ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет ОРКиСЭ
Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о слабых.
Задачи урока:
личностные
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
метапредметные
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
предметные
• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;
• познакомить с духовными традициями народов России.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.
Формирование УУД:
— личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
— регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
— познавательные действия: уметь находить информацию в словарях и учебнике.
— коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.
Оборудование: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии; карточки для групповой работы; мультимедийный проектор; презентация; видео и аудио материалы.
Ход урока:
I. Организационный момент
Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете.
II. Актуализация знаний по теме урока. Сообщение темы с мотивирующим приемом
1) Мотивация
Звучит песня «Вера» стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой. (слайд 1)
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.
А. Дементьев
(слайд2)
-Всмотритесь в лицо.
-Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе?
-Запишите мысли на листе.
МИКС ПЭА ШЭА (Смешиваются под музыку, образовывают пару, обсуждают.)
(Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость).
(слайд 3)
-Что захотелось сделать?
— Со-чувствие, со-стадание, со-переживание.
Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека.
Что их объединяет?
(Приставка со-)
Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.
Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово (слайд3!) милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь предсказывает тебе: чужой беды не бывает! Совсем недавно этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
• Ребята, как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем уроке?
• Тема нашего занятия «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
(слайд4)
2) Коллективная работа над понятием темы «Милосердие, сострадание, взаимопомощь»
ФИНК -РАЙТ- РАУНД- РОБИН (обдумывают ответ , записывают и по очереди обсуждают ответ)
-Возьмите листочки №1-жёлтого цвета, №2-зелёного,№3 — синего,№4-оранжевого цвета. Подумайте и запишите ответ.
-Обсудите ответ в команде, начиная с № 1
• Что такое милосердие?
• К кому мы проявляем милосердие?
• Можно ли научиться милосердию?
• Как стать милосердным?
3) Работа с определением (работа в группах со словарем)
РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (Партнёры по плечу записывают ответ на одном листе)
• Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете лексическое значение слова «милосердие».
«Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.» (Большой энциклопедический словарь)
«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.)
«Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)
«Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению». (Энциклопедия социологии)
(Представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение слова) (слайд 5)
— Значит милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце.
— Ребята, к кому по-вашему мы должны относиться с милосердием? (К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе)
(слайд 6)
— Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
-Как мы к ним должны относиться?
(С состраданием)
III. Совместное «открытие» знаний
Милосердие в религиях
А теперь давайте узнаем, как разные религии учат милосердию.
(слайд7)
1) Христианство
(слайд8)
а) Работа с притчей.
Отрывок «Притча о Страшном суде» (слайд 9)
Господь Царь Славы сядет на престоле и соберутся пред Ним все народы земные. Мёртвые воскреснут и предстанут пред Судом Божиим. И отделит Господь добрых от злых, как пастух отделяет овец от козлов: добрых поставит Он по правую сторону, а злых — по левую.
Праведники, стоящие по правую сторону, услышат голос Царя: «Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть; Я жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники спросят Его: «Господи! Когда мы видели Тебя и помогли Тебе?» И Судия ответит им: «Когда в вашей жизни вы делали это одному из людей, меньших братьев Моих, то делали это Мне».
И праведники пойдут в жизнь вечную, а стоящие слева, то есть не делавшие добрых дел ближним, пойдут в муку вечную.
Эти слова Спасителя призывают нас любить Бога и ближнего. Но любить надо не на словах, а подтверждать свою любовь делом и всей жизнью. Только такая любовь поможет нам стать одесную Царя Славы и войти в Царствие Небесное.
• Как вы поняли смысл притчи?
СИНГЛ РАУНД РОБИН(проговаривают ответы по кругу )
(На последнем всеобщем Страшном суде все люди (даже христиане) будут судиться Богом только по их делам милосердия, или по отсутствию у них добрых дел).
Иисус Христос учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям всё, что имеют.
Иисус учил своих последователей, что всякий добрый или, наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращён к Богу.
б) Милостыня.
(слайд10)
Одно из дел милосердия – милостыня.
Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, остальное ты принес самому себе.
Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».
(слайд 11)
Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая подает «во имя Христова». Христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.
(слайд 12)
г) Обобщение по подтеме «Милосердие в христианстве»
— Как проявляется милосердие в христианстве?
ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН (обдумывают ответ , записывают и по очереди обсуждают ответ)
2) Ислам
(слайд13)
Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия.
Сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку Аллах тоже требует от мусульманина милосердия. Отсутствие милосердия в сердце – это беда и несчастье.
Милосердие мусульманина (обсуждение).
а) Милосердие мусульманина – это закят и милостыня.
(слайд 14)
• Что значит каждое из понятий?
• В чем их отличие?
(комментированное чтение)
Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований – это закят.
Закят – это материальная помощь ближнему. (слайд 15)
Каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия.
Вот хадис об этом.
Хади́с – изречение пророка Мухаммада. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка.
«Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню, каждый день с восхода солнца;
справедливо рассудить двух людей – милостыня;
доброе слово – это милостыня;
каждый шаг по направлению к мечети – это тоже милостыня».
Милостыня – необходимое ежегодное воздаяние состоятельных мусульман в конце месяца Рамадан в пользу бедных и нуждающихся. (слайд 15)
После завершения коллективной молитвы мусульмане отправляются на праздничную трапезу, в ходе которой принято угощать не только родных и близких, но и соседей, знакомых (независимо от вероисповедания).
«Быть мусульманином – значит заботиться о родителях, муже или жене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, у кого нет крова, одежды или еды. Все мироздание – это творение Бога. Поэтому мусульманин должен чувствовать свою ответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое существо».
б) Обобщение по подтеме «Милосердие в исламе»
ТАЙМД РАУНД РОБИН (каждый ученик по очереди проговаривает ответ)
— Как проявляется милосердие в исламе?
3) Буддизм
(слайд16)
а) Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам.
Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире.
Одним из примеров самоотверженности и милосердия в буддизме являются бодхисатвы.
Бодхисатва – «существо, стремящееся к просветлению».
Бодхисатвы отказываются от нирваны, чтобы спасать другие живые существа.
(слайд 17)
Богиня Милосердия – богиня Гуаньинь.
В буддизме Гуаньинь почитают как сострадательную спасительницу, бодхисатву милосердия.
(слайд 18)
Авалокитешвара (Владыка, Взирающий на Мир) – воплощение милосердия и сострадания в буддизме. Его часто изображают с одиннадцатью лицами.
Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на 10 частей.
Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы – девять мирных и одну гневную, для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой.
Каждая голова имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все сферы мироздания. Кроме того, у Авалокитешвары – тысяча рук, а в ладони каждой из них есть глаз. Благодаря этому он обладает даром всевидения и всегда готов прийти на помощь.
б) Обобщение по подтеме «Милосердие в буддизме»
СИНГЛ РАУНД РОБИН(проговаривают ответы по кругу)
— Как проявляется милосердие в буддизме?
4) Иудаизм (слайд 19)
Благотворительность – одно из основных предписаний иудаизма. Необходимо не забывать о нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь в виду нужды бедняков.
(слайд 20)
В праздник Пурим принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку («посылка яств») и давать деньги нуждающимся.
В еврейской общине создают кассу благотворительности.
а) Обобщение по подтеме «Милосердие в иудаизме»
• Как проявляется милосердие в иудаизме?
Вывод:
СИНГЛ РАУНД РОБИН(проговаривают ответы по кругу)
• Чему учат религии резных народов?
Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.
Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца!
(слайд 21-24)
Это наше время, наша жизнь, наша окружающая действительность. Она бывает жестокой и страшной.
В России на сегодняшний день около 700 тыс. детей сирот, более 2 миллионов детей и подростков абсолютно неграмотные. Многие люди живут в бедности, даже в нищете, не имеют работы. И очень много жестоких людей.
Как теперь жить? В страхе спрятаться дома?
(Ответы детей)
Мир всегда был жестоким, но и сейчас есть люди, которые не ожесточились.
Я хочу рассказать вам о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям.
(слайд 25)
(Движение сестер милосердия. Императрица Александра Федоровна. Мать Тереза. Красный крест).
Надо любить мир, все живое. Приносить свой вклад в дела милосердия.
Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как?
(Делать добрые дела и совершать добрые поступки).
В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?
IV. Рефлексия
• Над чем заставил задуматься этот урок?
• Что означают понятия «милосердие», «сострадание»?
• Ребята, перед вами сердечки (из бумаги красного цвета). Напишите на них слова напутствия, обращения к окружающим с призывом к милосердию. (Учащиеся пишут пожелания, примеры добрых дел и поступков).
V. Итог урока.
Из этих сердечек мы сделаем большое сердце – символ милосердия. (Учащиеся прикрепляют сердечки на доску).
По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
Спешите делать добро!
VI. Домашнее задание
В России в 1896 году было 3555 благотворительных фондов. Поработайте с информацией и узнайте о благотворительных фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются, кому помогают и есть ли такие в нашем городе.