МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №65″ г. Рязани
Учитель: Яшина Людмила Анатольевна
Курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы светской этики».
Тема урока: «Добро и зло».
Тип урока: комбинированный урок с мультимедийной поддержкой.
Цель: формирование этических и культурных ценностей у школьника.
Задачи:
Предметные:
формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету;
развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
развивать логическое мышление, воображение;
развивать творческие способности;
Воспитательные:
формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
формировать навыки доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;
воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты:
• умение различать понятия «добро» и «зло»;
• побуждение к добрым поступкам;
• составление правил доброты;
Формы : фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Оборудование:
Мультимедийная презентация.
Компьютер, проектор
Учебник «Основы светской этики», толковый словарь С.И.Ожегова
Ход урока
Организация деятельности учащихся.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.
— Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок и свои улыбки.
Проверка домашнего задания.
1. Как называется наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле?
2. Что означает слово «мораль»?
3. Что означает понятие «культура»?
Сообщение темы урока. Постановка цели урока.
— Прочитайте эпиграф на доске и попробуйте определить тему урока.
Эпиграф:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
В.О.Ключевский.
-Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить в ходе нашего урока?
— Молодцы!
Подготовка к изучению нового материала.
Тема нашего урока «Добро и зло».
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляли на протяжении всей жизни.
Баллада о Добре и зле (читает подготовленный ученик)
Однажды с добром встретилось зло,
Встречался со злом кто, тому не везло.
С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,
Умен, остроумен и просто удачлив.
И думало зло, что добру точно так же,
Ходить по Земле унижаться и даже
Не делать добра никогда никому,
Но тут вдруг добро прошептало ему:
«Ведь знаешь, что я не такое как ты,
Я жду веселья, а ты ждешь беды.
Я процветаю от детского смеха,
А бить, убивать, это разве потеха?
Откуда взялось ты вообще на Земле?»
А зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,
Наплевать, что с другими случится,
Я буду от горя людей веселиться,
Я буду молиться, чтоб кого-то убили,
Потом посижу, посмеюсь на могиле.
А так, как нас больше — я буду плеваться
На всех, кто захочет с тобою остаться!»
Добро от такого шатнулось немного:
«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,
Просить у него чьей-то смерти, ведь Он
Творец этой жизни – Примите Поклон».
«А мне наплевать на Него не боюсь я,
Его добрых чар, потому что мне грустно,
Когда кто-то делает только добро.
Пойду я» — «Иди, но запомни одно –
Нас больше и этим все решено!!!»
— С древних времен считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
— Как существует добро, так и зло, которое всегда желает помешать добру, навредить.
— Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя определил, что такое добро, а что зло.
Работа в группах.
— Как вы понимаете понятие «Добро»?
— Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый и др.)
— Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди? (ответы детей)
— Сейчас вы поработаете в группах
— Работая в группах вам необходимо найти определения добра и зла.
Группа 1. Работа с Толковым словарём.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло — нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Группа 2. Работа с учебником. Что такое добро?
Группа 3. Работа с учебником. Что такое зло?
Группа 4. Какая бывает доброта? Работа с текстом.
(Выступление одного из представителей группы.)
— Почему же добро всегда побеждает над злом? (ответы детей).
VI. Игра «Доскажи словечко».
– Давайте мы немного отдохнем.
– Я прочту вам несколько строк, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: … («добрый день!»)
Растает ледяная глыба
От слова доброго … («спасибо!»)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим: … («прости, пожалуйста!»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: … («спасибо!»)
– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.
VII. Физкультминутка.
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определите, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопните в ладоши, если злой — закроете лицо ладошками.
С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жанне его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(«Цветик – семицветик» В.Катаев.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.)
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль»)
Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Сказка «Морозко»)
Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросил.
Кого-то поймает и
Что-то попросит.
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала.
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)
— Молодцы!
— Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается.
— В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости. Как говорится: «Сказка-ложь, да в ней намёк -добрым молодцам урок».
Возьмите конверт, достаньте из него карточки и выберите то высказывание, которое считаете самым важным для себя. Объясните, почему вы выбрали именно это высказывание?
В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для других. (Лев Толстой)
Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других. (Лев Толстой)
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-Жак Руссо)
Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе. (Уильям Шекспир)
(комментарии детей)
— Добрый человек никогда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты.
VIII. Обобщение и рефлексия.
— Нам всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим. (эти правила повесить в классном уголке)
IX. Домашнее задание (по выбору)
а) Подбери пословицы и поговорки о добре и зле.
б) Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.
— Сегодняшний урок мне бы хотелось закончить песенкой о дружбе (слова Т. Калининой, музыка В. Бровко). Я попрошу вас всех встать в круг ( если класс большой образовать внутренний и внешний круг). Дети поют песню.