Конспект урока по ОРКСЭ «Зачем творить добро»







Разработка урока по теме: «Зачем творить добро»

В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

Цели и задачи:

введение детей в проблему добра и зла;

воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;

мотивация младших школьников на нравственные поступки и деяния;

формирование умений согласовывать свои действия с коллективом;

создание мотивации для дальнейшей работы по данной теме.

Оборудование:

Иллюстрация деревьев, ватман, раздаточный материал.

Ключевые понятия: добро, добрые дела, самоотверженность, духовная радость


Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости

Девизом нашего урока сегодня будут слова:

 «Спешите делать добрые дела!» Александр Яшин.)

— Что такое добро? Сегодня мы с вами попытаемся   ответить на этот вопрос

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

II. Работа по теме урока.

1.Беседа.

— Давайте порассуждаем: Какой он, добрый человек? (Добрый — это тот, кто помогает другим, жертвуя своими интересами, кто думает не только о себе, но и о других. Такой человек умеет прощать. Он всегда учитывает интересы других людей.)

Внимание!Вы видите перечень имен прилагательных. Смысл каких слов вам не понятен? Это синонимы слова добрый, но среди них есть лишнее слово. Назовите его.

Сердечный

Благосклонный

Незлобивый

Коварный

Душевный

Сочувствующий

Бескорыстный

Беззлобный

(Коварный – хитрый, скрывающий под показной доброжелательностью злой умысел, а также выражающий это качество.)

В православии добрых людей называют самоотверженными и святыми.

Выберите из представленных вариантов тот, который, по вашему мнению, характеризует самоотверженность:

— Готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей?

— Готовность прийти на помощь, творить добро?

— Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?

2. СТАРИК И ЯБЛОНИ Л.Н.Толстой.

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

— Каким качеством из перечисленных выше наделил старика Л.Н. Толстой? (Самоотречение)

— Как вы думаете, кто такие святые?

3.Святой — проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих.

Записать в тетрадь определение.

— Знаете ли вы святых? Назовите их имена.

Блаженная Матрона родилась в 1885 году в селе Себино Тульской области в бедной семье Димитрия и Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой, у нее совсем не было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К избе Никоновых, к слепой девочке шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Прежде всего Матрона молилась за людей. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.

Серафим Саровский родился в 1754 году в городе Курске в семье местного купца Исидора Мошнина и Агафии. Рано потерял отца. В 24 года стал послушником в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. Имея склонность к уединению, стал жить в лесу в кельи в пяти километрах от монастыря. Подвиги его в это время: телесные (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтение книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания), ежедневная долгая молитва, столпничество (заключалось в том, что подвижник изнурял себя, пребывая большую часть суток во всякую погоду на открытой площадке, укрепленной на верхнем конце столба и позволявшей лишь сидеть или стоять). Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их. Имел дар прозорливости и исцеления от болезней.

Николай Чудотворец родился в семье престарелых родителей Нонны и Феофана, которые были весьма богатыми и порядочными людьми. Николай с самого детства показал свою приверженность Господу Богу.

Николай Чудотворец совершил много добрых дел. Например, подарил золото трем сестрам-бесприданницам, с помощью которого они вышли замуж.

Однажды Николай в дороге по морю предсказал и усмирил силою молитвы ужасную бурю, воскресил из мертвых разбившегося насмерть матроса. Он исцелял от недугов много людей, помогал бедным материально.

Святой Николай Чудотворец нищенствовал, истязал себя испытаниями — у него даже не было крыши над головой. И, тем не менее, он не пропускал ни одну церковную службу.

Даже после получения высокой должности епископа Святой Николай не стал облачаться в пышные одежды — он продолжал вести чрезвычайно скромный образ жизни и кушал только один раз в день — вечером.

Во времена гонения на православную Церковь Святой Николай выступал в её поддержку. За это Святого Николая разжаловали из епископов и даже посадили в тюрьму.

После каждого сообщения беседа с учащимися о том, в чём проявилась самоотверженность святых.

— Почему православные христиане совершают добрые поступки?

Итак, доброта и милосердие — это добродетели, то есть такие качества человека, которые делают его подобными Богу, они делают человека похожими на Отца Небесного.

Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?

Хорошо жить, если тебя окружают добрые люди? А если каждый будет считать, что по-доброму должен вести себя не он, а другие, что будет?

Из сборника стихов С.П. Хисамутдиновой

«Творите, люди,на Земле добро»


Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.



Учитель: Так о чем же это стихотворение?

4.Творческая работа. Какие плоды могут расти на дереве «Добро»? А на дереве «Зло»?

Раскрась, подпиши и прикрепи плоды на каждое дерево. Возможные слова: тепло, война, смерть, веселье, мама, слёзы, семья, ласка, разруха, отзывчивость, горе. Слова прикрепляются на деревья.

3fb35bc61380 3fb35bc61380

III.Физминутка. «Волшебный цветок добра». 

Дети встают в круг, слегка вытянув руки вперед ладонями вверх, и закрывают глаза. (Можно включить красивую, приятную мелодию). Учитель: «Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение». Ребята садятся на места.

5.


Из сборника стихов С.П. Хисамутдиновой

ТВОРИТЕ МИР!


Мир и Любовь!
Добро и Чистоту!
Покой и Свет!
Улыбку и Участье
Хочу я видеть
В каждом существе
И знаю: в этом мое счастье.
Когда тепло сердец,
Их нежность ощущаю,
С надеждой я
К Всевышнему взываю
И, как молитву,
Я твержу одно:
«Творите, люди,
На Земле добро!

Учитель: А откуда взялось зло в мире? И вообще, что такое зло?

Учитель: Некоторые считают, что зло было в мире всегда. А значит, будет всегда. Зло, по их мнению, естественное явление в мире природы и в человеческом обществе.

В Библии излагается иной взгляд на возникновение зла.

Во-первых, Библия утверждает, что зло не всегда было в человеческом мире и мире природы.

Во-вторых, Библия указывает на причину возникновения зла в мире. Эта причина грех. Что такое грех? (предполагаемый ответ: грех – это нарушение человеком Божиих заповедей)

В-третьих, в Библии говорится, что от зла можно спастись.

В-четвертых, указывается путь спасения.

Учитель: А как это можно сделать? (человеку следует не прятаться от Бога, а попросить прощения, и никогда больше не нарушать Его заповедей)

Из сборника стихов С.П. Хисамутдиновой «Творите, люди, на Земле добро»


Добро и Зло идут по жизни рядом.
Известно, что нет худа без добра.
Как хорошо, когда на смену злобе
Приходят к нам улыбка, доброта.
Когда в глазах людей, в их добром слове
Почувствуешь божественный тот свет,
То наполняешься огромным счастьем,
Способным оградить от разных бед.
О люди, улыбайтесь чаще,
Тепло души дарите каждый миг
И никогда не осушайте
Тот чистый, сказочный родник!


IV.Закрепление. Работа в группах с раздаточным материалом.

  • Работа с пословицами.

Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она — о добре или о зле, и выбирает для нее камень соответствующего цвета – черный, золотой или черный с золотом. Учитель складывает камни к подножию дерева добра или зла.

Пословицы.

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

*Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно. ( Про добро).

* Добро творить – себя веселить. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За недобрым пойдешь — на беду набредешь. (Про зло).

* Злой плачет от зависти, добрый — от радости. ( Про добро и зло).

VI Посмотрите презентацию.

VII.Работа с учебником.

VIII Работа с компьютером.

IX. Подведение итогов.

— С какими понятиями мы познакомились на данном уроке?

Нужна ли сегодня самоотверженность? Зачем творить добро?


Ну что ж, наше занятие подошло к концу! Будьте добрее, терпимее друг к другу! Идите по жизни только дорогой Добра.

Свежие документы:  Конспект урока по ОРКСЭ "Возникновение религий и их основатели" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: