5,6
У: Проверка Д,з Ребята давайте в виде блиц – турнира вспомним известные нам мировые праздники и религию, к которой они принадлежат. Я называю праздник, а вы очень кратко, в устной форме объясняете его суть. За каждый правильный ответ, отвечающий ставит себе балл. По результатом будет объявлен самый эрудированный ученик в области религиозных праздников.
*Пейсах (праздник освобождения еврейского народа)
*Рождество (родился Иисус Христос)
*Суккот (праздник чистой радости во славу Создателя)
*Ураза-Байрам (праздник окончания поста)
*Пасха (Светлое Христово Воскресенье)
*Ханука (еврейский праздник свечей)
*Троица(праздник прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа)
*Сагаалган (Новый год в буддизме.)
* Вознесение (после Воскресенья своего в течение 40 дней Иисус Христос является ученикам. На 40 день от Пасхи он вознесся и сел по правую руку от Бога.)
* Шавоут (праздник дарования еврейскому народу Торы)
Подведение итогов , детьми.
5.Угадайте праздник по картинке сл. 7,8,9
Следующее задание такого характера ,учащимся на слайдах демонстрируются картинки праздников ( Курбан — байрам, Дончод, Мавлид). Им нужно угадать какой праздник представлен и назвать его главные особенности.
Вывод по 2 выполненным заданиям. ( В каждом празднике есть свои особенности)
6. Работа в группах.
Ребята сейчас вы поработаете в группах ( можно повторить правила работы в группе).Я хочу вам предложить выполнить несколько ответственных заданий.
— Дезинформация. Найди фактическую ошибку в тексте. Сл 10, 11, 12
«- Для вас на слайдах будут демонстрироваться текст, который может содержать фактическую ошибку. Необходимо в течение 6 мин найти ее и ответ аргументировать
После появления Благодатного Огня я всеми горящими свечами себе бороду жег, все волосы мои горели, а на теле появились ожоги 3 степени. (Благодатный огонь не обжигает).
Всевышний решил испытать веру Ибрахима — повелел принести в жертву Себе единственного сына. Ибрахим выполнил волю Всевышнего. Занес руку для принесения сына в жертву и убил его. (Всевышнему не нужно кровопролитие и человеческие жертвы, он хотел убедиться в готовности пожертвовать)
В дни Шавуот запрещен любая работа и не положено зажигать огонь. Поэтому евреи весь праздник голодают, живут без огня и электричества. (Нет. Заранее зажигают горелку и оставляют ее на все дни праздников ,в дни праздника принято употреблять в пищу молочные продукты, воздержаться от мяса).
Вывод: Ребята после выполнения сегодняшних заданий, я бы хотела вам зачитать следующие строки. Сл. 13
Для человека национальность —
и не заслуга,
и не вина.
Если в стране
утверждают иначе,
значит,
несчастна эта страна.
(Слова Роберта Рождественского)
— О чем данные строки, о чем автор хотел ими сказать??
— Как это может быть связано с темой нашего урока??
У: Сегодня мы на уроке назвали суть каждого из праздников, особенности, ритуалы, обряды. И пришли к выводу, что мы должны быть веротерпимыми, уважать, понимать, ценить традиции других религиозных культур. Сл 13
Сопоставление : Сагаалган ( буддийский Новый год) __________ Новый год (Православие)
Песах (Иудаизм)___________ Пасха (Православие)
Дончод (Д.р Будды, и уход из земного мира)___Рождество Христово (Правосл).
Мавлид
7 Выступление родителей, «… Праздник в нашей семье». Сл 14
Ребята сегодня на уроке у нас присутствует старшее поколение, это ваши родители. Мы с удовольствием сейчас послушаем, как празднуются праздники в ваших семьях. Какие обряды соблюдаете, как готовитесь к предстоящим праздникам.
8. Итог урока. сл 15
В какой праздник на праздничном столе вы увидите и угоститесь?
*крашеными яйцами и куличом (Пасха)
*горькими травами, мацой, 4 бокалами вина (Пейсах)
*жертвенным барашком (Курбан –Байрам)
*белыми продуктами, бурсаки (Сагаалган)
Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Давайте сейчас каждый для себя определит с какой целью он прошел. Давайте вернемся к теме и цели нашего урока., и сделаем вывод.
9. Домашнее задание. сл 20
— Расскажи членам семьи и друзьям о понравившемся религиозном празднике.
— Найти пословицы и поговорки о праздниках!