Конспект урока по ОРКСЭ «Справедливость» 4 класс

Шелковникова Татьяна Георгиевна МБОУ «Баргузинская СОШ»


Тема урока: «Справедливость»

Цель урока: Формирование представлений о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям.


Задачи: Развивать самостоятельное мышление, умение добывать информацию из дополнительных источников.

Повысить интерес к предмету.

Воспитывать моральные, нравственные и уважительные качества по отношению друг к другу.

Оборудование: Тексты русских народных сказок, учебники, презентация.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные термины и понятия: справедливость, поступок, моральные правила

Ход урока:

  1. Орг момент

  2. Актуализация

(На Доске : Быть человеком …)

1-й ученик. Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?

2-й ученик. Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все, что захочет.

3-й ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека — быть умным. Умный человек сумеет избежать неприятностей, все точно рассчитает.

4-й ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.

5-й ученик. Я считаю, что главное в жизни — быть Человеком.

1-й ученик. Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Что – то я не понимаю?

2-й ученик А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб званье Человека заслужить?

Учитель –

Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек. И мы с вами на наших уроках и в разных жизненных ситуациях пытаемся в этом разобраться.

Попробуйте уловить в данном стихотворении строки, которые помогут нам ответить на этот вопрос

Дети –

«Если»

О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг.


И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь.


И если можешь быть в толпе собою,

При короле с народом связь хранить

И, уважая мнение любое,

Главы перед молвою не клонить,


И если будешь мерить расстоянье

Секундами, пускаясь в дальний бег, —

Земля – твое, мой мальчик, достоянье!

И более того, ты – человек!


  1. Проверка д/з

— Что такое моральный долг человека? (Это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм)


— Какие моральные обязанности есть у человека? (исполнять установленные в обществе моральные нормы, уважать других людей и их права, бескорыстная помощь другим людям, сдержать слово, давая обещание что-то сделать, благодарность и др.



— Из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки » назовите поступки, которые можно считать выполнением морального долга?

4. Введение в тему

— Сегодня мы продолжим тему морали, будем говорить об отношениях между людьми.

У вас на парте лежат карточки с буквами, составьте слово и вы узнаете тему нашего урока. (Справедливость)


— И сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека.


а)Как вы понимаете что такое справедливость?

б)От какого слова произошло это понятие?


— На доске записаны пословицы.

Прочтите их и объясните.


а)»Быть добрым очень легко, быть справедливым вот, что трудно» (В.Гюго)»

б)»Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней («Ж.Ж.Руссо)

— Что вы думаете по поводу высказывания этих великих людей?


5. Работа с учебником

— Откройте учебник на стр.28 Найдите определения и выпишите его в тетрадь.

В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).

— А что значит быть справедливым?

Вспомните и расскажите случаи из жизни когда с вами или вашими знакомыми поступили справедливо (несправедливо) объясните почему?

6. Работа в группах. Анализ ситуаций

Каждая группа должна подумать и написать, справедливо ли поступили родители в следующих ситуациях:

  • Мама не разрешила сыну идти на тренировку, потому что он не выучил уроки;

  • Мама отругала детей за обман, а папа пожалел их и угостил конфетами;

  • Старший ребенок в семье подрался с младшим, и родители наказали старшего;


7. — Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Объясните, почему вы так считаете.


8. Прослушивание сказки «Лиса и журавль»

Определите, можно ли финал сказки считать справедливым? Почему?


9. — Что значит поступать «по справедливости»?

— Когда вы смотрите на других людей, что в первую очередь бросается вам в глаза: их хорошие или плохие качества?

— В какой профессии справедливость самое необходимое качество?

Притча

ОЧКИ СУДЬИ

Жил-был когда-то мудрый судья, наводивший страх на всех воров и преступников. Дело в том, что судья обладал такими очками, при помощи которых он мог видеть насквозь всех людей. Как бы искусно ни врал обвиняемый, как бы ни старался он извернуться — стоило только судье взглянуть на него сквозь свои очки, чтобы узнать: стоит ли перед ним виновный или невинный. И когда он после того своим властным голосом говорил обвиняемому: «Полно притворяться, я знаю, что ты сделал, вижу, как терзает тебя совесть», преступник тотчас же падал духом и признавался в своей вине. Судья отправлял его после этого в тюрьму, чтоб он мог на досуге подумать о своих делах.

Откуда взялись такие удивительные очки — оставалось для всех тайной. Известно было только то, что очки принадлежали еще отцу, дедушке и прадеду судьи, которые также были судьями в том же городе. Рассказывали, что лет двести тому назад очки были подарены тогдашнему судье добрыми карликами, чтобы помочь ему открыть вора, выкравшего лучшие драгоценности из их сокровищницы в недрах земли.

Для воров не было ничего страшнее очков судьи, с их большими круглыми стеклами в черной роговой оправе. И вот однажды они собрались и стали совещаться о том, как им отделаться от очков. И они выкрали эти очки у судьи. Каждому из них пришла в голову мысль самому надеть чудесные очки, и в ту же минуту всё, что их окружает они увидели другими глазами. С помощью очков каждый увидел насквозь всех своих приятелей. Увидели, что все они друг другу завидуют. Первый увидел, что один даже задумал похитить у него десять талеров; он прочел в их сердцах, что все они лжецы и негодяи, что на совести у некоторых немало пролитой крови. И каждого охватил ужас перед прежними друзьями. В своих родных и близких увидели боль, страх, сочувствие, надежду и любовь. Больше они не друзья, все пошли по своей дороге, вернулись в семьи, не совершая плохих поступков, всегда оставаясь честными и трудолюбивыми и счастливо прожили с еще многие годы.


Волшебные очки помогли ворам посмотреть на себя другими глазами. Были ли в вашей жизни случаи, когда что-либо помогло вам посмотреть на себя по-другому?

— Как вы думаете, с волшебными очками справедливости жить легче или труднее?

— Как вы думаете, смог бы судья работать без своих волшебных очков?


10. Игра «Очки справедливости»

Дети встают в круг. Один из них надевает очки и рассказывает о каком-либо справедливом поступке своего соседа по кругу. Затем очки надевает следующий по кругу, и игра продолжается. Перед началом игры попросите детей вспомнить все хорошее о своих одноклассниках. Если ребенок не может рассказать о справедливом поступке своего товарища, педагог и другие дети помогают ему. В конце игры очки справедливости может надеть педагог и, в свою очередь, сказать о каждом ребенке что-то хорошее и справедливое



11. Справедливая война М. Скребцова




У меня есть друг Антон,

Справедливый парень он.

Как-то раз он объявил:

«Я войну начать решил

С хулиганами двора,

Наказать их всех пора,

Кто со мною — собирайтесь

И скорей вооружайтесь!»


Я Антона поддержал,

Под его знамена встал,


Толстую схватил я палку —

Мне врага ничуть не жалко.

Что за дикая игра?

Вас отшлепать всех пора!

Ишь, устроили войну,

Нарушают тишину, —

Дед мой крикнул из окна,

И закончилась война.

Честь двора я защищал,

Дома деду я сказал.

Смысла в вашей нет войне, —

Дедушка ответил мне.

Тот, кто драку выбирает

Справедливым не бывает!



Вопросы и задания:

  • Как вы думаете, может ли драка быть справедливой?

  • Как можно отстоять справедливость без драки?

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вас кто-то обижал, и вы отвечали ему тем же? Как вы считаете, это справедливо или нет?

  • Считаете ли вы себя справедливым человеком, и почему?

  • Кто самый справедливый из ваших друзей, и почему?





12. Итог урока

— Так какими качествами должен обладать справедливый человек?

Рефлексия

СИНКВЕЙН «Справедливость»


Справедливость…

Честный, порядочный.

Оценивать, наказывать, награждать.

Уметь признавать правоту других!

Совершенная добродетель!


Справедливость
Чистая, верная,
Не лжёт, испытывает, обогащает
С нею ты в безопасности
МУДРОСТь добродетель





— Продолжите мысль. Быть человеком…….

(«Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек»

К.Г. Паустовский)

14. Д/з

Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Объясните, почему вы так считаете.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса по теме: "Справедливость"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: