Конспект урока по ОРКСЭ «Семейные традиции» 4 класс

План – конспект урока

Семейные традиции

  1. ФИО Фадеева Галина Ивановна

  2. Место работы ГБОУ СОШ села Кошки муниципального района Кошкинский

  3. Должность учитель начальных классов

  4. Предмет основы светской этики

  5. Класс 4

  6. Тема и номер урока в теме «Семейные традиции», № 1

  7. Базовый учебник М. Т. Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики».

Цель: расширить представления учащихся о семейных традициях – как основе прочности семьи.

Задачи:

  • обучающие — расширить представления детей о семейных традициях, формировать позитивный опыт семейных отношений,

  • развивающие — развивать интерес к истории своей семьи и умение анализировать семейные традиции с позиции нравственности;

  • воспитательные — воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.

Планируемые результаты

Предметные: расширение представлений о семейных традициях, развитие интереса к традициям своей семьи, формирование позитивного опыта семейных отношений.

Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье.

Познавательные: формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.

Тип урока: изучение нового.

Формы работы учащихся: работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.






Структура и ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Самоопределение к деятельности (3 мин)

  3. Актуализация знаний (10 мин)

  4. Постановка учебной задачи (3 мин)

  5. Открытие учащимися новых знаний (20 мин)

  6. Закрепление усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений (5 мин)

  7. Рефлексия (3 мин)





















Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент. (1 мин)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Проверяет готовность к уроку детей, высказывает добрые пожелания детям;

(Слайд) В природе есть солнце. Оно светит и всех одинаково любит и греет. Пусть же сегодня каждый его лучик проберется к нам в класс и принесет не только свет, нежность и ласку, но и уверенность в себе и в своих знаниях.

Контролируют и оценивают свою готовность к уроку, настраиваются на урок.

Личностные — самоконтроль, понимание необходимости учения;

1. Мотивационный (самоопределение к деятельности) 3 мин

Цель: мотивация к учебной деятельности;

1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную

Сегодня на уроке откроем для себя еще одну страницу, которая касается всех присутствующих. О чем пойдет речь, догадаетесь сами. Но сначала вспомним, как должны работать в группах?

Вспоминают правила работы в группах, самостоятельно выбирают старшего группы

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.


2. Актуализация знаний (10 мин)

Цель:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания.

(Слайд) Читает стихотворение, затем предлагает вопросы для повторения ранее изученного материала по теме «Семья».

Любят тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты внучка,

За, то, что ты сын,

За то, что ты дочка,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

— Что является опорой в жизни каждого человека?

— Что такое семья?

— Что такое род?

— Что такое родословная?

(включается презентация «Моя родословная»)

— Как вы понимаете значение слова «фамилия»?

— Кто назовет значение своей фамилии?

— Чем вы можете помочь своей семье?


Повторяют ранее усвоенный учебный материал, необходимый для восприятия новых знаний.













Ученик рассказывает о своей родословной.

Предметные: интерес к своей семье.

Личностные: ценить и принимать такие ценности, как «семья», развитие уважения к родителям, к семье.

Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Познавательные: находить нужную информацию.

3. Постановка учебной задачи (3 мин)

Цель: подведение учащихся к формулированию цели и задач урока. Составление плана работы.

Формирует представления учащихся о том, что нового они узнают на уроке.

(Слайд) Семьи все разные. А чем они еще отличаются друг от друга?

— Какую цель мы поставим перед собой?

— Что для этого должны сделать?

— Какой план работы составим?

Ученики пытаются определить тему и цель урока, составить план работы для достижения учебной цели.

Предположения обучающихся:

  1. Узнать, чем отличаются еще семьи друг от друга.

  2. Читать, слушать, анализировать, делать выводы.

  3. В конце урока оценить свою работу и работу одноклассника.

Личностные: освоение личного смысла учения.

Познавательные: выдвигают предположения о теме урока, слушают вопросы учителя.

Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся, принимают и сохраняют учебную цель.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать собеседника, составлять план действий, отстаивать свою точку зрения и договариваться с людьми иных позиций.

  1. «Открытие» учащимися новых знаний (20 мин)

Цель: углубить представления учащихся о семейных традициях.

Технология «Создание учебных ситуаций».

Организует работу по изучению нового материала. Для этого в каждой группе имеются конверты с заданиями. По мере озвучивания семейных традиций на слайде появляются их названия.

— У вас на столах лежат тексты. Прочитайте и подумайте: о чем они?

(Текст для 1 группы) Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.


И угощенье принесли

С гостеприимством достархана (по словарю — угощение, блюдо из различных восточных сластей)

В казане бешбармак кипит (бешбармак — название блюда состоящего из отваренного в бульоне мяса, сочней из пресного теста и тушеного или жареного лука).

Из мяса жирного барана.


Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.


И вот на блюде бешбармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится! (М. Курманалин)

(Традиция встречи гостя)

Текст для 2 группы

Отрывок из детского сочинения

Мы очень любим активный отдых, поездки на природу. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

(Традиция — совместный отдых)

Текст для 3 группы

Отрывок из детского сочинения

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам — мы любим всей семьёй. У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

(Традиция совместной уборки, распределение работы в семье, почему вы так думаете?)

Текст для 4 группы

Отрывок из детского сочинения

В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

(Традиция — забота друг о друг, почему вы так думаете?)

Текст для 5 группы.

Отрывок из детского сочинения

Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским Днём, Днём Защитника Отечества, Днём знаний и, конечно же, с Днём Рождения. Но особым днём для нас считается День Победы. В День Победы мы семьёй идём на парад, возлагаем цветы к Вечному огню, а вечером восхищаемся разноцветными переливами неба во время салюта.
К Восьмому марта мы с братом всегда дарим маме, бабушке и тёте багульник.

(Традиция — забота друг о друге)


— Что общего в этих текстах?

— Как вы думаете, что такое традиции семьи?

— Чем же отличаются семьи друг от друга?

— Какие традиции существуют в ваших семьях?

— Есть еще одна традиция, называется Родительское благословение (притчу о силе креста рассказывает заранее подготовленный ученик).

Для чего нужны семейные традиции?


Работают в группах: читают тексты, обсуждают материал, анализируют и приходят к выводу, что в тексте говорится о семейной традиции. При проверке называют семейную традицию, о которой говорилось, и доказывают словами из текста.













































Приходят к выводу, что семьи отличаются друг от друга традициями.

Дают понятие слову «традиция», называют традиции, которые существуют в их семьях.

Узнают о такой традиции, как родительское благословение, которая существует во многих семьях.

Предполагают, для чего в семьях существуют традиции, которые делают семьи прочными.



Предметный: интерес и уважение к своей семье, углубление знаний о семейных традициях.

Личностные: принятие общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Познавательные: умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности.

Регулятивные: осуществляют контроль и самоконтроль, оценивают правильность ответа собеседника, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: слушают, принимают на слух ответы обучающихся, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ, участвуют в работе группы, распределяют роли.































































Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 105 и прочитайте в группе, что такое традиция.

Ученик. Традиции семьи — это все то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передаётся из поколения в поколение.

Учитель. Какие семейные традиции вы знаете?

— Прочитаем, что сказано о семейных традициях в учебнике на стр. 105.

1 группа: стр 105 (1, 2 абзац, правило в рамке);

2 группа: стр 105 3 абзац и стр 106 — 2 строчки;

3 группа: стр 106

4 группа: стр 107 1,2 абзац;

5 группа: стр 107 (3 абзац)

Проверка (пересказ).

— Для чего нужны традиции в семье. Подтвердите словами из текста. (стр 105, 2 абзац).

Кто создает традиции в семье

— О каких традициях семьи вы узнали?


Дети в группах читают страницы учебника, готовятся к пересказу, делают вывод о прочитанном.

Физминутка

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и психоэмоциональная разрядка.

Проговаривает задание.

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.


— Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши.

— У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.

— Кто помогает дома близким, топните.

— У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх.

— Кто похож на папу? Присядьте
— Кто похож на маму? Наклон вперед
— Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко

— А кто богат родственниками, у кого их много, помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые.


Выполняют движения


Самостоятельная работа в группах


Цель:

каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что умеет, знает.


(Слайд) Предлагает задание для работы в группах, а затем организует проверку выполненных работ.

Творческая деятельность

Работа в группах. Каждая группа создает коллаж на определенную семейную традицию

Сейчас я предлагаю вам составить коллаж об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл в нем фото, рисунки о той традиции, о которой вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии, не забудьте, написать о какой традиции семьи вы составили коллаж.


Работа в группах. Каждая группа создает коллаж на определенную семейную традицию (на столах — полватмана, клей, по 5 — 6 рисунков о семье, 1 — 2 из которых, не относятся к семье)

При проверке дети называют семейную традицию и значение этой традиции для семьи.


Предметные: углубление знаний о семейных традициях.

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, выполнять различные роли в группе, понимать точку зрения другого.

Личностные: уважение к своей семье.


На доске вы видите несколько ваших рисунков на тему «Дом». А что самое главное в доме? (ответы детей)

Послушайте стихотворение.

А дом заставленный добром, – еще не дом.

И даже люстра над столом, – еще не дом.

И на окне с живым цветом – еще не дом.


Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом. Твоим теплом.


О каком же тепле идет речь? Что же это за истина, которая должна быть простой и понятной?

Конечно, — это любовь к Дому своему.

Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат?

— Как можно назвать эту традицию?


Дети предлагают свои варианты ответов, затем делают вывод, что любовь к своему дому, к своей семье — это тоже добрая семейная традиция, благодаря которой существует семья.


6. Закрепление усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений (5 мин)

Цель: закрепить, повторить имеющиеся знания.


(Слайд) Традиций много, в каждой семье они свои. Некоторые семейные традиции вы назвали, а что еще входит в традиции? Прочитайте ещё несколько традиция.

  • Любовь, взаимоуважение, дружба

  • Забота друг о друге

  • Совместный отдых

  • Гостеприимство

  • Совместные праздники

  • Совместные увлечения

  • Трудолюбие.

  • Исполнение семейных обязанностей.

  • Память о своих предках.

  • Уважение к старшим

Выберите ту традицию, которую для себя считаете главной, и напишите на сердечках, которые лежат у вас на столах.



Читают, анализируют, сравнивают и выбирают традицию, которая для них кажется главной.

На сердечках пишут традицию, которая им понравилась.


Личностные: нравственно-этическая ориентация, контроль результата своей деятельности.

Предметные: формирование позитивного опыта семейных отношений.

Познавательные: умение работать с текстом.

Коммуникативные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.


Проверка. Назовите, какую традицию вы посчитали главной для себя.

Эти маленькие сердечки подарите дома своим родителям.

При проверке ученики называют и объясняют, почему они выбрали такую традицию.


7. Рефлексия (3 мин)

Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности

Вернемся к плану нашей работы.

— Какую цель ставили в начале урока?

— О какой интересной странице семьи узнали?

— Что такое традиция? Для чего они нужны? Кто создает традиции семьи?

. (Слайд) Ответьте на вопросы:

  1. Было интересно (а)…

  2. Я понял (а), что…

  3. Урок дал мне для жизни…

  4. Мне захотелось…

А сейчас, ребята, я предлагаю каждому из вас оценить свою работу на уроке. Для этого вам нужно из набора цветных кружков выбрать по цвету тот, который соответствует вашему настроению.
Зелёный цвет
Я получил новые знания, показал свои. Понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. На уроке мне было комфортно.
Жёлтый цвет.
Урок в определенной степени был полезен для меня. Я сумел выполнить ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красный цвет.
На уроке я не всегда понимал, о чем идет речь. Мне это не очень нужно. На уроке мне было спокойно.
Посчитаем, что у нас получилось.
Больше всего карточек ………….. цвета.
значит урок состоялся

(Слайд, с фото семей учащихся класса)

1 Семья – это счастье, любовь и удача, 
2 Семья – это летом поездки на дачу. 
3 Семья – это праздник, семейные даты, 
4 Подарки, покупки, приятные траты. 
5 Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
6 Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
7 Семья – это труд, друг о друге забота, 
1 Семья – это много домашней работы. 
2 Семья – это важно! 
3 Семья – это сложно! 
4 Но счастливо жить одному невозможно! 
5 Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
6 Обиды, и ссоры подальше гоните, 
7 Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Хором: Какая хорошая Ваша семья!


— На этом мы заканчиваем урок.

Д/з стр 105 — 107, написать в тетрадях о традициях своей семьи.

Спасибо за работу.

Фиксируют материал, изученный на уроке. Приходят к выводу, что все семьи отличаются друг от друга традициями. Традиций много, но одна из главных традиций любой семьи- является любовь, верность и взаимопонимание между всеми членами семьи. Традиции сближают семью, делают ее прочной.















Оценивают свою работу на уроке.










Рассказывают стихотворение


Личностные: адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности;


Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности.






Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР




Название курса



Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)



Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Солнышко

Картинка

иллюстрация

https://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&img_url=http%3A%2F%2Fimg.babyblog.ru%2Fa%2F1%2F7%2Fa176e99533ae7d5794944e975ac886bc.gif&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=27&lr=51&rpt=simage


2

Оркестр Поля Мориа

Музыка, mp3

прослушивание музыки

http://muzofon.com/search/Оркестр%20Поля%20Мориа


3

Песня «Гимн семье»

Музыка, mp3

прослушивание музыки

https://mp3-life.com/song/45000/


4

Смайлик

Картинка

Иллюстрация

https://smayliki.ru/smilies-98.html



Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Циклы с параметрами" 7-9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: