Шелковникова Татьяна Георгиевна МБОУ «Баргузинская СОШ»
Тема урока: «Справедливость»
Цель урока: Формирование представлений о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям.
Задачи: Развивать самостоятельное мышление, умение добывать информацию из дополнительных источников.
Повысить интерес к предмету.
Воспитывать моральные, нравственные и уважительные качества по отношению друг к другу.
Оборудование: Тексты русских народных сказок, учебники, презентация.
Тип урока: усвоение новых знаний
Основные термины и понятия: справедливость, поступок, моральные правила
Ход урока:
Орг момент
Актуализация
(На Доске : Быть человеком …)
1-й ученик. Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?
2-й ученик. Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все, что захочет.
3-й ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека — быть умным. Умный человек сумеет избежать неприятностей, все точно рассчитает.
4-й ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.
5-й ученик. Я считаю, что главное в жизни — быть Человеком.
1-й ученик. Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Что – то я не понимаю?
2-й ученик А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб званье Человека заслужить?
Учитель –
Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек. И мы с вами на наших уроках и в разных жизненных ситуациях пытаемся в этом разобраться.
— Попробуйте уловить в данном стихотворении строки, которые помогут нам ответить на этот вопрос
Дети –
«Если»
О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг.
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь.
…И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, —
Земля – твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты – человек!
Проверка д/з
— Что такое моральный долг человека? (Это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм)
— Какие моральные обязанности есть у человека? (исполнять установленные в обществе моральные нормы, уважать других людей и их права, бескорыстная помощь другим людям, сдержать слово, давая обещание что-то сделать, благодарность и др.
— Из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки » назовите поступки, которые можно считать выполнением морального долга?
4. Введение в тему
— Сегодня мы продолжим тему морали, будем говорить об отношениях между людьми.
У вас на парте лежат карточки с буквами, составьте слово и вы узнаете тему нашего урока. (Справедливость)
— И сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека.
а)Как вы понимаете что такое справедливость?
б)От какого слова произошло это понятие?
— На доске записаны пословицы.
Прочтите их и объясните.
а)»Быть добрым очень легко, быть справедливым вот, что трудно» (В.Гюго)»
б)»Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней («Ж.Ж.Руссо)
— Что вы думаете по поводу высказывания этих великих людей?
5. Работа с учебником
— Откройте учебник на стр.28 Найдите определения и выпишите его в тетрадь.
— В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).
— А что значит быть справедливым?
— Вспомните и расскажите случаи из жизни когда с вами или вашими знакомыми поступили справедливо (несправедливо) объясните почему?
6. Работа в группах. Анализ ситуаций
Каждая группа должна подумать и написать, справедливо ли поступили родители в следующих ситуациях:
Мама не разрешила сыну идти на тренировку, потому что он не выучил уроки;
Мама отругала детей за обман, а папа пожалел их и угостил конфетами;
Старший ребенок в семье подрался с младшим, и родители наказали старшего;
7. — Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Объясните, почему вы так считаете.
8. Прослушивание сказки «Лиса и журавль»
Определите, можно ли финал сказки считать справедливым? Почему?
9. — Что значит поступать «по справедливости»?
— Когда вы смотрите на других людей, что в первую очередь бросается вам в глаза: их хорошие или плохие качества?
— В какой профессии справедливость самое необходимое качество?
Притча
ОЧКИ СУДЬИ
Жил-был когда-то мудрый судья, наводивший страх на всех воров и преступников. Дело в том, что судья обладал такими очками, при помощи которых он мог видеть насквозь всех людей. Как бы искусно ни врал обвиняемый, как бы ни старался он извернуться — стоило только судье взглянуть на него сквозь свои очки, чтобы узнать: стоит ли перед ним виновный или невинный. И когда он после того своим властным голосом говорил обвиняемому: «Полно притворяться, я знаю, что ты сделал, вижу, как терзает тебя совесть», преступник тотчас же падал духом и признавался в своей вине. Судья отправлял его после этого в тюрьму, чтоб он мог на досуге подумать о своих делах.
Откуда взялись такие удивительные очки — оставалось для всех тайной. Известно было только то, что очки принадлежали еще отцу, дедушке и прадеду судьи, которые также были судьями в том же городе. Рассказывали, что лет двести тому назад очки были подарены тогдашнему судье добрыми карликами, чтобы помочь ему открыть вора, выкравшего лучшие драгоценности из их сокровищницы в недрах земли.
Для воров не было ничего страшнее очков судьи, с их большими круглыми стеклами в черной роговой оправе. И вот однажды они собрались и стали совещаться о том, как им отделаться от очков. И они выкрали эти очки у судьи. Каждому из них пришла в голову мысль самому надеть чудесные очки, и в ту же минуту всё, что их окружает они увидели другими глазами. С помощью очков каждый увидел насквозь всех своих приятелей. Увидели, что все они друг другу завидуют. Первый увидел, что один даже задумал похитить у него десять талеров; он прочел в их сердцах, что все они лжецы и негодяи, что на совести у некоторых немало пролитой крови. И каждого охватил ужас перед прежними друзьями. В своих родных и близких увидели боль, страх, сочувствие, надежду и любовь. Больше они не друзья, все пошли по своей дороге, вернулись в семьи, не совершая плохих поступков, всегда оставаясь честными и трудолюбивыми и счастливо прожили с еще многие годы.
— Волшебные очки помогли ворам посмотреть на себя другими глазами. Были ли в вашей жизни случаи, когда что-либо помогло вам посмотреть на себя по-другому?
— Как вы думаете, с волшебными очками справедливости жить легче или труднее?
— Как вы думаете, смог бы судья работать без своих волшебных очков?
10. Игра «Очки справедливости»
Дети встают в круг. Один из них надевает очки и рассказывает о каком-либо справедливом поступке своего соседа по кругу. Затем очки надевает следующий по кругу, и игра продолжается. Перед началом игры попросите детей вспомнить все хорошее о своих одноклассниках. Если ребенок не может рассказать о справедливом поступке своего товарища, педагог и другие дети помогают ему. В конце игры очки справедливости может надеть педагог и, в свою очередь, сказать о каждом ребенке что-то хорошее и справедливое
11. Справедливая война М. Скребцова
У меня есть друг Антон,
Справедливый парень он.
Как-то раз он объявил:
«Я войну начать решил
С хулиганами двора,
Наказать их всех пора,
Кто со мною — собирайтесь
И скорей вооружайтесь!»
Я Антона поддержал,
Под его знамена встал,
Толстую схватил я палку —
Мне врага ничуть не жалко. —
Что за дикая игра?
Вас отшлепать всех пора!
Ишь, устроили войну,
Нарушают тишину, —
Дед мой крикнул из окна,
И закончилась война. —
Честь двора я защищал,
Дома деду я сказал.
— Смысла в вашей нет войне, —
Дедушка ответил мне.
Тот, кто драку выбирает
Справедливым не бывает!
Вопросы и задания:
Как вы думаете, может ли драка быть справедливой?
Как можно отстоять справедливость без драки?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вас кто-то обижал, и вы отвечали ему тем же? Как вы считаете, это справедливо или нет?
Считаете ли вы себя справедливым человеком, и почему?
Кто самый справедливый из ваших друзей, и почему?
12. Итог урока
— Так какими качествами должен обладать справедливый человек?
Рефлексия
СИНКВЕЙН «Справедливость»
Справедливость…
Честный, порядочный.
Оценивать, наказывать, награждать.
Уметь признавать правоту других!
Совершенная добродетель!
Справедливость
Чистая, верная,
Не лжёт, испытывает, обогащает
С нею ты в безопасности
МУДРОСТь добродетель
— Продолжите мысль. Быть человеком…….
(«Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек»
К.Г. Паустовский)
14. Д/з
Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Объясните, почему вы так считаете.