Цели: показать значение семьи в жизни каждого гражданина,
выяснить, как традиционные религии относятся к семье.
Задачи: формировать уважительное отношение к родителям, окружающим,
способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности,
способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, электронное приложение к учебному пособию А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», учебное пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», видеоролик «Гимн семье», ватман для изображения эмблемы семьи, фломастеры.
Оформление: рисунки детей по теме «Семья»,
сочинения «Моя семья»,
пословицы и поговорки о семье,
высказывания великих людей о семье,
выставка семейных фотографий на тему «Моя семья»,
видеоролик «Гимн семье»,
медаль «За любовь и верность»,
стенд: “Заповеди семейной жизни”
Ход урока
I. Организация деятельности учащихся
II. Подготовка к изучению нового материала
1.Беседа с учащимися по вопросам
— У каждого человека есть свои ценности.
— А что вы понимаете под этим словом?
(запись ответов детей)
— Какая их этих ценностей на ваш взгляд самая важная? (семья)
2.Чтение стихотворения подготовленным учеником
Как появилось слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья — это маленькое государство, и держится оно на любви”.
Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.
3. Словарная работа
Этимология слова — Согласно Ляпунову сѣмья представляет собой собир. сѣмь, подобно братия.
Лексическое значение слова – группа живущих вместе близких родственников
Семья — самое главное в жизни для каждого человека
Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья!
Её основные признаки:
а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами,
б) совместное проживание в одном помещении,
в) общий совместный бюджет.
4. Презентация «Памятники семье
Памятник семье – это символ незыблемых ценностей, которые являются и будут являться фундаментом общества.
Венценосная семья
Памятник Семье Николая II, расположенный рядом с Храмом-на-Крови в Екатеринбурге.
Рядом со Свято-Феодоровским Кафедральным собором, стоит памятник семье работы скульптора Николая Филатова.
Двое взрослых — мама и папа, а рядом дети — старшая дочь, сынишка и младшенькая, плюс еще один малыш в утробе матери.
При взгляде на этот памятник почему-то вспоминается фраза из «Анны Карениной»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.»
Построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.
Варварское отношение к памятникам
В Ташкенте был снесен установленный возле дворца Дружбы народов памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и т.д. и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа.
Скульптурная композиция, запечатлевшая семью кузнеца Шамахмудова и называющаяся «Монумент Дружбы народов», была открыта 26 мая 1982 года (скульптор Д.Рябичев, архитекторы Л.Адамов, С.Адылов). Она простояла на этом месте почти 26 лет.
Так памятник выглядел в советское время
Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются покровителями семья и брака.
Они являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
Их память православная церковь празднует 8 июля. Но, к сожалению, еще далеко не все наши соотечественники знают об этом.
Икона Петра и Февронии Муромских.
Икона изображает святых муромских чудотворцев Петра и Февронию (в иночестве — Давида и Евфросинию).
2008 год. Указом Президента России объявлен Годом Семьи. Владимир Путин подчеркнул, что проведение Года Семьи «позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей»
В этот же год в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником — Днем семьи, любви и верности. В российских городах началась кампания по установке памятников Петру и Февронии. И, что логично, первый памятник появился в городе Петра и Февронии – в древнем Муроме.
Гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии находится в Свято-Троицком женском монастыре.
Ныне к мощам святых Петра и Февронии съезжается множество паломников со всех концов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Неисчислимы случаи благодатной помощи по молитвам святых. Православная Церковь почитает их как покровителей семьи. В монастырской летописи есть свидетельства о благополучных разрешениях семейных конфликтов и даровании бездетным супругам долгожданного ребенка.
С. Медведева у мощей свв. Петра и Февронии в Муроме, 04.07.2009.
В 2009 году впервые праздник в Муроме возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На торжествах присутствовала супруга президента РФ Светлана Медведева.
По традиции в этот день чествуются крепкие семейные пары, отметившие «серебряную» или «золотую» свадьбу. Эти семьи получают медаль «За любовь и верность».
(Показ медали)
А напутствием молодым семьям пусть будут слова: «Дай нам Бог сохранить семью. Семья — самое дорогое, самое ценное, что у нас есть. Будет счастлива семья – будет счастлива страна. В единении наша сила»
III. Изучение нового материала.
1.Запись в тетрадь темы урока.
Обсуждение темы урока с обучающимися:
— как вы понимаете тему урока?
— какую роль играет семья в вашей жизни?
Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже — Церковью. Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания.
В семье неизбежно реализуется закон, который по самому строю семейной жизни является законом и для Церкви и который зиждется на словах Христа Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» и на дополняющих их словах апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. То есть в основе семейных отношений – жертва одного ради другого. Такая любовь, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю. И это добровольное удаление себя из центра Вселенной есть непременное условие для полноценной жизни христианской семьи.
Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь.
Постановка цели:
— как традиционные религии относятся к семье.
2. Работа по учебнику — чтение текста (с.74 – 75).
— Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей?
3. Высказывания обучающихся.
4.Обобщение высказываний обучающихся. (интерактивный материал)[1]
Иудаизм
В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.
Христианство
Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благославляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
Буддизм
В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи — это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.
Ислам
Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».
— как вы понимаете это выражение?
Физкультминутка
IV.Закрепление (компьютер)
Тренажёр [1] — Выберите верный вариант
1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью»
2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым
3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать»
4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь
V.Контроль [2] (компьютер)
Укажите правильный ответ
1.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств
2.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адамом и Евой
3.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом
4.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.
VI.Работа в группах
— Представьте, что вы участники конкурса на лучшую эмблему семьи.
Изобразите её. Обоснуйте. (Показ подготовленного эскиза эмблемы)
Хорошая семья-это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.
VII.Итог урока.
— Почему в православии семью называют малой Церковью?
— Как должны жить люди в христианском браке?
— Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?
— В чём состоит значение брака в буддизме?
VIII Релаксация.
— Что самое интересное было в уроке?
— О чём вам захотелось рассказать друзьям?
IX. Видеоролик «Гимн семье».
X. Дом. Задание
(в рабочей тетради)
1 Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и д.р. «Основы религиозных культур и светской этики». (модуль «Основы мировых религиозных культур»).
1 Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и д.р. «Основы религиозных культур и светской этики». (модуль «Основы мировых религиозных культур»).
2 См. сноску №1.