Конспект урока по ОРКСЭ «Заповеди» 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Николо-Упская основная общеобразовательная школа № 37»










Курс ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Урок №11

Тема «Заповеди»


4 класс












Воротникова Марина Игоревна

учитель ОРКСЭ












2013 г.


План конспект урока


Цель: обсудить с учащимися с такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.

Задачи:

  1. знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

  2. формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;

  3. способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

  4. содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Оборудование: ноутбук, проектор, диск по курсу ОПК


Ход урока:


  1. Организационный момент.


  1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. слайд 1


  1. Сообщение темы занятия.

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. слайд 2

Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях – слово перед учащимися на распечатке), которые Моисей вынес из огня к народу. слайд 3

Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.


  1. Актуализация знаний учащихся


  1. Заповедь. Что это такое? Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? слайд 4

Учащиеся дают определение слову «заповедь» (листочки с текстом на столах перед учащимися).

Заповедь – Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.

Заповедь — Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

Заповедьрелигиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества (определение из Библейского словаря В.Вихлянцева)















.

  1. Изучение нового материала.



Все ваши ответы абсолютно правильные. На уроке мы сегодня найдем ответы на вопросы слайд 5 Как люди получили от Бога закон ? (через пророка Моисея)

Как вы считаете, а зачем нужен закон? Обсуждение

Законы устанавливают порядок в жизни людей.

Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.

Вот они: слайд 6

1-я заповедь:

 «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

 Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

2-я заповедь:

 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им»

 Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину.

 3-я заповедь: слайд 7

 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»

 Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении.

 4-я заповедь:

 «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…»

 Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

2.Исследовательская работа с текстом (время 9мин)

Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней.

слайд 8. Ученикам предлагается поработать с текстом учебника стр. 40-41. Найти ответы на вопросы и заполнить таблицу

Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию в таблице.

Заповеди

Заполни таблицу

Заповедь

Содержание

Что означают?

5

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле


6

Не убивай




7


Нельзя брать чужое без разрешения

8


Храни верность тому, кто тебя любит и любим тобою.

Залог сохранения семьи.

9

Не лги 


10


Не желай себе ничего,

что у ближнего твоего.
























3. Послетекстовая работа (12 минут на обсуждение 5-10-й заповедей.


  1. 5-я Заповедь: Слайд 9

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Учебник, страница 40: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?


  1. 6-я Заповедь: Слайд 10

Не убивай.

Учебник, страница 40-41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.


  1. 7-я Заповедь: Слайд 11

Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай своих близких).

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.


  1. 8-я Заповедь: Слайд 12

Не кради.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Что общего у убийства и воровства?


  1. 9-я Заповедь: Слайд 13

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? – Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.


  1. 10-я Заповедь: Слайд 14

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Как зависть мешает радости, гасит её?

Вспомните сказку «Сказка о рыбаке и рыбке».

— Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

— Как изменялся характер старухи в сказке?

Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

— Раскаялась старуха в своих поступках?


Вывод: вернёмся к нашим вопросам. Нашли мы ответы на вопросы слайд 15 Как люди получили от Бога закон ? (через пророка Моисея)

Как вы считаете, а зачем нужен закон? Обсуждение

Законы устанавливают порядок в жизни людей. Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. слайд 16

Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?


Физминутка

  1. Работа в парах.

Каждой паре учащихся дается задание «Контроль» к уроку 11 на диске.

3 минуты.


  1. Итог занятия.,


— Выполнение какой заповеди требует не только уважения, покорности и послушания, но также любви, нежности, заботы о родителях? (заповедь 5)

— Как ты думаешь, какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления? (заповедь 6)

— Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам? ? (заповедь 8)

— Верность какой заповеди — залог сохранения семьи? (заповедь 7)

Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»? (заповедь 9)

-Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью? (заповедь 10)

Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.



  1. Домашнее задание.


Общее:

— рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

— прочитать стр. 40-41учебника

— ответить на вопросы стр.41

Индивидуальное:

— работа с карточками

Каждый христианин должен______________, так как:

  1. Заповеди даны _______

  2. Они учат _____________________

  3. Выполнение заповедей даёт человеку ________________________


________________________________________________________














Каждый христианин должен соблюдать заповеди, так как:

  1. Заповеди даны Богом

  2. Они учат отличать добро от зла

  3. Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,
    приближает его к Богу.





Свежие документы:  Доклад психолога на тему: «Как вести себя с гиперактивным ребенком»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: