Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» №1 г Когалым, Ханты — Мансийский автономный округ — Югра.
«Преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе»
Семья в исламе
Рахимкулова Флюза Фаниловна
учитель истории и обществознания
вторая квалификационная категория
стаж работы 20 лет
Когалым, 2014г.
Тема урока: Семья в исламе.
Цель урока: формирование представлений об обычаях, традициях мусульманской семьи, о роли семьи в жизни каждого человека.
Задачи урока:
1.Расширить и углубить знания учащихся о семье, семейных отношениях.
2.Познакомить с особенностями воспитания в мусульманской семье.
3.Развивать у учащихся навыки культуры диалога, дискуссии.
4.Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебники, пословицы, текст притчи и стихотворений.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Виды учебной деятельности:
словесный;
наглядный;
Форма: Беседа, диалог.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
Систематизировать и обобщать материал о семье, семейных отношениях, ценностях семьи.
Вести диалог, слушать, обобщать, делать выводы.
Пояснять, что важнее для создания счастливой семьи.
Знать:
Традиции исламской семьи, особенности воспитания в исламских семьях.
Обязанности мужа и жены в мусульманских семьях.
Ход урока.
Организационный момент, (парты на данном уроке расставлены полукругом)
Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть всех на сегодняшнем уроке, а теперь начну всех вас считать (дети стоят, я считаю). (Слайд 1)
Подготовка к восприятию нового материала.
Раз, два, три четыре
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка, мурка, два котенка.
Мой щенок, сверчок и я
Вот и вся моя семья. (Дети повторяют за мной хором)
Вот я вас всех сосчитала, ребята, присаживайтесь. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (Ответы детей). Правильно, сегодня мы с вами поговорим о семье.
Тема нашего урока: Семья в исламе. (Слайд 2) (Дети записывают тему урока в тетрадях) Ребята, а какие вопросы мы с вами должны изучить? Чтобы вам хотелось узнать? (Предварительные ответы детей: Как живут в мусульманских семьях? (Что такое семья? итд)
Наша с вами задача узнать о правах и обязанностях родителей и детей в мусульманской семье. Мы должны узнать, как воспитывают детей в мусульманских семьях, какие существуют традиции и обычаи. А вы, в конце урока мне скажете, что для вас значит семья?
Изучение нового материала.
Звучит песня «Радость моя» на фоне песни читаю стих, на экране слайд- шоу « Моя семья» (Слайд3).
Ветер стучится в стекло, Мне дороже всех наград.
Звезды дрожат за стеклом. Ярче горящих свечей,
В доме тепло и светло, Папы ласковый взгляд.
Вся семья за столом. Это наш дом, наша семья!
Мамы улыбка моей, Счастье мое, радость моя!
Ребята, действительно это счастье иметь семью. Семья занимает особое место в жизни каждого человека. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас всегда ждут, любят, и за все простят. Именно в семье мы делаем первые шаги, произносим самые первые слова, учимся любви, ответственности, доброте и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о самых близких людях.
Сегодня мы с вами поговорим о мусульманской семье. Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Мусульманские семьи, как правило, бывают большие. (Слайд 4)
Ребята, а ваши семьи какие? Кто входит в вашу семью? Давайте поговорим о ваших семьях. Сколько же Я в ваших семьях? Ведь семья это семь – Я. (Слайд 5)
Дети по очереди рассказывают о своей семье. (Было предварительное задание принести семейные фотографии)
Как мы с вами видим у вас действительно большие дружные семьи. Мусульманские семьи включают не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Ислам ставит семью во главу угла. Всевышний создатель предписал, строит семейные отношения на основе любви и взаимного согласия. (Слайд 6)
Работа с учебником стр. 60.
Ребята, давайте вместе подумаем: Какие качества нужны человеку, чтобы создать прочную семью? Если вы затрудняетесь, давайте заглянем в учебник стр.60 и вместе найдем ответ на этот вопрос. ( Дети по очереди высказываются) На доске записываю качества, которые они называют, например: доброта, красота, уважение, милосердие. Для создания прочной семьи важнее всего доброта и красота внутренняя. Не случайно у мусульман Кавказа родилась пословица: «Красота до вечера, доброта- до смерти». (Слайд 7)
А теперь ребята, всеми любимая физкультпауза Электронная физминутка. (Слайд8)
Молодцы ребята садитесь, отдохнули, продолжаем наш урок. Ребята, вы, наверное, слышали, иногда говорят, кто хозяин в доме? а как вы понимаете это выражение?
(Ответы детей) Да правильно это означает, кто главный в семье? А кто в ваших семьях главный? Конечно это ваши отцы. Чаще в мусульманской семье именно муж обеспечивает всех материально. Для того чтобы семья не нуждалась мужу приходится много работать. Но при этом нужно помочь по хозяйству и жене. И конечно уделить время детям.
Ребята, а чем занимаются ваши мамы? (ответы детей) Как видим, ваши мамы ведут домашнее хозяйство, готовят вам вкусную еду, создают уют в вашем доме. На долю матери выпадает большая часть забот по воспитанию детей. В исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Особо красноречиво роль и место матери в жизни человека описаны Пророком Мухаммедом. (Слайд 9) Один человек спросил пророка: «Кого я должен уважать в первую очередь?» Пророк ответил: «Мать». «А кого потом?», — спросил человек. «Мать»,- ответил Пророк. «А кого после нее?» «Мать». «А после этого?», — спросил человек. «Отца» (Хадис из Бухары и Муслим)
Об обязанностях родителей мы узнали, а как дети должны вести себя? Какие есть обязанности у детей? (ответы детей). Ребята, каждый из нас должен с почтением относиться к родителям, помогать им, уважать, их, беречь и любить. (Слайд 10)
О семье сложено много песен стихов, поговорок, пословиц. Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? (ответы детей)
Работа в группах.
А теперь мы с вами поработаем в группах, немного посоревнуемся. Сейчас я вам раздам слова, ваша задача составить пословицы, используя эти слова. Какая группа быстрее соберет пословицу? (слова написаны разноцветными буквами),
Например: 1 группа: Вся семья вместе, так и душа на месте. (Слайд11 пословицы появляются постепенно)
2 группа: Дерево держится корнями, а человек семьёй.
3 группа: В семье, где лад, счастье дорогу не забывает.
4 группа: В дружной семье и в холод тепло.
5 группа: Отца с матерью почитать — горя не знать.
Каждой группе нужно объяснить значение пословицы.
Рождение ребенка в мусульманской семье — большое счастье. (Слайд 13) Поэтому детям уделяется много внимания. В мусульманской семье детей учат заботиться о младших. Отношение детей к родителям основывается на почитании, уважении, признательности. Хорошее отношение к родителям рассматривается в исламе, как одно из главных достоинств человека. Ребята, вы должны с особым уважением относиться к вашим родителям.
Закрепление изученного: Чтение сказки «Возвращение счастья! (Слайд 14)
А теперь давайте прочитаем сказку на стр.61. «Возвращение счастья»
Вопросы:1. «Возвращение счастья» Почему сказка называется так?
2.Что выбрала невестка? (согласие), а почему? Где согласие там и счастье, покой радость в доме.
3. Какие качества нужны для создания прочной семьи?
4. Какие существуют традиции в мусульманских семьях?
Рефлексия:
Наш урок на этом заканчивается. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем уроке (ответы детей). (Слайд15)
Я узнал что:_____________________________________________
Мне было интересно:______________________________________
Для меня семья:___________________________________________
Молодцы! Я надеюсь, что вы все эти знания используете в будущем.
Я уверена, что вы пронесете через всю свою жизнь любовь к своим родителям.
Сегодня, придя домой, каждый пусть обнимет своих родителей и скажет им все теплые слова.
Домашнее задание.
Ребята запишите домашнее задание: Прочитать стр. 60-61, написать сочинение: «Моя семья» (Слайд 16) Я желаю всем вам здоровья, счастья хочу наш урок завершить следующими строками стихотворения: (звучит музыка, слайд17)
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года,
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
(Слайд 18) На этом наш урок подошёл к концу, всем вам спасибо.
Молодцы! До новых встреч.