(для средних классов)
Цели урока: познакомить детей с личностью генерала-фельдмаршала Александра Васильевича Суворова. Показать его как полководца, героя и глубоко верующего человека. Воспитывать в детях патриотизм и уважение к православной вере. Расширение кругозора детей.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, диск с записью песни, портрет А.В.Суворова, репродукция картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
Оформление доски тема; даты и названная битв, которые выиграл А.В. Суворов.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте. Меня зовут Андрей Александрович, воспитанник 5-го курса Тобольской Православной Духовной Семинарии. Тему нашего урока вам подскажет песня, которую я вам включу. Прошу прослушать ее внимательно и подготовить ответ на вопрос: «О чем поется в этой песни».
Дети слушают песню .После прослушивания отвечают на вопросы:
«О чем поется в этой песни?».
«Кого из Защитников Отечества вы знаете?»
Новый материал:
Сегодня мы поговорим с вами о великом защитнике Отечества генерале –фельдмаршале, генералиссимусе, князе Александре Васильевиче Италийском ,графе Суворове-Рымникском. Князь Александр Васильевич Суворов получил такой длинный титул не сразу от рождения, а после многих одержанных им побед над врагами Отечества.
Родился он в Москве 13 ноября 1730 года. Отец его Василий Иванович был крестником императора Петра Великого и человеком военным. Про его мать известно очень мало, она умерла, когда Александру Васильевичу исполнилось 14 лет.
Александр Васильевич от рождения был худеньким, слабым здоровьем мальчиком, и отец не хотел отдавать его на военную службу. В те времена детей дворян сразу после рождения записывали на военную службу и, когда им исполнялось 15-16 лет, и они поступали в кадетские корпуса, то сразу становились офицерами, вроде бы прослужили в армии это время. Так как Александр был единственным сыном (у него были только сестры) и при том слабым здоровьем отец решил отдать его на гражданскую службу и не приписал его не к одному из полков. Но мальчик с детства мечтал стать русским солдатом. Едва он научился читать и освоил некоторые иностранные языки, как уже принялся за чтение книг военно-исторического содержания. Из книг он узнал о подвигах великих полководцев Аннибале, Цезаре, Александре Македонском, Евгении Савойском, Карле 12, а из рассказов отца знал русских полководцев. Он изучал историю, географию, арифметику, начала философии, практически сам – по трудам ученых, артиллерию и фортификацию под руководством отца. Делал планы и зарисовки многих битв.
Мальчик Саша не только сидел за чтением книг, но готовился к военной службе и физически: обливался холодной водой по утрам, много бегал, играл в спортивные игры с дворовыми и деревенскими ребятами.
Но, видя все это, отец ни за что не хотел отдавать сына на военную службу.
Однако труды маленького Саши не пропали зря.
Однажды не далеко от имения Суворовых сломалась карета негра Петра Великого, генерала Абрама Петровича Ганнибала. Не далеко от места поломки он увидел маленькое сражение: на поле дрались деревенские и дворовые ребята (он узнал это по цвету рубашек). При этом деревенских было больше, они были сильнее и уже начали побеждать, Абрам Петровичу стало понятно, что деревенские сильно побьют дворовых ребят. Вдруг он увидел, нечто неожиданное: через все поле на неоседланной лошади несся во весь опор мальчуган. Не доезжая сотни шагов до свалки, этот подросток кубарем скатился с лошади и побежал к дворовым ребятам. Когда Абрам Петрович рассмотрел мальчишку, то усмехнулся: «Вот и подмога подоспела». Подмога с первого вида и впрямь была неважной: мальчишка был мал ростом, тщедушен и даже можно сказать хил. С великим удивлением заметил Абрам Петрович, что едва прискакавший мальчуган вмешался в толпу бойцов, словно что-то случилось с ними, у готовых за мгновение до того разбежаться дворовых ребятишек, будто новые силы явились. Из роли побежденных они сразу перешли в наступление и не обращая внимание на сыпавшиеся удары с громким криком кинулись на противников. На миг все стихло, и Абрам Петрович расслышал звонкий ребячий голос, выкрикивавший: «Боковик, ходовик, обходная деревня, не сдавай, наваливай». Тотчас Абрам Петрович с возрастающим удивлением заметил, что от дворовых ребятишек отделилось несколько человек и в то время, когда оставшиеся все смелее и упорнее, с ранее замеченным рыжеватым подростком, напирали на крестьянских мальчиков, отделившееся обижали их справа, слева и сзади, и таким образом ударили на противника сразу с четырех сторон. «Однако что я вижу,- удивлялся про себя Ганнибал- да ведь это совершенно правильное стратегическое движение, по указаниям военной науки, кто этот мальчик, которому известны тайны стратегии».Произведенное действие сразу произвело успех: деревенские мальчишки окруженные с четырех сторон стали пятиться назад и наконец побежали врассыпную во все стороны, а маленький стратег сам не принимавший в свалке ни какого участия, и только распоряжавшийся, кричал своим звонким голосом: « наседай, преследуй, Прошка не выдавай, насядь, гони». Но Рыжеватый угрюмый подросток и без поощрений знал свое дело, по прежнему молча гнался он с несколькими товарищами за бежавшими противниками, и плохо тем приходилось, кому им удавалось нагнать.
Вдруг и преследователи и преследуемые смешались в одну общую толпу, остановились и все кинулись врассыпную громко крича: «барин, сам барин». В одно мгновение поле опустело, ребятишки все исчезли: одни спрятались в лесу, другие удирали совсем далеко. На дороге появилась таратайка, в которой ехал управляющий имением, старый друг Ганнибала — Василий Иванович Суворов. Друзья крепко обнялись, и Василий Иванович пригласил друга к себе в гости. По дороге, Василий Иванович Суворов рассказал своему старому другу о военных увлечениях своего сына, и о том, что хочет отдать его в гражданскую службу. Василий Иванович просил своего друга поговорить с мальчиком, чтобы тот оставил свои военные увлечения и побольше бы берег свое здоровье. Ганнибал, подобно своему крестному Императору Петру, решил сам посмотреть, как живет мальчик, а потом высказать свое мнение. Подойдя к комнате мальчика, Абрам Петрович стал невольным свидетелем разговора, доносившегося из-за двери.
Один голос был грубым, другой же звонкий и с оттенком повелительности.
— «Брось же барчук свои книги,- говорил грубый голос — ну что в них хорошего, сидишь ты время только тратишь, а пойти бы нам на улицу в бабки поиграть, то-то дело, а то книги».
— «Что ты Прошка про книги говоришь,- услышал Ганнибал звонкий голос — Ты скажи — здорово мы сельчан поколотили?»
-«То-то попало им на орехи — будут помнить».
-«А поколотили мы них, потому что я книги читаю. Книги брат Прошка великое дело, все в их найдешь, все постигнешь: и как царю служить, и как врагов отечества колотить»
-«Ну пошел, прийдеться тебе врагов-то колотить.»
-«Прийдется, вот посмотри буду генералом!»
-«А никогда ты им не будешь!»
-«А буду!»
— «Нет, не будешь! Папенька не дозволит!»
-«Так как же это Прошенька, что я генералом не буду? » — слышит из-за двери Абрам Петрович, но на этот раз в голосе так и звенит слезливая нотка — как же я не буду генералом, когда я хочу этого!».
-«Чтоб стать генералом, нужно сперва сделаться солдатом» — громко сказал Ганнибал, отворяя дверь, и входя в комнату.
С первого же взгляда Абрам Петрович узнал обоих ребят. Перед ним был тот маленький тщедушный на вид ребенок, который одним своим появлением решил исход кулачного боя, другой был рыжеватый подросток, который дрался во главе дворовых ребят и догонял». Наблюдательный от природы Ганнибал сразу же окинул взглядом всю обстановку помещения. В ней как бы отражался весь характер мальчика. Комната была обставлена со спартанской простотой: обычный деревянный стол, табурет, кровать с сенником вместо матраца, покрытая простеньким шерстяным одеялом, шкаф также простой сколоченный из простых деревянных досок, икона с ярко теплившейся перед ней лампадой в переднем углу. Вот все, что было в комнате богатого помещика. Но внимательный Ганнибал заметил, в этой комнате то, чего он не видел даже у великих людей своего времени, везде: в шкафу, на кровати, на столе и даже на полу были книги, бумаги, чертежи, карты местности, планы битв. Словом эта убого обставленная комната казалась скорее убежищем ученого, чем помещением богатого дворянского недоросля того времени.
Ганнибал долго говорил с мальчиком Александром и был поражен его познаниям в истории, географии, а в особенности военного дела. Одиннадцатилетний Саша по просьбе Ганнибала не только показал по валявшейся рядом карте ход Полтавской битвы, но и указал на ошибки русских войск, которыми мог воспользоваться король Швеции Карл 12. При этом выводы мальчика были абсолютно правильны с точки зрения военной науки.
Абрам Петрович в восторге поцеловал мальчика и настойчиво советовал отцу отдать Александра на военную службу.
Благодаря этому совету и своим настоянием Александр Суворов был, наконец записан в лейб-гвардии Семеновский полк. Поступив в этот полк в 1745 году, то есть на 15 году жизни он тотчас сделался заправским солдатом. Он учился новому делу с увлечением и радостью, знакомился со службою во всех ее подробностях, нес на себе решительно все обязанности солдата и при том во всех служебных положениях, «важных и неважных, легких и трудных («с исправлением разных должностей и трудных посылок», как говорит он сам).
Даже в старости, будучи еще генералиссимусом, Суворов с гордостью вспоминал, как получил он свою первую награду именно за что был лихой солдат…
Однажды летом Семеновский полк содержал караулы в Петергофе. Суворов, наряженный в караул, стоял у Монплезира и несмотря на небольшой свой рост, так ловко отдал честь Императрице (Елизавете Петровне),гулявшей по саду что она остановилась, посмотрела на него и спросила об имени. Узнав, что он сын Василий Ивановича Суворова, Императрица вынула из кармана серебряный рубль и подала ему. «Государыня! не возьму, сказал ей почтительный Суворов,- закон запрещает солдату брать деньги на часах». — «Молодец — ответила Императрица, потрепав его по щеке, дозволила поцеловать руку и положила рубль на землю, сказав – возьми, когда сменишься». Суворов берег этот крестовик Императрицы и высказывал потом не раз, что никогда и никакая другая награда не порадовали его как эта первая.
-Ребята как вы думаете, почему Александр Васильевич Суворов всегда ответственно относился ко всем поручениям.
-Почему Александр Васильевич вникал во все тонкости солдатской службы? Как могло это пригодиться в будущем? Чему за эти годы мог он научиться?
Однако не этим детальным знакомством со службою особенно ценен этот период пребывания Суворова в роли простого солдата.
Этот период важен для всей последующей его деятельности, как время всестороннего знакомства с русским солдатом. «Суворов жил среди солдат в их казармах, сиживал за их обедом, беседовал с ними у бивачных огней». Вся его служба, все его дни и минуты протекали в непосредственной близости и в непосредственном общении с этими людьми. Немудрено, если, в конце концов, он прекрасно изучил и быт, и понятия, и сердце солдата, если он понял, чем можно влиять на будущих «чудо богатырей», если он научился говорить языком понятным для простого человека…
Таким образом, ни пребывание в родительском доме, ни первые годы военной службы не прошли бесследно для будущего вождя. Так за дни казарменной жизни Суворов всесторонне ознакомился с теми людьми, с которыми ему пришлось делить славу и лишения.
15 апреля 1754 года, то есть через девять лет по поступлении в полк, Суворов произведен был в офицеры.
В 1756 году началась семилетняя война. Но только на третий год войны Суворову удалось попасть в настоящую боевую обстановку. Он не раз отличился своей храбростью во время этой войны, неоднократно рисковал своей жизнью: под ним было убито несколько лошадей, и он сам был ранен в грудь картечью.
После смерти Императрицы Елизаветы в декабре 1761, Император Петр 3 прекращает военные действия. Суворова отсылают в Петербург с депешами, но он не застает в живых Императора Петра 3: на престоле была Екатерина 2. Представившись Государыне, Суворов в 26 августа 1762 года был произведен в полковники, и назначен командиром сначала Астраханского, а затем Суздальского полка.
Семилетняя война не прошла для Суворова бесследно. Он отметил недочеты в подготовке солдат и решил постараться исправить оные хотя бы в своем полку, а также подготовить солдат так, чтобы они всегда были готовы к бою. Он учил солдат перепрыгивать через рвы, переплывать через реки, проходить болота…Он делал ночные маневры, поднимал полк по тревоге во всякое время днем и ночью, зимою и летом, производил Форсированные марши, устраивал штурмы.
— Как вы думаете, нравились ли солдатам Суворовские учения? Почему?
Потому, что ученья были горячими и всегда заканчивались краткими наставлениями. «Солдат любит ученье,- говаривал он,- лишь бы коротко и с толком…Тяжело в ученье легко в походе; легко в учении тяжело в походе»…
Осенью 1768 года Суворова направляют в Смоленск. Путь в 850 верст от Новой Ладоги до Смоленска в самую глухую осеннюю пору, он проходит со своим полком всего за 30 дней. Столь быстрым переходом он удивил весь мир, при этом из строя выбыло всего 6 человек заболевших и 1 пропавший. В 1769 году Суворова направляют в Польшу. Здесь со своим небольшим отрядом он ведет партизанскую войну, побеждает французского генерала Демурье (который победил уже несколько армий), с отрядом в 822 человека разбивает 3-4тыс. отряд литовского гетмана Огинского, осаждает с отрядом всего в 700 человек Краковский замок и заставляет его сдаться, практически без боя.
В конце 1762 года Суворов едет в Петербург, а 4 апреля 1773 отправляется на новый театр борьбы – в Турцию. По прибытию к армии Суворов получил в командование небольшой отряд (в 500 человек), расположенный у Негоештского монастыря, против турецкой крепости Туртукая. Имея приказ произвести разведку, Александр Васильевич отбивает атаку турок, а затем сажает солдат на суда, переправляется в полной темноте, атакует крутой берег, берет 4 батареи, штурмует 3 лагеря неприятеля и город Туртукай, ведет бой на каждом шагу с неприятелем в 6 раз превосходящем его силами. К 4 часам утра все уже было закончено. Турки при этом потеряли 1500 убитыми, с нашей стороны убито было 60 человек и 160 ранено. Суворов увез 10 знамен. 6 пушек, утопил в реке 8 тяжелых орудий и овладел 50 судами.
А утром вместо обычного донесения уведомил Румянцева стихами:
«Слава Богу! слава вам!
Туртукай взят и я там»
За это Суворова хотели предать суду, но царица написала: «Победителя судить не должно» и наградила орденом Св. Георгия большого креста 2-го класса.
Как только Александр Васильевич немного оправился от полученной при штурме контузии ноги, так сразу же сделал новый «поиск» (разведку), при котором турки потеряли 2000 человек убитыми, а нашим войскам досталось 18 медных пушек и 26 лодок.
Вскоре Суворов при Козлуджи 8 тысячным отрядом атаковал 40 тысячную армию турок и разбил ее. Через месяц Турция и заключила Кучук-Карнаджийский мирный договор с Россией (10 июля 1774г.). Во время празднования торжеств Императрица наградила Суворова золотой шпагой с брильянтами.
После 1-й турецкой войны Суворову поручили усмирить восстание Пугачева, с которым он вскоре справился.
За 13 лет между Турецкими войнами Суворову приходилось быть и администратором и дипломатом, ему поручали самые тяжелые задания: вывоз христиан из Крыма, усмирение беспорядков на Кубани, встречу Императрицы на юге России…
В 1787г. Началась 2-я Турецкая война. Суворову было поручено охранять крепость Кинбурн, которая находилась на косе и вдавалась в море. Это был стратегически очень важный объект.
1октября по старому стилю, то есть 14 октября по новому стилю, по которому мы живем, на рассвете под прикрытием 600 орудий своего флота, 6000 отряд турок начал высаживаться на Кинбургской косе. Отряд Суворова был обречен, у Суворова было 1000 человек, к которым могли подоспеть 4 казачьих полка(1000чел.) и еще 1000 человек конницы, но только к вечеру.
Вопрос: «Дети как вы думаете, что мог сделать Суворов, чтобы поднять боевой дух у солдат и выиграть сражение?»/Приказал звонить к обедне, не отвечать на огонь турок пока все не вылезут. После молебствия, обратился к солдатам: «Чудо- богатыри помните Святой Покров Богородицы, стойте за дом Пресвятой Богородицы, стойте за Матушку Царицу, убьют Царство Небесное, церковь молит, живым победа, слава». «Рады стараться»- гремят чудо-богатыри. «С Богом тогда, вон бритолобые отдаю их вам, вперед, ура!»/
Бой: Когда наши солдаты стали отступать, Суворов остался на месте, солдаты поспешили на помощь любимому генералу и кинулись вперед. В критическую минуту прискакал легкоконный Мариупольский полк, вызванный с утра за 36 верст. Во время боя Александр Васильевич был несколько раз ранен, но, несмотря на это сразу после победы приказал служить благодарственный молебен. Победа была полной: из 6000 янычар чудом спаслись 600-700 человек.
В июле месяце 1789 Суворов с 7000чел, помогая принцу Кобургскому (18тыс. чел), разбил при Фокшанах 30-ти Тысячный отряд турок, а в августе при Рымнике, выручая того же принца Кобургского, вместе с ним разбил 100тыс отряд турок.
В 1790 году ему было поручено взять неприступную крепость Измаил. Число осаждавших было меньше, чем число осажденных. На крепости было установлено 250орудий. Но Суворов справился с этой нелегкой задачей. В штурма одна из колон штурмовавших крепость потеряла своего начальника, эти батальоны стали отступать, видя это полковой священник высоко поднял крест с изображением Спасителя и бросился с ним на турок, солдаты пошли в наступление и захватили свой участок крепости. Священник за этот подвиг был награжден Императрицей Екатериной золотым крестом на георгиевской ленте.
Но из-за ссоры с главнокомандующим, Суворов остался без награды за взятие крепости Измаила. Ему даже не разрешили остаться на празднованиях посвященных этим событиям. И на 1,5 года отправили в Финляндию, а затем в Херсон не дав принять дальнейшего участия в военных действиях.
Но в 1894 в Польше начинается восстание и принимает такой оборот, что приходится отправлять туда Суворова. Он с радостью едет в Польшу и всего за 40 дней наводит там порядок. За взятие Праги Александр Васильевич вне очереди получает фельдмаршальское звание.
Но прежде чем перейти к Италийскому и Швейцарскому походах, давайте посмотрим на то, как жил князь.
Не смотря на то, что князь имел богатые имения, жил он очень просто: спал на сене, укрывшись простынею или шинелью, под головою две пуховых подушки. Вставал рано, часа в 2 утра. Обливался холодной водой (даже зимою), быстро одевался, пил утренний чай, занимался гимнастикой. Часов в 7 утра обедал, при чем в пище он был крайне умерен, стол его был прост, он любил особенно кашу. После обеда любил отдохнуть, окончательно же укладывался спать часов в 6 вечера.
Александр Васильевич был человеком религиозным. Уже с детства он отличался набожностью и благочестием, любил сидеть над Библией и в совершенстве изучил церковное пение. В своем же полку обратил внимание на церковь, устроил ее, сам составил молитвенник для нижних чинов, открыто внушал людям любовь к Богу и веру в Божественный Промысел. Он говорил «Будь благочестив, уповая на Бога, молись ему усердно, люби Его всею душою. Он сотворил нас и все доброе от Него. Стой за дом Пресвятой Богородицы. Стой за Матушку-Царицу. Убьют царство небесное. Церковь Бога молит. Жив нам честь и слава. Молись Богу! От него победа. Чудо богатыри! Бог нас водит он нам генерал!»- «В результате,- как пишет сам Суворов в одном из своих писем – солдаты догадывались и познавали, что во всех делах Бог с ними, и устремлялись к честности». Сам князь не был ханжа. В те годы безверия высшего общества не требовали наружного Богопочтения. Он был искренне верующим, он открыто исповедовал, что «почитал и любил Бога». Уже по одной этой черте он был истинно Русским человеком, понятным и близким для обширной семьи чудо богатырей.
Суворов хотел даже уйти в монахи и подавал о том соответствующее прошения, из своего имения, где он жил в ссылки, будучи в немилости Императора Павла. Но вместо этого был позван на защиту Отечества. И забыв все обиды, князь после горячей молитвы в маленькой церкви, выехал в столицу. Несколько дней спустя Государь возложил на него крест ордена св. Иоанна Иерусалимского. Во время церемонии Суворов стоял на коленях. «Боже спаси царя!»- воскликнул он. «Тебе спасать царей»- ответил Павел.
В 1799г. князь Суворов стал главнокомандующим союзных армий. Австрийцы хотели, чтобы он не принимал никаких решений без согласия придворного совета в Вене. Но Суворов удалось сбросить опеку Австрийских министров, и он вместо обороны союзных границ начал наступление. Союзники не раз подводили его во время битв: не вступали в бой, не выполняли обещаний доставить продовольствие, мулов, лошадей, но Александр Васильевич одерживал победу за победой над лучшей армией Европы и лучшими ее генералами, ему оставалось сделать немногое, чтобы прийти прямо в Париж и навести там порядок. Но Австрия придумала хитроумную комбинацию, чтобы отвести этот гибельный удар от противника. Суворову не дали довершить его в Италии. «Иду! Воскликнул фельдмаршал,- иду, но горе тем, кто меня посылает! Я бил, но не добил французов …злоумышленники раскаются, но поздно».
Суворова отправили в Швейцарию на помощь Римскому-Корсакову. Но в самом начале похода Австрийские военноначальники обманули Суворова, они не приготовили ни продовольствия, ни мулов с вьюками, ни лошадей. Также не было никаких географических данных страны. В этих заботах было потерянно несколько дней из-за которых Суворов не успел на выручку Корсакова. На пути Александра Васильевича встает перевал Сант-Готард занятый французами. Первая лобовая атака русских войск была отбита, но удачный обход Багратиона, направленный в левый фланг французов, решил Судьбу Сант-Готарда. Сразу после победы он сначала попросил отслужить молебен, а только затем принял угощение Сант-Готордского монастыря. Дальше Суворовским войскам надлежало идти по обрывистым утесам, переходить через полуразрушенный Чертов Мост над огромной пропастью, в которую многие срывались, при этом постоянно воюя с врагом. Но когда самое страшное оказалось впереди — когда Суворов достиг города Альтдорфа ,то увидел ,что дорога вокруг Люцернского озера не было, флотилия на озере была в руках врага. Для выручки Корсакову оставалось одно: подняться на суровый и непреступный горный перевал Рошток спуститься в долину Мутен и уже отсюда выйти на город Швиц к Корсакову. Две тропинки вели через Рошток, но они были доступны только горным оленям. Уверенный, однако, в том, что «где проходит олень, там пройдет и русский солдат», Суворов решил вести свою 16 тысячную армию по одной из этих тропинок. Во время перехода солдаты старались помогать своим начальникам, были случаи когда по пути у офицеров рвались сапоги и им приходилось идти босыми, видя это, солдаты обрезали полы своих шинелей и делали из них обувь, не взирая на все протесты офицеров. Солдаты говорили «Мы привыкли терпеть холод дома, а вы происходите из дворян и не привычны к такому, поэтому носите на здоровье».
Переход был ужасен: не одной армии мира не случалось еще проходить по таким стремнинам.… Каждый неверный шаг стоил жизни…Облака, проносясь по скатам, охватывали колоны густым туманом, обдавая их холодною влагою. Страшный след обозначался множеством тел, разбросанных по всему протяжению скорбного пути…Но не доходя до Швица, всего 15 верст в долине получена страшная ,что Римский Корсаков разбит, что последние Австрийские отряды, еще оставшиеся в Швейцарии разбиты и наконец, что французский генерал Массена собирает свою армию у Швица чтобы запереть русских. Но Суворов, сделав несколько обманных маневров для французов, уводит свои войска, через горный хребет Паниксер к Рейну.
Александр Васильевич спас армию и, возвращался домой как герой. Готовилась грандиозная встреча в Петербурге, но перед приездом он впал в немилость государя, торжества отменили, и во избежание восторгов генераллисимусу приказано было в Столицу въехать ночью.
Умирая, Александр Васильевич говорил: «Я долго гонялся за славой- все мечта; покой души только у престола Всевышнего».После смерти его похоронили в Александро-Невской Лавре, в Санкт- Петербурге.
Мы с вами говорили о нашем соотечественнике, который жил более 200 лет назад. Он был защитником нашей с вами Родины, глубоко верующим человеком великим полководцем, не проигравшем ни одного сражения за всю свою жизнь, генераллисимусом.
-Но как он этого всего достиг? Благодаря чему? Ребята, почему Суворов воевал за пределами Российской Империи? Что он защищал?
-А как можем ли мы проявлять свой патриотизм? Как мы с вами можем служить нашей Родине? А в вашем возрасте? /Семья, учеба, помощь друзьям…/
Недочеты по уроку:
1. Не полностью раскрыта тема: А.В. Суворов как верующий человек.
2.Дети не поняли смысл песни.
3.Сильная жестикуляция руками.
4.Материал лучше давать тише.
11