Смыслова Татьяна Павловна
МОУ «Ракитянская средняя образовательная школа №1» Ракитянского района Белгородской области
учитель православной культуры и МХК
Тема урока: Укрепление Киева. Строительство Золотых ворот с Благовещенской церковью.
Цели урока.
образовательная: формировать целостное представление о расцвете Руси при Ярославе Мудром;
развивающая: развивать навыки и умения аргументации, личностных оценочных суждений, развивать интерес к предмету, формировать творческое и ответственное отношение к православному наследию, развивать знания и умения интерпретации, анализа, сравнения, сопоставления различных толкований исторических фактов;
предметно-практическая: ввести учащихся в ситуацию оценки личностей Ярослава Мудрого, определить его вклад в развитие русского государства;
—воспитательная: способствовать развитию нравственной оценки в формировании представлений о достоинстве и патриотизме русского народа, на примере князя Я.мудрого.
Оборудование: презентация, иллюстративный материал, тестовые задания,
Важные даты: 1019-1054 гг. — правление Ярослава Мудрого; 1037 г. – строительство храма Святой Софии; 1047 г
Основные понятия: оборонительная система, Благовещенская церковь, Золотые ворота.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Повторение изученного материала.
На протяжении последних уроков, о правлении какого князя мы говорим?
Ответы учащихся. Слайд № 1. Правильно Ярослава Мудрого.
— Как представлен на иллюстрации Ярослав Мудрый? (святой). Почему?
На этот вопрос нам поможет ответить кроссворд.
Работа по кроссворду. Слайд № 2.
Киевский собор, построенный в 1037 г. Какими мастерами? В честь какого события?
Высший церковный руководитель епархии.
Рукописная книга «Повесть временных лет» была.… О чем рассказывает нам летопись?
Имя первого русского митрополита.
Для просвещения Руси были переведены на славянский язык…
Церковь, в которую Ярослав перенес кости своих братьев.
Живопись, выполненная по сырой штукатурке.
III. Изучение нового материала.
Мотивация и целевая установка.
Проблемное задание.
Слайд № 3. Учитель сообщает тему урока или учащиеся читают с экрана.
Вопрос: Почему период правления Ярослава называют расцветом Киевской Руси?
Ответ мы должны дать в конце урока.
Слайд № 4. 1. Отношение Ярослава Мудрого к православной вере.
По фрагменту «Повести временных лет».
Слайд № 5. План Древнего Киева.
Учащиеся выполняют познавательные задания презентации. Учитель проводит корректировку.
2. Оборонительная система Киева (работа с учебным пособием с.125-126).
— Что представляла собой оборонительная система?
— Опишите конструкцию Золотых ворот.
3. Особенность внутренней политики (опережающее задание — выступление учащегося)
4. Расцвет Киевской Руси в правление Ярослава Мудрого
Работа в малых группах по схеме.
Храмостроительство Просвещение Руси Канонизация братьев Бориса и Глеба Укрепление Киева Собор Святой Софии в Киеве Создание школ Мастерских по переписке книг Книгохранилищ Первые русские святые Вал, ров Ворота: Золотые Софийские Львовские Лядские
Вывод: Время Ярослава — время просвещения, укрепления и расцвета Руси. Согласно летописи именно в правление Ярослава при монастырях развивается перепись книг, строительство школ и храмов. Возникают первые русские монастыри, сыгравшие большую роль в становлении русской книжности и летописания.
Закрепление материала.
Выполнение тестового опроса
1. Укажите, кто из князей:
1. Построил храм Святой Софии в Киеве;
2. Ввел христианство как государственную религию;
3. Убил Бориса и Глеба;
4. Организовал оборонительную систему Киева;
5. Начал составление свода законов.
2. Укажите, какой князь правил:
А. в 980-1015 гг. Б. в 1015-1054 гг.
Рефлексия
Использованная литература.
Ярослав Мудрый https://www.znat.narod.ru/content/kiev.htm
Икона https://science.compulenta.ru
Борис и Глеб
Собор Святой Софии
https://www.nemiga.info/kiev/sophia.htm
1 ученик. Фрагмент «Повести временных лет».
Ярослав совершил весьма важный шаг в ликвидации церковной зависимости от Византии, избрав в 1051 г. митрополитом не грека, а русского, — монаха Илариоиа. О заботах Ярослава относительно распространения христианства киевский летописец пишет следующее: «При нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться».
2 ученик. Особенность внутренней политики Ярослава заключалась в укреплении основ единства русского общества в рамках единого государства. Первое, что сделал великий князь, — укрепил систему управления страной. Этому способствовала во многом его активная поддержка церкви, потому что Ярослав хорошо понимал силу христианства. Он развивал церковное строительство, например, собора святой Софии.
Иларион помогал Ярославу в организации первых русских школ, церковных библиотек, переводческих центров при монастырях. Он принимал участие в составлении церковного Устава князя Ярослава Мудрого. Ему принадлежат сочинения: «Слово о законе и благодати».
3 ученик. Летопись о Ярославе. В год 1037. … И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.
Результативность урока:
положительная мотивация на уроке, подбор учебной информации из различных источников
повышения уровня наглядности на уроке
повышение производительности на уроке
развитие познавательного интереса учащихся и умение оперировать полученными знаниями
Особенности урока.
Изучение нового материала осуществлялось в ходе выполнения познавательных заданий презентации. Большую часть новой информации излагают сами ученики с помощью текстов и изображений презентации. Важно, что продумано, к кому из школьников будут адресованы те или иные задания.
Задания на воспроизведение текста и описание были даны слабым ученикам, проблемные вопросы — средним, выводы предлагалось делать сильным. Например, при работе с документом задание найти незнакомые слова может быть адресовано слабому ученику, сформулировать главную мысль статьи – ученику базового уровня, а оценить значение введения законов – сильным.