Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Кааламская средняя общеобразовательная школа
Курс: «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВЛАДЕНИЯ СУДАРЫНИ-МАСЛЕНИЦЫ»
Автор проекта:
Маркевич Ирина Павловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Сортавала, п. Кааламо
2014 г.
Задачи урока:
Образовательная:
ознакомить учащихся с праздником “Масленица”, его обычаями и обрядами.
подготовить обучающихся к написанию сочинения, посвященного весеннему русскому празднику Масленица
Развивающие:
развитие творческого мышления обучающихся
развитие ассоциативного мышления обучающихся (создание образа, ассоциирующегося с определенным словом)
развитие таких общеучебных умений обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание по предложенному плану.
Воспитательные:
— воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.
— пробудить эмоциональное отношение к жизни.
— воспитание чувства прекрасного
— воспитание чувства уважения к нашей национальной культуре, национальным традициям
ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВЛАДЕНИЯ СУДАРЫНИ-МАСЛЕНИЦЫ.
Учитель: слайд №1
В. О. Ключевский сказал:
“Неизвестно каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он всё забудет и всему разучится, и должен будет всё начать сначала”
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается мы, знаем поверхностно.
К сожалению это очень плохо, что мы стали забывать многие традиции, обряды, праздники — без которых люди раньше не могли обходиться. Если бы мы могли окунутся в прошлое, тогда, когда ещё жили наши прабабушки и прадедушки, и посмотреть, как складывался их уклад жизни, их быт, их традиции — то это было бы и только интересно, но и возможно приобрело бы нравственно — поучительный оттенок в наших глазах.
Сегодня я хотела бы познакомить вас с праздником, который считается одним из самых весёлых.
Что за праздник к нам идёт раннею весною?
Сколько радостей несёт он всегда с собою!
Ледяные горы ждут, и снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут, смех не умолкает.
Дома аромат блинов праздничный чудесный,
На блины друзей зовём, будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдёт Сырная седмица,
А за ней – Великий пост, время, чтоб молиться.
— это Масленица. Слайд №2
— Ребята, как вы думаете, почему праздник получил такое название?
Готовили впрок масло, сметану, сыр, мясо, чтобы достойно встретить праздник.
— А откуда он взялся?
Это древне языческий праздник с 16 века, он узаконен церковью, как христианский.
— Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом масленица?
(Блины, игры, праздник, веселье, гулянье, катание на лошадях, звон бубенцов, расписные сани)
-А на какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
(Что провожает масленица? Что встречает масленица? Что является символом масленицы? Почему на масленицу пекут именно блины? Сколько дней длится масленица? Как называются эти дни? Какие забавы были на масленицу?)
Если спросить у любого прохожего, что такое “Масленица”, каждый, наверное, ответит – это блины. Так оно и есть. Главное место в Масленице играли — блины (символ солнца, а солнце — это тепло, свет, радость, добро, урожай). Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений.
Я уверена, вы знакомы с этим праздником.
Но знаний никогда не бывает много, и они никогда не бывают лишними!
И сегодня на уроке нашей задачей будет познакомиться с этим праздником так, чтобы у вас СОЗДАЛСЯ ЕГО ОБРАЗ, о котором вы напишете в домашнем сочинении «Скоро Масленицы звонкой закипит весёлый пир…» Именно так сказал о Масленице русский поэт XIX века Пётр Андреевич Вяземский.
А помогут нам в этом ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА. И я уверена, что к концу урока у каждого из вас возникнет тот ОБРАЗ праздника, о котором вы напишете.
Но для этого все мы должны хорошо поработать.
Я для вас подготовила иллюстративный материал, а вашей задачей будет его прокомментировать, но так, чтобы у нас получилось яркое, эмоциональное представление, своеобразное ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВЛАДЕНИЯ СУДАРЫНИ-МАСЛЕНИЦЫ.
Заранее вы объединились в три группы. Итак, каждая группа сейчас представит нам своё выступление. В этом вам помогут ИНСТРУКЦИИ, которые лежат на ваших столах.
Первая группа познакомит нас с тем, как отмечался на Руси праздник Масленица.
Вторая группа поведает нам, как называются масленичные дни.
Третья группа проведёт небольшую экскурсию в картинную галерею.
Я уверена, что вы великолепно справитесь со своими заданиями.
Я в это время буду выполнять роль консультанта.
Учитель:
Итак, вперёд во владения Сударыни-Масленицы!
Выступление 1 группы
«СУДАРЫНЯ-МАСЛЕНИЦА»
Ученик: слайд №3
Из далёких времён пришла к нам сударыня-масленица. Корни этого праздника уходят к нашим предкам славянам. У древних славян это был недельный праздник проводов зимы. В народе любили его и величали ласково: «честная масленица», «весёлая», «касаточка», «боярыня». Православной Церковью Масленица была принята как религиозный праздник и получила название сырной, или мясопустной недели. Масленицу отмечают перед великим постом за восемь недель до Пасхи – и непременно с блинами, снежками, горками, кострами, катанием на лошадях.
Учитель: слайд №4
Действительно, масленица старинный русский праздник. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила своё название от того, что в этот период времени разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В православном церковном календаре этот период называется Сырной седмицей.
Ученик: слайд №5
В центре праздника находилась Масленица – фигура, кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, обували на ноги лапти, катали на санях, пели песни. В старину в этих народных гуляньях не принимали участие только старики да младенцы.
Масленицу и в наше время отмечают по всей России.
Входит Масленица.
Учитель:
Здравствуй Масленица, праздник проводов зимы холодной, праздник встречи весны ясной! Ты надолго ль к нам пришла?
Масленица:
Здравствуйте люди добрые, а пришла я к вам на семь дней.
Учитель:
Наша Масленица дорогая ненадолго к нам пришла. Мы думали на семь недель, оказалось на семь дней. А мы знаем, как называются эти дни?
Выступление 2 группы
«Масленичная неделя»
Масленица: слайд №6
Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определяет, что делают в этот день и как празднуют его.
Дети:
Понедельник – “Встреча”. Слайд №7
В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, “чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна”. Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим – поминать усопших.
Вторник – “Заигрыши”. Слайд №8
С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Ходили друг к другу в гости, причём по старшинству, молодые к более взрослым, приглядывали невест.
Среда – “Лакомка”. Слайд №9
В этот день тёщи угощали своих зятьёв. Сохранилось много шутливых поговорок на этот счёт: “Придёт зять – где сметаны взять”, “Нет чёрта в доме, пригласи зятя”.
“Широкий четверг”. Слайд №10
Все шли на гулянье. Катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели песни.
Учитель слайд №12 — №13
В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.
Пятница – “Тёщины вечёрки”. Слайд №14
В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. Причем вечером зять сам должен был пригласить тёщу в гости.
Суббота – “Золовкины посиделки”. Слайд №15
Молодая невестка приглашала в гости своих родных, а парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга.
“Прощёное воскресение” или “Заговенье”. Слайд №16
Масленица:
Масленичное воскресенье называется в народе «прощённым». Это день, когда люди просят друг друга:
Ученик:
«Прости меня, Христа ради, в чём я перед тобой виноват!»
Масленица:
И слышат в ответ:
Ученик:
«Прости и ты меня!»
Масленица:
Забываются все обиды, и русский народ с нетерпением ждёт прихода весны.
Учитель: Ребята, как вы думаете, за что надо просить прощение?
Очень важно научиться не только просить прощение, но и прощать.
Ученик:
Масленицу провожаем – весну встречаем!
Ученик:
Гостья погостилася – с зимушкой простилася.
Учитель: слайд №17 — №18
Традиционный обряд этого дня и окончания Масленицы — сжигание соломенного чучела, которое являлось символом уходящей зимы.
В последний день масленичной недели обычно чучело Масленицы, разорвав в клочья, зарывали в снег или сжигали, приговаривая:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Чтобы все метели разом улетели
Чтобы птички пели, травки зеленели
Небеса синели и колосья зрели
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Вот так заканчивалась шумная масленичная неделя.
Ученик: Прощай, Масленица!
Ученик: Прощай, красная!
Масленица: Масленица заканчивалась, наутро начинался Великий пост.
Учитель:
Давайте познакомимся с образом Масленицы в русской музыке.
РАБОТА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЬЕСЕ.
Учитель: Слайд №19
В 1875 году издатель петербургского музыкального журнала Бернар обратился к композитору Петру Ильичу Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес, связанных с определёнными месяцами. Композитору понравилась эта мысль, и он горячо принялся за сочинение.
Так в 1876 году появился цикл музыкальных миниатюр «Времена года», в котором Чайковский воспел красоту родной природы, выразил чувства и настроения человека. Пьеса, посвящённая февралю, называется «Февраль. Масленица».
(Для справки: МИНИАТЮРА – небольшое по объёму произведение.)
Прослушайте пьесу и составьте рассказ-впечатление, опираясь на вопросы:
Какому празднику посвящена пьеса?
Что, на ваш взгляд, хотел передать в музыке автор?
Какие картины вы представляете, слушая пьесу?
Какое настроение создаёт у слушателя музыка?
Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:
Слушая пьесу, представляешь …
Композитор сумел передать в пьесе …
Музыка Чайковского наполняет душу …
ПРАЗДНИЧНОЕ, СВЕТЛОЕ НАСТРОЕНИЕ, СЛЫШЕН ЗВОН БУБЕНЦОВ, УДАЛЬ И РАДОСТЬ ПРАЗДНИКА, КАРТИНЫ НАРОДНОГО ВЕСЕЛЬЯ.
Слайд №20
Ответы детей
Учитель:
И конечно же, этот праздник не мог не найти отклика у русских писателей, поэтов, художников.
Давайте познакомимся с ОБРАЗОМ МАСЛЕНИЦЫ в русском искусстве.
Итак, Масленица в русской живописи.
Выступление 3 группы
РАБОТА ПО КАРТИНЕ.
Ученик: слайд №21
Масленицу отражали в своих картинах художники – живописцы. Борис Михайлович Кустодиев – один из самых популярных художников конца XIX – начала XX века. Бытовой жанр был более всего любим художником. Ярмарки, балаганы, гулянья, счастливые люди – вот основные герои его картин.
В 1910-е/ 1920-е годы художник посвятил более восьми картин русской зиме и народному празднику Масленица.
Ученик: слайд №22
Перед нами великолепная картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленичное гулянье».
На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки.
Ученик:
Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси. Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный. Наверное, из-за этого к церкви на картине идут люди, которые предпочли отдохнуть душой в этом чудесном месте.
Ученик:
Глядя на картину, представляю себя, едущей в санях. Воздух пропах маслом и блинами. Стоит солнечный морозный день. Слышны говор, женский смех. Счастливые ребятишки катаются с горок. Художник использовал изумительную палитру красок: голубую, бирюзовую, красную, золотую.
Учитель:
Масленицу отмечают широко, и хотя теперь Масленица – рабочая неделя, согласитесь, как хорошо напечь блинов, собрать друзей, родных, вкусно поесть и простить тех, кто нас обидел, и покаяться перед теми, кого обидели мы, как в старое доброе время.
— А я знаю, что в Шотландии на Масленицу пекли «простые лепёшки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе.
В выпечке блинов принимают участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льёт на нее тесто, третий переворачивает блин…
2. Ученик: А я читал о том, что в одном английском городе уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11ч.45 мин. раздаётся звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Во время бега нужно не менее трёх раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду поцелуй звонаря.
Учитель:
И, конечно же, образ Масленицы встречается и на страницах произведений русских поэтов и писателей.
Везде разнообразною картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною народ, чему-то рад.
Какой-то тайной жаждою душа распалена,
И над душою каждого проносится весна…
Это красивое стихотворение Афанасия Фета называется «Масленица».
Но, пожалуй, самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель рубежа XIX — XX веков Иван Сергеевич Шмелёв, который в своём романе «Лето Господне» говорил о Масленице так: слайд № 23
«Масленица… Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по неё весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи…
Ну, что же, друзья, я думаю, что у нас с вами получился замечательный урок, на котором все вы великолепно поработали.
Давайте вернёмся в начало урока, какие ассоциации возникли у вас со словом масленица теперь?
И теперь написать сочинение-миниатюру «Скоро Масленицы звонкой закипит весёлый пир…» теперь для вас не составит большого труда. Я желаю вам творческих успехов.
— Подводя итог нашему занятию, я бы хотела услышать ваше мнение об уроке. Но вы выскажите его в рисунке. Нарисуйте на доске цветок: красный, жёлтый или синий. (на доске показана расшифровка каждого цвета)
побольше таких дел (красный цвет)
понравилось, но не всё (Жёлтый цвет)
напрасно потратил время (синий цвет)
Список литературы
Лаврентьева, Л. С. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор / Л. С. Лаврентьева, Ю. И. Смирнов. &‐ СПб.: Паритет, 2004. – С.285-289.
Миловский, А. С. «Не житьё, а Масленица!» // Миловский, А. С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. – М.: Дет. лит., 1987. – С. 174-190.
Некрылова, А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. – 2 изд., доп. — Л.: Искусство, 1988. – С. 16-20.
Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа. – 2 изд. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – С. 364-370.
Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Ч. 1. – М.: Сов. Россия, 1990. – С. 67-76. – (Библиотечка «В помощь клубному работнику»).
Санжарова, О. Масленица // Крестьянка. – 2010. — № 2. – С.30-33.
Юнина, А. Весёлые проводы // Будь здоров!. – 2002. — № 3. – С. 70-73.
Полонский, О. Гуляй – не хочу? Март // Смена. – 2000. — № 3. – С. 270-275.
Августин (Никитин), архимандрит Масленица // Нева. – 1998. — № 2. – С. 214-216.
Круглов, Ю. Весна! Весна красная! // Наука и жизнь. – 1992. — № 4. – С. 120-122.