Конспект урока по ОРКСЭ «Укрепление Киева. Строительство Золотых ворот с Благовещенской церковью»

Смыслова Татьяна Павловна

МОУ «Ракитянская средняя образовательная школа №1» Ракитянского района Белгородской области

учитель православной культуры и МХК


Тема урока: Укрепление Киева. Строительство Золотых ворот с Благовещенской церковью.


Цели урока. 

  • образовательная: формировать целостное представ­ление о расцвете Руси при Ярославе Мудром;

  • развивающая: развивать навыки и умения аргументации, личностных оценочных суждений, развивать интерес к предмету, формировать творческое и ответственное отношение к православному наследию, раз­вивать знания и умения интерпретации, анализа, сравнения, сопо­ставления различных толкований исторических фактов;

  • предметно-практическая: ввести учащихся в ситуацию оценки личностей Ярослава Мудрого, определить его вклад в развитие русского государства;

воспитательная: способствовать развитию нравственной оценки в формировании представлений о достоинст­ве и патриотизме русского народа, на примере князя Я.мудрого.

Оборудование: презентация, иллюстративный материал, тестовые задания,

Важные даты: 1019-1054 гг. — правление Ярослава Мудрого; 1037 г. – строительство храма Святой Софии; 1047 г

Основные понятия: оборонительная система, Благовещенская церковь, Золотые ворота.

Ход урока.

I. Оргмомент.


II. Повторение изученного материала.

На протяжении последних уроков, о правлении какого князя мы говорим?

Ответы учащихся. Слайд № 1. Правильно Ярослава Мудрого.

— Как представлен на иллюстрации Ярослав Мудрый? (святой). Почему?


На этот вопрос нам поможет ответить кроссворд.

Работа по кроссворду. Слайд № 2.

  1. Киевский собор, построенный в 1037 г. Какими мастерами? В честь какого события?

  2. Высший церковный руководитель епархии.

  3. Рукописная книга «Повесть временных лет» была.… О чем рассказывает нам летопись?

  4. Имя первого русского митрополита.

  5. Для просвещения Руси были переведены на славянский язык…

  6. Церковь, в которую Ярослав перенес кости своих братьев.

  7.  Живопись, выполненная по сырой штукатурке.



III. Изучение нового материала.


Мотивация и целевая установка. 

  •    Проблемное задание.

Слайд № 3. Учитель сообщает тему урока или учащиеся читают с экрана.

Вопрос: Почему период правления Ярослава называют расцветом Киевской Руси?

Ответ мы должны дать в конце урока.



Слайд № 4. 1. Отношение Ярослава Мудрого к православной вере.

По фрагменту «Повести временных лет».


Слайд № 5. План Древнего Киева.


Учащиеся выполняют познавательные задания презентации. Учитель проводит корректировку.


2.                  Оборонительная система Киева (работа с учебным пособием с.125-126).


— Что представляла собой оборонительная система?

Опишите конструкцию Золотых ворот.


3. Особенность внутренней политики (опережающее задание — выступление учащегося)


4. Расцвет Киевской Руси в правление Ярослава Мудрого

Работа в малых группах по схеме.

Храмостроительство

Просвещение

Руси

Канонизация братьев Бориса и Глеба

Укрепление Киева

  • Собор Святой Софии в Киеве




  • Создание школ

  • Мастерских по переписке книг

  • Книгохранилищ




Первые русские святые

Вал, ров

Ворота: Золотые

Софийские

Львовские

Лядские







Вывод: Время Ярослава — время просвещения, укрепления и расцвета Руси. Согласно летописи именно в правление Ярослава при монастырях развивается перепись книг, строительство школ и храмов. Возникают первые русские монастыри, сыгравшие большую роль в становлении русской книжности и лето­писания.


Закрепление материала.


Выполнение тестового опроса

1. Укажите, кто из князей:

1. Построил храм Святой Софии в Киеве;

2. Ввел христианство как государственную религию;

3. Убил Бориса и Глеба;

4. Организовал оборонительную систему Киева;

5. Начал составление свода законов.

2. Укажите, какой князь правил:


А. в 980-1015 гг. Б. в 1015-1054 гг.


Рефлексия



Использованная литература.

  • Ярослав Мудрый https://www.znat.narod.ru/content/kiev.htm

  • Икона https://science.compulenta.ru

  • Борис и Глеб

  • https://www.sedmitza.ru/text/694133.html

  • Собор Святой Софии

  • https://www.nemiga.info/kiev/sophia.htm



1 ученик. Фрагмент «Повести временных лет».

Ярослав совершил весьма важный шаг в ликвидации церковной зависимости от Византии, избрав в 1051 г. митрополитом не грека, а русского, — мона­ха Илариоиа. О заботах Ярослава относительно распространения христианства киев­ский летописец пишет следующее: «При нем вера христианская плодиться и расши­ряться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться».




2 ученик. Особенность внутренней политики Ярослава заключалась в укреплении основ единства русского общества в рамках единого государства. Пер­вое, что сделал великий князь, — укрепил систему управления страной. Этому способствовала во многом его активная поддержка церкви, пото­му что Ярослав хорошо понимал силу христианства. Он развивал церковное строительство, например, собора святой Софии.


Иларион помогал Ярославу в организации первых русских школ, церковных библиотек, переводческих центров при монастырях. Он принимал участие в составлении церковного Устава князя Ярослава Мудрого. Ему принадлежат сочинения: «Слово о законе и благодати».



3 ученик. Летопись о Ярославе. В год 1037. … И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, уче­ние принимая книжное.

























Результативность урока:

  • положительная мотивация на уроке, подбор учебной информации из различных источников

  • повышения уровня наглядности на уроке

  • повышение производительности на уроке

  • развитие познавательного интереса учащихся и умение оперировать полученными знаниями


Особенности урока.

Изучение нового материала осуществлялось в ходе выполнения познавательных заданий презентации. Большую часть новой информации излагают сами ученики с помощью текстов и изображений презентации. Важно, что продумано, к кому из школьников будут адресованы те или иные задания.

Задания на воспроизведение  текста и описание были даны слабым ученикам, проблемные вопросы — средним, выводы предлагалось делать сильным. Например, при работе с документом задание найти незнакомые слова может быть адресовано слабому ученику, сформулировать главную мысль статьи – ученику базового уровня, а оценить значение введения законов – сильным. 



Свежие документы:  Конспект урока по Геометрии "Треугольники"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: